Программа спецкурса «Изучаем Конституцию»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Программы «Изучаем Конституцию» (Сборник программ по обществознанию: метод. Рекомендации для учителей истории и обществознания/ под общ. Ред. М.А.Бравиной.- Ульяновск: Центр ОСИ, 2015 (Серия «Реализация ФГОС»)
Курс рассчитан на учащихся 8 класса
Основные задачи курса
Через изучение статей Конституции РФ развивать гражданско-правовое образование молодежи и преодолевать правовой нигилизм.
Формировать у учащихся уважительное отношение к Основному Закону страны.
Добиваться того, чтобы Конституция стала базовым ориентиром к анализу реальных проблем российского общества.
Форма проведения занятий
В рамках данного элективного курса возможно использование таких форм занятий, как: лекции, уроки-практикумы, деловые игры в формате кейс-стади.
Требования к уровню подготовки:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- знание:
- ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- структуры основного закона страны;
- основных обязанностей и прав граждан РФ и способы их реализации;
- функций и полномочий органов государственной власти РФ;
- последние поправки к основному закону РФ;
- источники Конституционного права Российской Федерации;
- основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении выборов;
- порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Человек в системе общественных отношений | 2 |
2. | Закрепление признаков государства в Конституции Российской Федерации | 1 |
3. | К истории становления правовой системы в России | 2 |
4. | Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 |
5. | Законодательная власть субъектов РФ: Законодательное собрание Ульяновской области | 2 |
6. | Выборы в Законодательное собрание Ульяновской области | 2 |
7. | Реализация принципов конституционного строя России в статьях Конституции | 2 |
8. | Повторительное обобщение темы «Основы конституционного строя» | 2 |
9. | Реализация основополагающих принципов международного права в Конституции РФ | 2 |
10. | Концепция правового государства | 2 |
11. | Реализация концепции правового государства в Конституции РФ | 2 |
12. | Повторительное обобщение темы «Концепция правового государства» | 2 |
13. | Разделение властей | 2 |
14. | Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ | 2 |
15. | Повторительное обобщение темы «Разделение властей» | 2 |
16. | Повторительное обобщение курса | 2 |
17. | Итоговое обобщение курса | 2 |
18. | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание курса
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проблема человека и общества. Два аспекта проблемы.
Социализация личности, ее выбор. Общество как саморегулирующаяся система.
Социальная стабильность как основа безопасности личности.
Государство, право и мораль – основные институты социализации личности и обеспечения социальной стабильности.
ТЕМА 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ
Задание для практикума
ТЕМА 3. К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Задание для рабочих групп
1 группа – XI-XVII вв.
2 группа – XVIII в.
3 группа – XIX в.
4 группа – XX в. до 1917 г.
5 группа – XX в., советский период
6 группа – Российская Федерация
ТЕМА 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя России.
Основы организации государственной власти.
Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина.
Основы организации жизни гражданского общества.
ТЕМА 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Законодательная ветвь власти. История Законодательного Собрания Ульяновской области. Структура. Основные направления деятельности ЗС УО. Избирательная система. Партийный спектр. Председатель. Депутаты.
ТЕМА 6. ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (деловая игра в формате кейс-стади)
Опережающее задание для рабочих групп.
Презентация кейсов.
Работа класса в ходе презентации с оценочным инструментарием.
ТЕМА 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ В СТАТЬЯХ КОНСТИТУЦИИ
Задание для практикума
Основы организации государственной власти:
Народовластие
Федерализм
Верховенство права
Разделение властей
Государственный суверенитет
Признание РФ частью мирового сообщества
Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина:
Признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью.
Защита и соблюдение прав и свобод – обязанность государства.
Обязанности гражданина перед государством и обществом в целом.
Обязанности гражданина перед другими людьми.
Основы организации жизни гражданского общества:
Свобода экономической деятельности.
Равноправие форм собственности.
Идеологический плюрализм.
Политический плюрализм.
Светское государство.
Социальное государство.
ТЕМА 8. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Контрольно-обучающее тестирование № 1
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. (Приложение 2)
ТЕМА 9. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международные акты в области прав и свобод человека, признанные Россией.
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Конвенция о правах ребенка.
Сравнительный анализ текстов Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.
Изучение и сравнительный анализ положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции РФ.
ТЕМА 10. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
История возникновения идеи правового государства.
И. Кант и концепция правового государства.
Основные отличия правового государства от неправового.
Задание классу
ТЕМА 11. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ
Задание для практикума
ТЕМА 12. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ»
Контрольно-обучающее тестирование № 2
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указанием статей и их комментарием (Приложение 4)
ТЕМА 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Правовое государство и принцип разделения властей.
Реализация принципа разделения властей в Конституции США.
Принцип разделения властей в Конституции РФ. Разделение функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Разделение полномочий и предметов ведения между федеральной властью и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
ТЕМА 14. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ РФ
Задание для групп
1 группа – полномочия Президента РФ
2 группа – полномочия Совета Федерации
3 группа – полномочия Государственной Думы
4 группа – полномочия Правительства РФ
ТЕМА 15. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ»
Контрольно-обучающее тестирование № 3
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указание статей и их комментарием (Приложение 6)
ТЕМА 16. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА
Контрольные задания к изученному материалу по типу упражнений «Снежный ком», «Корректор», «Четвертый лишний», выделения существенных признаков обществоведческих понятий из предложенных вариантов, продолжение фразы, анализа суждений, поиска ошибок в тексте.
ТЕМА 17. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА
Словарный зачет по изученным обществоведческим понятиям данного курса устного по билетам или письменного.
ТЕМА 18. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация лучших творческих работ и проектов
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | дата |
п. | ф. |
1. | Человек в системе общественных отношений | Лекция с презентацией | 2 | | |
2. | Закрепление признаков государства в Конституции Российской Федерации | Урок-практикум | 1 | | |
3. | К истории становления правовой системы в России | Комбинированный Работа в группах | 2 | | |
4. | Основы конституционного строя Российской Федерации | Лекция | 2 | | |
5. | Законодательная власть субъектов РФ: Законодательное собрание Ульяновской области | Лекция с показом презентации, подготовленной ЗС УО | 2 | | |
6. | Выборы в Законодательное собрание Ульяновской области | Деловая игра в формате кейс-стади | 2 | | |
7. | Реализация принципов конституционного строя России в статьях Конституции | Практическое занятие | 2 | | |
8. | Повторительное обобщение темы «Основы конституционного строя» | Контрольно-обучающее тестирование | 2 | | |
9. | Реализация основополагающих принципов международного права в Конституции РФ | Практическое занятие | 2 | | |
10. | Концепция правового государства | Комбинированный | 2 | | |
11. | Реализация концепции правового государства в Конституции РФ | Практическое занятие | 2 | | |
12. | Повторительное обобщение темы «Концепция правового государства» | Контрольно-обучающее тестирование | 2 | | |
13. | Разделение властей | Лекция | 2 | | |
14. | Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ | Практическое занятие | 2 | | |
15. | Повторительное обобщение темы «Разделение властей» | Контрольно-обучающее тестирование | 2 | | |
16. | Повторительное обобщение курса | Контрольные задания | 2 |
17. | Итоговое обобщение курса | Словарный зачет | 2 |
18. | Итоговое занятие | Презентация лучших творческих работ и проектов | 1 |
| Итого | | 34 |
Приложение 1
Лист контроля
Законодательное Собрание Ульяновской области | ………………………………………….. |
Председатель | ………………………………………….. |
Количество депутатов | …………………………………... |
Срок работы депутатов в Законодательном Собрании | …………………………………… |
История ЗС | …………………………………………. |
Кто может стать депутатом ЗС | ………………………………………….. |
Тип избирательной системы, по которой избираются депутаты ЗС | …………………………………………… …………………………………………… |
Какие политические партии приняли участие в выборах 8.09.13 г. | ……………………………………………….. ……………………………………………………… |
Основные направления деятельности ЗС | ………………………………………………….. |
Как молодежь представлена в ЗС | …………………………………………………… |
Приложение 2
Контрольно-обучающий тест по теме
«ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Как правильно называется наше государство?
а) Российская Федерация
б) Россия
в) иной ответ
Кто ответственен за защиту прав и свобод граждан России?
а) Президент
б) государство
в) Федеральное Собрание
Формы осуществления власти народом:
а) через референдум и свободные выборы
б) через органы государственной власти
в) через органы местного самоуправления
Кто в РФ имеет право на собственную Конституцию?
а) РФ как суверенное государство
б) республики
в) края
Кто может лишить российского гражданства?
а) Президент
б) суд
в) иной ответ
Закреплено ли в Конституции РФ право наций на самоопределение?
а) нет
б) да
в) иной ответ
Какие общественные объединения запрещены в нашей стране?
а) подрывающие целостность РФ
б) разжигающие социальную, национальную и религиозную рознь
в) имеющие вооруженные отряды
Государственный язык в РФ:
а) двуязычие в республиках
б) русский
в) иной ответ
Государственная религия в РФ:
а) православие
б) все религии поддерживаются государством
в) иной ответ
Кто может изменить конституционные полномочия Президента РФ?
а) Совет Федерации
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
Кто может изменить название субъекта РФ?
а) сами субъекты федерации
б) Федеральное Собрание
в) всенародный референдум
Кто может изменить основы конституционного строя РФ?
а) Федеральное Собрание
б) Конституционное Собрание
в) иной ответ
Ответы
а), б) Ст. 1 ч. 2 а), б) Ст. 80 ч.2 Ст.2 а), б), в) Ст.3 ч 2,3 а), б) Ст.5 ч.2 в) Ст.6 ч.3 в) Ст.4 ч.3 Ст.80 ч.2 | а), б), в) Ст.13 ч.5 б) Ст.68 ч.1, 2 в) Ст.14 ч.1,2 в) Ст.71 п. «а» Ст.76 ч.1 Ст.108 ч.2 Ст.136 а) ст.137 ч.2 ст. 73 б) ст.16 ч.1 ст. 135 ч. 1,2,3 |
Приложение 3
Сравнительная таблица
Признаки различения | Неправовое государство | Правовое государство |
Источник права | | |
Источник власти | | |
Приоритеты | | |
Формы государства | | |
Приложение 4
Контрольно-обучающий тест по теме
«КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ»
Кто в правовом государстве является источником права?
а) государство
б) общество
в) законы, принятые с учетом неотчуждаемых прав человека
Кто в правовом государстве является источником власти?
а) президент
б) государство
в) народ
В какой форме народ осуществляет государственную власть и законотворчество?
а) через органы государственной власти
б) непосредственно
в) через органы местного самоуправления
г) через референдум и свободные выборы
Как народ может влиять на изменение основ конституционного строя РФ?
а) через выборы высших представительных органов государственной власти
б) через выборы Президента РФ
в) иной ответ
Каким может быть в действительности срок полномочий депутатов Государственной Думы?
а) 1 год
б) 4 года
в) иной ответ
В чем выражается идеологическое многообразие в РФ?
а) в равенстве всех общественных объединений перед законом
б) в запрете государственной или обязательной идеологии
в) иной ответ
Кто может помиловать преступника, осужденного судом?
а) Верховный Суд РФ
б) Президент
в) Конституционный суд
В чем ведении находятся вопросы образования?
а) в ведении РФ
б) в ведении субъектов РФ
в) иной ответ
Ответы
в)
ст. 105 ч.1
ст. 90 ч.2
ст.4 ч.2
ст.2
ст.17 ч.2
ст.18
в)
ст.3 ч.1, 2
ст.11 ч.1, 2
а), б), в), г)
ст.3 ч.2
ст.3 ч.3
в)
ст. 16 ч.1
ст.135 ч.1, ч.2, ч.3
в)
ст. 96 ч.1
ст. 111 ч.4
ст. 117 ч.3, ч.4
ст. 109 ч.3, ч. 4, ч.5
в)
ст.14 ч.1
ст.28 ч.1
ст.29 ч.1, ч.3, ч.4, ч.5
б)
ст.126
ст.89
в)
ст.72 ч.1.
Приложение 5
Вопрос для сравнения | ПРЕЗИДЕНТ | СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА | ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ |
Приход к власти | | | | |
Оставление властных полномочий | | | | |
Основные обязанности | | | | |
Полномочия относительно Правительства | | | | |
Полномочия относительно Президента | | | | |
Полномочия относительно Государственной Думы | | | | |
Полномочия относительно Совета Федерации | | | | |
Полномочия относительно председателя Центрального банка России | | | | |
Полномочия относительно судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов | | | | |
Полномочия относительно Вооруженных Сил | | | | |
Полномочия относительно государственного бюджета | | | | |
Полномочия в международных отношений | | | | |
Иные полномочия | | | | |
Приложение 6
Контрольно-обучающий тест по теме
«РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОГО ПРИНЦИПА В КОНСТИТУЦИИ РФ»
Кто может отрешить от должности Президента РФ?
а) Государственная Дума
б) всенародный референдум
в) Совет Федерации
Кто может распустить Совет Федерации?
а) Президент
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
Кто решает вопрос об отставке Правительства?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет федерации
Кто принимает федеральные законы?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает Председателя Правительства?
а) Федеральное Собрание
б) Государственная Дума
в) Президент
Кто назначает председателя Центрального банка России?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает судей Конституционного Суда?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает министра обороны РФ?
а) Председатель Правительства
б) Правительство
в) иной ответ
Кто утверждает государственный бюджет?
а) Государственная Дума
б) Федеральное Собрание
в) Президент
Кто руководит внешней политикой РФ?
а) Правительство
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто может предоставить политическое убежище?
а) Правительство
б) Министерство иностранных дел
в) Президент
Кто может объявить амнистию?
а) Президент
б) Государственная Дума
в) иной ответ
Кто управляет федеральной собственностью?
а) Президент
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
В чьем ведении находится внешняя политика?
а) в ведении субъектов РФ
б) в ведении Российской Федерации
в) в ведении республик РФ и Российской Федерации
Кому подчиняются органы местного самоуправления?
а) Правительству РФ
б) органам государственной власти субъектов РФ
в) населению в пределах своей территории
Ответы
в)
ст.93 ч.1, ч.2
ст.102 ч.1
ст.3 ч.3
ст.84
в)
ст.96 ч.2
ст.95 ч.2
б)
ст.83 в)
ст.117 ч.3
а)
ст.105 чч.1, 3,4,5
ст.84 д)
ст.107 ч.3
в)
ст.83 а)
ст.103 ч.1 а)
ст.111 ч.4
а)
ст.103 ч.1
в)
ст. 83 г)
в)
ст.102 ч.1
ж)
ст.83 е)
в)
ст.83 л)
ст.87 ч.1
ст.112 ч.2
а)
ст.105 ч.1
ст.106
ст.84
ст.114
б)
ст.86
ст.106
ст.114
в)
ст.89
б)
ст.103
в)
ст.114
б)
ст.71
ст.72
а), б), в)
ст.115 ч.2
ст.90 ч.2
ст.73
ст.12
ИСТОЧНИКИ
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием.
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах. Вступил в силу 23 марта 1976 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вступил в силу 3 января 1976 г.
Конвенция о правах ребенка. Принята 5 декабря 1989 г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 4 ноября 1953 г. государствами-членами Совета Европы.
ЛИТЕРАТУРА
Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. –М.: ИПК МО, 1995.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10-11 класс. М.: Просвещение, 2012.
Давлетшина Н.В. и др. Демократия: государство и общество. – М., 1995.
Ищенко В.М. Изучаем Конституцию Российской Федерации. – Чебоксары: Клио,1997.
Право в школе. № 4/2009.
Учебно-тематический план (16 ч.)
№ занятия | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1-2. | Человек в системе общественных отношений | лекция | 2 |
3. | К истории становления правовой системы в России | комбинированный | 1 |
4. | Закрепление признаков государства в Конституции «Российской Федерации | Урок-практикум | 1 |
5-6. | Основы конституционного строя РФ | лекция | 2 |
7. | Повторительное обобщение темы «Основы конституционного строя» | Контрольно-обучающее тестирование | 1 |
8-9. | Реализация основ организации государственной власти в РФ в статьях Конституции РФ | Практическое занятие | 2 |
10-11. | Реализация основополагающих принципов международного права в Конституции РФ | Практическое занятие | 2 |
12-13. | Концепция правового государства и ее реализация в Конституции РФ | комбинированный | 2 |
14. | Разделение властей и реализация этого принципа в Конституции РФ | Практическое занятие | 1 |
| | | |
15. | Повторительное обобщение темы «Правовое государство» | Контрольно-обучающее тестирование | 1 |
16. | Итоговое занятие | Презентация лучших творческих работ и проектов | 1 |