Пояснительная записка
Данная программа учебного курса «Основы этикета» составлена на основе программы «Этикет» Агаповой И.А. и Давыдовой М.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта.
Учебный курс «Основы этикета» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Наряду с групповыми занятиями предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.
Учебный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе.
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия предполагают решение следующих задач:
обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
формирование воспитанности;
систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания школьников;
формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.
В учебно-тематический план курса «Этикет» (6 класс) введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
Критерии оценки и формы контроля
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез-анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков
и формы подведения итогов
Наблюдение за ребенком на занятиях;
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
анкетирование;
викторина;
сюжетно-ролевые и дидактические игры;
тренинговые упражнения,
моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения,
рисование;
тесты, решение проблемных ситуаций.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал учебного курса.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся
Наблюдение
Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.
Тестирование обучающихся
Участие в проведении классных часов
Универсальные учебные действия
при изучении курса «Основы этикета»
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ожидаемые результаты
Получив знания по данным темам, участники учебного курса «Основы этикета»:
- усваивают основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- имеют четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдают школьный этикет;
- обладают культурой речи;
- соблюдают правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- умеют культурно вести себя в гостях, знают навыки приема гостей;
- умеют анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении будут вежливыми, тактичными, уважают вкусы и взгляды другого человека стремятся к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы этикета»
№п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Деятельность учащихся | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Введение. Немного истории. Что такое этикет? | Общее понятие об этикете. Этика и этикет. История этикета. Появление этикета на Руси. Разные виды этикета. Современный этикет. | Коллективная | Лекция, беседа. | | |
2. | Этикет общения. | Порядок представлений и знакомств. Визитная карточка. Приветствия. | Индивидуальная, групповая. | Игра. | | |
3. | Умение вести беседу. | Обращения. Правила разговора. | Групповая, коллективная. | Инсценировка. | | |
4. | Речь и этикет. | Современные нормы русского речевого этикета. В чем сила «волшебных слов»? Этикетные средства общения. Принципы выбора элементов этикета в зависимости от условий общения. Связь речевого этикета с неречевыми особенностями поведения. | Коллективная | Ролевая игра «А как лучше сказать?» | | |
5. 6-7. | Разговор по телефону. Защита проектов «Как мы общаемся друг с другом?» | Этикет телефонных разговоров. Краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите. Тональность разговора. Длительность телефонных бесед и время звонка. Использование телефона в экстренных случаях. О мобильных телефонах. Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о способах общения дома, в школе, на перемене, на уроке, в разговоре по телефону, со сверстниками, со взрослыми. | Групповая. Индивидуальная, групповая. | Тренинг. Устные высказывания детей, рисование, составление синквейна. | | |
8. | Этикет поведения в общественных местах. На улице. | Необходимость умения правильно вести себя на улице. Вести себя так, чтобы не мешать другим. Правила поведения пешехода. Особенности поведения мужчин и женщин на улице. Если вы идете с зонтом. Еда на улице. | Коллективная, групповая. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки хороших манер». | | |
9. | В транспорте. | Особенности поведения в общественном транспорте: в поезде, в междугородном автобусе, в самолете, на теплоходе. Правила поведения при посадке и на выходе. | Коллективная, групповая. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки хороших манер». Инсценировка. | | |
10. | В магазине. | Поведение в магазине. Взаимоотношения продавца и покупателя. Как выбирать товар. Всегда ли уместно торговаться. Традиции совершения покупок. | Работа в парах. | Составление диалогов по теме «В магазине». | | |
11. | В больнице. | В очереди к врачу. Когда и как навещать больного. Что можно приносить в больницу. Круг интересов больного. Общение с инвалидами и неизлечимо больными людьми. | Коллективная | Просмотр презентации. Обсуждение. | | |
12-13. | «Я поведу тебя в музей». | Необходимая подготовка к походу в музей. Погружение в мир прекрасного. О чем можно разговаривать с гидом. Посещение городского краеведческого музея. | Коллективная. | Выездное занятие. | | |
14-16. | «Театр уж полон, ложи блещут…» | Поведение в театре. Стиль одежды. Посещение драматического театра. | Коллективная, групповая. | Тренинг. Просмотр мультфильма «Уроки хороших манер». | | |
17-18. | Защита проектов «Ваше поведение – ваша визитная карточка». | Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении в общественных местах. | Индивидуальная, групповая. | Устные высказывания детей, рисование, составление синквейна. | | |
19. | Правила поведения во время отдыха. Путешествия. | Основные правила дорожного этикета. Путешествия бывают разные. «Собираемся в поездку». | Работа в парах. | Изготовление буклета. | | |
20. | Этикет в спорте. | Спортивная форма. Личная гигиена и чистота. Всегда ли уместна демонстрация своей силы. «Звездная» болезнь. | Коллективная. | Беседа. Коллаж. | | |
21-23. | Этикет на природе. | Пикник. Отдохни сам и дай отдохнуть соседям. Возьми с собой все необходимое. Обязанности делим поровну. Никакой громкой музыки. Бережное отношение к природе. | Групповая. | Составление памятки «Этикет на природе». | | |
24. | На дискотеке. | На дискотеке. Как одеться. Зачем ходят на дискотеку? | Коллективная. | Беседа. Осуждение этикетных ситуаций. | | |
25-26. | Защита проектов «Как мы отдыхаем». | Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении на отдыхе. | Индивидуальная, групповая. | Написание эссе. | | |
27. | Заочная экскурсия по городам и странам. | Виртуальное посещение музеев, театров, мест отдыха, всемирно известных достопримечательностей. | Коллективная, индивидуальная. | Коллаж. | | |
28. | Защита проектов «Этикет за рубежом». | Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций об этикете за рубежом. | Групповая. | Просмотр презентаций. | | |
29. | Гостевой этикет. Виды приемов. | Виды приемов. Официальный прием, домашний прием. домашний прием. | Коллективная. | Познавательная беседа. | | |
30. | Официальный прием. | «Официальный прием». Приглашение и отказ от приглашения. Приход на прием. Рассаживание за столом. Одежда для приема. Правила пользования приборами. Музыка на приеме. | Работа в парах, группах. | Инсценировка. | | |
31. | Домашний прием. | Гости у вас. Неожиданный гость. К вам приехали дальние родственники. Почетные места. Размещение гостей за столом. Разговор за столом. Визит иностранных гостей. Составление меню для домашних приемов. Праздничный обед. Вы в гостях. | Групповая. | Ролевая игра. | | |
32. | Дарить подарки приятнее, чем получать. | Как дарить подарки. Выбор подарка. Деньги в подарок. Цветы в подарок. Подарок своими руками. | Групповая, индивидуальная. | Инсценировка. | | |
33. | Праздник «От улыбки станет всем светлей». | Составление сценария. Распределение ролей. Праздник. | Групповая, коллективная. | Конкурсы, викторина. | | |
34. | Защита проектов «Мы идем в гости». | Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении в гостях и о встрече гостей. | Групповая, индивидуальная. | Просмотр презентаций, рисование. | | |
Список литературы
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина.– Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 192с.
Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст]/В.Е.Гольдин. – Москва: Просвещение, 1983. – 109 с.
Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – Москва: 5 за знания, 2005. – 192 с.
Дунцова, К.Г. Этикет за столом [Текст]/ К.Г.Дунцова, Г.П.Станкович. – Москва: Экономика, 1990. – 78 с.
Золотая книга этикета[Текст]/ Автор-сост. В.Ф.Андреев. – 2-е изд., исправл. и доп. - Москва: Вече, 2005. – 400 с.
Классные часы на темы этикета [Текст]/Автор-сост. Ю.А.Матюхина. – Москва: Глобус, 2008. – 175 с.
Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности [Текст]/ В.М.Лизинский. – Москва: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании [Текст]/
В.М.Лизинский. – Москва: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
Насонкина, С.А. Уроки этикета [Текст]/С.А.Насонкина. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 40с.
10. Ходаков, М.С. Как не надо себя вести [Текст]/М.С.Ходаков. – 2-е изд., доп. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 144 с.
11. Энциклопедия этикета [Текст]/ Сост. О.И.Максименко. – Москва: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 512 с.