Средь множества пытливых глаз
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас
Всегда он требует вниманья.
Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.
ПРОГРАММА
работы со студентами группы риска в учебно-воспитательном процессе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Железноводский художественно-строительный техникум»
Цель: Создание социально-педагогических условий для развития
личности
Задачи:
1.Выявление дезадаптированных студентов группы риска.
2.Выявление источников и причин социальной дезадаптации.
3.Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-
педагогической реабилитации по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции
их общения и поведения.
4.Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с
участниками воспитательного процесса для обеспечения
непрерывности реабилитационных мероприятий.
5.Оказание системно-консультативной или иной помощи по
ликвидации кризисной ситуации в микросреде.
6.Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями
в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на
дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.
Ожидаемые результаты:
*социальная адаптация как результат успешной
социализации личности;
*уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения
их к альтернативной деятельности;
*воспитание и развитие потребностей в здоровом
образе жизни.
Этапы работы
1.Изучение детей группы риска:
*выявить студентов группы риска, начиная с 1-го курса и завести на них журнал
по форме:
№ | Ф.И. | Год рождения | группа | Дата постановки на учет | Причина постановки на учет | На какой учет поставлен | Занятость в кружках | Успева емость | Примеча ние |
*путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятель-
ности установить характер их педагогической запущенности;
*путем наблюдения и анкетирования установить положение в групповом
коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы
улучшений:
*изучить интересы и склонности, способности ученика, возможные включения его
во внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность;
*установить, входит ли "трудный" в другие компании, направленность этих компа-
ний, характер их влияния на воспитанника.
2.Организация педагогической помощи:
*вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках детей группы
риска;
*организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
*установить и поддерживать доброжелательные отношения и контакты с родствен-
никами проблемных детей (если таковые имеются), оказывать им помощь в
поддержке родственных отношений с ребенком.
3.Организация медицинской помощи:
*два раза в год (весна, осень) проводить профилактическое амбулаторное лечение
под наблюдением врача-психиатра; в экстренных случаях отправлять на лечение в
стационар;
*вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными детьми.
4.Организация свободного времени детей группы риска:
*всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу
кружков;
*привлекать детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной
работе, отмечать их успехи и достижения в ней. Особое внимание уделять их
читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;
*организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени;
* проводить работу по правовому обучению;
*правовое просвещение и воспитание проводить на уроках истории,
обществознания, на классных часах, на воспитательских занятиях;
*вести тесную связь в работе с детьми группы риска с ОДН ОМВД;
*оставить на внутришкольном учете и вести индивидуальную работу с ребятами и
их кураторами и классными руководителями;
*проводить торжественное вручение студбилетов.
Программа профилактической работы в течение года
Ключевой момент | Форма работы | Срок | Ответственный |
1. Диагностическая работа с детьми |
1.Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в техникум | Изучение документов, личных дел, беседы с родственниками или опекунами, работа с детьми. | Январь - май | Зам.директора по УВР, ВР, социальный педагог, психолог, педагоги, кураторы. |
2.Изучение детей и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт | Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, заполнение индивидуальных карт | Август - ноябрь | Классные руководители, психолог, социальный педагог, педагоги, кураторы. |
3.Наблюдение за адаптацией | Индивидуальные беседы, приобщение к творческим делам группы, , запись в кружки, секции; составление социального паспорта группы. | Сентябрь - октябрь | Классные руководители, психолог, социальный педагог, педагоги, кураторы.. |
4.Работа классных руководителей, мастеров, кураторов по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения. | Тестирование и анкетирование, классные часы, психологические акции и тренинги. | В течение года | Классные руководители, воспитатели, психолог. |
2. Основные направления работы с педколлективом |
Учебно-просветительская работа классных руководителей педагогогов, кураторов. | Семинары, лектории, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы. | В течение года | Администрация, психолог. |
Повышение квалификации педагогов по проблеме профилактики | В течение года | Администрация. |
Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальные консультации Тренинг общения и ролевого поведения с педагогами. | В течение года | Администрация, психолог, социальный педагог, классные руководители. |
3. Основные направления работы со студентами |
Коррекционная работа с детьми группы риска | Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в кружки, секции, устройство отдыха на каникулах. | В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители, администрация. |
Профилактические мероприятия | Психологические игры | В течение года | Психолог |
Беседы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения | В течение года | классные руководители, воспитатели, инспектор по делам несовершеннолетних. |
Классные часы, воспитательские занятия по правовой культуре: *Наша Родина – Россия. *Герб и флаг России. *Для чего нужны правила поведения. *Охрана природы - твоя обязанность. *Личная ответственность. *Уважай правопорядок, честно относись к общественному долгу. *Вредные привычки мешают нам жить. *Преступление – действие не только умышленное, но и жестокое. *Помощник в преступлении тоже преступник. *Правовые и моральные последствия. *Верховный суд – защитник интересов трудящихся. *Воспитательная роль права. *Закон обо мне и мне о законе. *Основы трудового законодательства. *Законодательство о браке и семье. *Моральная, юридическая ответственность. *Твои права и обязанности. | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог. |
Профилактические лекции по предупреждению правонарушений. | В течение года | Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог. |
Классные часы, воспитательские занятия по правилам дорожного движения; конкурс рисунков по правилам дорожного движения. | В течение года | Классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних. |
Беседы с врачом-психиатром, наркологом. | В течение года | Врач-психиатр, нарколог, медработники, социальный педагог. |
профилактические акции | Адаптационная игра «Все мы разные» | По плану воспитательной работы | Педагогический коллектив |
Акция «Самая культурная группа». | 2-3 раза в год | Педагогический коллектив |
Акция «Самая спортивная группа». | 2-3 раза в год | Педагогический коллектив |
Акция «Мы выбираем жизнь», посвященная борьбе с вредными привычками. | По плану воспитательной работы | Педагогический коллектив |
Экологическая акция | По плану воспитательной работы | Педагогический коллектив интерната. |
День здоровья | Октябрь, апрель | Педагогический коллектив |
4. Подведение итогов |
Подведение итогов профилактической работы всего педколлектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. | «Круглый стол», семинар, педсовет | Апрель-май | Администрация, психолог, социальный педагог. |
Социальный педагог Шведова М.А.