СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Речь и культура общения"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа школы культуры речи «Речь и культура общения» является коррекционной и предназначена для учащихся 2-4 классов, имеющих различные нарушениями устной и письменной речи, препятствующих успешному овладению чтением и письмом.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Речь и культура общения"»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тип программы: образовательные программы по конкретным видам деятельности



Школа культуры речи


« Речь и культура общения»


Срок реализации программы: 3 года


Возраст обучающихся- 7,5 -11 лет




Составитель: Л. Н. Кукушка




















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа школа культуры речи « Речь и культура общения» разработана на основе:

-основной образовательной программы школы;

-требований к результатам освоения ООП НОО;

-программы формирования УУД;

-программы духовно-нравственного воспитания;

-коррекционной программы.

Заметный темп физического и интеллектуального развития-децелерация- появилась в нашем обществе на рубеже 20 и 21вв. Поступающие в 1класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Рабочая программа школы культуры речи «Речь и культура общения» является коррекционной и предназначена для учащихся 2-4 классов, имеющих различные нарушениями устной и письменной речи, препятствующих успешному овладению чтением и письмом.

Основная цель:

- обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

-повышение речевой культуры учащихся;

-предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи;

-воспитание, педагогическое сопровождение процесса становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи:

-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-определение особых образовательных потребностей де­тей с ограниченными возможностями здоровья;

-определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

-создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образова­тельной программы начального общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

-осуществление индивидуально ориентированной психо­лого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-оказание консультативной и методической помощи ро­дителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, пра­вовым и другим вопросам.

-освоение языка на уровне правильности (норм русского литературного языка);

-овладение качеством речи хорошей (богатством, точностью, выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью). Речь правильная и речь хорошая рассматриваются как две ступени в повышении речевой культуры, сама речевая культура – как проявление общей культуры человека. - обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.;
-обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся;
-обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;
-вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;
-создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные на­правления. Данные направления отражают её основное содер­жание:

-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает свое­временную специализированную помощь в освоении содер­жания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в условиях общеобразовательного учрежде­ния; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, позна­вательных, коммуникативных).

Основные принципы, пути и методы достижения цели:

1.Научность: практические задания  основаны на владении  теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.

2.Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей  структуры; последующий блок дополняет  общую картину языкового явления.

3.Природосообразность: сведения по курсу преподносятся  с учетом готовности класса их воспринимать.

4.У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

5.Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.

6.Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.

7.Творческий характер заданий:  например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.

     Новизна кружка внеурочной деятельности «Речь и культура общения» заключается   в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы).

Программа рассчитана на 102 часа: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа и 4 класс – 34 часа. Занятия по программе проходят в форме интенсива, в каникулярное время. Продолжительность занятий 40 мин.

Форма организации образовательного процесса - подгрупповая (при необходимости прово­дится индивидуальная диагностическая и коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении).








2. Учебно-тематический план

2 класс

урока

Название темы

Всего часов

Коли-чество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные


Что такое речь?

2

1

1

Раскрывать основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации. Проявлять интерес к родному языку.


1.

Для чего нужна речь? Беседа: «Что такое правильная речь?».

2

1

1


Немного о главном. Наши звуки речи.

10

6

4

Выполнять речевые разминки, распределять дыхание, чтобы чтение текста было четким, ясным, выразительным.

Читать скороговорки на постепенное повышение (или понижение) голоса.

Выполнять упражнения на изменение темпа речи: разучивать скороговорки, произносятся скороговорочные тексты, меняя темп произношения скороговорки – от медленного до очень быстрого.

Разыгрывать речевые ситуации, развивать культуру речевого поведения.

Работать со словарем: толковым, орфографическим.

2.


Говорим и пишем.

Экскурсия в библиотеку. Игра «Поиск»


2

1



1


3.

Грамматические сказки о звуках и буквах. Выделение в словах гласных.


2

1

1

Слушать и выделять гласные.

В игровой форме вспоминать о буквах и звуках родного языка. Различать звуки и буквы. Вспоминать гласные.

4.

Согласные звуки: твердые и мягкие. Грамматическая сказка: «Твердые и мягкие».

2

1

1

Слышать твердое и мягкое звучание согласных. Классифицировать и группировать слова в зависимости от написания.

5.

Беседа о звонких и глухих согласных. Оглушение звонких согласных в середине и на конце слова.

2

1

1

Сравнивать звонкие и глухие согласные.

Работать с текстами, проверять написание звонких согласных в середине слова, на конце слова.

6.

Игры с буквами: «Таблица букв», «Корректурная проба», «Тарабарские стихи» и т.д.

2

2


В процессе игр проявлять интерес к чтению, развивать фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи, пространственные представления, зрительный анализ, синтез.


Слог, слово, предложение.

10

8

2


7.

Слоговой состав слова.

Сказка «Волшебник Ударение».


2


2


Упражнять в делении слов на слоги. Составлять слова из карточек-слогов. Читать предложения и тексты, разделенные на слоги. Делать вывод о том, как различать слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.

Выделять ударный слог в слове, ударную гласную; ударный слог голосом.

8.


Слог, слово, предложение. Игра: «Слова»

Упражнение: «Признак», «Слова-неприятели», «Слова –приятели».


2


1

1


Вспоминать о связи слов в предложении.

Продолжать усваивать понятие «слово» как части предложения. Объяснять как составлять предложения. Обогащать словарный запас по темам; «Фрукты», «Овощи»,

Согласовывать имя существительное с глаголом. Согласовывать имена прилагательного с именем существительным (упражнение: «Признак», «Слова-неприятели», «Слова –приятели»). Развивать лексико – грамматический строй

Делать вывод о том, как различать слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.

9.

Предложение.

Упражнение «Деформированное предложение». «Закончи предложения», «Пропавшие слова»


2

2


Считать сколько слов в предложении. Указывать на каком месте стоит слово в предложении. Самостоятельно составлять из слов предложения. Делить предложения на слова.

Работать с деформированным предложением. Правильно располагать слова, согласно связи слов в предложении. Работать с текстом, при помощи слов из справки составлять рассказ.

10.

Правильное употребление единственного и множественного числа в предложении. Упражнение: «Один-много».

2

1

1

Сравнивать слова в предложениях в единственном и множественном числе. В процессе упражнения «Один –много», изменять слова по числам.

Методика: «Четвертый лишний», уметь выделять общий признак и исключать лишнее.

11.

Безударные гласные в корне. Грамматическая сказка: «Заколдованные буквы»

2

2


Слушать сказку, наблюдать за выбором букв на месте орфограмм, обсуждать возможность появления ошибки, аргументировать умозаключение. Делать вывод о том, почему буквы «заколдованы».


Связная речь

10

6

4


12.

Пересказ. Последовательный пересказ. Краткий пересказ. Рассказы «Водолаз и акула», «Пудик»


2

1

1

Находить главную мысль рассказа, формировать умение кратко пересказывать текст. Понимать главное в рассказе, составлять условие задачи по данному тексту, отвечать на вопросы полным предложением. Придумывать названия рассказа, рисовать картины к рассказу.

Четко излагать свои мысли с пересказа услышанного текста с опорой на вопросы, действия, с опорой на предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Придумать начало, середину или конец рассказа. Придумать рассказы по картине.

13.

Рассказ «Как медведь сам себя напугал»

Н. Сладков. Творческие пересказы.

2

1

1

14.

Рассказы -описания

«Зима», «Весна».

«Лето», «Осень».

2


2

Описывать предметные картинки. Тренировать в связном описывании времен года.

15.

План.

Рассказ по плану: «Альма»,«Ласточки»«На лугу», «Обвал».

2

2


Определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать его.

Составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

16.


Практическое закрепление: «Точка, вопросительный, восклицательный знаки».

Деформированный текст.

2


2


Анализировать  деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.



Итог

2

1

1


17.

Викторина «Что мы узнали!»

2

1

1

Во время викторины применять весь комплекс орфографических умений; стараться договориться.


Всего

34

23

11







3 класс


Язык и речь

2

1

1

Анализировать свою речь. Учить понимать, что украшает нашу речь и что портит ее. Учить бережному отношению к родному языку.


1.


Чем отличаются язык и речь.

«Слова очень нужные и очень важные!»

2

1

1


Культура речи

16

12

5


2.

Звук и буква!

Гласные и согласные. Звуко-буквенный анализ слов.


2

2


Классифицировать звуки и буквы. Определять звук по его характеристике. Группировать слова с раз­ным соотношением количест­ва звуков и букв (количество звуков равно количеству букв; количество звуков меньше ко­личества букв; количество зву­ков больше количества букв).

Анализировать слова с точки зрения устной и письменной речи.

3.

Родственные слова.

«Играем со словами», «Придумай новое слово», «Длиннее- короче».

2

1

1

Упражнять в подборе родственных слов.

Образовать новые слова, заменяя один звук другим. Сравнивать слова, определять какие слова длиннее –короче.

4.

Игра и упражнения «Зашифрованное слово», «Выбывание слов».

«Кто? Что?»

«Закончи предложение» и т.д.

2

1

1

Закреплять умение делить слова на слоги и составляют из них новые слова.

Выполнять задания с исключением лишних слов.

Составлять предложения по разным моделям( по вопросам). Придумать конец предложения.

Распространять предложения.

5.

Рассказ из отдельных предложений.

Рассказ «Белка».

2

1

1

Определять последовательность слов в предложении, строить связный рассказ.

Закреплять навыки связного высказывания. Совершенствовать умение точно отвечать на вопросы. Обсуждать полученные рассказы.

6.

Тренировочные упражнения по теме: «Безударная гласная в корне».

2

2


Анализировать слова, сравнивать звуки и буквы, позиции звуков, устанавливать случаи письма, где возможна ошибка, делать вывод о необходимости выбора букв, моделировать его. Слушать учителя, проверять и уточнять.

Подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной.

7.

Тренировочные упражнения по теме: «Правописание гласной в корне слова».

2

2


8.


Тренировочные упражнения: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и

мягким знаком!».

2

2


Анализировать слова, наблюдать за использованием гласных второго ряда для смягчения согласных.

Наблюдать за использованием ь между двумя согласными, выявлять закономерность, делать умозаключение, предполагать правило письма. Анализировать позицию мягкого согласного звука и выбирать написание. Классифицировать и группировать слова в зависимости от написания. Использовать приобретённые знания при списывании и письме под диктовку.

9.

Экскурсия в библиотеку. Игра «Поиск слов»

Словесные игры на свежем воздухе с мячом.

2


2

Наблюдать за значениями слов, выявлять зависимость произношения и написания слов от их значений, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывать о сделанных обобщениях. Объяснять значения слов, выбирать слова с учётом смысла текста.

Играть с мячом, обогащать словарный запас, развивать грамматический строй.


Звонкие и глухие согласные. Тренировочные упражнения.

8

6

1


10.


Дифференциация звуков[Ж-Ш] и

[ В-Ф] [В*-Ф*] в словах, предложениях, связном тексте.

2

1


Дифференцировать звуки [Ж-Ш] и [В-Ф] [В*-Ф*] в словах, предложениях, связном тексте. Подбирать слова на заданный звук. Развивать фонематический слух.

11.

Дифференциация звуков [П-Б] [П*-Б*] и [Д-Т] [Д*-Т*] в словах, предложениях, связном тексте.

2

2


Дифференцировать звуки [П-Б]

[П*-Б*] и [Д-Т] [Д*-Т*] в словах, предложениях, связном тексте. Читать слова с пропущенным согласным. Развивать фонематический слух.

12.

Дифференциация звуков [С-З] [С*-З*] и [Г-К] [Г*-К*] в словах, предложениях, связном тексте.

2

2


Дифференцировать звуки [С-З] [С*-З*]. Дифференцировать звуки [Г-К] [Г*-К*]в словах, предложениях, связном тексте. Составлять предложения из заданных слов, изменяя их по смыслу. Развивать фонематический слух.

13.

Тренировочные упражнения: «Оглушение звонких согласных в середине, в конце слова».

Упражнения: «Пропавшие слова», «Найди ошибку».

2

1

1

Делать вывод о необходимости выбора букв, моделировать его. Слушать учителя, проверять и уточнять выводы, выявлять новую информацию.

Дополнять известные правила новыми сведениями, наблюдать за выбором букв на месте орфограмм, обсуждать возможность появления ошибки.

Анализировать потерявшиеся слова. Находить ошибку в предложениях.


Связная речь

6

4

2


14.

Последовательный пересказ с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

2


Понимать содержания звучащей речи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознать цели и определить последовательность построения речевого высказывания с опорой на вопросы.

Уметь задавать вопрос, находить причинно-следственные связи по услышанному и с опорой на картинки научно-познавательному и

художественному произведению.

15.

Пересказы описательного характера с опорой на картинку, на наглядность.

2

1

1

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, использовать языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Развивать речь, воображение, творческие способности учащихся. Описать места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное).

16.

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера, с опорой на серию сюжетных картинок и последовательность действий.

2

1

1

Продолжать работу последовательно пересказывать текст описательно- повествовательного характера; текст с опорой на серию сюжетных картинок и последовательность действий. Обогащать лексический запас речи. Развивать познавательный интерес.


Итог:

1

1


Работать с деформированным текстом, последовательно составить предложения в единый текст.

Участвовать в викторине, использовать полученные знания.

17.

Восстановление деформированного текста.

Викторина «Красиво говорим!».

1

1



Всего

34

25

9





4 класс


Работа над словом!

8

7

1


1.

Грамматическая сказка: «Пропал корень».

Веселые рифмы! Дидактические игры.

2

1

1

Анализировать слово изнутри, из чего оно сделано, как скроено.

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, ис­пользовать его.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава.

Объяснять значение слова –давать развернутое толкование его значения.

Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение суффиксов/ приставок.

Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов , слов с заданными приставками и суффиксами.

Моделировать слова заданного состава ( в процессе игры)

2.

Грамматическая сказка: «Чередование гласных в корне».

Упражнения: «Пропавшие буквы», «Одним словом!».

2

2


3.

Грамматическая сказка: «Новые друзья корней- приставки!»

Игра с приставками

2

2


4.

Грамматические сказки и рассказы: «Работа суффиксов».

Грамматическая сказка: «Как корень слова учил окончания уму разуму».

2

2



Слова -части речи

12

8

5


5.

Дидактические игры и упражнения: «Из чего состоят слова».

Грамматические сказки: «Имя существительное –часть страны Речь».

2

1

1

Моделировать слова заданного состава ( в процессе игры)Анализировать граммати­ческие признаки заданных имён существительных.

Сравнивать имена сущест­вительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамма­тических признаков, общих с другими существительными).

6.

Грамматические сказки: «Как у существительных род появился».

Откуда пошли падежи?

2

2


7.

Чайнворд. Игра «Заказ»

Грамматические сказки: « Скромные просители».

2


2

Подбирать максимальное количество имён прилагатель­ных к заданному имени суще­ствительному.

Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существитель­ные соответствующими место­имениями.

Наблюдать: определять на­личие в тексте личных место­имений.

8.

Игра: «Составь словосочетания».

Первый заместитель существительного- местоимение.


2

2


9.


Грамматические сказки: «Глагол –часть страны Речь».

Игры: «Перепутаница», «Заказ»,

« Спрятанные слова».

2


1

1

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Записать существительные и подбирать к ним глаголы, определять форму глагола, записать соответствующие глаголы единственному или множественному числу.

10.

Предлоги, союзы.

Дидактические игры, упражнения, головоломки.

2

1

1

Различать предлоги и союзы: предлоги употреблять только с косвенными падежами; союзы, связывают однородные члены предложения или целые предложения. Закреплять в играх.


Различение букв сходных по начертанию

6

6



11.

Различение букв сходных по начертанию. Буквы Б-Д. Буквы П-Т.

2

2


Списывать и обводить смешиваемые буквы разными карандашами. Выписывать из текста слова со смешиваемыми буквами в разные столбики.

Списывать и подчеркивать смешиваемые буквы разными цветными карандашами. Написать под картинками те буквы, которые смешиваются. Вписывать эти буквы в деформированный текст. Написать небольшие рассказы, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

12.

Различение букв сходных по начертанию. Буквы Л-М. Буквы Н-П.

2

2


13.

Различение букв сходных по начертанию. Буквы С-Е. Тренировочные упражнения.

2

2



Текст

8

4

4


14.

Сделай вывод.

Объясни и докажи убедительно.

2

2


Знакомить со структурой рассуждения: «То, что объясняется, доказывается- вывод.

Анализировать объяснительно- доказательную часть рассуждения

15.

Сравни и опиши. Настоящий или ложный?

Общение на расстоянии.

2


2

Продолжать знакомить с последовательной структурой сравнительного описания.

Анализировать какие бывают письма, какую роль в жизни людей они играют. Пишут поздравительные письма.

16.

Расскажи о себе. История моей жизни.

Личный дневник!

2

1

1

Сообщать об основных фактах своей жизни. Писать самостоятельно биографию. Выделять основные факты, сведения.

Знакомить с личным дневником. Создавать свой личный дневник.


17.

Рассказы. Было- не было.

Итог.

Викторина: «Умники и умницы!»

2

1

1

Придумывать, фантазировать невероятные истории, в которых есть и правда и вымысел.

Играть со словами и в слова, разгадывать кроссворды, отвечать на вопросы викторины. Работать в коллективе.


Всего

34

24

10



3.Содержание программы

2 класс

1.Что такое речь? Понятие речи. Речь и информация. Речь и эмоция. Речь и взаимопомощь людей. Функции речи в жизни человека.

2.Немного о главном. Наши звуки речи. Перед учащимися раскрываются в сказочной форме представления о звуках, буквах. Гласные и согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Речевые разминки для вызывания интереса к занятиям. Практические задания в форме игровых упражнений. Выделять ударный слог в слове, легко находить ударную гласную. Работа со словарями: орфографическими и толковыми.

3. Слог, слово, предложение. Как строятся предложения для эффективного и правильного общения, чтобы окружающие могли понять, о чем ты говоришь. Детское словотворчество – составление предложений. Предложения вопросительные, восклицательные, повествовательные. Антонимы, синонимы. Единственное и множественное число существительных. Упражнения на правописание безударных гласных. Задания по редактированию деформированного текста.

4.Связная речь. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе­­­ – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т. е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Работа по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки. Понятие о пересказе. Последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы. Рассказы, рассказы-описания. Составление плана. Пересказ по намеченному плану. Краткий пересказ. Развитие фантазии и творческого мышления, включает в себя задания пересказать текст по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

5. Итог. Викторина поможет проверить знания полученные за данный период. В игровой форме используются кроссворды, чайнворды, игры-упражнения.

  1. класс

1.Язык и речь. Язык как средство общения народа. Речь как индивидуальное использование языка людьми. Единство языка народа и различие речи людей. Правила языка. Речь правильная и неправильная. Необходимость следить за своей речью. Что украшает нашу речь и что портит ее.

2.Культура речи! Звукобуквенный анализ слов. Выделение первого, последнего звука и в середине слова. Выделение звука из слов. Практические задания по звукобуквенному анализу. Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова. Игры со словами. Составлять новые слова из слогов разных слов. Составление предложений из отдельных слов; последовательно соединять слова в предложение. Вставлять подходящие слова в текст. Работа с деформированным предложением, текстом. Безударные гласные в корне. Практическое закрепление правописания гласной в корне. Работа с орфографическим и толковым словарем. Смягчение согласных –как при смягчении их путем йотированных я, ю, ё, так и при смягчении их путем мягкого знака.

3.Звонкие и глухие согласные. Тренировочные упражнения. Понятие о звонких и глухих согласных, как проверять звонкие и глухие. Выделять звуки в начале слова. Дается характеристика звонким и глухим звукам. Оглушение звонких в конце слова, уметь находить ошибки.

4. Связная речь Пересказы с опорой на картинки, наглядность. Пересказы описательного характера; пересказы с ярко выраженной причинно-следственной связью. Восстановление деформированного текста.

Использовать полученные знания в викторине, работать в команде, учитывать мнения каждого .

4класс

1.Работа над словом. Состав слова позволяет понять как построено слово, правильно написать его, представить его грамматические свойства. Выделять значимые части слова: корень, приставки, суффиксы, окончания. Практическое закрепление в игровых упражнениях.

2.Слова-части речи! С помощью различных частей речи называем: людей, животных, предметы, явления действительности -это имена существительные; то, какие они- имена прилагательные; их действия или состояния- это глаголы; служебные слова ( предлоги, союзы)-это слова- сопроводители, грамматические помощники знаменательных слов. Изменение существительного по числам, падежам, согласование существительного и прилагательного, изменение глагола. Практическое закрепление полученных знаний в процессе упражнений, дидактических.

3.Различение букв сходных по начертанию. Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами; выписывание в разные столбики; подчеркивание; подписи под картинками, в названии которых есть смешиваемые буквы; вписывание в деформированный текст; письмо под диктовку разных текстов, насыщенных смешиваемыми буквами.

4.Текст. Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Составить элементарное рассуждение –доказательство, описание, сравнительное описание. Личный дневник. Творческие рассказы.

5.Итог. Викторина в группах. Использовать полученные знания.

4. Предполагаемые результаты

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

-приобретение школьниками знаний и умений участвовать в коллективных наблюдениях, работать в коллективе, слушать учителя; во время занятий приобретать следующие знаний: наблюдать за точностью выбора слов в текстах; различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв; сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны, выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения; создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников; подробно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов; правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях); обозначать пробелами границы слов; писать большую букву в собственных именах; списывать и писать под диктовку учителя; под руководством учителя осуществлять проверку написанного; объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова; выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их; различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов; отличать предложение от группы слов, обосновывать решение; находить в тексте предложения разных видов; отличать текст от группы предложений, объяснять различие; эффективно осуществлять проверку написанного.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения; самостоятельно читать задания и другие материалы, понимать и выделять нужные сведения, следовать инструкциям; пользоваться словарями учебника для решения различных практических вопросов; понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль; озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; выборочно пересказывать текст повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности оригинала; пересказывать текст, внося в него изменения; улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; самостоятельно делить текст на части, составлять план; самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения; правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями; выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей; под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного окрашенного социального действия): школьник может приобрести знания и усвоить: основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретёт умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); овладеет основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного); участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения; самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей; пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов; озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять

план; самостоятельно проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.



Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

2 класс

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

- положительное отношение к учению;

- раскроют основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации.


Метапредметные результаты

Ученик научится:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- понимать, принимать, коллективно ставить и выполнять поставленную перед ним задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками,) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;

- действовать по намеченному плану, по инструкции;

- проявлять познавательную инициативу ;

- пользоваться знакомыми словарями, справочниками;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

- участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

3 класс

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

- представление о русском языке как языке своей страны;

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- научатся анализировать свою речь: что украшает нашу речь и что портит ее.


Метапредметные результаты

Ученик научится:

- понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном;

- оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат.

- читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;

- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);

- понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

- находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, закономерностей;

- осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;

- коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения.

- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

- строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач);

воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.

4 класс

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

- осознание языка как средства общения;

- представление о богатых языковых возможностях, осознание себя носителем этого языка;

-понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

-действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

-контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их;

-находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

-пользоваться знакомыми словарями, справочниками;

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

-подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

-строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.

5. Формы и виды контроля

  • диагностики;

  • беседы, диалоги;

  • наблюдения;

  • анализ результатов деятельности.

Методический комплекс диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе

2 класс

3 класс

4 класс

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

«Методика определения уровня развития понимания грамматических конструкций». А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина.

Мониторинг проделанной работы: «Методика определения уровня развития понимания грамматических конструкций». А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина.

«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А.; «Методика исследования процессов письма» по Садовниковой И.Н.;


Мониторинг по проделанной работе: «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А.;«Методика исследования процессов письма» по Садовниковой И.Н.;


«Методика исследования процессов письма» по Садовниковой И.Н.;


«Методика исследования процессов письма» по Садовниковой И.Н.;



6. Методические рекомендации.

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно сгладить их переход, осложняющий учебно- познавательную деятельность, на последующие этапы обучения.

Обучение по программе «Речь и культура общения» носит коррекционную направленность.

Содержание программы коррекционной работы определя­ют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ре­бёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.

Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Системность. Принцип обеспечивает единство диаг­ностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений де­тей с ограниченными возможностями здоровья, а также все­сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помо­щи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законо­дательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представите­лями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограничен­ными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Методы работы:

различные упражнения:

-конструктивные во время работы по уточнению оптико-пространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

-творческие — во время работы по формированию звукобуквенного
анализа и синтеза.

Направления работы:

1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.

2.Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также  усвоение норм синтаксической стилистики.

3.Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.

4.Развитие навыков связной устной и письменной речи.

Для работы на уроке учащиеся имеют тетрадь, листы для работы и орфоэпический словарик. Орфоэпический словарик личных трудностей представляет собой небольшую записную книжку и заполняется учащимися под руководством учителя.

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.

Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников. Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.

Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.

Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.

Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Школа учит литературному языку в его художественном, научном, разговорном вариантах. Это огромный объём материала, множество слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество конструкций, которые дети совсем не употребляли в своей речи. И весь этот обширный материал не может быть усвоен ребёнком походя, в повседневном общении с книгой. Необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты.

Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр.; знакомятся с их стилистическими различиями.

В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.

Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серии упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционнный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.

Работа над обогащением словарного запаса

Работа над словарём в школе имеет 4 направления:

-обогащение словаря;

-уточнение словаря;

-активизация словаря;

-устранение нелитературных слов.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение.

Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений, показ предметов…

Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.

Над словосочетанием проводится следующая работа:

- выделение словосочетаний из предложения;

- установление связей между словами с помощью вопросов;

- составление самостоятельных словосочетаний.

При работе над предложением основой является умение строить разнообразные типы предложений.

Вот основные приёмы работы над предложением:

- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;

- составление предложений по вопросам учителя;

- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;

- работа с деформированным текстом;

- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;

- распространение простого предложения;

- сокращение распространённого предложения;

- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;

- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;

- свободное составление предложений.

В начальной школе приняты следующие виды связной речи:

- развёрнутые ответы на вопросы;

- текстовые упражнения;

- записи по наблюдениям;

- устный пересказ;

- рассказ, заученный на память;

- импровизация сказок;

- изложения;

- выборочные пересказы и изложения;

- инсценирование;

- устное рисование;

- сочинения;

- статьи, отзывы о прочитанных книгах, кинофильмах…;

- письма.

Нарушения устной речи препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

Речь учащихся имеет свои характеристики, которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.
1.Содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. В школе детям нередко предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы. Не удивительно, что их речь оказывается бедной, расплывчатой. Однако те же дети живо и выразительно рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.
Содержание для бесед, рассказов, письменных сочинений дают экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания и многое другое, можно сказать, вся окружающая ребенка жизнь. Приучить говорить детей только содержательно – очень важная задача учителя начальных классов.
2. Логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных и письменных сочинений.
3. Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.
4. Выразительность речи – это умение ярко, сжато, убедительно передать мысль, это способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.
5.Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами, «красивостями». Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств речи: так, дружеская беседа мальчиков будет резко отличаться от их же сочинений. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. 
И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (так называемых слов-паразитов: ну, значит, понимаешь, так сказать, короче и пр.), грубых просторечных слов и выражений, иностранных слов и т.п.
Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную. Оценивание речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью: содержательна ли речь? логична ли? богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? ясна ли и выразительна речь? чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?

Основные условия речевого развития ребенка:

-вызывать у детей интерес и любовь к родному языку( проводить занятия в игровой форме)

-детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду (от того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий);

-овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Результатом успешной работы учащихся являются не заученные определения, а умение выполнять поставленные перед ним задачи. Совершенствованию коммуникативных умений и развитию творчества детей способствует организация парной и групповой работы. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.


7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1.Библиотечный фонд


1.1

Литература для детей



Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый.

К


М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин «Страна пальчиковых игр», Кристалл С.-П.1997.

Д


Хрестоматии для младших школьников.

Ф

1.2

Литература для педагога.



Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы» М. Владос, 2009г.



Е.В. Юрова «250 упражнений для развития устной речи»



Л.Ф. Тихомирова «Развитие логического мышления детей».



Е.А Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М.Владос,2001г.



Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко «Секреты орфографии» М. Просвещение



В.Волина «Веселая грамматика» М. Просвещение



А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» М. Издательство «Ось-89», 2005г.



В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» М. Аквариум, СПб.: Дельта



Л.И. Гайдина, Л.А.Обухова «Логопедические упражнения» М.: 2008г.



2. Печатные пособия


1

Касса букв

Д

2

Слоговые таблицы

Д

3

Раздаточный материал: листы для работы

К


3 . Технические средства обучения


1

Компьютер.

Д

2

Интерактивная доска

Д

3

Принтер

Д


4.Оборудование класса


1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

К

2

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4



























26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!