СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА
Приказом от 31.08.2016 №167
Заместитель директора (ВР)
И.В. Кускова
«___» ___________2016 год
Программа
профилактической работы
с детьми «группы риска» МБОУ «Красноармейская СОШ»
Цель данной программы помочь учащемуся:
-адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
-развивать адаптационные умения;
-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
-приобрести навыки для дальнейшей самореализации;
- возрождение семейных ценностей и традиций;
- устранение агрессивного поведения;
- оказание социально-педагогической поддержки, за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.
- создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты поведения учащихся.
- поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений.
- научить говорить о своих мыслях, чувствах, поступках.
Задачи программы:
- обеспечить постепенную, безболезненную адаптацию учащегося в школе;
- учить учащихся адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций;
- готовить учащихся к выполнению социальных ролей;
- оказание консультативной помощи учителям, родителям в процессе из деятельности;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
- осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции агрессивного поведения:
- оказать помощь в решении проблем агрессивного ребенка;
- снизить уровень агрессивности;
- создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;
- оказать помощь родителям и педагогам в работе с агрессивным ребенком;
- организовать помощь учащимся у в решении насущных задач:
-учебные трудности;
-нарушения эмоционально-волевой сферы;
-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;
- возмещать издержки семейного воспитания;
- повысить мотивацию учебной деятельности.
- создать вокруг атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения;
- помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений.
«Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
-устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
-жестокое обращение с детьми (побои);
-побеги из дома, конфликты со сверстниками.
- постановка детей на учет в ПДН, КДН и ЗП
Работа с детьми «группы риска» включает в себя:
-социально–педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
-выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
-изучение интересов и склонностей, способностей ученика, включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным поведением, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность. Проявление различных форм агрессивности показывает, что преобладает физическая агрессия. благоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей «группы риска» деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству. Необходимо понимать, что их поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых он не сможет справиться с трудностями.
В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении с учащимися «группы риска» предпочтительна индивидуальная форма работы, с учётом возрастных и физиологических особенностей развития.
Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у школьников предпочтение здорового образа жизни, формирует установку на сопротивление внешнему давлению, учит говорить: «НЕТ!»
Проводя работу с детьми «группы-риска», необходимо параллельно вести работу с семьёй.
В состав программы включены:
План мероприятий с учащимися «группы-риска»
Тематика бесед с родителями, учащихся «группы-риска»
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка (Приложение 1)
План мероприятий с детьми и их родителями из неблагополучных семей
Тематическое планирование занятий, по устранению агрессивного поведения на 2016-2018 годы
Рекомендации по работе с агрессивными детьми (Приложение 2)
План мероприятий учащихся, повышение мотивации к учебной деятельности
Профилактика неуспеваемости для учителей
План работы со слабоуспевающими и с неуспевающими
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
Итоги реализации программы будут рассматриваться по четвертям, на педагогических форумах.
План
мероприятий МБОУ «Красноармейская СОШ»
с учащимися «группы-риска»
№ | Мероприятия | Ответственный | Срок исполнения |
-
| Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причины социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | Социальный педагог, педагог- психолог | Сентябрь, январь |
-
| Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» | Педагог-психолог | В течение года |
-
| Тренинг: «Навыки общения». | Социальный педагог | В течение года |
-
| Контроль за дозировкой домашнего задания | Зам. директора (УВР) | В течение года |
-
| Оформление сменных уголков здоровья | Зам. директора (ВР), социальный педагог | 1 раз в четверть |
-
| Психолого-педагогическо и социально-педагогическое сопровождение детей «группы- риска» | Педагог-психолог, Социальный педагог | В течение года |
-
| Исследование адаптации к школе | Педагог-психолог, социальный педагог | Первая четверть |
-
| Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ - что это значит?» | Социальный педагог, классные руководители | В течение года |
-
| - проверка сменной обуви; - контроль за чистотой рук в столовой; - | Классные руководители, социальный педагог | В течение года |
Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска»: «Вредные привычки» «Наше здоровье в наших руках» «Компьютер- враг или друг» | Социальный педагог | 1 раз в полугодие |
-
| Тренинг «Положительный образ Я»: - упражнение «Ожидание»; - игра-разминка "Эмоции и ситуации"; - упражнение «Репортер»; - упражнение «Бомбардировка положительными качествами»; - упражнение «Ты будешь мной, а я- тобой»; - упражнение «Я - уверенный человек»; - упражнение «Закончите фразу»; - упражнение «Цветок пожеланий». | Педагог-психолог | Октябрь Декабрь, февраль, май |
-
| Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг», «Ты и твои права» | Инспектор ПДН, инспектор КДН, социальный педагог | Ноябрь, апрель |
-
| Контроль за успеваемостью и посещаемостью, детей «группы риска» | Классные руководители, социальный педагог | В течение года |
-
| Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» | Зам. директора (ВР), социальный педагог | 1 раз в полугодие |
-
| Акция: «Нет вредным привычкам!» | Зам. директора (ВР) Социальный педагог, классные руководители | ноябрь |
-
| Тренинг «Как найти свое место в жизни?» | Педагог- психолог | Апрель |
-
| Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья | Классные руководители | 1 раз в четверть |
-
| Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. | Нарколог больницы ЦРБ | 1 раз в полугодие |
-
| Заседание с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей». | Зам. директора (ВР), социальный педагог, педагог-психолог | Сентябрь |
-
| Тренинг «Профессия выбираем вместе» | Социальный педагог | 1 раз в полугодие |
-
| Знакомство с правами и обязанностями учащихся | Социальный педагог | Сентябрь, январь |
-
| Беседа «Вредные привычки и их последствия» | Социальный педагог | Октябрь, март |
-
| Беседа «Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?» | Педагог- психолог | Октябрь, февраль |
-
| Цикл бесед о правонарушениях несовершеннолетних и ответственность за них учащихся и их родителей (нарушения ПДД, мелкое хулиганство, нецензурная брань, бродяжничество, наркомания, пьянство, неумышленное телесное повреждение) | Социальный педагог | октябрь, май |
-
| Цикл лекций по уголовно- правовой тематике: ответственность за кражи, разбой, заведомо ложный сигнал о терроризме, взрывных устройствах и т.п. с приглашением инспектора полиции | Социальный педагог | декабрь, май |
-
| Беседа « Если подросток агрессивен» | Педагог -психолог | Октябрь, февраль, май |
-
| Беседа «Твоя жизнь в твоих руках», | Педагог- психолог | Ноябрь, апрель |
-
| Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей | Социальный педагог | Сентябрь |
Тематика
бесед с родителями учащихся «группы- риска»
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
-
| «Друзья моего ребёнка. Что я о них знаю?» | 1 раз в полугодие | Педагог-психолог |
-
| «Культурные традиции и обычаи семьи». | 1 раз в полугодие | Социальный педагог |
-
| «О занятости ребёнка в свободное от учёбы время». | 1 раз в полугодие | Социальный педагог |
-
| «Права и обязанности ребёнка в семье». «Права и обязанности родителей». «Права и обязанности несовершеннолетних». | 1 раз полугодие | Социальный педагог, инспектор ПДН |
-
| «Если ребёнку учиться не интересно». «Если ребёнок неуправляем» «Мы не находим взаимопонимания». (Консультация). | 1 раз в полугодие | Педагог-психолог |
Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребёнка
ФИО___________________________________________________КЛАСС_____________
№ | Социальные характеристики | Балл |
1. | Состав семьи ребенка: | |
Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 |
Только мать и отец | 4 |
Мать и отчим, отец и мачеха | 3 |
Одна мать, один отец | 2 |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 |
2 | Школьная успеваемость: | |
| Хорошая | 5 |
| Удовлетворительная | 4 |
| Неудовлетворительная | 3 |
| Оставил школу, работает | 2 |
| Отставил школу, не работает | 1 |
3. | Здоровье ребенка: | |
| Практически здоров | 5 |
| Часто болеет в пределах нормального развития | 4 |
| Имеет хронические болезни | 3 |
| Отставание в умственном развитии | 2 |
| Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 |
4. | Поведение ребенка в школе: | |
| Хорошая | 5 |
| Удовлетворительная | 4 |
| Неудовлетворительная | 3 |
| Неоднократно замечалась асоциальное поведение | 2 |
| Состоит на учете в ПДН | 1 |
5. | Внешкольное общение ребенка | |
| Постоянное общение на занятиях, посещение кружков, секций | 5 |
| Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени | 4 |
| Общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей | 3 |
| Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсических веществ | 2 |
| Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств | 1 |
6. | Жизненные цели ребенка: | |
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению постановленных целей | 5 |
| Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно. Расплывчато | 4 |
| Отсутствие определенных целей и планов на будущие либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось | 3 |
| Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа- сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 |
| Ясно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете в ПДН) | 1 |
| Количество баллов | |
План
мероприятий с неблагополучными семьями
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Диагностика, выявление неблагополучных семей | Сентябрь, по необходимости в течение года | Классный руководитель, социальный педагог |
2. | Составление карты неблагополучных семей. | Сентябрь, октябрь | Классный руководитель, социальный педагог |
3. | Составление акта жилищных условий | 2 раза в полугодие | Классный руководитель, социальный педагог |
5. | Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: -вредные привычки детей и родителей; -совместное проведение свободного времени; - личный пример родителей; - профилактика правонарушений; | 1 раз в четверть | Классный руководитель, социальный педагог |
6. | Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Красноармейского района. - рейды по неблагополучным семьям; - помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь. | Постоянно | Классный руководитель, социальный педагог |
7. | Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. | Постоянно | Социальный педагог, педагог-психолог |
8. | Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей | Постоянно | Социальный педагог |
10. | Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. | Постоянно | Классный руководитель |
11. | Участие в процедуре лишение родительских прав | По необходимости | Социальный педагог |
Тематическое планирование
занятий по устранению агрессивного поведения
№ занятия тема | Срок исполнения | Цель занятия | Содержание (Игры и упражнения) | Ответственные |
1.Мы начинаем! | Сентябрь | попытаться раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; развивать умение дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике | - «Тренинг эмоций» | педагог -психолог |
3.Хорошо ли быть злым? | Октябрь | продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости | - Беседа «Почему иногда бывает плохое настроение, и как его исправить?» - «Придумывание историй» | педагог- психолог |
4. Что делать, если ты злишься? | Ноябрь | продолжать знакомство с сложными способами снятия напряжения; учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций) | - Чтение отрывков из книги Э. Кейри «Я злюсь» (чтение активное: учащейся по ходу чтения отвечают на вопросы, додумывают ситуации и знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния: замесить тесто «понарошку», высказать свои чувства, попросить помощи, «смыть» дурные чувства) | педагог -психолог |
7. Поговорим о доброте | Декабрь | обобщить представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я» | - Упражнение «Помоги себе сам» - Упражнение «Выручи из беды» - Чтение (слушание) рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони», анализ | педагог - психолог |
8. Ссора | Январь | развивать умение анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность; знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению, использованию в поведении | -Слушание стихотворения «Поссорились», анализ -Упражнение «Дружба начинается с улыбки» -«Проблемная ситуация» (усвоение правил поведения в сложных ситуациях) | педагог- психолог |
10.Чувства одинокого человека | Февраль | развивать умение анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции | - «Два дерева «Радость» и «Печаль» (цветопись настроения) - «Будь внимателен к другому» » | педагог- психолог |
15.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | Март | развивать умение анализировать конфликтные ситуации, развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки, развивать умение снимать эмоциональное напряжение | - Анализ конфликтных ситуаций «Как бы ты поступил?» - Слушание рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг», анализ | педагог - психолог |
16. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях | Апрель | развивать умения управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики | - Слушание рассказа В.Осеевой «Отомстила», анализ - Поведенческий тренинг | педагог- психолог |
21. Наши мечты | Май | продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях, учить сознательно управлять своими эмоциями, формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки | - Рисование на тему «Моя мечта» | педагог- психолог |
Приложение 2
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
Доверие к ребёнку - основное правило.
Старайтесь быть примером для ребенка.
Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
Не обманывайте ребенка.
Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
Выход из безвыходного положения - шутка.
Работа с агрессивными детьми – это совместная, трудоемкая работа и учителя, и родителей.
Агрессивные дети часто бывают вооружены.
Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
Общение на равных, но не впадать в зависимость от них.
В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
Обсуждайте поведение только после успокоения.
Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что .... Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
Свое плохое настроение не разряжать на нем.
Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
План
мероприятий учащихся, направленных на
повышение мотивации к учебной деятельности
Тема и содержание | Срок | Форма работы | Ответственные |
1.Посещение на дому. Собеседование | 1раз в квартал | Беседа | Классный Руководитель, социальный педагог |
2. Опросник. Десять моих «Я» | сентябрь | Беседа | Педагог- психолог |
5.Наблюдение «Как происходит адаптация учащегося в школе» Наблюдение и изучение. | 1 четверть ежедневно | Учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой деятельности | Педагог-психолог |
6.Поручения в классе | ежемесячно | Коллективная работа | Классный руководитель |
7.Участие ученика в мероприятиях, проводимых в классе и школе | ежемесячно | Коллективная работа | Классный руководитель, старший-вожатый |
9.Мини-опрос. Насколько ученик знаком с правилами приветствий | январь | тест | Социальный педагог |
10.Индивидуальные беседы с родителями | 1 раз в полугодие | Тематические и индивидуальные консультация | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
11. Проективные тесты. Ассоциации | март | диагностика | Педагог- психолог |
12.Коррекционная работа. Индивидуальная беседа. «Мотивация к учебе» | ежемесячно | Своевременная психолого-педагогическая помощь. | Педагог-психолог |
Профилактика неуспеваемости для учителей
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
План
работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок/ответственный |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь/учитель предметник |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | Сентябрь/ классный руководитель, педагог-психолог, врач, ребёнок |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости/классный руководитель, учитель предметник, педагог-психолог |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течение учебного года/учитель предметник |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года/классный руководитель |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками | В течение учебного года/ учитель предметник |
Работа с неуспевающими детьми, по итогам третьей четверти.
Проведены:
- индивидуальные коррекционные занятия по стабилизации эмоционального состояния, развитие ответственности;
- работа по профилактике асоциального поведения;
- создавалась проблемная ситуация;
- ориентирование ученика на самооценку деятельности;
- выстраивалось позитивное отношение на занятиях;
- проявлялась искренняя заинтересованность, вырабатывалась позитивная самооценка ученика;
- работа по осознанию учащимися необходимости получения новых знаний.
Рекомендовано, в работе с неуспевающими детьми использовать памятку для педагогов.
Памятка
«Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься»:
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения.
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.