СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа секции баскетбол для детей 5-7 класса 103 часа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по баскетболу включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку

Просмотр содержимого документа
«Программа секции баскетбол для детей 5-7 класса 103 часа»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности является модифицированной (адаптированной) учебной программой по баскетболу для детско-юношеских клубов (центров), составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, автор Ю.Д,Железняк. 2006 г.

Программа секции по баскетболу рассчитана на школьников 11-15 лет. Занятия проводяться три раза в неделю по одному часу.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым «Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, методическими рекомендациями Федерального агентства по физической культуре и спорту № СК-02-10/3685 от 12.12.2006 г. по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, а также на основании приказа департамента образования ЯНАО от 23.03.2007 г. «Об утверждении порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в ЯНАО».

Актуальность и главная идея программы: смещение вектора спортивной направленности - достижение высоких спортивных результатов в спорте высших достижений (типовая программа для ДЮСШОР и СДЮСШОР), в сторону физкультурно-оздоровительной направленности - создание мотиваций и условий для здорового образа жизни в массовом спорте (модифицированная (адаптированная) дополнительная образовательная программа для ДЮЦ и ДЮКФП).

Данная программа составлена и рассчитана на детей, которым, в большинстве своем, «закрыта дорога» в типовые ДЮСШОР и СДЮСШОР (ввиду объективной неспособности пройти спортивный отбор при поступлении в эти учреждения), хотя такие дети еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры и спорта.

Отличительные особенности (новизна) программы:

- количество учебных недель – 39 (в типовой учебной программе материал рассчитан на 52 учебных недели), ввиду регионально-национального фактора, условий Крайнего Севера (в летний период времени учащиеся находятся за пределами района), и как следствие количество учебных часов, отведенных для реализации данной программы;

- вытекающая из вышесказанного систематизированная структура и последовательность прохождения учебного материала;

- оптимальный выбор форм и методов подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (оценки результатов деятельности) - адаптированные опытно-экспериментальным путем контрольные и переводные нормативы (экзамены) по общефизической, специальной и технической подготовке (логично, что они должны быть ниже, чем в спортивных школах олимпийского резерва);

- использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном и воспитательном процессе;

- увеличение объема теоретических и практических знаний в области сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта; знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни.

Цели учебной программы:

- создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом;

- воспитание устойчивой и целенаправленной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, отвлечение от «улицы», научение рационально использовать свое время;

- формирование физической культуры личности, развитие у учащихся потребности здорового образа жизни, нравственного и физического совершенствования, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья, развитие творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков;

- рациональное перестроение учебно-тренировочного процесса, с учетом опыта работы спортивных школ и спортивных клубов округа и области, в первую очередь в плане: усиления индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; повышения роли и объема индивидуальной тактической подготовки, как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных спортсменов и команды в целом; использования эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся и качества работы, как отдельных преподавателей, так и ДЮЦ в целом;

Реализация данных целей предполагает решение следующих обучающих и воспитательных задач.

1.2. Задачи для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки

Задачи спортивно-оздоровительных групп:

- укрепление здоровья различными средствами физической культуры и спорта;

- разностороннее развитие физических качеств;

- привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- обучение основным техническим приемам и правилам игры.

Задачи групп начальной подготовки:

- развитие мотивации личности ребенка к систематическим занятиям баскетболом;

- всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма обучающихся;

- воспитание специальных возможностей (гибкости, быстроты, ловкости, силы) для успешного овладения навыками игры;

- формирование базовых умений и навыков для дальнейшего развития их на этапах многолетней подготовки;

- приучение к соревновательным условиям, определение каждому занимающемуся игровой функции и игрового амплуа;

- выполнение требований по спортивной подготовке и требований контрольно-переводных нормативов;

- приобретение навыков в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, инструкторская и судейская практика;

- выявление перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства;

- участие в соревнованиях по баскетболу районного, окружного и областного масштаба.

Перевод обучающихся на следующий год обучения в спортивно-оздоровительной группе осуществляется по решению педагогического совета при условии сохранности контингента обучающихся. В группах начальной подготовки по решению педагогического совета по итогам результатов сдачи контрольно-переводных нормативов (экзаменов).

Весь учебный материал в программе распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на постепенное и последовательное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой возрастной группе есть определенные задачи, которые решаются посредством учебно-тренировочных занятий.

1.3. Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы:

- спортивный зал для занятий баскетболом 28 м. х 15 м. (минимум 24 м. х 11 м.)

- спортивный инвентарь (баскетбольные кольца, баскетбольные мячи № 5,6,7, набивные мячи, стойки, гимнастические скамейки, утяжеленные жилеты)

- спортивная форма для занимающихся (спортивные шорты и майки, кроссовки, накидки различительные)


1.4. Формы организации занятий

Основными формами организации учебно-тренировочного процесса являются:

- групповые учебно-тренировочные занятия;

- групповые и индивидуальные теоретические занятия;

- восстановительные мероприятия;

- участие в матчевых встречах;

- участие в соревнованиях;

- зачеты, тестирования;

- конкурсы, викторины;

- инструкторская и судейская практика;

- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов.

1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся;

- викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья»;

- контрольные и товарищеские игры;

- первенства школы, района, округа, области.

Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).









2. Учебно-тематический план


Дата

Название темы

Тип подго-

товки

К – во часов

Приме-чание


Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья

Теор.



ОФП

1



История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

1



Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

1



Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

1



Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

1



Техника передвижения при нападении

Техн.

1



ОФП

Техн.

1



Способы ловли мяча

ОФП

1



Техника передвижения при нападении

Техн.

1



Личная и общественная гигиена.


Теор.

Техн.

1



СФП

СФП

1



Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

1



Физическая подготовка юного спортсмена. СФП

Теор.

СФП

1



Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

1



Техника ведения мяча.

Техн.

1



Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

1



Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.


Теор.




1



Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

1



Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1



Сущность и назначение планирования, его виды.

ОФП.

Теор.



ОФП

1



Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

1



Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

1



Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1



Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1



Контрольные испытания.

Контр.

1



Командные действия в нападении.

Такт.

1



Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

1



Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП


Теор.

ОФП

1



Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

1



Учебная игра.

Интегр.

1



Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1



Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1



Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1



СФП

СФП

1



Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП

Теор.



ОФП

1



Командные действия в нападении.

Такт.

1



Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1



Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

1



Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1



Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки

Теор.

1



Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1



Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1



Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП

Теор.

СФП

1



ОФП

ОФП

1



Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

1



Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

1



Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1


48


Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

1



49


Методы спортивной тренировки. ОФП


1


50


Совершенствование техники передачи мяча


1


51


Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча


1


52


Взаимодействие двух игроков «подстраховка».


1


53


Совершенствование техники передачи мяча


1


54


Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча


1


55


Совершенствование техники передачи мяча


1


56


Техническая подготовка юного спортсмена


1

1


57


Техническая подготовка юного спортсмена


2



58-59


Техническая подготовка юного спортсмена.


1

1


60-61


Тактика защиты.


2



62-63


Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Теор.

ОФП

2



64-65


Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2



66-67


Действия одного защитника против двух нападающих.

Теор.

Техн.

2


68-69


Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Техн.

2


70-71


Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Теор.

2


72-73


Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Такт.

2



Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

2



Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2



Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

1



Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Интегр.

1



Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Интегр.

1



Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра.

Техн.

1



Защитные стойки. Защитные передвижения.

Такт.

1



Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Техн.

1



Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

1



Учебная игра.

Такт.

1



Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

1



Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1



Организация командных действий.

Техн.

1



Бросок мяча одной рукой сверху.

Такт

1



Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Такт

1



Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Интегр.

1



Техника овладения мячом.

Такт.

1



Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Теор.

Интегр.

1



Контрольные испытания. СФП

Такт.

1



Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Техн.

1



Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Интегр.

1



Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Техн.

1



Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Техн.

1



Учебная игра.

Техн.

1



Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1



Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1



Учебная игра.

Техн

1



СФП

Такт.

1



Учебная игра

Такт.

1



Итоги прошедшего спортивного года.


1




3. Содержание изучаемого курса

Общие основы баскетбола


- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,

форма игроков.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм человека.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

баскетболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

- Подведение итогов года.

- Методика тренировки баскетболистов.

- Техническая подготовка баскетболистов.

- Психологическая подготовка баскетболиста.

Общая физическая подготовка

- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.



физическая подготовка


- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.

Техническая подготовка


- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,

при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,

скорости, высоты отскока.

- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,

с отскоком от щита, в движении.

- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,

с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Обучение технике двух шагов с места, в движении.

- Броски двумя руками от груди с двух шагов

Тактическая подготовка

Нападение

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера.

Защита

- Противодействие получению мяча.

- Противодействие выходу на свободное место.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты.



Игровая подготовка


- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.



Контрольные и календарные игры

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры.

Ожидаемые результаты

К концу года учащиеся:

- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

- улучшат общую физическую подготовку;

- освоят упражнения СФП;

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

- научатся ловить мяч двумя руками на месте;

- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

- научатся освобождаться для получения мяча;

- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

- будут уметь останавливаться двумя шагами;

- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;

- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на

свободное место;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,

дальние);

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;

Контрольные нормативы по основам технической подготовки в баскетболе в группе дополнительного образования



п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

Становая сила, кг

60

80

2

Бег 30 м с высокого старта (с)

5,0

4,9

3

Бег 30 м (6X5) (с)

11,9

11,2

4

Бег 92 м, «елочка» (с)

30,0

28,0

5

Прыжок в длину с места (см)

150

170

6

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с

35

45


разбега (см)



7

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за го-




ловы двумя руками:




сидя (м)

5,0

6,0


в прыжке с места (м)

7,5

9,5


4. Методическое обеспечение

Данная дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности является модифицированной (адаптированной) учебной программой по баскетболу для детско-юношеских клубов (центров), составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, автор Ю.Д,Железняк. 2006 г.

Список литературы

  1. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Программа «Баскетбол». - М.; «Советский спорт», 2004.

  2. Гатмен Б., Финнеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. - М.; АСТ «Астрель», 2007.

  3. Дрюэт Д. Баскетбол. - М.; АСТ «Астрель», 2003.

  4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. - М.; Издательский центр «Академия», 2004.

  5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. - Издательский центр «Академия», 2004.

  6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. - М.; «Физкультура и спорт», 2002.

  7. Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет. - М.; «Физкультура и спорт», 2003.

  8. Краузе В., Мейер Д. Баскетбол. Навыки и упражнения. - М.; АСТ «Астрель», 2006.

  9. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2004.

  10. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.; АСТ «Астрель», 2004

  11. Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры. - М.; АО «Астра семь», 1997.













Материально-техническое обеспечение.

Для проведения занятий по баскетболу необходимо следующее оборудование:

  1. Щиты с кольцами

  2. Стойки для обводки

  3. Гимнастическая стенка

  4. Гимнастические скамейки

  5. Гимнастический мостик

  6. Маты гимнастические

  7. Скакалки

  8. Мячи набивные различной массы

  9. Мячи баскетбольные

  10. Рулетка