Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Города Ханты-Мансийска ХМАО-ЮГРА
Программа
работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам (конкурсам)
по математике

Подготовила
учитель математики
Джура Елена Николаевна
г. Ханты-Мансийск
2016
Пояснительная записка
Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
В каждом человеке есть своя душевная нота.
И велика ценность тех, кто способен услышать ее
звучание, помочь обрести ей нужную тональность.
Л.Н. Толстой
Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества. Политика государства в сфере образования предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением.
Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль учёного Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни.
Цель:
уделять особое внимание психолога–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии;
создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе.
Реализация мероприятий программы позволят:
создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.
Формы и направления работы с одарёнными детьми:
групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
работа в кружках;
участие в очной всероссийской олимпиаде по математике;
участие в международном конкурсе «Кенгуру»;
участие в интернет-олимпиаде «Международная олимпиада по основам наук», «Всероссийская олимпиада по математике»;
участие в олимпиадах различных уровней;
участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»
внеурочные занятия: «Математический КВН», «Что? Где Когда?», математическое соревнование «Математический аукцион» и др.
внеурочные курсы: «Путешествие в страну Геометрия», «Занимательная математика»
работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам (журналы «Квант», «Математика для школьников» «Исследовательская работа школьников» и др.
Организация работы с одаренными детьми
№ | Направление работы | Время проведения |
1 | Организация и проведение Интеллектуального марафона по математике | ежемесячно |
2 | Подготовка к школьной олимпиаде по математике | сентябрь, октябрь |
3 | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру» | сентябрь-март |
4 | Неделя математики | ноябрь |
5 | Проектная деятельность (подготовка к НПК «Шаг в будущее») | В течение года |
6 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | В течение года |
7 | Занятия по курсу «Путешествие в страну Геометрия» -5-6 кл | В течение года |
8 | Занятия по курсу практикума по математике 7-11 класс | В течение года |
9 | Участие в олимпиадах и конкурсах | В течение года |
10 | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах сети Интернет | В течение года |
11 | Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами | В течение года |
В работе по изучению и сопровождению развития одарённости использованы следующие тестовые методики:
Использованная методика | Цель диагностирования |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). | Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». | Характер и наличие учебной мотивации. |
Методика Климова И.И. «Карта интересов». | Определение круга интересов и склонностей ребёнка. |
Опросник Айзенка. | Личностные особенности. |
Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | Уровень школьной тревожности. |
Социометрия. Автор – Дж.Морено. | Социальный статус в коллективе. |
Цель этой работы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.
Программа индивидуального изучения математики дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию
обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и
увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить
образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями
обучения одарённых детей:
1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов
темпе.
2) углубление - более глубокое изучение материала.
3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения
традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск
новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует
формированию у школьника личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Для занятий используются с одаренными детьми используются ресурсы сети Интернет, справочный материал.
Индивидуальная работа с одаренными детьми структурирована следующим образом:
1 этап - подготовительный
5 -7 классы | | задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору, подготовка докладов, проектов, участие в конкурсах и олимпиадах. |
2 этап – развивающий
8-11 классы | Развитие и расширение познавательных интересов учащегося. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры ученика. | работа по индивидуальной образовательной программе, написание реферативных исследований и эссе, участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах. |
Примерные темы занятий для учащихся разных классов.
Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).
Числа- великаны и числа-малютки (5-6 классы).
Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).
Занимательные задачи на проценты (6 класс).
Математические ребусы (5-6 классы).
Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).
Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).
Простейшие графы (6-7 классы).
Упражнения на быстрый счет (5-8 классы).
Занимательные задачи на построения (7-8 классы).
Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7-8 классы).
Недесятичные системы счисления (5-7 классы).
Взвешивания (5-7 классы).
Логические задачи (5-8 классы).
Неопределенные уравнения (8-9 классы).
Полуправильные многоугольники (9 класс).
Теорема Пифагора (8 класс).
Геометрические задачи на местности (8-9 классы).
Как на практике измеряют длины и углы? (7-8 классы).
Аналогии в математике (8-9 классы).
Индукция в математике (8-9 классы).
Математическая индукция (9-11 классы).
Принцип Дирихле (6-11 классы).
Равновеликие и равносоставленные фигуры (8-11 классы).
Теорема Чавы (9-10 классы).
Трансцендентные уравнения (10-11 классы).
Решение несовместных систем (10-11 классы).
Периодические дроби (9-10 классы).
Цепные дроби (9 класс).
Занимательные комбинаторные задачи (7-9 классы).
Что такое теория игр? (10-11 классы).
Полуправильные многогранники (10-11 классы).
Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии (10-11 классы).
Геометрия на сфере (10-11классы).
Неевклидовы геометрии (9-10 классы).
Комплексные числа и операции над ними (8-11 классы).
Алгебраические уравнения в целых числах (8-11 классы).
Уравнения с модулями (8-11 классы).
Неравенства с модулями (9-11 классы).
Уравнения с параметрами (10-11 классы).
Неравенства с параметрами (10-11 классы).
Схема Горнера (9-10 классы).
Теорема Безу (9-10 классы).
Решение уравнений высших степеней (9-11 классы).
Многочлены с одной и несколькими переменными (9-11 классы).
Дополнительные главы по математике (10-11 классы).
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики (10-11 классы).
Функциональные методы решения уравнений и неравенств (10-11 классы).
Элементы теории чисел (9-11 классы).
Логические основы математики (10-11 классы) и другие.
Литература
Апти, Л.Ш. Основные направления работы с одаренными детьми по математике [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://multiurok.ru/uchitel-68/blog/osnovnyie-napravlieniia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie.html. - Дата доступа: 03.04.2015.
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. // Одаренный ребенок: дар или наказание. – Спб. 2009.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
Рабочая концепция одаренности Министерства образования РФ, 2003 г.
Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. – М: Просвещение, 2008.
Вавилов В.В. Школа математического творчества // Математика в школе. – 2005. - № 2.
Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6.
Мартынова С.Е. Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики // Математика в школе. – 2008. - № 9.
Материалы в помощь организаторам исследовательской деятельности учащихся / Составители Н.В.Моргунова, М.А.Даниленко. - Могилёв: МГОИРО, 2011. - 32с.
Одарённые дети. Система работы в школе (компакт-диск) – Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
Учебное пособие: А. Д. Гетманова «Логические основы математики» (элективные курсы, профильное обучение).
Методические рекомендации: А. Д. Гетманова «Логические основы математики» (элективные курсы, профильное обучение).
Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Список интернет-ресурсов для учителя математики
.http://www.uic.ssu.samara.ru Путеводитель "В мире науки" для школьников
http://fmi.asf.ru Электронная хрестоматия по методике преподавания математики
http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики
http://mat-game.narod.ru Математическая гимнастика
http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования
http://www.exponenta.ru Математический сайт
http://zadachi.mccme.ru Информационно-поисковая система "Задачи"
http://alglib.sources.ru Библиотека алгоритмов Подборка ссылок на математические ресурсы Интернета.
http://www.vspu.ac.ru/de/ Телекоммуникационные викторины для школьников
http://dondublon.chat.ru/math.htm Популярная математика
http://www.college.ru/mathematics/ Открытая математика
http://ege.yandex.ru/ ГИА
pedsovet.su Интерактивный тест-тренажер для подготовки к ГИА по математике.