СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам (конкурсам) по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный позна­вательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства  деятельности, организацию пространства рефлексии.

Программа индивидуального  изучения математики дает возможность:

1)    построить индивидуальную образовательную траекторию

обучения способного ребёнка;

2)    увеличить  темп изучения учебного материала;

3)    обогатить учебный материал в сторону его углубления и    

увеличения объёма;

4)    повысить интенсивность обучения; то есть выстроить

образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями

обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов

темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение -  обучения с выходом за рамки изучения 

традиционных тем за счет установления связей с другими темами,

проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск

новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует

формированию у школьника личностного подхода к изучению

различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам (конкурсам) по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Города Ханты-Мансийска ХМАО-ЮГРА






Программа

работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам (конкурсам)

по математике

Подготовила

учитель математики

Джура Елена Николаевна




г. Ханты-Мансийск

2016


Пояснительная записка

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.


В каждом человеке есть своя душевная нота.

И велика ценность тех, кто способен услышать ее

звучание, помочь обрести ей нужную тональность.

Л.Н. Толстой


  1. Актуальность проблемы.

Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества. Политика государства в сфере образования предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением.

Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль учёного Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;

  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

  • хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;

  • стремление к самостоятельности.

В современном обществе весьма акту­ально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития соци­ума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпо­сылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работаю­щих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одарен­ных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.

Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они раз­ные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, по­мочь ему полнее раскрыть свои возможнос­ти и стать сильнее в этой жизни.

Цель:

  • уделять особое внимание психолога–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

  • усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

  • исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.





Задачи:

  • предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;
  • удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
  • помощь одарённым детям в самораскрытии;
  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;

  • вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе.

Реализация мероприятий программы позволят:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;

  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;

  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;

  • очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам. 

Формы и направления работы с одарёнными детьми:
  • групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

  • работа в кружках;

  • участие в очной всероссийской олимпиаде по математике;

  • участие в международном конкурсе «Кенгуру»;

  • участие в интернет-олимпиаде «Международная олимпиада по основам наук», «Всероссийская олимпиада по математике»;

  • участие в олимпиадах различных уровней;

  • участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

  • внеурочные занятия: «Математический КВН», «Что? Где Когда?», математическое соревнование «Математический аукцион» и др.

  • внеурочные курсы: «Путешествие в страну Геометрия», «Занимательная математика»

  • работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам (журналы «Квант», «Математика для школьников» «Исследовательская работа школьников» и др.




Организация работы с одаренными детьми


Направление работы

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по математике

ежемесячно

2

Подготовка к школьной олимпиаде по математике

сентябрь, октябрь

3

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»

сентябрь-март

4

Неделя математики


ноябрь

5

Проектная деятельность (подготовка к НПК «Шаг в будущее»)


В течение года

6

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

В течение года

7

Занятия по курсу «Путешествие в страну Геометрия» -5-6 кл

В течение года

8

Занятия по курсу практикума по математике 7-11 класс


В течение года

9

Участие в олимпиадах и конкурсах


В течение года

10

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах сети Интернет

В течение года

11

Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами

В течение года



В работе по изучению и сопровождению развития одарённости использованы следующие тестовые методики:


Использованная методика

Цель диагностирования

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).


Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Характер и наличие учебной мотивации.

Методика Климова И.И. «Карта интересов».

Определение круга интересов и склонностей ребёнка.

Опросник Айзенка.

Личностные особенности.

Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

Уровень школьной тревожности.

Социометрия. Автор – Дж.Морено.

Социальный статус в коллективе.



Цель этой работы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный позна­вательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.

Программа индивидуального изучения математики дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию

обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и

увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить

образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями

обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов

темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения

традиционных тем за счет установления связей с другими темами,

проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск

новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует

формированию у школьника личностного подхода к изучению

различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.


Для занятий используются с одаренными детьми используются ресурсы сети Интернет, справочный материал.

Индивидуальная работа с одаренными детьми структурирована следующим образом:


1 этап - подготовительный


5 -7 классы

  • Приобретение навыков научной организации труда.

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

  • задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,

  • подготовка докладов, проектов,

  • участие в конкурсах и олимпиадах.


2 этап – развивающий


8-11 классы

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры ученика.

  • работа по индивидуальной образовательной программе,

  • написание реферативных исследований и эссе,

  • участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.





Примерные темы занятий для учащихся разных классов.

  1. Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).

  2. Числа- великаны и числа-малютки (5-6 классы).

  3. Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).

  4. Занимательные задачи на проценты (6 класс).

  5. Математические ребусы (5-6 классы).

  6. Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).

  7. Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).

  8. Простейшие графы (6-7 классы).

  9. Упражнения на быстрый счет (5-8 классы).

  10. Занимательные задачи на построения (7-8 классы).

  11. Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7-8 классы).

  12. Недесятичные системы счисления (5-7 классы).

  13. Взвешивания (5-7 классы).

  14. Логические задачи (5-8 классы).

  15. Неопределенные уравнения (8-9 классы).

  16. Полуправильные многоугольники (9 класс).

  17. Теорема Пифагора (8 класс).

  18. Геометрические задачи на местности (8-9 классы).

  19. Как на практике измеряют длины и углы? (7-8 классы).

  20. Аналогии в математике (8-9 классы).

  21. Индукция в математике (8-9 классы).

  22. Математическая индукция (9-11 классы).

  23. Принцип Дирихле (6-11 классы).

  24. Равновеликие и равносоставленные фигуры (8-11 классы).

  25. Теорема Чавы (9-10 классы).

  26. Трансцендентные уравнения (10-11 классы).

  27. Решение несовместных систем (10-11 классы).

  28. Периодические дроби (9-10 классы).

  29. Цепные дроби (9 класс).

  30. Занимательные комбинаторные задачи (7-9 классы).

  31. Что такое теория игр? (10-11 классы).

  32. Полуправильные многогранники (10-11 классы).

  33. Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии (10-11 классы).

  34. Геометрия на сфере (10-11классы).

  35. Неевклидовы геометрии (9-10 классы).

  36. Комплексные числа и операции над ними (8-11 классы).

  37. Алгебраические уравнения в целых числах (8-11 классы).

  38. Уравнения с модулями (8-11 классы).

  39. Неравенства с модулями (9-11 классы).

  40. Уравнения с параметрами (10-11 классы).

  41. Неравенства с параметрами (10-11 классы).

  42. Схема Горнера (9-10 классы).

  43. Теорема Безу (9-10 классы).

  44. Решение уравнений высших степеней (9-11 классы).

  45. Многочлены с одной и несколькими переменными (9-11 классы).

  46. Дополнительные главы по математике (10-11 классы).

  47. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики (10-11 классы).

  48. Функциональные методы решения уравнений и неравенств (10-11 классы).

  49. Элементы теории чисел (9-11 классы).

  50. Логические основы математики (10-11 классы) и другие.

Литература



  1. Апти, Л.Ш. Основные направления работы с одаренными детьми по математике [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://multiurok.ru/uchitel-68/blog/osnovnyie-napravlieniia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie.html. - Дата доступа: 03.04.2015.

  2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. // Одаренный ребенок: дар или наказание. – Спб. 2009.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

  4. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

  5. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

  6. Рабочая концепция одаренности Министерства образования РФ, 2003 г.

  7. Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. – М: Просвещение, 2008.

  8. Вавилов В.В. Школа математического творчества // Математика в школе. – 2005. - № 2.

  9. Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6.

  10. Мартынова С.Е. Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики // Математика в школе. – 2008. - № 9.

  11. Материалы в помощь организаторам исследовательской деятельности учащихся / Составители Н.В.Моргунова, М.А.Даниленко. - Могилёв: МГОИРО, 2011. - 32с.

  12. Одарённые дети. Система работы в школе (компакт-диск) – Волгоград, издательство «Учитель», 2007.

  13. Учебное пособие: А. Д. Гетманова «Логические основы математики» (элективные курсы, профильное обучение).



  1. Методические рекомендации: А. Д. Гетманова «Логические основы математики» (элективные курсы, профильное обучение).



  1. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.







Список интернет-ресурсов для учителя математики

  1. .http://www.uic.ssu.samara.ru Путеводитель "В мире науки" для школьников

  2. http://fmi.asf.ru Электронная хрестоматия по методике преподавания математики

  3. http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики

  4. http://mat-game.narod.ru Математическая гимнастика

  5. http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи 

  6. http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования

  7. http://www.exponenta.ru Математический сайт   

  8. http://zadachi.mccme.ru Информационно-поисковая система "Задачи" 

  9. http://alglib.sources.ru Библиотека алгоритмов Подборка ссылок на математические ресурсы Интернета.

  10. http://www.vspu.ac.ru/de/ Телекоммуникационные викторины для школьников 

  11. http://dondublon.chat.ru/math.htm Популярная математика  

  12. http://www.college.ru/mathematics/ Открытая математика

  13.  http://ege.yandex.ru/ ГИА

  14. pedsovet.su Интерактивный тест-тренажер для подготовки к ГИА по математике.