СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа психологической службы в школе помогает сохранить психологическое здоровье детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического здоровья.»


Программа

«Психологическое здоровье обучающихся»


Психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Целью практической психологии может быть психологическое здоровье ребенка, а психологическое и личностное развитие – условие, средство достижения этого здоровья.


Цель реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие обучающихся.


Основные задачи:

  1. Создание условий для сохранения психологического здоровья обучающихся.

  2. Создание благоприятного психологического климата в школе.

  3. Формирование мотивации здорового образа жизни.


Критериями эффективности подпрограммы могут выступать:

  1. Конструктивные изменения характера адаптации учащихся (ее сбалансированность и гармоничность).

  2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

  3. Овладение обучающимися приемами саморегуляции.

  4. Изменение социально-психологического климата в школе.

  5. Снижение уровня заболеваемости.


Режим реализации подпрограммы

«Психологическое здоровье учащихся»

Данная подпрограмма может быть реализована в 3 этапа.


I этап диагностический, который позволяет оценить состояние психического здоровья детей на каждом возрастном этапе

II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов ребенка (имеет практическую направленность, ориентировочно продолжительность 2-3 года).


III этап- диагностика уровня психологического здоровья учащихся



I этап – диагностический


Здоровье является результатом взаимодействия индивида и факторов окружающей среды, т.е. Здоровье зависит от функционального состояния человека (ребенка) и факторов здоровья (факторов риска)

Факторы риска здоровья в школе:


  1. Устранимые факторы (при желании и определенных условиях их можно устранить (например, вредные привычки).

  2. Неустранимые факторы (действия которых можно изменить):


  1. Факторы, для которых можно подобрать противодействующий фактор («коррекция»). Гиподинамия – физические нагрузки, утомление зрительного анализатора – гимнастика для глаз.

  2. Факторы, вредное действие которых можно компенсировать («компенсация»). Физические нагрузки – рациональное питание, психоэмоциональное напряжение – релаксация.

  3. Изменение функционального состояния здоровья (меры, направленные на укрепление здоровья)


Цель: Получить системные данные при обследовании детей для оценки функционального состояния психологического здоровья детей на каждом возрастном этапе.


Начальная школа

блок

«Психологическое благополучие»

В центре внимания психолога должно быть психологическое благополучие ребенка, которое включает:

  1. Благоприятный психологический климат в школе (классе).

  2. Эмоциональное состояние школьника.

  3. Уровень самооценки.

  4. Социометрический статус в коллективе.

  5. Мотивацию к здоровому образу жизни и к обучению в школе.

  6. Социально-психологическая адаптация.


6-8 класс (подростковый возраст)

блок «Развитие и совершенствование психологических ресурсов»

Акцент в развитии ребенка в это время смещается в сферу общения и взаимодействия с другими людьми, а интерес к учебной деятельности падает еще и потому, что у ребенка не сформировалось «умение учиться». Что же могут сделать сами ребята, чтобы улучшить организацию своего труда. Именно организация труда школьников позволит им избегать перегрузки, рационально планировать свою деятельность, познакомить их с методами эмоциональной саморегуляции. Только через познание самого себя, познание своих потребностей и возможностей можно включить механизм саморазвития и самосовершенствования.

Цель: Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения физического и психического здоровья.


9 класс (юношеский возраст)

блок «Самоактуализация личности и психологическое здоровье юношей»


Цель: мотивация здорового образа жизни и создание условий для самоопределений и самоактуализации старших школьников.


Юноши вплотную подходят к проблемам ориентации в жизни. На этом этапе актуален выход в режим самодиагностики и самоанализа. Полученная информация будет сознательно востребована воспитанниками: какие-то сведения уточняют ранее полученную информацию о себе, а какие-то расширят представления о себе.


II этап – реализация подпрограммы

«Психологическое здоровье учащихся»


Проводится в соответствии с полученными результатами на этапе диагностики функционального состояния психологического здоровья школьников.

Цель: Через серию специально организованных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон личности формировать психологическую культуру и укреплять психологическое здоровье обучающихся.


«Психологическое здоровье учащихся»

(младший школьный возраст)

блок «Психологическое благополучие»


Цель: Формирование эмоциональной стабильности и повышение адаптивности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Развитие у детей эмоциональной регуляции поведения.

  2. Повышение уверенности в себе.

  3. Формирование мотива здорового образа жизни (правила личной гигиены, привычки)

  4. Формирование эмпатийного отношения к людям, приобретение определенных социальных навыков.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половине дня в специально оборудованном помещении группами по 10-12 человек. Тематика и планы занятий могут корректироваться в зависимости от конкретной группы детей

Примерные темы занятий:

  1. Такие разные настроения (Мы и наше настроение).

  2. Как справиться с плохим настроением.

  3. Как стать уверенным в себе.

  4. Отношение к трудной ситуации.

  5. Как добиться успеха?

  6. Как победить свой страх?

  7. Я, мы и наши права.

  8. Мы и наши привычки (правила личной гигиены, режим дня, рацион питания).

  9. Я и мое здоровье.

  10. Развитие коммуникативных навыков и т.д.


«Психологическое здоровье учащихся»

(подростковый возраст, учащиеся 6-8 класс).

блок «Развитие и совершенствование психологических ресурсов»


Цель: Освоение способов организации труда школьников, а также мотивации и саморегуляции психологического здоровья.


Задачи:

  1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.

  2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

  3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.

  4. Развитие субъект-субъектных отношений и навыков групповой сплоченности, бесконфликтного общения.

Занятия проходят во второй половине дня в специально оборудованном помещении по группам 10-12 человек.

Примерная тематика занятий.

  1. Память и способы ее развития.

  2. Внимание, тренинг внимания.

  3. Школа и здоровье (физическое, психологическое, социальное).

  4. Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.

  5. Гимнастика ума (тренинг мышления «Как стать умным?»)

  6. Психическая саморегуляция и сохранение психического здоровья.

  7. Аутогенная тренировка.

  8. Эффективное общение и конфликты.

  9. Психологический стресс.

  10. Способы психологической защиты.

  11. Обида и обидчивость.

  12. О мужественности и женственности.

  13. О желаниях, потребностях и установках.

  14. Скорочтение.


«Психологическое здоровье учащихся»

(старший школьный возраст, учащиеся 9 класс)

блок «Психологическое здоровье и самоактуализация

старших школьников»


Цель: мотивация здорового образа жизни и создания условий для самоопределения и самоактуализации старших школьников.


Задачи:

  1. Формирование ценностных ориентаций личности старшеклассника.

  2. Развитие способностей и потребностей для адекватного самоопределения и самореализации.

  3. Развитие социальной активности старшеклассника и конструктивного сотрудничества.

  4. Обучение методам эмоциональной саморегуляции.

  5. Развитие лидерских качеств.


Работа в старшем звене организована через:

  1. Классные часы

  2. Индивидуальное консультирование

  3. Коррекционно-развивающие занятия


Примерная тематика занятий спецкурса

«Психология личностного роста»

  1. Трудное восхождение к себе.

  2. Каков я на самом деле.

  3. Индивидуальность – это…

  4. Принимаю ответственность на себя.

  5. Здравствуйте люди.

  6. «Мы с тобой одной крови» (мой круг общения).

  7. Почувствуй себя любимым (методы самовнушения).

  8. Эмоциональная саморегуляция.

  9. Портрет современного молодого человека.

  10. Бесконфликтное общение (приемы психологической самозащиты).

  11. Я – подарок для человечества (самоактуализация личности).

  12. Стратегии жизни.

  13. «Твое будущее» или «оракул» и т.д.


III этап –диагностический

Осуществление контрольной диагностики.

Цель: Выявить динамику в личностном развитии воспитанников.


Используемая литература

    1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», «Академия» АПК и ПРО, г. Москва 2002 г

    2. Аверьянова Н.И. «Медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья школьников», Пермь 1997 г. (ПГМА)

    3. Гарбузов «Практическая психология», АО «Сфера», Санкт-Петербург 1994 г.

    4. Овчарова В.В. «Технологии практического психолога в образовании», Творческий центр «Сфера», Москва 2001 г.

    5. Слободняк Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы», АЙРИС ПРЕСС, Москва 2004 г.

    6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Москва «Генезис» 2000 г.

    7. Приецилла Прутуман «Дружный класс как маленькая планета», Санкт-Петербург, «Светлячок» 1998 г.

    8. Чистякова М.И. «Психогимнастика», Москва 1990 г.

    9. Никольская И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе», Санкт-Петербург, «Эксперимент» 1998 г.

    10. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», ТЦ «Сфера» 1996 г.

    11. Прихожан А.М. «Психология неудачника», ТЦ «Сфера», Москва 2001 г.

    12. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома», Новая школа, Москва 1993 г.

    13. Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…», «Феникс», г. Дубна 1996 г.

    14. Битянова Н.Р. «Психология личностного роста» М. Международная педагогическая академия, 1995 г.

    15. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М., Академия, 1995 г.

    16. Козлов Н. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург АРД ЛТД 1997 г.
















Приложение


Пакет диагностических методик для начальной школы включены следующие методики:

  1. Шкала явной тревожности для детей (SMAS)

Цель – выявление тревожности как состояния хронического переживания психического и соматического напряжения.

  1. Тест школьной тревожности Филлису

Цель – для уточняющей диагностики детей «группы риска»; изучает уровень и характер тревожности связанной со школой.

  1. Методика эмоционально-психологического климата в классе (Карпова Г.А.)

Цель – определение уровня эмоционально-психологического климата в коллективе.

  1. Уровень школьной мотивации учащихся начальной школы (по Лускановой).

Цель – определение уровня сформированности мотивационной сферы как основы успешности овладения учебной деятельностью.

  1. Уровень самооценки (по Дембо – Рубенштейну).

Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.

  1. Шкала приемлемости (по Бахиревой)

Цель – определение социального статуса ребенка в классе, как показателя сохранности психологического здоровья и личностного развития.

  1. Анкета по здоровому образу жизни (для детей и родителей).

Цель – определение уровня мотивации к здоровому образу жизни.

  1. Социально-психологическая адаптация

Цель – определить характер адаптации ребенка к условиям обучения в школе.



Пакет диагностических методик


1. Диагностика основных психических процессов:

      1. Изучение типа памяти. Цель: определение у школьников ведущего типа памяти и уровня ее развития

  1. кратковременная и долговременная вербальная память (методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов»)

  2. Продуктивность памяти (образная, вербальная, логическая память).

      1. Изучение уровня развития внимания

  1. устойчивость внимания (корректурная проба)

  2. переключение внимания (методика «Интеллектуальная лабильность»).

      1. Мышление. Цель: Определение особенностей мышления и уровня его развития

  1. Теоретическое мышление Зак А.З. «Сюжеты»

  2. КОТ (краткий отборочный тест)

    1. Социально-психологическая адаптация. Цель: уровень эмоциональной комфортности пребывания ребенка в школе (методика К. Роджерса – Снегиревой).

    2. Тест школьной тревожности (по Филлипсу). Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.

    3. Уровень реализации потребностей подростка (анкетный вариант)

    4. Самооценка школьника (по Прихожан)

    5. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

    6. Определение уровня притязаний.



Пакет диагностических методик

1. СПА (К. Роджерса – Снегиревой) Цель: уровень эмоциональной комфортности пребывания подростка в школе

2. Диагностика темперамента (по Айзенку) Цель: определение ведущего типа темперамента

3. Акцентуация характера Цель: определение типа акцентуации подростков

4. Самоактуализация личности (по Осницкому) Цель: определить феномен самоактуализации в данном возрасте ее уровень и взаимосвязь с общением

5. Профессиональная ориентация (анкетирование)

6. Структура личности (Лири) Цель:определение типа и структуры личности подростка

7. Нервно-психологическая устойчивость методика «Прогноз»




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!