СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются принципы:

  • уважения личности и опоры на положительные качества ребенка;
  • учета психологических особенностей и интересов каждого ребенка;
  •  «не навреди»;
  • интеграции психологических и педагогических знаний
  • добровольности посещаемости занятий;
  • вариативности образовательных программ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса»

Департамент образования города Москвы


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственная Столичная Гимназия

структурное подразделение №10









Вариативная рабочая программа

психологического сопровождения

образовательного процесса.













Автор и составитель программы:

Психолог высшей категории


Розонова Е.Н.





2015




  1. Пояснительная записка.


Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Перед педагогическим коллективом школы стоит задача объединения усилий педагогов и психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса в с/П №10 ГБОУ ГСГ являются принципы:

  • уважения личности и опоры на положительные качества ребенка;

  • учета психологических особенностей и интересов каждого ребенка;

  • «не навреди»;

  • интеграции психологических и педагогических знаний

  • добровольности посещаемости занятий;

  • вариативности образовательных программ.

Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» учащихся школы и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС:

Специфика организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в С/П №10 ГБОУ ГСГ - это систематическая деятельность психолога, направленная на обеспечение психологической безопасности и создание благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития детей, их познавательных интересов и продуктивной деятельности; а также формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию.

На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения образовательного процесса в структурном подразделении №10 ГБОУ ГСГ.



Цель программы: создание условий для личностного развития всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей)

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

  • защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, оказание педагогической поддержки и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка на всех этапах обучения в средней школе;

  • формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Основными направлениями деятельности психолога являются:

  • Психологическое просвещение – формирование у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения.

  • Психологическая профилактика школьных и жизненных трудностей и сбережение психологического здоровья учащихся.

  • Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение процессов личностного, когнитивного развития обучающихся на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов различных видов дезадаптаций.

  • Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

  • Развивающая деятельность использование различных современных психолого-педагогических технологий, уделяя особое внимание оптимизации учебного процесса. Составление рекомендаций родителям, педагогам и самим детям, которые позволяют оптимизировать развитие и минимизировать специальную коррекционную работу психолога с ребенком.



Объект сопровождения - образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс). Психологическое просвещение, формирование потребности в психологических знаниях, желании использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития. Своевременная диагностика, профилактика и коррекция проявлений школьной дезадаптации – школьной неуспешности, тревожности, агрессии, деформации самовосприятия, коммуникативных барьеров, синдрома дефицита внимания - способствуют успешности, эффективности ребёнка во многих сферах школьной жизни, взаимоотношениях с родителями, в будущей профессиональной деятельности.

Предмет сопровождения - ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Средства обеспечения программы:

    • стимульный диагностический и коррекционно-развивающий (раздаточный) материал;

    • методическая и учебная литература;

    • средства информационных технологий.

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • беседа

  • выступления на педагогических советах, МО, родительских собраниях

  • занятия с элементами тренинга

  • тестирование

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса может повыситься уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.


  1. Содержание программы:


Работа с учащимися.

Профилактика общего спектра школьных трудностей учащихся начальной, средней и старшей школы (Приложение 1. «План работы с группой риска в с/п№10 на 2015/16 учебный год»)

Цель: Сбережение психологического здоровья учащихся, создание благоприятного микроклимата, повышение уровня воспитательно-профилактической деятельности, оказание помощи учащимся из неблагополучных семей и семей «группы риска»; детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию привлечение внимания общественности к проблемам этих учащихся.

Задачи:

  1. Своевременное выявление учащихся группы риска;

  2. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и их родителей по вопросам правопорядка;

  3. Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы деятельности;

  4. Проведение занятий по соответствующим тематикам в наиболее доступной учащимся форме;

  5. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска», занятость в системе дополнительного образования;

  6. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

1 класс: Адаптация ребенка к обучению в школе (Приложение 2. Программа психологического сопровождения первоклассников Н.И. Гуткина « Психологическая готовность к школе», Т. Битянова «Адаптация ребенка к школе»).

Проблема психологической готовности к школьному обучению является наиболее актуальной в настоящее время. Большинство детей умеют неплохо читать, считать, писать, не только печатными буквами, но и по прописям. Поэтому на первый план выходит психологический аспект школьной зрелости.

2-3 классы Развитие познавательных компетенций, формирование классных коллективов, коммуникативных компетенций (Приложение 3. Программа Н. Локаловой «120 уроков», О.В. Хухлаевой «Тропинки к своему я»).

2-3 классы - стабильный период для развития детей: никак кризисов нет и можно свободно решать вопросы развития ребенка. С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые имеются у учащихся класса.

4 класс: Подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка (Приложение 4. Программа Н. Локаловой «120уроков».).

Разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с младшими школьниками по созданию благоприятных условий адаптации, умению общаться, взаимодействовать в группах, повышая свою социальную компетентность, уверенность в себе, а также умению оптимизировать учебную деятельность (формирование й функцпланирования и самоконтроля).

5 класс: Адаптация учащихся к средней школе (Приложение 5 Программа Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс»)

Разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися 5-х классов по развитию регулятивных компетенций, формирование я – концепции, познавательных, коммуникативных и социальных компетенций, повышению мотивации к обучению.

6-8 классы: Личностное самоопределение школьника, выстраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста (Приложение 6. Программа Е.Г. Трошихина «Моя жизнь в моих руках»)

Разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с подростками по развитию самосознания, формированию адекватной самооценки, нивелированию акцентуированных эмоциональных реакций, связанных с гормональным развитием, повышению компетентности в межличностном общении, формированию критического мышления, ценностных предпочтений в жизни.

9 классы: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. психологическая подготовка к сдаче ГИА (Приложение 7. Вариативная программа «Скорая помощь»).

11 класс: Подготовка учащихся к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ (Приложение 8. Программа М. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).

Профориентация. В течение всего учебного года ведется работа по профориентации на всех ступенях школьного обучения.

Цели: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Работа с педагогическим коллективом улучшение качества образовательно-воспитательного процесса, с учетом потребностей учащихся и их возможностей.

Вырабатываются маршруты индивидуального сопровождения по направлениям:

  • информирование педагогов о результатах психологического обследования детей;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

  • взаимодействия с разными специалистами (логопедом, дефектологом, медицинским работником, социальным педагогом), оформление запроса на сотрудничество педагога-психолога с разными службами; в ПМСЦ.

  • - Участие в организации и проведении ПМП консилиумов по плану образовательного учреждения.

Консультирование.

Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимуляция развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон; помощь педагогам и родителям.

Консультирование – это форма работы со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым.

Психологическое просвещение и образование.

Цель: наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников

знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии; а учащихся — с основами самовоспитания;

популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований

формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Организация и планирование деятельности, ведение документации.

Цель: взаимодействие психолога с различными субъектами образовательной среды. Уточнение функционала психолога в образовательном учреждении ГБОУ СОШ №332. Определение границы компетентности (вмешательства).

Выяснение основного запроса к деятельности психолога со стороны образовательного учреждения (беседы с администрацией, анкетирование педагогов). Планирование деятельности педагога-психолога в соответствии с запросами и пожеланиями образовательного учреждения.

Ведение документации психолога: нормативные документы по психологической службе, отчётно-учётная документация (годовой план, график работы, журнал основных видов деятельности), документация для служебного пользования (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, представления и т.п.).


  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Всего часов

Практическая работа (все участники)

Диагностика (2 часа в неделю)

Консультирование (5 часов в неделю индивидуальное и групповое родителей и учителей)

Коррекция и развитие (10 часов в неделю индивидуальная и групповая работа)

Просвещение (2 часа в неделю педагогов и родителей)

1 полугодие (сентябрь – декабрь) 16 недель

304

32

80

160 (

32

2 полугодие (январь - май) 18 недель

342

36

90

180

36

всего

646

68

170

340

68


Всего часов

Методическая работа (подготовка и оформление результатов)

Диагностика

Консультирование

Коррекция и развитие

Просвещение

1 полугодие

(сентябрь – декабрь) 16 недель

288

60

60

152

16

2 полугодие (январь - май) 18 недель

324

64

70

170

20

всего

612

124

130

322

36


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск,1993.

  2. «Практическая психология образования» под ред. И.В.Дубровиной. М., 2003.

  3. Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя», М. «Владос», 2000

  4. Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе», М, 1997;

  5. Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика», М., «Генезис», 2005;

  6. Волкова Б.С. «Основные закономерности психического развития ребенка», м, 1994

  7. Климов ЕА. Как выбирать профессию. М., 1990.

  8. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., Асаdема, 2006

  9. Резапкина В.Г. «Секреты выбора профессии», М, «ВЛАДОС», 2002

  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М., Асаdема, 2002


Дополнительная:

  1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков», М «Академия», 2002;

  2. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе», «ПИТЕР», 2005

  3. Коблик Е.Г. «Первый паз в пятый класс» Программа адаптации детей к

  4. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», М, АСАDЕМА, 2004

  5. средней школе, М. «Генезис», 2003

  6. Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения», М. «Просвещение», 2003

  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка; Москва – 2004;

  8. Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М. «Генезис», 2004;

  9. «Тренинг развития жизненных целей» под редакцией Е.Г. Трошихиной, С-П.. «Речь», 2002



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!