«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МБОУ «Козловская СОШ №3» г. Козловка Чувашской Республики Протокол № _______ от « » ____________ 20 г. | | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ « Козловская СОШ №3 г. Козловка Чувашской Республики ____________ / Матвеев Н.Б./ Приказ № от «____»____________ г. |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
г. Козловка Чувашской Республики
Автор: Герасимова Надежда Александровна,
учитель начальных классов
Срок реализации: 2016-2017 г.
г. Козловка
2017 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи — поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор в мире современных социальных и нравственных ценностей.
Социальная среда, в которой растет большинство учащихся школы, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают, что ребенок должен расти и духовно. Дошкольное образование получают 40% процентов детей. Отсюда и вытекают противоречия:
между реальным состоянием и требованием к уровню интеллектуального и личностного развития дошкольников при поступлении в школу;
между возможностями обучения и условиями развития личности;
между индивидуальным развитием личности и коллективным способом обучения;
между индивидуальным темпом развития и едиными программными требованиями, реальным уровнем обучаемости.
Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:
Многое во взаимодействии учитель – ученик зависит от личности учителя, его жизненного опыта, готовности к самоактуализации, саморазвитию, его интересов и увлечений.
Главным считаю развитие у детей коммуникативных способностей, именно они лежат в основе общения детей со сверстниками и не только. Решение проблемы общения приводит к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся. Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективного воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности «быть счастливым», в основе которой – принятие жизни как дара природы.
Анализируя опыт воспитательной работы в школе, пришла к выводу, что удобнее ставить далеко идущие цели: не на учебный год, а перспективно, на все четыре года обучения в начальной школе. Выделяю следующие цели:
максимальное развитие каждого ребенка;
сохранение его неповторимости;
раскрытие его потенциальных талантов;
создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
К достижению целей прихожу через создание условий для:
сохранения здоровья и приобщения детей к здоровому образу жизни;
воспитания уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу);
воспитания ребенка как члена общества, воспитания в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
развития чувства долга и ответственности;
воспитания трудолюбия, бережного отношения к труду других людей, к его результатам;
воспитания доброго отношения к родителям;
развития внимания, мышления, памяти, речи учащихся;
развития творческой активности.
В работе придерживаюсь основных идей успешности процесса воспитания. В первую очередь, идеи формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, особое внимание в моей работе отводится созданию широкого информационного поля для усвоения базовых культурных начал.
Вместе с учащимися занимаемся поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на их основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
Внеклассную работу строю на следующих принципах:
Всегда помню, что растущая личность - это изменяющаяся личность, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в этом мире.
Особо необходимо отметить, что каким бы мастером ни был учитель, без помощи родителей, семьи высоких результатов не достичь. Поэтому важным считаю привлечение родителей к воспитанию детей, вовлечение пап, мам, бабушек и дедушек в жизнь класса. Современные родители заняты «зарабатыванием» денег. Часто времени на ребенка не остается. Тогда на помощь приходят бабушки и дедушки. Содружество трех поколений сплачивает семьи, укрепляет семейные отношения, сохраняет традиции. Улучшение в семейной атмосфере положительно сказывается на самочувствии детей, повышает их уверенность в родителях и своих возможностях.
Думаю, тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества. Главной целью в работе с семьей считаю следующую: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Цель программы: Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Для реализации программы требуется решить следующие задачи:
1-й год реализации программы (1-й класс):
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы.
2-й год реализации программы (2 класс):
Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3-й год реализации программы (3-й класс):
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать оргдеятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год реализации программы (4 класс):
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
4. Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.
5. Срок реализации программы – 4 года
6. Ожидаемые результаты реализации Программы «Я, ты, он, она вместе – целая семья».
Результаты для ребенка: интерес, положительное отношение и активность ребенка в реализации Программы, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, степени удовлетворенности ребенком своих потребностей и интересов, проявление чувств сострадания и милосердия, самоопределение в творческой и общественной деятельности, проявление интереса к событиям общественной жизни, повышение уровня воспитанности школьников.
Результаты для классного коллектива: выявление лидеров; ролевое самоопределение учащихся, обретение навыков организации; умение принимать совместные решения, коллективно планировать работу, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины, умение жить и действовать в группе, коллективе.
Результаты для педагога: знание и совершенствование форм и методов работы, направленных на совершенствование личности ребенка, приобретение опыта по социально-профессиональному сопровождению школьников, совершенствование навыков организации и проведения мероприятий различной направленности.
Результаты для родителей: участие в делах класса и школы, выявление индивидуальных особенностей своего ребенка, единение в совместной деятельности детей и родителей, позитивное изменение степени удовлетворенности родителей образовательным процессом.
Программа «Я, ты, он, она вместе – целая семья» включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.
Цель каждого этапа - сделать мир вокруг лучше, добрее;
- помочь всем, кто нуждается в помощи;
- самим многое узнать и научиться многому новому.
Формы организации деятельности:
- групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);
- парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, осуществлять взаимоконтроль, учитывать темп и стиль работы каждого, учащиеся помогают друг другу разобраться в ошибках);
- фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);
- индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).
МЕТОДЫ, используемые в работе:
проектирование, моделирование, конструирование при целеполагании;
структурирование, нормирование при планировании;
распределение по группам, регулирование, распределение ролей при организации работы;
побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение, стимулирование, поддержка при мотивации;
адаптация, сотрудничество, доверие, диалог, полилог, монолог при выполнении коммуникативных функций;
переучение, убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании сознания;
сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле;
переубеждение, переучение при коррекции.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
- создание фотоальбомов и фотогазет;
- создание презентаций и видеофильмов;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки;
- итоговые концерты для родителей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ЦЕЛЬ: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания
Неотъемлемой частью работы является взаимодействие с семьей. Предусматриваются следующие формы:
Контакт с родителями – важный аспект деятельности классного руководителя. Родители выступают не просто в роли стороннего наблюдателя (присутствие на концертах, праздниках), но и привлекаются в качестве экспертов, т. е. они имеют возможность высказать свое мнение, замечания, пожелания. Родители – активные участники. На этом этапе поддерживается и развивается тесный контакт с родителями. Они не только присутствуют на концертах и спектаклях, но и принимают активное участие в организации, проведении и анализе мероприятий. Таким примером могут являться чаепития за круглым столом, а также праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта. Проводятся совместные психологические тренинги (родители-дети), где обе стороны узнают новое и интересное друг о друге. В свою очередь, классный руководитель организовывает методический уголок с фотографиями и фамилиями самых активных родителей. А также проводится чествование на таких праздниках, как День Матери, Отца, день Семьи. В классе проводится конкурс «Семья года»
Таким образом, деятельность ребят, родителей и педагога становится единым целым.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Я, ты, он, она вместе – целая семья» представлено в виде проекта. Проект включает в себя направления:
« Я и мои увлечения»
«Я и мое Отечество»
« Я и окружающий мир»
« Я и мое здоровье»
Вся воспитательная работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи, Центра детского творчества, детских образовательных учреждений, музеев, театров, городской детской библиотеки, библиотеки школы, общественных организаций.
Задачи:
готовить воспитанников к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др );
развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способствовать желанию и умению учиться, развивать способность к самообразованию;
создавать условия для проявления инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения, навыков сотрудничества в разных видах деятельности:
развивать компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Формы работы: методическая помощь педагогам, участие школьников в утренниках для группы, совместные мероприятия, взаимопосещения группы и класса, совместное строительство снежного городка, украшение веранды, участие школьников в мастерских для дошкольников, чтение школьниками в сон час, приглашение на урок дошкольников.
Работа с родителями учащихся
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы): «Карта Памяти или откуда начинается мой род», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Традиции нашей семьи», «С любовью о моих родных» и т.д. | в течение года | Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д. | Классный руководитель.
|
Семейные праздники (1-4 классы): | в течение года 2 раза | Совместные праздники с родителями фотоотчёт | Классный руководитель, |
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы) | в течение года | соревнования | Учитель физкультуры, Кл. руководитель, |
Последний звонок ( 1-4-е классы) и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы) | май - июнь | праздничная программа | Администрация , педагог-организатор,классный руководитель, учитель музыки, |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы) | По плану | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Классный руководитель. |
Общешкольное родительское собрание (1-4 классы) «Нравственное воспитание младшего школьника»,«Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка», | 2 раза в год | Собрание фотоотчёт | Администрация школы |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы) | в течение года | | Классный руководитель. |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания на сайте школы. | в течение года | Статьи видеофильм | Администрация , информ. центр школы |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | в течение года | беседы | Кл. руководитель, психолог, социальный педагог |
Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений, размещение информации, благодарностей родителям на сайте школы. | в течение года | выставки, доска объявлений, размещение информации на сайте | Администрация, информ. центр школы, кл. руководители. |
Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей. | в течение года | Детские работы, статьи, объявления | Кл. руководители. |
Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания (по запросам) | в течение года | | Школьный психолог, логопед, медсестра, директор школы , кл. руководитель |
Я и мое Отечество
№ | Название мероприятия | Сроки | Формы работы | Участники образовательного процесса |
1 | Будем знакомы! Формирование классного коллектива родителей и детей. | сентябрь, октябрь | Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы. Создание актива родителей и детей | дети, учителя, родители, психолог, |
2 | Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» ( с 1-4 кл.): «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» Школьная и классная символика | В течение года | Классный час | Классный руководитель, специалисты, библиотекарь |
3 | Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 1-4 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
4 | Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
5 | Тематические встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» (1-4 классы). | В течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. фотоотчёт | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
6 | Экскурсии в краеведческий музей имени Н.Лобачевского и музей школы). | В течение года | экскурсии | Классный руководитель |
7 | День учителя «Золотое сердце учителя» (1-4 классы) «Моя любимая учительница» (1-2 классы) «Мой учитель лучше всех» | октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков, конкурс творческих проектов (индивид.), выставка сочинений «Мой любимый педагог» | Классный руководитель |
8 | «Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» (3-4 классы) | ноябрь | Фотовыставка Конкурс рисунков | Кл. руководитель, библиотекарь |
9 | Посвящение в школьники учеников 1-х классов. | октябрь | ритуал посвящения фотоотчёт | Классный руководитель, педагог -организатор |
10 | День народного единства (1-4) | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Классный руководитель |
11 | Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»», | ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | Администрация, учитель музыки, учитель ИЗО, учителя, педагог-организатор |
12 | Акция «Подарок школе своими руками» «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | февраль | концертная программа «Строим своими руками» постройки снежных городков | Классный руководитель |
13 | « Аты–баты, шли солдаты» (4 классы) | февраль | смотр строя и песни | Кл. руководитель, учитель физической культуры |
14 | День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы): «Человек поднялся в небо» (1-4 классы) «Через тернии к звёздам» (1-4 классы) | 12 апреля | Комплекс мероприятий: кл. часы, презентации проектов выставка рисунков | Классный руководитель |
15 | День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы): «Живи, цвети, мой город » (1-2 классы) «Память, которой не будет конца» (3-4 классы) «Мои родные защитники Родины» (3-4 классы) «Страницы великой Победы» | май | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка экскурсия в краеведческий музей | Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
1 | Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
2 | Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы): «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
3 | Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, игры | классные руководители, психолог школы |
4 | Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы): «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. | в течение года | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ | классные руководители, сотрудники ГАИ |
5 | Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы) | в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители , |
6 | Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы) Общешкольный поход | ежегодно в сентябре | кросс экскурсия в осенний лес | Администрация, учитель физкультуры, классный руководитель |
7 | «Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы): | октябрь декабрь март май | спортивные соревнования | учитель физкультуры, классный руководитель |
8 | Профилактические акции «Внимание, дети!» «Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы) Встречи с мед.работниками (1-4 классы) Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». | сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль январь | Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, изготовление книжек-малышек для групп детского сада Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд индивидуальные и групповые творческие проекты фотоотчёт | Учитель. Сотрудники ГАИ, учитель ИЗО классные руководители, мед. работник зам.директора по ВР, классный руководитель |
9 | «Весне – физкульт-ура!» День здоровья. | март | спортивная эстафета | учитель физкультуры, кл. руководители |
10 | Дни здоровья | Сентябрь Май | Комплекс мероприятий | Администрация, учитель физкультуры, Классный руководитель |
11 | Конкурс СМИ «Дети Сургута за здоровый образ жизни» | февраль | Рисунки, стихи, сочинения, проекты | Ученики, классный руководитель, родители |
12 | Городские соревнования «Спартианские игры» | апрель | спортивная эстафета | Ученики, классный руководитель, учитель физкультуры, |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
1 | «Законы коллектива» (1-4 классы), распределение поручений в классе | сентябрь | классный час | кл. руководитель |
2 | Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель инспектор по охране прав детства, социальный педагог |
3 | Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель, приглашение родителей |
4 | Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы): «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. | в течение года | классный час | кл.руководитель |
5 | Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | классный час | Кл. руководитель социальный педагог, представители религиозных структур |
6 | День пожилого человека (1-4 классы),встреча с пожилыми людьми «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д. | Октябрь
В течение года | концертная программа
проекты | Администрация Кл. руководитель, учитель музыки, |
7 | День Конституции и День права: Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. Встречи с работниками УВД и прокуратуры | декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Администрация, кл.руководитель, учитель музыки, |
8 | «Рождество Христово» (1-4 классы) | январь | Конкурс детского рисунка | кл.руководитель, учитель ИЗО, |
9 | Праздник «Масленица » (1-4 классы) | февраль-март | концертно-развлекательная программа | кл.руководитель,, учитель музыки |
10 | Святая Пасха (1-4 классы): конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | апрель | комплекс мероприятий : конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | кл.руководитель, учитель музыки, учитель ИЗО |
11 | День семьи (1-4 классы) «Ценности трех поколений» «Я и мои родные» (3-4 классы) «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | май | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов
проекты видеофильм | кл.руководитель, |
12 | «Последний звонок» (4-е классы) | май | театральное представление | кл. руководитель Администрация , учитель музыки, |
13 | Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы) | в течение года | анкетирование, диагностика | Педагог-психолог, социальный педагог , кл. руководитель |
Предполагаемый результат:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Я и мои увлечения
1 | «Мир профессий» (1-4 классы) | в течение года | Экскурсии на предприятия города | кл. руководитель, социальный педагог, родители |
2 | Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы) | в течение года | Беседы, проекты ученические | кл.руководитель, учитель музыки |
3 | Конкурс поделок из природного материала. (1-4 классы) | сентябрь | Конкурс-выставка творческих работ | Учитель ИЗО, кл. руководитель, |
4 | Осенний бал. | октябрь | Конкурс на лучший дизайн осеннего костюма | кл.руководитель, учитель музыки |
5 | Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы) | в течение года | трудовая акция | Библиотекарь, кл.руководитель, |
6 | Оформление кабинета и школы - к праздникам и мероприятиям (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция, КТД | кл.руководитель, родители |
7 | Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция, индивидуальные творческие проекты | кл.руководитель, педагоги доп.образования |
8 | «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы) | февраль - март | выставка работ | кл.руководитель, |
9 | Театральная весна | март | Инсценирование, театральные постановки | кл.руководитель, |
10 | «Прекрасный мир моих увлечений» (1-4 классы) | в течение года | Презентация увлечений и хобби | кл.руководитель, учитель музыки |
11 | Ко Дню Земли: конкурс поделок из бросового материала | апрель | Творческие проекты, индивидуальные работы | кл.руководитель, педагоги доп.образования, родители |
12 | «Самый чистый класс » | в течение года | Генеральная уборка класса | кл.руководитель, |
13 | «Готовимся к встрече пернатых друзей » (1-4 классы и их родители) | март-май | Изготовление скворечников, Изготовление кормушек для птиц Экскурсия в лес | кл.руководитель, родители |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего
школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Дерендяева Г.М. «Родительские собрания в начальной школе».
Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 135 с
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с
Кушнир Н.Я., Максимук Н.М. "Введение в школьную жизнь".
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1978.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь"'
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
Интернет – ресурсы:
http||panorama/PL/ua|up|loads|posts|
http://knowledge.allbest.ru/
http://nsportal.ru/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-k-istokam-dukho
http://festival.1september.ru/
http://pedsovet.su/
http://lomovskayaosh.edusite.ru/
«Niqma.ru»