«Утверждаю»
Директор ГККП «Ясли-сад №2»
_____________Ведьманова Н.Г.



Программа тренинга личностного роста для молодых педагогов
«Я - успешный педагог»
Пояснительная записка.
Данная программа тренинга личностного роста разработана для активации скрытых возможностей человека, предназначена для работы с группами нескольких возрастных категорий (юношеский возраст, зрелый возраст).
Цель программы: личностный рост и понимание себя, социальное развитие, профессиональное самоопределение, совершенствование черт характера и коррекция поведения, повышение эффективности взаимодействия с людьми.
Задачи программы:
сознательно действовать во всех ситуациях;
открыть свой потенциал в творчестве, работе;
с легкостью контролировать себя, свои слова и действия;
научиться справляться с жизненными трудностями и предотвращать их появление;
открыть перед собой новые, ранее незнакомые перспективы развития себя и своих целей.
Данная программа развития направлена на индивидуальную, парную и групповую работу. В ходе тренинга человек принимает участие в упражнениях, которые являются частью психотренинга.
Особенности упражнений в тренингах личностного роста заключаются в следующем: благодаря разнообразию применяемых методик, участники получают возможность разными способами познавать себя и ступень развития, на которой они находятся.
Учитывая важность создания комфортных условий адаптации мы придерживались следующих принципов работы:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности участников тренинга.
Режим работы. Программа рассчитана на 8 занятий, которые реализуются в течение восьми месяцев (1 раз в месяц). Продолжительность занятий – 1 часа (60мин.)
Количество часов: 8 часов.
Объект развивающей программы– педагоги со стажем до 3 лет, желающие повысить эффективность работы, и успешно адаптироваться к трудовым условиям.
Формы работы, применяемые в программе:
-групповая
- индивидуальная
-работа в малых группах
Методы работы, применяемые в программе:
ролевые игры;
деловые игры;
дискуссии;
психогимнастика;
психологическое тестирование;
рисуночные методы оценки личности;
технология шеринга
Анализ эффективности: эффективность тренинг-программы можно оценить уже в момент проведения упражнений. Чтобы закрепить результат, необходимо следовать советам тренера, который дает индивидуальные рекомендации во время тренинга и по окончании программы личностного роста.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель | Упражнения | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | «Хороший старт» | Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников тренинга в процессе знакомства; снижение эмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности. | «Приветствие» «Что значит Ваше имя» «Тряпичная кукла и солдат» «Комиссионный магазин» «Шеринг» | 1 | Октябрь |
2 | «Кто внутри меня?» | Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника. | «Баржа» «В чём мне повезло в жизни» «Пессимист, оптимист, шут…» «Шеринг» | 1 | Ноябрь |
3 | «Бой с тенью» | Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | «Подарочек тебе» «Мой овощ» «Встреча мимов» «Шеринг» | 1 | Декабрь |
4 | «Возможности безграничны» | Совершенствование ассоциативных механизмов мышления; развитие навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта. | «Если бы я был книгой» «Бег ассоциаций» «Ассоциативный аналитик» «Шеринг» | 1 | Январь |
5 | «Одна голова хорошо, а две- лучше» | Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. | «Ранжирование» «Битва мячиками» «Пчёлы и змеи» «Шеринг» | 1 | Февраль |
6 | «Я в профессии» | Формирование внутренней позиции успешного педагога у молодых воспитателей. | «На какой ступеньке я» «Мозговой штурм» «Интервью профессионала» «Шеринг» | 1 | Март |
7 | «Заяви о себе» | Развитие самосознания, построение индивидуальных логотипов личностного роста. | «Вы меня узнаете» «Девиз на майке» «Автопортрет» «Шеринг» | 1 | Апрель |
8 | «Принятие нового» | Завершение курса тренинга, закрепление полученных навыков, и внедрение их в повседневную жизнь. | «Поймай муху» «Пустыня» «Колесо жизни» «Шеринг. Солнышко» | 1 | Май |
Итого: | 8 часов | |
Содержание занятий
Занятие № 1
Тема: «Хороший старт»
Цель:
создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников тренинга в процессе знакомства
снижение эмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности
Приветствие 1. (10 мин)
Обсуждение правил тренинга.
Упражнение 2. «Что значит ваше имя?» (15 мин)
Цель: снятие ситуативной тревожности.
Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что обозначает мое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
Упражнение 3. «Тряпичная кукла и солдат» (5 мин)
Цель: релаксация и успокоение перед началом занятия.
«Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь.
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом... (10 секунд.)
Теперь опять тряпичной куклой...
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...И приготовьтесь к хорошему дню…».
Упражнение 4. "Комиссионный магазин" (20 мин)
Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Упражнение 6. «Шеринг» (10 мин)
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников.
Занятие № 2
Тема: «Кто внутри меня?»
Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника.
Упражнение 1. «Баржа» (10 мин) Цель: эмоциональная разминка перед началом основной работы Участники сидят в кругу. У тренера в руках мяч.
- Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом – будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое – нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому – то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляется мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я.
Упражнение 2. «В чем мне повезло в жизни» (10 мин)
Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
Упражнение 3. «Пессемист, оптимист, шут» (30 мин)
Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.
2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение 4. «Шеринг» (10 мин)
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников.
Занятие № 3
Тема: «Бой с тенью»
Цель: преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Упражнение 1. «Подарочек тебе» (15 мин)
Назначение: поднять групповой настрой на работу.
Участникам группы вешается по пять конфет. Задача участника заключается в том, что он, снимая конфету говорит описание человека, которому дает конфету, может сказать пожелание или комплимент. Возможно, участник захочет сказать несколько комплиментов, пожеланий, его описаний одному человеку. Необходимо отдать все 5 конфет другим людям.
Вопросы: Какие впечатления остались у вас после проведения упражнения?понравились ли вам пожелания, описания? Согласны ли вы с ними? Кто был наиболее правдив? У кого конфет больше? Почему вы дали конфету именно этому человеку?(первому?) Было ли вам приятно дарить конфету? какие эмоции вы испытывали при этом? Было ли такое, что не хотелось брать конфету? Почему?
Упражнение 2. «Мой овощ» (15 мин)
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано"красный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у них цвет.
Упражнение 3. «Встреча мимов» (20 мин)
Участники делятся пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, и садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.
Инструкция: «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать все это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени на это у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».
Этот фрагмент упражнения может модифицироваться следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.
После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит о том, как он понял то, что ему только что сообщили. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации переданного текста.
Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.
Упражнение 4. «Шеринг» (10 мин).
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников
Занятие № 4
Тема: «Возможности безграничны»
Цель: совершенствование ассоциативных механизмов мышления; развитие навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта.
Упражнение 1. «Если бы я был книгой» (10 мин)
Цель: эмоциональная разминка перед началом основной работы. Ведущий: “Сейчас мы, бросая друг другу мяч, будем продолжать следующую фразу: “Если бы я был книгой, я был бы...”. Будем стараться, чтобы мяч побывал у каждого”. Такая разминка позволяет участникам тренинговой группы быстро включиться в работу, активизируя ассоциативные механизмы мышления.
Упражнение 2. «Бег ассоциаций» (15 мин)
Ведущий: “Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию”.
Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций. Когда упражнение завершено, можно спросить у участников группы, с какими трудностями они столкнулись во время его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.
Упражнение 3. «Ассоциативный аналитик» (20 мин)
Цель: Продолжить знакомство членов группы; актуализировать потребность членов группы обратить более пристальное внимание друг к другу.
Группа загадывает одного из членов команды в отсутствии «аналитика», который выбирается по желанию. Аналитик заходит в помещение и задает вопросы участникам тренинга, направленные на сравнение загаданного героя с миром вещей, растительного и животного мира, а также с явлениями природы и др. (смотри ниже возможный перечень вопросов сравнений).
Анализируя ответы, он должен угадать того, кого загадала группа. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не угадают друг друга.
Завершается упражнение рефлексией.
Если группа большая, то с частью участников можно продолжить знакомство на последующих занятиях.
Упражнение 4. «Шеринг» (15 мин).
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников
Занятие № 5
Тема: «Одна голова хорошо, а две-лучше»
Цель: создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Упражнение 1. «Ранжирование» (15 мин)
Цель: Снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.
Члены группы должны, не разговаривая друг с другом, встать по росту,
затем по цвету глаз, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), за-
тем по месяцам и дням рождениям, по ширине бедер, по шершавости ладоней, по разновидности одежды (выбрать признак самостоятельно), по длине пальцев рук и так далее.
Тренер может предложить каждому члену группы придумать свой признак и дать команду группе построиться.
Упражнение 2. «Битва мячиками» (15 мин)
Цель:настроиться на активную деятельность.
Материалы:
Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду , вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Упражнение 3. «Игра: Пчёлы и змеи» (15 мин)
Цель: укрепить умения сотрудничать.
Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Упражнение 4. «Шеринг» (15 мин).
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников
Занятие № 6
Тема: «Я в профессии»
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога у молодых воспитателей
Упражнение 1. «На какой я ступеньке» (10 мин) Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек, а после этого нарисуйте себя на той ступеньке, где вы сейчас находитесь, по вашему мнению. У вас самооценка занижена, если вы оказались в пределах 1-4 ступеньки, адекватная самооценка, при нахождении на 5-7 ступеньке, а вот завышенная на 8-10 ступеньке.
как вы сейчас себя чувствуете;
что изменилось в вашем состоянии;
трудно и было выполнять упражнение.
Упражнение 2. «Мозговой штурм» (20 мин)
Продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост воспитателя – это…
Варианты ответов:
- повышение квалификации;
- чтение литературы;
- саморазвитие;
- участие в конкурсах;
- уметь анализировать свои поступки
- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
- уметь принимать себя и других
- учиться развивать свои хорошие качества
- учиться всегда и везде
- самосовершенствование
- применять индивидуальный подход
- иметь личное мнение
- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
(обсуждение и выделение основных 3-5 основных пунктов личностного роста).
Упражнение 3. «Интервью профессионала» (20 мин).
Подумайте о вашей профессиональной деятельности. Может быть, вы хотите решить проблему, которая у вас возникла, возможно, просто хотите узнать, как поступил бы ваш коллега в такой ситуации. Подумайте о каждом члене группы. Сформулируйте для него один - два вопроса, на которые он должен будет ответить во время интервью. Далее каждый человек является интервьюируемым, а остальные газетные журналисты задают свои вопросы.
Упражнение 4. «Шеринг» (15 мин).
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников
Занятие № 7
Тема: «Заяви о себе»
Цель: развитие самосознания, построение индивидуальных логотипов личностного роста.
Упражнение 1. «Вы меня узнаете» (15 мин)
Цель: Развитие социальной перцепции; закрепление позитивного представления о себе.
Инструкция группе: Вы договорились по телефону о дне, времени, месте
встречи и о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Опишите себя так,
чтобы человек, которого вы встречаете, сразу узнал вас. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычный жест, деталь походки. Они не должны касаться внешности, т.е. цвета волос, роста и других подобных признаков.
Время на обдумывание и письменное выполнение задания до пяти минут.
Затем члены группы читают по очереди то, что они написали. Вопросы.
Рефлексия.
Упражнение 2. «Девиз на майке» (20 мин)
Цель: Актуализация значимой жизненной позиции (принципов, ценностей).
Раздаются бумажные импровизированные майки из цветного картона (или из коробок из-под конфет).
Инструкция: Представьте, что вы отправляетесь в кругосветное путешествие. Но на теплоход пропускным билетом является ваш девиз, который вы должны написать на майке. На обдумывание 2 минуты.
Каждый зачитывает девиз своей жизни (их может быть два). Ему задаются вопросы. После обсуждения девизов каждого члена группы осуществляется рефлексия.
Упражнение 3. «Автопортрет» (15 мин)
Цель: Развитие социальной перцепции и рефлексии.
Каждый участник в течение пяти минут должен составить свою психологическую характеристику (не менее 10-12 признаков). После написания характеристик, ученики сдают их тренеру. Он их зачитывает. Задача группы проанализировать и установить о ком идет речь. Далее группа вносит коррективы в характеристику. Что-то они рекомендуют убрать, как несоответствующее действительности, а что-то добавить.
Рефлексия.
Упражнение 4. «Шеринг» (10 мин).
Цель: рефлексия занятия.
Всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом других участников
Занятие № 8
Тема: «Принятие нового»
Цель: Завершение курса тренинга, закрепление полученных навыков, и внедрение их в повседневную жизнь.
Упражнение 1. «Поймай муху» (10 мин)
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры участников. Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
По окончании упражнения можно обсудить следующие вопросы:
Как вы себя чувствовали, когда было озвучено задание?
По вашему мнению, получилось ли у вас согнать муху с лица?
Присутствовало ли стеснение у вас во время выполнения задания?
После выполнения упражнения, почувствовали ли вы расслабление мышц лица?
Упражнение 2. «Пустыня» (по К.Г.Юнгу) (20 мин)
Цель: Развитие аналитических способностей и рефлексии.
Тренер дает задание группе:
Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь.
Представьте, что Вы заснули ночью дома в своей постели, а проснулись поздним утром в пустыне. Увы, это не сон Представьте как можно четче эту картину и сконцентрируйтесь на своих чувствах. Ответьте мысленно на вопросы: Что Вы чувствовали, какие эмоции пережили, каковы ваши ощущения и каковы будут ваши действия?
Представьте себе, что Вы идете по пустыне и видите животное. Какое оно? Что Вы чувствуете? Каковы Ваши действия?
Вы идете по пустыне дальше и видите, что перед вами лежит ключ или ключи. Речь идет не о воде. Это настоящие ключи (или ключ). Какой он? Или какие они, если их несколько? Каковы Ваши действия?
Вы идете дальше и видите перед Вами препятствие (можно конкретно – стена). Какое оно? Каковы Ваши чувства? Что Вы будете делать?
Вы преодолели препятствие и вдруг видите, что на Вас или в Вашу сторону летит птица. Что это за птица? Какая она? Ваши чувства? Ваши действия?
И вот, наконец, Вы выходите на площадку, там Вас ждет самолет. Вы сели в него и полетели. Вы летите над оазисом, где Вас уже ждут все, чтобы отправиться домой. В самолете с Вами летят и другие люди, как знакомые так и не знакомые, которые по воле причудливой судьбы попали в пустыню как и Вы.
Всем Вам надо прыгать с парашютом на оазис. В несу красивая картина: зелень, озеро, цветы. Вы прыгаете с парашютом вниз. Что Вы чувствуете при этом? Что делаете? О чем думаете?
Вы благополучно приземлились. Все Вас обнимают и поздравляют. Вы открываете глаза и вновь Вы дома в своей постели.
Упражнение 3. «Колесо жизни» (20 мин)
Оцените свои успехи в каждой сфере по шкале от 1 до 10. А потом соедините отметки ваших успехов линией по кругу.
Обсуждение: получите свое персональное «Колесо Жизни», а вместе с ним и понимание, чему лично вам нужно уделить больше внимания, а на что – меньше. В каких областях у вас дисбаланс.
Кстати, не отчаивайтесь, если у вас ни в одной шкале нет оценки в 10 баллов. Обычно оценка 10 – это признак того, что вскоре человека ждет в этой сфере качественно новые перемены, переоценка ценностей.
Упражнение 4. «Шеринг. Солнышко» (10 мин)
У меня в руках волшебное солнышко. Оно дарит вам тепло, радость, удачу, счастье, любовь. Вы, передавая его друг другу, должны высказать свои впечатления о тренинге, о том, что происходило, поделиться своими мыслями и, конечно, высказать свои пожелания в адрес своих коллег.
- Тренинг закончен. Всем вам большое спасибо, мне приятно было с вами работать. Надеюсь, что все поставленные цели на сегодняшнем занятии мы реализовали, успехов вам в профессиональной деятельности!
Список используемой литературы:
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
Гончукова, Авидон - Тренинги формирования команды, – Изд.: Речь, 2008.
Грачева Л. В. - Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Изд.: Речь, 2005.
Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998
Рамендик Д. М. - Тренинг личностного роста, – Изд.: Форум, 2007.
Сидоренко Е.В. - Тренинг влияния, – Изд.: Речь, 2004.
Смит М.Д. - Тренинг уверенности в себе – Изд.: Речь, 2002
Столяренко Л.Д. Основы психолгии. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996.
Интернет источники:
Автор: Мария Креп. Название: Подборка книг по психологическому тренингу. Режим доступа: http://mirknig.com/2009/10/18/podborka-knig-po-psixologicheskomu-treningu.html
Название: Психологические советы.Режим доступа:http://lifely.ru/category/home-psychology/
Название: Личностный рост и саморазвитие. Режим доступа:http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
Автор: Бука Татьяна. Название: Психологический тренинг. Упражнения.Режим доступа:http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/687-psychological-trai
Автор: Мария Креп. Название: Психологические упражнения для тренингов. Режим доступа:http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie_uprazhneniya_dlya_lichnostnyh_treningov