Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов» г. Сосногорска
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Сосногорска
______________Т.М. Ручкина
«___»_____________2015 г.
Программа работы с детьми – инвалидами
в 10б-11б классе на 2015-2017 гг.
Разработчик программы:
Савельева И.А.,
учитель иностранного языка
классный руководитель 11б класса
Сосногорск 2015
Наименование Программы | Программа работы классного руководителя с детьми – инвалидами в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска |
Основание разработки Программы | Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации » Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов и в негосударственных образовательных учреждениях» |
Разработчик Программы | Савельева И.А., учитель иностранного языка классный руководитель 11б класса |
Основные исполнители Программы | Педагогический состав школы, школьный психолог, родители обучающихся представители, работающие в системе профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: - органы здравоохранения; - Центр занятости населения МОГО г. Сосногорск, |
Цель Программы | Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов и обеспечение их прав на доступное и качественное образование в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска |
Задачи Программы | Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи детям – инвалидам и их родителям; Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами; Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья; Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов; Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории |
Сроки реализации Программы | 2015- 2017гг. Учебные годы: 2015 - 2016 учебный год 2016 – 2017 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - Создание условий для интеграции детей данной категории в общество. -Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. -Оказание консультационной помощи. -Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. - Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей. |
Осуществление координации за исполнением Программы | Администрация МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска |
Оценка эффективности Программы | Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в ОУ детям – инвалидам. Эффективность реализации Программы оценивается по тому насколько в классе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми –инвалидам системы отношений с окружающими и самим с собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов. |
Действия по реализации цели и задач Программы | Подготовительный этап: июнь - август 2015 года 1. Нормативно-правовое обеспечение: Изучение нормативных документов; Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, республики, страны; Разработка и реализация перспективного плана мероприятий. 2. Педагогическая поддержка: Практический этап: 2015 – 2017 уч. г. 1. Реализация мероприятий Программы работы классного руководителя с детьми – инвалидами. 2. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории, родителями. 3. Диагностика деятельности классного руководителя и учащихся по данной Программе. Заключительный (обобщающий этап): июнь-август 2017 года. 1. Анализ работы по Программе. 2. Подведение итогов реализации программы. 3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных. 4. Обобщение опыта работы по данной теме. |
Форма подведения итогов | Промежуточные результаты 2015-2017 гг. Ежегодный отчёт работы по Программе на заседаниях различного уровня: ШМО классных руководителей, Педсовет Подведение итогов - сентябрь 2017 г. Школьный семинар по подведению итогов работы по данной Программе |
Дальнейшее развитие Программы | В школе и, в частности, в 11б классе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Программа будет актуальна и после её завершения. Опытом работы данной Программы могут воспользоваться классные руководители, в классных коллективах которых воспитываются дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Данная Программа может быть дополнена и модернизирована, может содержать новые приемы работы. |
Содержание проблемы и её обоснование.
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав
образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Учебный год | 2015-2016 | 2016-2017 |
Численность детей-инвалидов (человек) | 2 | 1 |
Обучение на дому | 1 | 1 |
Цель Программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов и обеспечение их прав на доступное и качественное образование в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска в 10б-11б классе.
Основные мероприятия, направленные на реализацию программы .
1. Организация воспитательной работы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, традиционных школьных мероприятиях
Организация традиционных классных и общешкольных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. В ОО создаются психологические и материально-технические условия, чтобы обучение и воспитание таких детей проходило комфортно. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. Они включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в ОУ, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Основные направления воспитательной деятельности | Мероприятия |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | - Проведение единых тематических уроков и классных часов: Уроки в старших классах к Дню финансовой грамотности, Парламентские уроки, мероприятия в рамках Дня правовой помощи детям, Тематический урок, посвященный дню Конституции и международному Дню прав человека, Тематический урок, посвященный Дню Героев Отечества, Мероприятия, посвящённые Дню основания города Сосногорск и Сосногорского района, мероприятия, посвященные 95- летию Республики Коми, Мероприятия по теме «Доброта спасёт мир» (антикоррупционное воспитание) и др. -Проведение школьных конкурсов: Школьный конкурс творческих работ «Права человека глазами ребёнка», Общешкольный конкурс фотографий «Подари улыбку миру» – Участие в мероприятиях, посвященных празднованию 9 Мая и других государственных праздников; Участие в муниципальной Вахте Памяти; Участие в муниципальной акции «Знамя Победы» – Разработка социальных проектов в рамках акции «Я гражданин России»; – Посещение музеев, выставок, театров; – Организация взаимодействия с участниками боевых действий, ветеранами войны и труда; - Участие в традиционном школьном Фестивале военной песни «Песня в солдатской шинели»; - «День самоуправления»; - Участие в социальных проектах «Неделя добра», «Незабываемые страницы», акция «Открытка ветерану», Неделя детской книги - Участие в Благотворительной акции «Подари Рождественское чудо» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | - Воспитательные мероприятия, организация выставок по теме «Я талантлив» - Мероприятия в рамках Дня памяти жертв репрессий –Мероприятия, направленные на воспитание толерантности, патриотизма «Толерантность - путь к миру» –Уроки доброты «Новое поколение выбирает уважение» - Встречи с интересными людьми (ветеранами педагогического труда) - Встречи с настоятелем Сосногорского храма о. Сергием - Организация праздников «День пожилого человека», «День Учителя», «День Матери» и др; - Организация благотворительных акций: «Согрей теплом своим»; «Подари улыбку»; «Память на все времена» -Акция «Спешите делать тихое добро», посвященная Дню инвалида и Новогодним праздникам |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. | - Мониторинг занятости обучающихся в свободное от учёбы время - Проведение исследований в рамках НОУ; – Разработка социальных и практико-ориентированных проектов; - Экскурсии на предприятия, в учебные заведения гг. Ухты и Сосногорска; - Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, проектах - Проведение единых тематических классных часов и викторин: Единый профориентационный урок «Истинное сокровище для людей- умение трудиться», Профориентационный творческий конкурс «Профессиональное дерево моего рода», Конкурс- эссе «Профессия моей мечты» - Организация дежурства по школе; - Встречи с представителями учебных учреждений и предприятий г.Ухта и г. Сосногорск -Работа в летнем трудовом лагере |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | -Всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия» и экологический праздник «Земля- наш дом родной» -Школьная акция «Чистый снеговик -Конкурс социальной экологической рекламы «Сохрани мир вокруг себя» -Конкурс фотографии «Эти забавные животные» -Тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода» - Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни» -Мероприятия и тематические уроки, посвящённые 22 апреля - Всемирному Дню Земли - Мероприятия в рамках школьной программы, посвященные Году экологии в России |
Воспитание социальной ответственности и компетентности. | -Выборы в классное ученическое самоуправление - Проведение единых тематических классных часов и викторин: «Мой выбор», Урок медиабезопасности», «Мир моих увлечений», «Национальное многоцветие- духовное богатство России» и др; - Смотр – конкурс классных уголков |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. | - Работа спортивного клуба «Олимп» - Тематические классные часы по программе формирования здорового образа жизни в работе с классом - Общешкольный спортивный праздник День здоровья «От норм ГТО к олимпийским медалям» - Урок Безопасности «Соблюдение правил ПДД и безопасного поведения на каникулах» - Участие в муниципальном конкурсе рисунков и плакатов «Скажи- нет наркотикам» для детей 14-18 лет - Мониторинг распространенности в образовательной среде вредных привычек, способствующих хроническим неинфекционным заболеваниям (курение, низкая физическая активность и др.) у детей и подростков Республики Коми (7,10 классы) - Общешкольное мероприятие в рамках Всероссийской акции «Зарядка чемпионов» - Участие в муниципальном конкурсе буклетов и плакатов «О здоровом образе жизни» антинаркотической направленности - Урок Безопасности «Безопасное поведение в школе, на школьном дворе, на улице» - Участие во Всероссийской акции «Лыжня России – 2016, 2017» -Спартакиада «А ну-ка, парни!» - Президентские состязания - Уроки безопасности «Чтобы лето было радостным» |
Организация дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска
Основное предназначение ДО – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Содержание дополнительного образования учащихся
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:
1. Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.
2.Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
4. Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.
5. Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.
6. Формирование ответственности.
7. Развитие познавательной активности.
8. Компенсация дефицита игровой деятельности.
Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:
создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;
обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;
оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в школе на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них, (имея свою цель и направленность), так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.
Воспитательная функция дополнительного образования в школе заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений ОУ на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности ребёнка и учитывать необходимость превращения его в субъекта социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность школы.
Следовательно, воспитательная функция дополнительного образования в школе - сложное образование, призванное интегрировать все необходимые социально-педагогические условия в конкретном образовательном процессе, обеспечивающем развитие личности ребёнка соответственно целям воспитания.
Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре ОУ. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.
Занятия в кружках, секциях, объединениях дополнительного образования – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
Дополнительное образование детей с особыми потребностями, дает им возможность развивать способности, чувство самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе, межличностных взаимодействиях, почувствовать себя полноценными членами общества.
Дополнительное образование и внеклассная деятельность в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска реализуется силами педагогов школы, педагогов внешкольных учреждений (Центра занятости, ДДТ, Центральной библиотекиим. Я. Рочева, школьной библиотеки) и другими социальными партнерами.
Направления дополнительного образования в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Направление | Название объединения | Классы |
Художественно-эстетическое | Театральная студия «Колизей» | 1-11классы |
Спортивно- оздоровительное | Спортивный клуб «Олимп» | 1-11 классы |
Гражданско - патриотическое | Музей | 5-11 классы |
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей и с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе работает психолог, осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, который ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.1 План работы с детьми-инвалидами педагога-психолога МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска на 2015 – 2017 гг.
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Задачи:
Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей-инвалидов, детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
№ | Направления в работе | Цель | Сроки |
-
| Работа с социальным паспортом образовательной организации, беседа с классными руководителями, социальным педагогом | Формирование банка данных детей-инвалидов | Сентябрь |
-
| Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов. | Сбор сведений об особенностях развития учащихся. | Сентябрь |
-
| Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом. | Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями. | Сентябрь |
-
| Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе. | Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся. | Сентябрь, октябрь. |
-
| Исследование учащихся с помощью различных психологических методик.
| Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении. | В течение года и по запросу |
-
| Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами. | Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков. | В течение года. |
-
| Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями. | Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников. | Декабрь |
-
| Проведение родительского всеобуча, практикума - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом. | - Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей при овладении чувственной коммуникацией. - Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее: • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; • формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье; • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей; • оптимизация родительско-детских отношений; • совершенствование коммуникативных форм поведения; • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. | В течение года. |
-
| Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид. | -Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. -Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.
| В течение года. |
-
| Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.
| Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю. | В течение года. |
Организация работы с педагогическим коллективом.
- Проведение семинаров и тренингов:
«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»
«Подготовка к летней оздоровительной кампании. Основы безопасности жизнедеятельности ребёнка. Анализ воспитательной работы за год»
«Что такое инклюзивное образование. Советы по организации инклюзии»
«Взаимодействие семьи и ОО по формированию нравственной культуры ребёнка»
Рабочий план мероприятий
Программы социально – психологической службы школы по работе с детьми – инвалидами и детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья
на 2010 – 2013 г.г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Итоговый документ |
Подготовительный этап |
1. | *Нормативно-правовое обеспечение: *Изучение нормативных документов; *Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, округа, страны; *Разработка и реализация перспективного плана мероприятий. | I четверть 2015 – 2016 учебного года | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы | Нормативно – правовые документы, регламентирующие работу |
2. | Педагогическая поддержка: Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов | 2014-2015 учебный год | Заместитель директора школы по УВР | Методический материал |
Практический этап: 2015 – 2017 уч. г. |
1. | Пополнение и корректировка банка данных о детях – инвалидах, детях с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы | Банк данных (списочный состав) |
2. | Изучение рекомендаций по индивидуальной по программе реабилитации ребёнка инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико – социальной экспертизы | Ежегодно, по мере назначения | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы | Карта МСЭ |
3. | Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов, детей с ОВЗ, в ходе индивидуальной беседы | По мере поступления ребёнка в школу данной категории. с установлением статуса | Заместитель директора школы по УВР | Запись в Журнале учёта консультаций с родителями и учащимися |
4. | Определение направления оказания необходимой помощи данному ученику в рамках учебного заведения | Во время обучения в образовательном учреждении | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы | Отметка в карте ученика |
5. | Организация обучения детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от заключения экспертной комиссии на основании справки МСЭ, заявления родителей | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР | Справки МСЭ, заявления родителей |
6. | Согласование расписания учебных занятий (для обучающихся на дому) с родителями | На период обучения в ОО ежегодно | Заместитель директора школы по УВР | Расписание учебных занятий |
7. | Осуществление контроля за ведением «Журнала домашнего обучения» и своевременным выставлением оценок учителями – предметниками в классный журнал | На период обучения в ОО ежегодно | Заместитель директора школы по УВР | Контрольные записи о проверке Журналов |
8. | Диагностическое обследование по запросу родителей | На период обучения в ОО ежегодно | Педагог - психолог | Результаты диагностик |
9. | Проведение диагностических процедур перед проведением МСЭ | По запросу родителей, МСЭ | Педагог – психолог | Результаты диагностик |
10. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на время обучения бесплатно учебниками, учебной, справочной и другой литературой. | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР Библиотекарь | Наличие учебников у обучающегося |
11. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому специалистами из числа педагогического состава школы для организации обучения ( в том числе педагогом – психологом) | На основании справки - заключения МСЭ | Заместитель директора школы по УВР | Контрольные записи о проверке Журналов |
12. | Оказание методической и консультативной помощи детям данной категории, родителям необходимой для усвоения общеобразовательных программ | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР Педагог – психолог | Памятки с методическими рекомендациями |
13. | Организация обучения и воспитания по специальным образовательным программам, разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. с применением коррекционных методов, технических средств без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР | Заявки родителей Информации об исполнении |
14. | Осуществление контроля за выполнением программного материала по четвертям | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР | Справка по итогам за каждое полугодие |
15. | Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации | На период обучения в ОО | Заместитель директора школы по УВР | Результаты промежуточной и итоговой аттестации Справка по итогам промежуточной и итоговой аттестации |
16. | Разработка «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Заместитель директора школы по социальной работе | «Карта индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) |
17. | Ведение «Карты индивидуального сопровождения» (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Классный руководитель Учителя – предметники Педагог – психолог | Записи о выполненных мероприятиях в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) |
18. | Осуществление контроля за ведением «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Заместитель директора школы по УВР | Записи о контроле за выполнением мероприятий в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому |
19. | Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и с целью изучения проблем семьи | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР Классный руководитель Педагог – психолог | Акт обследования |
20. | Выдача детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, прошедшим государственную (итоговую ) аттестацию документа государственного образца о соответствующем образовании | По окончании ОО | Заместитель директора школы по УВР | Копия аттестата |
21. | Составление индивидуального плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год | На учебный год | Заместитель директора школы по УВР Педагог – психолог Фельдшер школы | План социально – психолого – медико - педагогической помощи на каждый учебный год |
22. | Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников | На начало каждого учебного года | Заместитель директора школы по УВР | Отметка в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи |
23. | Ежедневный контроль за самочувствием ребёнка в школе | В течение учебного года | Фельдшер школы Социальный педагог Классный руководитель | Отметка о нарушениях в самочувствием в журнале фельдшера школы |
24. | Занятия с педагогом – психологом по коррекции: - высших психических функций; - эмоционально – волевых нарушений; - поведенческих реакций. | В течение учебного года | Педагог – психолог | Контрольные записи о проверке Журнале учёта занятий |
25. | Информирование родителей данной категории учащихся по вопросам организации занятий физической культурой | В течение учебного года | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы Учителя физической культуры | Занятия согласно медицинским показаниям Журнал учёта посещённых занятий |
26. | Формирование у детей данной категории навыков занятий физкультурой и спортом | В течение учебного года | Фельдшер школы Учитель физкультуры | Запись в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи |
27. | Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями | При необходимости и запроса ученика в течение учебного года | Заместитель директора школы по УВР Классный руководитель | Информация о проведённых мероприятиях |
28. | Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы, города: - выполнение общественных поручений; - участие в конкурсах: а) класса б) школы в) города - участие в мероприятиях: а) класса б) школы в) города - участие в школьных трудовых акциях; - участие по возможности в спортивных мероприятиях | в течение учебного года | Классный руководитель Педагог –организатор | Результаты участия и информация об участии в мероприятиях |
29. | Подготовка информационного материала для родителей, имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья ( о правах и льготах, об учреждениях города, работающих с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья с перечнем предоставляемых услуг) | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по УВР Педагог - психолог | Памятки |
30. | Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих семьями. имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по УВР Педагог - психолог | Информационная справка |
31. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации, трудоустройства | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по УВР Педагог – психолог | Журнал консультаций |
32. | Организация и проведение «Урок доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся | Ежегодно | Классные руководители Педагог - психолог | Разработки мероприятий |
33. | Организация и проведение профилактических мероприятий по недопущению фактов травматизма в школе | Постоянно | Заместитель директора школы по КБ | Отметка в журнале проведения инструктажа |
34. | Организация дополнительного горячего питания учащихся данной категории | Ежегодно на основании приказов | Заместитель директора школы по КБ | Отчёт об организации питания |
35. | Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам в организации работы с данной категорией детей | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по ВР Заместитель директора школы по КБ Педагог – психолог | Памятки Протоколы совещаний |
36. | Организация летнего отдыха учащихся данной категории | Ежегодно | Заместитель директора школы по КБ | Отчёт об организации отдыха учащихся данной категории |
Заключительный (обобщающий этап): IV четверть 2017 уч. г. |
1. | Анкетирование участников программы об её эффективности | IV четверть 2017 учебный год | Заместитель директора школы по УВР | Результаты анкетирования |
2. | Подведение итогов реализации программы | июнь 2017 учебный год | Заместитель директора школы по УВР | Сбор промежуточных результатов Результаты анкетирования |
3. | Анализ работы по Программе | июнь 2017 учебный год | Заместитель директора школы по УВР | Анализ работы |
4. | Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных | Май 2017 года | Заместитель директора школы по УВР Педагог - психолог | Копилка методических рекомендаций |
5. | Семинар по итогам работы по данной программе | Сентябрь 2017 года | Заместитель директора школы по УВР Педагог- психолог | Отчёт по итогам семинара |
6. | Сбор отзывов участников Программы (детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей) | По желанию самих участников | Заместитель директора школы по УВР Педагог - психолог | Журнал отзывов участников данной программы |
7. | Оценка работы по данной Программе | Май-сентябрь 2017 года | Заместитель директора школы по УВР | Протокол заседания Совета школы |
План
индивидуальной работы с детьми - инвалидами
№ | Содержание работы | Ответственный | Сроки |
1 | Составление программы работы с детьми - инвалидами | Классный руководитель | июнь - август 2015 г. |
2 | Изучение состояния здоровья, возможностей детей – инвалидов по карте ИПР | Классный руководитель | август 2015 г. |
3 | Изучение личности обучающихся | Классный руководитель | сентябрь 2015 г. |
4 | Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми | Классный руководитель Педагог - психолог | по мере необходимости |
5 | Изучение уровня адаптации детей | Классный руководитель Педагог - психолог | сентябрь – октябрь 2015 г |
6 | Обеспечение детей – инвалидов на время обучения бесплатно учебниками, учебной, справочной и другой литературой | Классный руководитель Библиотекарь | в течение учебного года |
7 | Изучение семьи и семейных отношений детей - инвалидов | Классный руководитель | сентябрь – октябрь 2015 г. |
8 | Изучение интересов и способностей детей - инвалидов | Классный руководитель | сентябрь – декабрь 2015 |
9 | Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность | Классный руководитель | |
10 | Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей - инвалидов | Классный руководитель | в течение учебного года |
11 | Контроль за организацией питания учащихся | Классный руководитель | в течение учебного года |
12 | Участие учащегося ребёнка-инвалида в конкурсах, олимпиадах проводимых в течение учебного года. | Классный руководитель Учителя- предметники | в течение учебного года |
13 | Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы, района: - выполнение общественных поручений; - участие в конкурсах: а) класса б) школы в) района - участие в мероприятиях: а) класса б) школы в) района - участие в школьных трудовых акциях; - участие по возможности в спортивных мероприятиях | Классный руководитель Учителя- предметники | Учителя- в течение учебного года |
14 | Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации | Классный руководитель Педагог - психолог | по мере необходимости |
15 | Оказание своевременной помощи в обучении детей - инвалидов | Классный руководитель | по мере необходимости |
16 | Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. | Классный руководитель Зам. директора по КБ | Лето 2016, 2017 гг. |
17 | Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории | Классный руководитель Медицинский работник | в течение учебного года |
Повышение квалификации классного руководителя в направлении работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 -2017 гг.
№ | Направление тематики | Количество часов | Результат |
1 | Всероссийский семинар «Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования (ФГОС): актуальные вопросы и компетентные ответы» | объем 2 часа | Сертификат |
2 | Вебинар «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» | объем 2 часа | Сертификат |
3 | Всероссийский семинар «ФГОС ОО: Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | объем 2 часа | Сертификат |
4 | Вебинар «Конструирование образовательного пространства учебного занятия: структурно-логические схемы и дистанционное обучение» | объем 2 часа | Сертификат |
5 | Вебинар «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» | объем 2 часа | Сертификат |
Оценка эффективности программы Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в классе и в школе детям – инвалидам, и их родителям. Эффективность реализации программы оценивается по тому насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидам системы отношений с окружающими и самим с собой, а так же для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов. Результаты работы классного руководителя по Программе |
№ | Направление тематики | Содержание | Результат |
1 | Представление своего педагогического опыта по теме: «Организация обучения немецкому языку детей – инвалидов» на Всероссийском семинаре «ФГОС ОО: Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Трансляция опыта | Сертификат |
2 | Статья «Из опыта работы. Организация обучения немецкому языку детей- инвалидов» Проект «Инфоурок» | Трансляция опыта | Сертификат |
3 | Статья «Из опыта работы. Организация обучения немецкому языку детей- инвалидов» Проект «Мультиурок» | Трансляция опыта | Сертификат |
4 | Статья «Из опыта работы. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении немецкому языку» Проект «Инфоурок» | Трансляция опыта | Сертификат |
5 | Статья «Из опыта работы. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении немецкому языку» Проект «Мультиурок» | Трансляция опыта | Сертификат |
6 | Выступление на РМО учителей иностранного языка по теме «Из опыта работы. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении немецкому языку» | Трансляция опыта | Выписка из протокола заседания РМО учителей иностранного языка |
7 | Выступление на ШМО классных руководителей «Особенности работы в классе, где обучаются дети - инвалиды» | Трансляция опыта | Выписка из протокола заседания ШМО классных руководителей |
Литература:
Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — http://obrnadzor.gov.ru
Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id