СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа обеспечивает формирование опыта навыков социального поведения детей с ОВЗ; направлена на выявление и развитие детей с актуальной одаренностью, умение отстаивать собственное мнение, развитие выразительной стороны речи, поможет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, развить творчество, фантазию.
Коростелева Любовь Дмитриевна Приложение15
Коростелева Л.Д.
Программа театрального кружка «Сказка»
для детей 4-7 лет
Пояснительная записка
Программа разработана на основе парциальной программы М.Д. Маханевой «Театральные игры в детском саду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию по театрализованной деятельности для детей с 4 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида№196.
Программа обеспечивает формирование опыта навыков социального поведения детей с ОВЗ; направлена на выявление и развитие детей с актуальной одаренностью, умение отстаивать собственное мнение, развитие выразительной стороны речи, поможет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, развить творчество, фантазию.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992г.№3266-1 «Об образовании».
СанПиН2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детском саду»
Программа состоит из двух частей:
обязательной
части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по театрализованной деятельности.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
возрастные и индивидуальные особенности детей;
интересы и потребности детей и их родителей.
Психолого-педагогическая работа по театрализованной деятельности с воспитанниками в старшей группе строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
1.Музыкальное воспитание - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать их движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя.
2.изобразительная деятельность - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. Развитие речи - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Ознакомление с художественной литературой - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. .
5 Ознакомление с окружающим - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. Ритмика - дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
7. Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, рисование крупой), аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку
8.Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)
9.Интеграция с социально - коммуникативной областью – приобретение опыта различного рода взаимоотношений, нравственного и патриотическое воспитание, социализация.
10.Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе
Цель программы: развитие речевых и творческих способностей средствами театрального искусства
Задачи:
1.Активизировать и формировать познавательный интерес ребенка.
2.Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
3.Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
4.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
5.Познакомить с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства.
6.Развивать умения согласовывать свои действия с другими.
7.Развивать музыкальный слух, учить сочинять этюды по сказкам.
8. Учить импровизировать, драматизировать потешки, пословицы
Особенности осуществления театрализованной деятельности (национально - культурные, демографические)
Осуществление театрализованной деятельности с учетом специфики национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие и сохранение индивидуальности ребенка, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения , развитие образной выразительной речи, через разнообразные виды детской театрализованной деятельности
В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:
эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;
эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;
эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение), различные виды тетра, реквизиты, атрибуты для различных игровых позиций, театрально-игровой материал.
Эмоционально - активизирующий, т.е. организация занятости детей (театрализованные игры, занятия) (эмоционально-тренирующий, т.е. проведение псих гимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов, (этюдов, упражнений на звуковое воображение)
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах игровой театрализованной деятельности и в сфере отношений.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие, речевые.
Принципы и подходы к формированию Программы театрального кружка
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является театрализованная игра.
Обязательная часть
Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Модульная система организации занятий
1. Модуль. «Что такое театр»? Включает игры, упражнения, творческие задания, исследования, создание совместных с взрослыми проектов, экскурсии, выставки детских работ. Развивает словарный запас детей театральными терминами, развивает у детей театральный этикет. Дает знания по основам кукловождения
2. Модуль. «Волшебный мир эмоций». Знакомит с основными эмоциями (Фундаментальные эмоции по Изарду).
3. Модуль «Актерский тренинг» Направлен на тренировку речевого аппарата, различных групп мышц, артикуляционного аппарата, дикции, интонации.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная форма работы – театральные занятия в театральном кружке « Сказка». В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера.
В практике используются разнообразные формы взаимодействия с детьми: мини-игры на других занятиях, инсценировки, игры – драматизации, игры - спектакли и др.
Самостоятельная деятельность детей:
социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, игры драматизации
художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку, играть в различные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.)
Предметно-развивающая образовательная среда
Оборудование в театральном уголке безопасно, здоровье-сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Организация уголка театрализованной деятельности. При размещении оборудования в уголке учитывается пространство помещения, характер и стиль его оформления, оно естественно вписывается в интерьер и не вызывает чувство захламленности и случайности.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
В уголке по театрализованной деятельности есть место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, костюмов на рукавичках.
В уголке «Ряжения» располагаются - различные вида театра (бибабо, настольный и т.д.)
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, маски и т.д.;
-атрибуты для игровой деятельности:
театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей. Афиша, билеты, касса, краски, клей и т. д.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы театрального кружка « Сказка».
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно-эстетическому.
Содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание психолого-педагогической работы направлено на развитие речевых, познавательных и двигательных способностей детей, на углубление знакомства детей с разными видами театрального искусства, содействия развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; развитие словесной импровизации, ознакомление детей с простейшими приемами составления сюжета, на активизацию участия детей в совместных театрализованных представлений, на умение строить простейшие диалоги, умение произносить одну и ту же фразу с различной интонацией. Образовательная деятельность детей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Решение программных задач осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих:
совместная деятельность взрослого и детей (музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра, утренники и развлечения)
самостоятельную деятельность детей.( театрализованный игры в повседневной жизни).- мини –игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли посещение детьми театров вместе с родителями, мини сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента, привлечение кукол для решения познавательных задач .
Программа реализуется в организованных, совместных и самостоятельных формах деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, социальным заказом родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач достигается, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка на занятиях и в самостоятельной деятельности, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом и психологом, логопедом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность программы и организацию образовательного процесса в театральном кружке « Сказка».
Мониторинг освоения программы проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются диагностические карты.
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемой комплексной " Общеобразовательной программой в детском саду программой «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.
Предполагаемые умения и навыки
умеют действовать согласованно;
знают 5-8 артикуляционных упражнений;
запоминают заданные позы и умеют снимать напряжение мышц;
запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;
умеют делать длинный вдох при не заметном коротком вдохе, не прерывая дыхания в середине фразы
умеют произносить скороговорки в разных темпах и шепотом;
умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнести слова с нужной интонацией;
умеют составлять предложения с заданными словами.
умеют управлять куклой и импровизировать с ней;
Диагностика уровней творческой одаренности проводится на основе творческих заданий, а так же диагностик «Одаренный ребенок», «Экспресс – анкета для воспитателя», наблюдений и тестов психолога и логопеда. Составляется карта индивидуального развития на каждого ребенка (Приложение)
Критерии оценки уровней умений и навыков
по развитию творческих и речевых способностей через театрализованную деятельность
| Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) | Итого баллов |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре. Называет различные виды театра, знает их различия. | Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре. Использует свои знания в театрализованной деятельностью. | Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре. Затрудняется назвать виды театра. |
|
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях героев, использует различные средства выразительности (мимику, жест, позу, движения) | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать. Требуется помощь в выразительности. | Различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. |
|
Навыки кукловождения | Импровизирует с куклами в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения | Владеет элементарными навыками кукловождения |
|
Основы коллективной творческой деятельности | Проявляет согласованность действий с партнерами на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
|
Культура речи | Четко и ясно произносит слова, умеет регулировать громкость, правильное речевое дыхание, хорошо развиты слуховое внимание, речевой слух, умело использует интонационные средства выразительности. Хорошо развита монологическая и диалогическая речь. Совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, расширение словаря. Умеют связанно, последовательно пересказывать литературные произведения, составлять сказки, рассказы. | Четко и ясно произносит слова, старается регулировать громкость при произношении слов, использует средства выразительности, развито слуховое внимание, речевой слух | Слова произносит не четко из-за неправильного произношения звуков, не умеет регулировать громкость при произношении слов и фраз, интонационные средства выразительности использует при помощи воспитателя. |
|
Карта развития детей по программе театрализованного кружка «Сказка»
№ | ФИО ребенка | Этюдный тренаж(дикция, потешки, скороговорки, чистоговорки) | Игры-драматизации (желание участвовать, взаимодействовать с партнером, способность к импровизации | Этюды с куклами (желание играть с ней, умение управлять | Эмоционально-образное развитие | Речевая культура | Этюды на выразительность жеста, в том числе «расскажи стихи руками». | Этюды на выражения основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера героя | Этюды с музыкальным сопровождением, умение импровизировать | Итого | |||||||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||||||||
1 | Вика В. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
| ||||||||
2 | Вера Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
3 | Никита В | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
4 | Маша Ж | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
5 | Надя К | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
6 | Ульяна К | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
7 | Святик Л | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
8 | Кирил Л | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
9 | Лиза Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
10 | Муслим М | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
11 | Кира М | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
12 | Вилена М | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
13 | Саша П | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
14 | Нина П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
15 | Лера С | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
16 | Вика Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
17 | Ангелина С | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
18 | Саша Ш. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
19 | Ярослав Ш | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
20 | Богдан Р | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
| Н | 10 | 5 | 10 | 0 | 11 | 0 | 10 | 3 | 10 | 1 | 10 | 5 | 10 | 2 | 10 | 3 | 10 | 5 | ||||||||
С | 4 | 5 | 4 | 10 | 3 | 10 | 4 | 7 | 4 | 9 | 4 | 5 | 4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 5 | |||||||||
В | 6 | 10 | 6 | 10 | 6 | 10 | 10 | 10 | 6 | 10 | 6 | 10 | 6 | 10 | 6 | 10 | 6 | 10 |
Приложение №9
Банк детей с признаками творческой одаренности по годам
Вид одаренности | Банк одаренных детей 2011-2012г.г. | Банк одаренных детей 2012-2013г.г. | Банк одаренных детей 2013-2014г.г. | Банк одаренных детей 2014-2015 г. |
Артистический | 2чел | 6чел. | 6 чел. | 9 чел. |
Певческий | 1чел. | 4чел. | 9 чел. | 9чел. |
ИТОГО | 3чел | 10 чел. | 15 чел. | 18 ч. |
Приложение № 10
Перспективный план II младшая группа
(2011 – 2012 учебный год)
Задачи:
Работать над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом
воспитывать слуховое внимание (учить различать гласные звуки по принципу контраста, учить различать на слух длинные и короткие слова)
формировать фонематический слух
развивать артикуляционный аппарат (развивать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гласных звуков и согласных)
работать над речевым дыханием, воспитывать силу, высоту и тембр голоса (продолжать формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох, развивать длительность речевого выдоха, развивать силу, динамику и модуляцию голоса, развивать подражание речевым звукам)
продолжать формировать произношение звуков [в], [ф], [т], [д], [н], [г], [к], [х], [й], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [р], [л]
формировать правильный темп речи и интонационную выразительность речи
Формировать грамматический строй речи
Расширять словарный запас
Формировать связную речь (развитие диалогической речи и речевого общения)
Развивать мелкую моторику
Игровая и театрализованная деятельность: побуждать детей к активной игровой деятельности; развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности; развивать двигательную активность; умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию; развивать диалогическую и монологическую речь. Проведение театрализованных игр по сказкам «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»
Этапы, сроки проведения | содержание деятельности | Работа с родителями | |
Диагностический | Сентябрь | -Проведение диагностики -Рисование методом ниткографии, поиск образа из знакомой сказки | Анкетирование родителей воспитанников по вопросам развития речи ребёнка «Правильно ли говорит Ваш ребенок» |
2 этап. | Октябрь | -Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Трубочка» 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции 3. Пластические этюды «Мышка-норушка», «Кот-хвастун» - Игры с подгруппой детей по интересам: 1. Отгадывание загадок про лесных зверей с использованием зонта «Сказочных воспоминаний». 2. Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Петушок», «Капусту квасим» 3. Упражнение на воображение: «Привяжу я козлика», «Мы друзья», «Гуси-гуси» - Обыгрывание эпизодов сказки «Курочка Ряба» 4. Упражнения на напряжение и расслабление мышц - Групповая работа 1. «Курочка» рисование кистью 2. Аппликация «Золотое яичко» (мятая салфетка) | - «Родительская почта» (вопрос на злобу дня) - Консультация в клубе «Развитие речи детей средствами театральной деятельности» - Гости в нашей группе. Логопед. - Консультация на тему: «Театр у вас дома». (советы родителям по кукольного театра) - Памятка для родителей «Как устроить домашний театр для детей» - Разучивание сказки по ролям «Курочка Ряба»
|
Ноябрь | - Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Прятки», «Лошадка» 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми. 3.Игра-загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю» - Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Этюды на пластику: «Котята рассердились», «Медведь неуклюжий», «Лиса осторожная», «Волк сердитый», «Котята радуются». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми 3.Чтение сказки «Курочка Ряба» по ролям с использованием кукол-перчаток. 4.Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка» 5. Игровые занятия с элементами театрализации -Показ кукольного театра «Курочка Ряба» для детей своей группы. - Групповая работа 1. «Сказка» рисование методом монотипии 2. Лепка «Золотое яичко» | - Практикум для родителей группы «О чем рассказывает сказка» - Консультация «Развитие речи ребёнка четвёртого года жизни» - Разучивание сказки по ролям «Курочка Ряба»
| |
Декабрь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Маятник», «Лопаточка», «Рисуем круг» 2.Упражнение на речевое дыхание «Греем ручки» 3.Упражнение на обогащение словарного запаса: «хлеб-хлебный», «сахар-сахарный», «зло-злой»… -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Мимические этюды: «котята испугались», «злой волк», «сонная бабушка» 2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный воробей», «Дождик идет» 3. Народные игры со словами -Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка» - Групповая работа 1. «Зайка» лепка (вытягивание частей) 2. Конструирование из крупных кубиков «Заюшкина избушка» | - Консультация в уголке «Фор ребенка четвертого года жизни» - Разучивание сказки по ролям «Заюшкина избушка»
| |
Январь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Прятки», «Рисуем круг» Чтение чистоговорки «Рома» в разном темпе с движениями. 2.Игра на уточнение словарного запаса «Продолжи фразу и покажи героя». -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Упражнения на имитацию движений «Отгадай и покажи движения». 2.Пластический этюд «Грибок растет-растет». 3.Хоровод «Мы на луг ходили»; 4.Упражнение на развитие интонационную выразительность. 5.Отгадывание загадок о животных. 6.Разговор по телефону «Побежала Мышка-мать…» - Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка», показ для кукол - Групповая работа 1. «Коврик для Заиньки» рисование методом ниткографии 2. Подвижная игра «Домик Лисы и домик Зайки» | - Консультация «Сценический театр дома» (о видах театра, их изготовлении в домашних условиях) - Консультация в уголке «Читаем дома по ролям» - Разучивание сказки по ролям «Заюшкина избушка» | |
Февраль | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Лопатка», Маятник» 2.Чтение чистоговорки с движениями. 3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Кого звать в няньки?» 4.Упражнение на интонационную выразительность: «Стоит в поле теремок…» 5. Игры на развитие речи -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические этюды: «Муха», «Заяц, лиса»; 2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» 3.Игра «Кто как кричит?» 4.Хоровод «Ровным кругом» -Обыгрывание эпизодов сказки - Групповая работа 1. «Животные» рисование методом монотипии 2. Аппликация из готовых деталей «Теремка» | - Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика для развития речи дошкольника». - Памятка для родителей «Чистоговорки» - Разучивание сказки по ролям «Теремок» | |
Март | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Арбуз и огурец» 2.Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра 3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кошка и Мышка-мать», Телефонный разговор: «Котёнок и пёс». -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Игровая викторина по стихам А. Барто. 2.Чтение потешки «Сосулька» с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма) 3. Упражнение на интонационную выразительность «Котенок замяукал жалобно», «Котёнок замяукал радостно», «Котёнок замяукал грустно»; 4.Игра на воображение «Узнай, из какой сказки»; 5.Загадывание и отгадывание загадок. -Обыгрывание эпизодов сказки «Теремок», показ сказки для детей средней группы - Групповая работа 1. «Мышонок» лепка 2. Подвижная игра «Кошки – Мышки» | - Гости в нашей группе. Психолог. - Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта» - Консультация психолога в уголке «Сказкотерапия» | |
Апрель | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Тик-так», «Лошадка»; 2. Чтение чистоговорки «Кораблик» с разной силой голоса. - Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Мимические этюды: «Щенок удивился», «Лягушка хитрая», «Смелый петушок»; 2.Чтение чистоговорки с движениями «Жила-была Бабка». 3.Пластический этюд: «Щенок спрятался». 4.Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок (о петушке, собаке, лягушке, котенке); 5. Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Гуси – лебеди» - Групповая работа 1. «Яблонька» рисование кистью, дорисовывание пальчиком 2. Подвижная игра «Гуси – гуси» | - Разучивание сказки «Гуси - лебеди» - Консультация в уголке «Театрализованная деятельность» | |
Май | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Мимические этюды: «Злой», «Добрый» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Чтение скороговорок 2.Пластический этюд: «Гуси летят», «Гуси ищут Иванушку», «Иванушка спрятался» 3. Игры на развитие речи - Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Гуси – лебеди», показ настольного кукольного театра родителям - Групповая работа 1. «Речка» рисование крупой, раскрашивание красками 2. «Гуси» аппликация | - Разучивание сказки «Гуси - лебеди» - Родительское собрание «Итоги реализации проекта за1год» | |
3 этап -обобщающий | – Обобщение работы за год - Презентация опыта работы. - Презентация работы педагогическому сообществу | - Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга |
Перспективный план средняя группа
(2012 – 2013 учебный год).
Задачи:
Работать над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом
воспитывать слуховое внимание (учить различать гласные звуки по принципу контраста, учить различать на слух длинные и короткие слова)
формировать фонематический слух
развивать артикуляционный аппарат (развивать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гласных звуков и согласных)
работать над речевым дыханием, воспитывать силу, высоту и тембр голоса (Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию), развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса)
формировать произношение звуков [с], [с], [з], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л], [р], [р]
формировать правильный темп речи и интонационно выразительную речь
Формировать грамматический строй речи
Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия
Освоить морфологию в правильном использование глаголов повелительного наклонения, правильное согласование существительных и прилагательных, числительных и существительных
Расширять словарный запас, формировать понятие слова и умения оперировать им
Формировать связную речь (развитие проявление речевой инициативы и самостоятельности, как в процессе разговорного процесса, так и в монологической речи, развивать интонацию и мимику)
Развивать мелкую моторику
Игровая и театрализованная деятельность: развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений; работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении, формировать умение озвучивать игровую ситуацию, формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию; развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра. Формировать достаточный запас эмоций. Проведение спектаклей по сказкам «Сказка о глупом мышонке», «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка», участие в выставках.
Этапы | содержание деятельности | Работа с родителями | |
Диагностический | Сентябрь | Проведение диагностики
| Анкетирование «Как говорит Ваш ребенок» |
2 этап. | Октябрь | -Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Красим заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье» 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции 3. Пластические этюды «Мышка-норушка», «Лошадка бодается» 4. Упражнения на интонационную выразительность: «Назови своё имя ласково», «Сердитый дедушка», «Испуганная мышка» 5. Упражнения на напряжение и расслабление мышц - Игры с подгруппой детей по интересам: 1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием «Зонта Сказочных воспоминаний». 2. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Качели», «Кисточка», «Веер» 3. Упражнение на воображение: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная» 5. Упражнение на интонационную выразительность «Мышонок », «Мама мышка» 5. Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Сказка о глупом мышонке» - Групповая работа 1. « Рисуем сказку » 2.Мышонок, кошка» лепка | - Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» - Мастер - класс «Домашний театр» (изготовление кукол для настольного театра из одноразовых стаканов и ложек) - Разучивание ролей « Сказка о глупом мышонке»
|
Ноябрь | - Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Ниточка за иголочкой»», «Трубочка», «Лошадка». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми. 3.Игра-загадка «О ком я говорю?» 4. Упражнения на развитие воображения -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Этюды на пластику: «Лошадь рассердилась», «Рыба плавает по дну», «Кошка осторожная», «Гусь сердитый», «Мышонок радуется». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми 3.Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка». 4. Обыгрывание эпизодов сказки «Три поросенка» 5. Показ сказки «Три поросенка» для детей младшей группы. 6. Игры для развитие речи - Групповая работа 1. «Домики для поросят» Аппликация (объемная) 2. «Танец поросят» рисование цветными карандашами | - Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток». - Собрание «Что и сколько читать детям пяти лет?» - «Самодельная книжка – малышка». Изготовление книжки вместе с родителями - Разучивание ролей «Сказка о глупом мышонке»
| |
Декабрь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Маятник», «Качели», «Длинный язычок» 2. Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес - тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка на курьих ножках…» 3.Упражнение на интонационную выразительность: «Михаил Потапыч: Кто хлебал их моей чашки?», «Настасья Петровна: Кто лежал на моей кровати и помял её!?» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Мимические этюды: «Медведи удивились», «Маша испугалась», «Сонная Машенька». 2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный медвежонок», «Солнышко светит и тепло Мишутке». 3. Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя» 4. Народные игры со словами - Групповая работа 1. «Избушка в лесу» рисование методом монотипии 2. «Семья медведей» аппликация | - Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей» - Разучивание сказки «Три медведя»
| |
Январь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Лошадка», «Горка», «Колокольчик» Чтение чистоговорки «Карамель» в разном темпе с движениями рук 2.Игра на уточнение словарного запаса «Ветер-холодный», «Утро-солнечное», «Утюг-горячий» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Упражнения на имитацию движений «Маша садится на большой стул», «Михаил Потапыч рассердился», «Мишутка увидел Машу» 2.Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает» 3.Хоровод «Мы на луг ходили» 4.Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Маша зовёт подружек», «Мишутка завизжал от страха». «Настасья Петровна поёт колыбельную Мишутке». 5.Отгадывание загадок о животных 6.Разговор по телефону «Машенька говорит с бабушкой», «Мишутка рассказывает о Машеньке» 7. Обыгрывание эпизодов сказки «Сказка о глупом мышонке» 8. Показ сказки старшей группе - Групповая работа 1. «Мишка» лепка 2. Подвижная игра «У медведя во бору» | -Устный журнал: «Отгадывание загадок – гимнастика для ума» - Разучивание сказки «Три медведя»
| |
Февраль | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Лопатка», «Маятник», «Вкусное варенье», «Уколы»». 2.Чтение чистоговорки с движениями рук. 3. Упражнение на речевое дыхание «Птичий двор» 4.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Вода-водяной», «Лето-летний»… -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические этюды: «Муха-цокотуха », «Бабочка летает с цветка на цветок»; 2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» 3.Игра «Кто как кричит?»; 4.Хоровод «Мы гуляем иногда» 7. Обыгрывание эпизодов сказки - Групповая работа 1. рисование крупой на тему сказки | - Консультация в уголке «Сказки для пятилеток» - Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника» - Изготовление масок в театральный уголок - Разучивание сказки «Муха-цокотуха»
| |
Март | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Арбуз и огурец», «Качели» 2.Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра. 3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Курочка и хозяин», «Комар и муха », « Телефонный разговор: «паук и комар». -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Игровая викторина по стихам А. Барто. 2.Чтение потешки с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма). 3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку». 4. Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов». 5. Обыгрывание эпизодов сказки показ для будущих выпускников 6. Игровые занятия с элементами театрализации - Групповая работа 1. « Муха-цокотуха» лепка 2. Подвижные игры с масками героев сказки. | -Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи». - Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка» - Разучивание сказки
| |
Апрель | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Тик-так», «Лошадка», «Качели», «Жало змеи». 2. Чтение чистоговорок «Корабль», «Рак», «Чудо-лесенка» с разной силой голоса. - Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Внучка удивилась», «Мышка хитрая», «Смелый дедушка», «Собачка плачет», «Кошке жалко репку» 3.Чтение чистоговорок с движениями «Летний день». 4.Пластический этюд: «Звери спрятались». 5.Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок о животных и овощах 6. Обыгрывание эпизодов сказки «Дюймовочка» - Групповая работа 1. «Цветок для дюймовочки» конструирование из бумаги | - Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта». - Консультация в клубе «Давайте потанцуем». «Логопедическая ритмика» - Устный журнал: «Развитие двигательного аппарата является стимулирующим фактором развития речи» - Разучивание сказки «Дюймовочка»
| |
Май | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Мяу», «Пик-пик», «Качели», «Весело жуем». 2.Мимические этюды: «Злой», «Добрый» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Чтение скороговорок 2. Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку» 3. Обыгрывание сказки «Репка», показ родителям - Групповая работа 1. «Любимая сказка» рисование 2. Подвижные игры с героями сказок | - «День открытых дверей». «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятий). - Отзывы и предложения родителей - Разучивание сказки «Дюймовочка» | |
3 этап. Презентационно - обобщающий | - Обобщение работы за год - Презентация опыта работы | - Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга |
Перспективный план старшая группа
(2013 год – 2014 учебный год).
Задачи:
Работать над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом
воспитывать слуховое внимание
формировать фонематический слух
развивать артикуляционный аппарат (развитие становления четкой дикции и артикуляции)
работать над речевым дыханием, воспитывать умения владением ритмом и темпом речи, силой голоса, способностью к изменению тембра
формировать произношение звуков [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р]
формировать правильный темп речи и интонационную выразительность речи.
Формировать грамматический строй речи
Формировать умение составлять рассказ по картине, описательные, повествовательные и сюжетные рассказы
Освоить морфологию в правильном согласовании прилагательных с существительными
Начать усвоения смысловых значений предлогов
Расширять словарный запас (уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов; обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов; обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных)
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи некоторых форм словоизменения, словообразования; научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные; сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
Развить содержательность и связность речи
Развивать речевое творчество и выразительность
Развивать способности в речевой деятельности
Развивать мелкую моторику
Игровая и театрализованная деятельность: развивать быстроту, ловкость, совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений; работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении, совершенствовать умение озвучивать игровую ситуацию, формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок, умение передавать характер героя сюжета, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию. Обучать умению инсценировать песенки, стихи, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, взаимодействия с другими персонажами. Начать обучение элементам сказкотерапии (изменение начала, середины или окончания произведения, введение или исключение персонажей). Формировать эмоциональную сферу. Проведение спектаклей по сказкам «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Маша и медведь».
Этапы | Содержание деятельности | Работа с родителями | |
Диагностический | Сентябрь | Проведение диагностики
| Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности», «Вы нам писали» - почтовый ящик. (Вопросы-ответы) |
2 этап. | Октябрь | -Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Дедушкин подарок», «Невоспитанный мальчик», «Слоники». 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»; 3. Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов» 4. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся». - Игры с подгруппой детей по интересам: 1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра. 2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик», «Щука виляет хвостом». 3. Упражнение на воображение: «Газ - вода», «Ракета», «Крокодил», «Разбойник». 4. Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга», «Трубадур влюблен» 5. Чтение сказки «Снежная королева» по ролям с использованием кукол настольного театра 6. Игры на развитие воображения - Групповая работа 1. «Фантазия» рисование методом кляксографии 2. «Барашек» аппликация из комочков салфетки | - Памятка для родителей «Использование сказкотерапии в развитии речи». - Консультация: «Развитие речи детей - шестилеток» - Чтение сказки «Снежная королева» по ролям |
Ноябрь | - Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком З. 3.Игра-загадка «Кто стучится в двери?» (использование ЗСВ); -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Этюды на пластику: «Кай в царстве Снежной королевы», «Герда в гостях у цветочницы», «Ворона», «Разбойники», «Принцесса». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 3. Чтение сказки «Снежная королева» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы 4. Упражнения на расслабление и напряжение мышц - Групповая работа 1. «Замок снежной королевы» конструирование из мелкого конструктора «лего» 2. «Олень» пластилинография | -Практикум для родителей группы «Игровая терапия – искусство отношений». - Изготовление памятки: «Загадки для шестилеток» - Чтение сказки «Снежная королева» | |
Декабрь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки». 2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется». 3.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Металл-металлический», «Зло-злой», «Добро-добрая»…(по родам). 4.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса. -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин», 2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Цветок расцветает»» 3. Народные игры со словами -Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) Показ спектакля на Новогоднем утреннике. - Групповая работа 1. «Снежная королева» рисование 2. «Снеговики» лепка | - Консультация «Формирование правильной речи детей шестого года жизни» - Фотовыставка: «Мы - юные театралы!» - | |
Январь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка». Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе. 2.Игра на уточнение словарного запаса «Бочка деревянная», «Девочка ласковая», «Солнце жаркое»… -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки» 2.Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает» 3.Хоровод «Земелюшка-чернозём» 4.Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов» 5.Отгадывание загадок о животных. 6.Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка». 7. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк». Групповая работа 1. «Волк» работа с природным материалом | - Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми» - Практикум для родителей «Вырезаем и клеим вместе» - Чтение сказки «Красная Шапочка» | |
Февраль | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик». 2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук. 3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы». 4. Игровые занятия с элементами театрализации -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется». 2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» (использование З.С.В.); 3.Игра «Куда течёт река?» 4.Хоровод «Где мы были, мы не скажем» 5. Мини-спектакль «Волк и бабушка» 6. Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта Групповая работа 1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром 2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом) | -Рекомендации на стенде «Роль художественной литературы в развитии речи детей». - Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи» - Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги) | |
Март | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок»,«Весёлый язычок». 2.Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра. 3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник и сыновья» -Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Игровая викторина по стихам А. Барто. 2.Чтение потешки с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма). 3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку». 4. Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов». 5.Загадывание и отгадывание загадок 6. Обыгрывание сказки «Красная Шапочка» 7. Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта - Групповая работа 1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями) | - Гости. Психолог. - Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта». Консультация в клубе «Давайте потанцуем». «Логопедическая ритмика» -Журнал: «Фонематическая ритмика - это комплекс двигательных упражнений» - Чтение сказки «Красная Шапочка» по ролям (отдельные диалоги) - Рисование сказки «Красная Шапочка» «Мой любимый эпизод» | |
Апрель | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. 3. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу». - Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались» 3.Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь». 4.Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок 5. Обыгрывание сказки «Маша и медведь» 6. Игры для развития речи - Групповая работа 1. «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка | - Консультация в уголке «Развитие речи дошкольника в игре» - Консультация «Компьютер и психика ребенка» -Памятка «Телевизор – друг и враг» - Чтение сказки «Маша и медведь» по ролям
| |
Май | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение поговорок 3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик». - Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная»,«Дедушка плачет» 3.Упражнение на формирование разговорной (монологической) речи. «Что бы сделал…» 4. Обыгрывание сказки «Маша и медведь» 5. Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь» - Групповая работа 1. «Маша и медведь» аппликация | - «День открытых дверей» «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятий) - Отзывы и предложения родителей - Чтение сказки «Маша и медведь» по ролям
| |
3 этап. Обобщающий | – Обобщение работы за год - Презентация опыта работы | - Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга |
Результаты мониторинга детей подготовительной группы
по театрализованной деятельности2014 – 2015 учебный год.
Игры – драматизации
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 | Богунова Вика | 1 | 2 |
2 | Бочкарева Вера | 3 | 3 |
3 | Вилков Никита | 1 | 2 |
4 | Жигалина Маша | 3 | 3 |
5 | Коюкова Надя | 1 | 2 |
6 | Кузнечик Ульяна | 2 | 3 |
7 | Лаврионов Святик | 1 | 2 |
8 | Лукин Кирил | 1 | 2 |
9 | Лысых Лиза | 3 | 3 |
10 | Мадимаров Муслим | 1 | 2 |
11 | Маркова Кира | 2 | 3 |
12 | Мельник Вилена | 2 | 3 |
13 | Петько Саша | 2 | 3 |
14 | Пунтусова Нина | 1 | 2 |
15 | Сайфуддинова Лера | 1 | 2 |
16 | Сколозуб Ангелина | 3 | 3 |
17 | Чайковская Вика | 3 | 3 |
18 | Ширяев Саша | 1 | 2 |
19 | Шульга Ярослав | 1 | 2 |
20 | Руденко Богдан | 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: средний: 10 детей 50%;
средний уровень: 4 детей 20%; высокий: 10 детей 50%
высокий: 6 детей 30%
3 балла – высокий уровень
Ребенок инициативен; активно, самостоятельно с радостью участвует в драматизации; импровизирует, умеет взаимно действовать и «руководить» сразу несколькими играющими; понимает эмоциональное состояние сказочных героев.
2 балла – средний уровень
Активно участвует в драматизации, понимает эмоциональное состояние персонажей, старается выбирать адекватные выразительные средства4 участвует в распределении роли.
1 балл – низкий уровень
Участвует в драматизации, может выражать свое мнение по поводу понравившихся персонажей, не активен в выборе выразительных средств
Результаты мониторинга детей II младшей группы
по театрализованной деятельности 2011-2012г.
Этюдный тренаж
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 | Богунова Вика | 1 | 2 |
2 | Бочкарева Вера | 3 | 3 |
3 | Вилков Никита | 1 | 1 |
4 | Жигалина Маша | 3 | 3 |
5 | Коюкова Надя | 1 | 1 |
6 | Кузнечик Ульяна | 2 | 3 |
7 | Лаврионов Святик | 1 | 2 |
8 | Лукин Кирил | 1 | 2 |
9 | Лысых Лиза | 3 | 3 |
10 | Мадимаров Муслим | 1 | 1 |
11 | Маркова Кира | 2 | 3 |
12 | Мельник Вилена | 2 | 3 |
13 | Петько Саша | 2 | 3 |
14 | Пунтусова Нина | 1 | 2 |
15 | Сайфуддинова Лера | 1 | 1 |
16 | Скалозуб Ангелина | 3 | 3 |
17 | Чайковская Вика | 3 | 3 |
18 | Ширяев Саша | 1 | 1 |
19 | Шульга Ярослав | 1 | 2 |
20 | Руденко Богдан | 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: низкий: 5 детей 25%;
средний уровень: 4 детей 20%; средний: 5 детей 25%;
высокий: 6 детей 30% высокий: 10 детей 50%
3 балла – высокий уровень
У ребенка хорошая дикция; самостоятельно ищет выразительные жесты, движения для создания образа; сопровождает чтение стихотворения, самостоятельно продуманными жестами.
2 балла – средний уровень
Ребенок вырабатывает правильную артикуляцию при чтении потешек; изображает различные эмоции с помощью мимики, жестов движений.
1 балл – низкий уровень
Критерии проявляются только с помощью воспитателя.
Результаты мониторинга детей II младшей группы
по театрализованной деятельности 2011-2012г.
Этюды с куклами
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 | Богунова Вика | 1 | 2 |
2 | Бочкарева Вера | 3 | 3 |
3 | Вилков Никита | 1 | 2 |
4 | Жигалина Маша | 3 | 3 |
5 | Коюкова Надя | 1 | 2 |
6 | Кузнечик Ульяна | 2 | 3 |
7 | Лаврионов Святик | 1 | 2 |
8 | Лукин Кирил | 1 | 2 |
9 | Лысых Лиза | 3 | 3 |
10 | Мадимаров Муслим | 1 | 2 |
11 | Маркова Кира | 2 | 3 |
12 | Мельник Вилена | 1 | 2 |
13 | Петько Саша | 2 | 3 |
14 | Пунтусова Нина | 1 | 2 |
15 | Сайфуддинова Лера | 1 | 2 |
16 | Скалозуб Ангелина | 3 | 3 |
17 | Чайковская Вика | 3 | 3 |
18 | Ширяев Саша | 1 | 2 |
19 | Шульга Ярослав | 1 | 2 |
20 | Руденко Богдан | 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 11 детей 55%; Конец года: средний: 10 детей 50%
средний уровень: 3 детей 15%. высокий: 10 детей 50%
высокий уровень: 6 детей 30%
3 балла – высокий уровень
С удовольствием играет с куклой; самостоятельно умеет управлять ею, импровизировать; использует ролевую речь направленную на игрушку.
2 балла – средний уровень
Критерии проявляются, но не всегда.
1 балл – низкий уровень
Критерии проявляются при помощи воспитателя.
Результаты мониторинга детей средней группы
по театрализованной деятельности 2011-2012г.
Культура речи
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 | Богунова Вика | 1 | 2 |
2 | Бочкарева Вера | 3 | 3 |
3 | Вилков Никита | 1 | 1 |
4 | Жигалина Маша | 3 | 3 |
5 | Коюкова Надя | 1 | 2 |
6 | Кузнечик Ульяна | 2 | 3 |
7 | Лаврионов Святик | 1 | 2 |
8 | Лукин Кирил | 2 | 2 |
9 | Лысых Лиза | 3 | 3 |
10 | Мадимаров Муслим | 1 | 2 |
11 | Маркова Кира | 2 | 3 |
12 | Мельник Вилена | 2 | 3 |
13 | Петько Саша | 2 | 3 |
14 | Пунтусова Нина | 1 | 2 |
15 | Сайфуддинова Лера | 1 | 2 |
16 | Чайковская Вика | 3 | 3 |
17 | Скалозуб Ангелина | 3 | 3 |
18 | Ширяев Саша | 1 | 2 |
19 | Шульга Ярослав | 1 | 2 |
20 | Руденко Богдан | 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: низкий: 5детей 5%
средний уровень: 4 детей 20%. средний: 11детей 45%
высокий уровень: 6 детей 30% высокий: 10 детей 50%
3 балла – высокий уровень
Ребенок произносит слова правильно, передавая ритм; чисто и устойчиво произносит звуки кроме шипящих и сонорных; слышит и показывает акцентируемый звук.
2 балла – средний уровень
Большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах; чисто произносит большинство звуков, слышит акцентируемый звук, но объяснение не дает.
1 балл – низкий уровень
Правильно передает ритм слова; наблюдаются многие нарушения звукопроизношения; на акцентируемый звук не реагирует.
Диагностика уровней усвоения программы и выявление детей
6 детей
10 детей
Сводная диаграмма уровней усвоения программы
театрального кружка
Результаты сводной диаграмма уровней усвоения программы
театрального кружка
II младшая группа:
На конец года было обследовано 20 детей, выявили следующие результаты:
Высокий результат: 10 детей - 50%;
Средний результат: 5 детей – 25%
Низкий результат: 5 детей – 25%
Средняя группа:
На конец года было обследовано 26 детей, выявили следующие результаты:
Высокий результат: 11 детей - 42 %;
Средний результат: 13 детей – 50%
Низкий результат: 2 детей – 8%
Старшая группа:
На начало года было обследовано 26 детей, выявили следующие результаты:
Высокий результат: 12 детей - 46%;
Средний результат: 12 детей – 46%
Низкий результат: 2 детей – 8%
Подготовительная группа:
Высокий: 15 детей - 58%;
Средний: 11 детей – 42 %
В результате полученных данных мы прослеживаем динамику роста результатов усвоения программы театрального кружка и выявления детей с «признаками одаренности»
Результаты мониторинга детей средняя группа по театрализованной деятельности 2015 – 2016 учебный год. Игры – драматизации
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 |
| 1 | 2 |
2 |
| 3 | 3 |
3 |
| 1 | 2 |
4 |
| 3 | 3 |
5 |
| 1 | 2 |
6 |
| 2 | 3 |
7 |
| 1 | 2 |
8 |
| 1 | 2 |
9 |
| 3 | 3 |
10 |
| 1 | 2 |
11 |
| 2 | 3 |
12 |
| 2 | 3 |
13 |
| 2 | 3 |
14 |
| 1 | 2 |
15 |
| 1 | 2 |
16 |
| 3 | 3 |
17 |
| 3 | 3 |
18 |
| 1 | 2 |
19 |
| 1 | 2 |
20 |
| 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: средний: 10 детей 50%;
средний уровень: 4 детей 20%; высокий: 10 детей 50%
высокий: 6 детей 30%
3 балла – высокий уровень
Ребенок инициативен; активно, самостоятельно с радостью участвует в драматизации; импровизирует, умеет взаимно действовать и «руководить» сразу несколькими играющими; понимает эмоциональное состояние сказочных героев.
2 балла – средний уровень
Активно участвует в драматизации, понимает эмоциональное состояние персонажей, старается выбирать адекватные выразительные средства4 участвует в распределении роли.
1 балл – низкий уровень
Участвует в драматизации, может выражать свое мнение по поводу понравившихся персонажей, не активен в выборе выразительных средств
Результаты мониторинга детей средней группы группы
по театрализованной деятельности 20115-2016г.
Этюдный тренаж
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 |
| 1 | 2 |
2 |
| 3 | 3 |
3 |
| 1 | 1 |
4 |
| 3 | 3 |
5 |
| 1 | 1 |
6 |
| 2 | 3 |
7 |
| 1 | 2 |
8 |
| 1 | 2 |
9 |
| 3 | 3 |
10 |
| 1 | 1 |
11 |
| 2 | 3 |
12 |
| 2 | 3 |
13 |
| 2 | 3 |
14 |
| 1 | 2 |
15 |
| 1 | 1 |
16 |
| 3 | 3 |
17 |
| 3 | 3 |
18 |
| 1 | 1 |
19 |
| 1 | 2 |
20 |
| 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: низкий: 5 детей 25%;
средний уровень: 4 детей 20%; средний: 5 детей 25%;
высокий: 6 детей 30% высокий: 10 детей 50%
3 балла – высокий уровень
У ребенка хорошая дикция; самостоятельно ищет выразительные жесты, движения для создания образа; сопровождает чтение стихотворения, самостоятельно продуманными жестами.
2 балла – средний уровень
Ребенок вырабатывает правильную артикуляцию при чтении потешек; изображает различные эмоции с помощью мимики, жестов движений.
1 балл – низкий уровень
Критерии проявляются только с помощью воспитателя.
Результаты мониторинга детей средней группы
по театрализованной деятельности 2015-2016г.
Этюды с куклами
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 |
| 1 | 2 |
2 |
| 3 | 3 |
3 |
| 1 | 2 |
4 |
| 3 | 3 |
5 |
| 1 | 2 |
6 |
| 2 | 3 |
7 |
| 1 | 2 |
8 |
| 1 | 2 |
9 |
| 3 | 3 |
10 |
| 1 | 2 |
11 |
| 2 | 3 |
12 |
| 1 | 2 |
13 |
| 2 | 3 |
14 |
| 1 | 2 |
15 |
| 1 | 2 |
16 |
| 3 | 3 |
17 |
| 3 | 3 |
18 |
| 1 | 2 |
19 |
| 1 | 2 |
20 |
| 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 11 детей 55%; Конец года: средний: 10 детей 50%
средний уровень: 3 детей 15%. высокий: 10 детей 50%
высокий уровень: 6 детей 30%
3 балла – высокий уровень
С удовольствием играет с куклой; самостоятельно умеет управлять ею, импровизировать; использует ролевую речь направленную на игрушку.
2 балла – средний уровень
Критерии проявляются, но не всегда.
1 балл – низкий уровень
Критерии проявляются при помощи воспитателя.
Результаты мониторинга детей средней группы
по театрализованной деятельности 2015-2016г.
Культура речи
№ | Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
1 |
| 1 | 2 |
2 |
| 3 | 3 |
3 |
| 1 | 1 |
4 |
| 3 | 3 |
5 |
| 1 | 2 |
6 |
| 2 | 3 |
7 |
| 1 | 2 |
8 |
| 2 | 2 |
9 |
| 3 | 3 |
10 |
| 1 | 2 |
11 |
| 2 | 3 |
12 |
| 2 | 3 |
13 |
| 2 | 3 |
14 |
| 1 | 2 |
15 |
| 1 | 2 |
16 |
| 3 | 3 |
17 |
| 3 | 3 |
18 |
| 1 | 2 |
19 |
| 1 | 2 |
20 |
| 3 | 3 |
Начало года: низкий уровень: 10 детей 50%; Конец года: низкий: 5детей 5%
средний уровень: 4 детей 20%. средний: 11детей 45%
высокий уровень: 6 детей 30% высокий: 10 детей 50%
3 балла – высокий уровень
Ребенок произносит слова правильно, передавая ритм; чисто и устойчиво произносит звуки кроме шипящих и сонорных; слышит и показывает акцентируемый звук.
2 балла – средний уровень
Большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах; чисто произносит большинство звуков, слышит акцентируемый звук, но объяснение не дает.
1 балл – низкий уровень
Правильно передает ритм слова; наблюдаются многие нарушения звукопроизношения; на акцентируемый звук не реагирует.