Утверждено:
Заведующей МБДОУ
детский сад № 8
Романенко.Г.Л
Программа секции
«Школа мяча»
Для детей 5-7 лет
Срок реализации: учебный год (с октября по май)
Составитель программы
Инструктор физической культуры
МБДОУ Детский сад № 8
комбинированного вида
Деревянко.О.А.
Пояснительная записка.
Для развития организма ребёнка – дошкольника и его разнообразный двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удёрживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Развивают физические качества как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.
В программе «Из детства в отрочество» реализуемой нашим ДОУ играм и упражнениям с мячом уделяется недостаточно времени, поэтому дети не владеют мячом (боятся его, не умеют закидывать в кольцо, отбивать и т.д.). Для решения данной проблемы я разработала программу «Школа мяча» в нашем ДОУ, которая рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и реализуется в течение 2 лет.
Курс занятий для детей 5–6 лет и 6–7 лет разработан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.
Структура кружкового занятия состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. При обучении игре в баскетбол предлагается учитывать последовательность овладения техникой: бег в разном темпе, умение останавливаться на полном ходу «стойка баскетболиста», изучение ведений мяча, передача мяча, забрасывание мяча в кольцо.
Основной принцип в работе с детьми индивидуально – дифференцированный подход.
С целью выявления уровня овладения техникой мяча детьми проводится диагностические исследования в начале и конце учебной программы в форме игр, наблюдений, выполнения упражнений.
Содержание данной программы может варьироваться в зависимости от способностей детей и условий её использования.
- Количество занятий в год: 32
- Количество занятий в месяц: 4
Цель: Развитие физических качеств и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения техники игры в баскетбол.
Задачи: 1. Способствовать овладению техникой действий с разными мячами.
2. Формировать новые двигательные навыки при обучении элементами игры в баскетбол.
3. Формировать навыки сотрудничества: играть в команде для достижения общей цели, адекватно относиться к своим неудачам и неудачам соперников.
Учебно-тематический план.
Старшая группа
.
Срок | Темы | Количество |
Октябрь | Ведение мяча правой и левой рукой | 4 занятия, 1ч 40 мин. |
Ноябрь | Ловля – передача двумя руками на месте | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Декабрь | Передача мяча одной рукой от плеча. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Январь | Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой. | 3 занятия, 1ч 15 мин. |
Февраль | Ведение мяча в движении (ходьба и бег по прямой) | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Март | Броски мяча в горизонтальную цель. Ведение мяча в ходьбе и беге со сменой направления. | 4 занятия, 1 ч 4 мин. |
Апрель | Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Май | Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Учебно-тематический план.
Подготовительная группа.
Срок | Темы | Количество |
Октябрь | Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину | 4 занятия, 1ч 40 мин. |
Ноябрь | Защитные действия. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Декабрь | Координация действий с мячом между собой. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Январь | Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча. | 3 занятия, 1ч 15 мин. |
Февраль | Знакомство с правилами игры в баскетбол. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Март | Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Апрель | Формирование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Май | Формирование навыков самостоятельной организацией игры: судейство. | 4 занятия, 1 ч 40 мин. |
Содержание и методическое обеспечение программы секции
«Школа мяча». (1-ый год).
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействия с родителями | Формы подведения итогов |
Октябрь. Основная стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. | 1-2 недели Учить принимать основную стойку баскетболиста. Упражнять детей в умении бросать большой мяч точно перед собой, ловить, согласовывать движения рук и ног при отбивании мяча о пол. Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом | Действия с мячом, держание мяча. П./И. «Перенос мяча в беге». | П./И. «Подбрось, поймай, упасть не давай». П./И. «Играй, играй, мяч не теряй». | Познакомить родителей с работой кружка, с целью и задачами на учебный год. Предложить приобрести мячи разных размеров | |
3-4 недели Учить принимать основную стойку баскетболиста. Упражнять в правильной ловле мяча. Упражнять в отбивании мяча от пола ладонью. Развивать умение реагировать на сигнал. | П./И. «Передача мяча волной». Отбивание мяча. | Упражнения в отбивании мяча. | | П./И. «Играй, играй, мяч не теряй». |
Ноябрь Ловля-передача мяча двумя руками на месте. | 1 – 2 недели Упражнять в ловле мяча. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. | Основная стойка баскетболиста, ведение мяча на месте правой и левой рукой. Передача мяча. П./ И. | «Играй, играй, мяч не теряй». «Отбивание мяча и ловля о стенку» | Домашнее задание: передача мяча. | |
3 – 4 недели Закрепить приёмы ведения мяча на месте. Упражнять в передаче и ловле мяча. Развивать ориентировку на площадке, воспитывать уважение к товарищу по игре. | «Мяч водящему» П./и. «Зайчик». | Передача мяча в парах. | | П./и. «Зайчик». |
Декабрь. Передача одной рукой от плеча на месте. | 1-2 недели Упражнять детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой), Воспитывать умение приходить на помощь товарищу. Закреплять приёмы ведения мяча на месте, передачу мяча двумя руками от груди. 3-4 недели Упражнять детей в передаче мяча одной рукой от плеча (правой, левой рукой). Закреплять у детей навык ведения мяча на месте правой и левой рукой. Развивать глазомер. | Упражнения с мячом. П./И. «Зайчик». Передача мяча водящему. П./И. «Снайперы». | Ведение мяча. Отбивание мяча о стену от плеча одной рукой и ловля его. П./И. «Играй, играй мячу упасть не давай». | Домашнее задание: Упражнять детей в передаче мяча. | Наблюдение за выполнениями упражнений с мячом |
Январь Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой. | Упражнять в передаче мяча от груди разными способами (стоя, сидя, на коленях). Закреплять умение передавать мяч одной рукой. Воспитывать ответственность. | П./И. «Зайчик» Упражнения с мячом. П./И. «Сбей грушу». П./И. «Передачи по кругу через центр». | Передача мяча в парах. Встречная передача мяча в колоннах. | Предложить игру «Сбей кеглю». Продолжить упражняться в передаче мяча. | Игра «Передача мяча в парах» |
Февраль. Ведение мяча в движении (ходьба и бег по прямой). | 1-2 недели Закреплять ведение мяча на месте. Упражнять детей вести мяч, передавать и ловить его. Совершенствовать умение ведение мяча на месте правой и левой рукой. | Ведение мяча с движением. П./И. «Эстафета с ведением мяча». | Ведение мяча на месте. Ведение мяча в движении. Работа с карточками. | | |
3-4 недели Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку. | П./И. «Мотоциклисты». | П.И. с мячом. | Сделать вместе с детьми карточки. | П./И. «Эстафета с ведением мяча». |
Март. Броски мяча в горизонтальную цель. Ведение мяча в ходьбе и беге со сменой направления. | 1-2 недели Упражнять детей в умении вести мяч по прямой. Учить детей вести мяч правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость движения. | Передача мяча в парах сидя. П./И. «10 передач» П./И. «Ведение мяча по прямой». | Работа с карточками. | Познакомить родителей с играми с мячом через Папку – передвижку «Игры с мячом». | |
3-4 недели Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищами на различном расстоянии. Упражнять в забрасывании в кольцо. | П./И. «Передай - не роняй» П./И. «Поймай – поведи – забей в кольцо». | П.И. с мячом. | | П./И. «10 передач» |
Апрель Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места. | 1-2 недели Упражнять детей в ведении и забрасывании большого мяча в баскетбольную корзину. Развивать меткость, точность в движении, воспитывать честность и справедливость. | Упражняться с мячом. П./И. «5 бросков» | Работа с карточками. | Анкетирование «Как вы играете дома?» | |
3-4 недели Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. | П./И. «Метко в кольцо». | Упражнения по бросанию в цель. | | П./И. «Метко в кольцо». |
Май Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину. | 1-2 недели Упражнять в ловле и ведении мяча; упражнять в забрасывании большого мяча в баскетбольное кольцо. Развивать меткость, точность в движении. | Упражняться с мячом. П./И. «Метко в кольцо». П./И. «День и ночь». П./И. «Поймай – поведи – забей – в кольцо». | Работа с карточками. | Советы для родителей Папка ширма: «Домашний баскетбол». | П./И. «Поймай – поведи – забей – в кольцо». |
Содержание и методическое обеспечение программы кружка
«Школа мяча». (2-ый год).
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействия с родителями | Формы подведения итогов |
Октябрь. Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину | 1-4 занятие. Упражнять в ловле и ведении мяча; упражнять в забрасывании большого мяча в баскетбольное кольцо. Развивать меткость, точность в движении. | Основная стойка баскетболиста, передача мяча в парах, в группе. П. /И «зайчик» «Передача по кругу через центр» П/и «Мотоциклисты» | «Играй, играй мяч не теряй» Ведение мяча в движение, забрасывание мяча в кольцо. | Домашнее задание передача мяча и ведение мяча. | Наблюдение. |
Ноябрь Защитные действия. | 1-4 занятие. Совершенствование навыков передачи и ловли, ведения бросков в корзину. С места, после перемещения с фиксированной остановкой. | П. /И «зайчик» Стойка баскетболиста . П./И. «Поймай – поведи – забей – в кольцо». | Работа в тройках с мячом. | Ведение мяча. | Оценка действий. |
Декабрь. Координация действий с мячом между собой. | 1- 4 занятие. Защитные действия. Передача, ловля, ведение, броски в корзину. | Ведение мяча с движением «Эстафета с ведением мяча». П./и «мяч через сетку». | Работа по подгруппам. Работа в тройках. П./И. «Передачи по кругу через центр». | Попади в цель. Забрасывание мяча в корзину. | Наблюдение. |
Январь Размещение по всей площадке - выход на свободное место для получения мяча. | Координация действий с мячом между собой. Защитные действия. Передача- ловля, ведение, броски в корзину. | П./и «Зайчик». П./и «Мотоциклисты» | Работа в тройках. | Домашнее задание передача мяча и ведение мяча. | Командная игра. |
Февраль. Знакомство с правилами игры в баскетбол. | 1 занятие. Чтение произведения В.Г. Гришин, Н.Ф. Осипов «Малыши открывают спорт» манипуляции героями на нарисованном поле. Обсуждение с детьми правил. 2 – 4 занятие. Размещение по всей площадке выход на свободное место; координация действий защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину. | Д/Игра «баскетбол». Закрепление правил. Бег в разных направлениях. Ведение мяча правой и левой рукой между предметов. П./и «Зайчик». | Броски в корзину, передача мяча в парах, игра в тройках. | Обсудить дома с родителями правила игры «баскетбол». Нарисовать рисунок на тему «я будущий баскетболист» Передача мяча. | Игра в тройках оценка детьми |
Март. Совершенствование навыков точного выполнения правил ориентирование на площадке. | 1-4 занятие. Закрепить. Размещение на площадке, координация действий, защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину. | П. /и « Передай не роняй» П./и «Поймай, проведи - забег в кольцо». Игра по командам. | П./И « метко в кольцо» Ведение мяча по прямой. | Забрасывание мяча в кольцо. | Поймай, проведи - забей в кольцо. |
Апрель Формирование навыков самостоятельной и коллективной игры с мячом, видение площадки. | 4 занятие Совершенствование навыков точного выполнения правил. Ориентирование на площадке, координация действий, защитные действия, передача - ловля, Ведение, броски в корзину. | Игра «Баскетбол». | Ведение мяча между предметами. | Ведение мяча между предметами. | Обсуждение с детьми. |
Май Формирование навыков самостоятельной организации игры: судейство | 1-2 занятие Выполнение правил, видение площадки, координация действий | Игра «Баскетбол» командная | Ведение мяча, передача мяча в пятерках | Папка ширма для родителей: «Домашний баскетбол». | Игра «Баскетбол» |
3–4 занятие Игра в баскетбол, самостоятельное проведение тайма | Игра командная с детьми группы | | Судейство | Диагностика |
Уровень усвоения
двигательных умений и навыков движений с мячом
Старшая группа
Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.
Подготовительная к школе группа
Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнения с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.
Высокий. Технически правильно, результативно уверенно точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом.
Ожидаемый результат.
1.Дети овладели техникой действий с разными мячами.
2.У детей сформированы новые двигательные навыки: ведения мяча разными способами, забрасывание мяча в корзину, бег с ввёртыванием при ведении мяча, блокировка, ведение мяча с бегом в разном темпе.
3. Сформированы навыки сотрудничества : дети умеют играть в команде для достижения общей цели.
Адекватно оценивать результаты игры, своих действий.
Список литературы:
Гришин В.Г., Осипов Н.Ф.«Малыши открывают спорт». Москва, Педагогика, 1975
Занозина А.Е., Гришина С.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6–7 лет. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2008
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. пособие. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2002
Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет», Москва, Творческий центр Сфера, 2009
Черник Е.С. «Физическая культура во вспомогательной школе», Москва, Учебная литература, 1997