СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Основы этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа учебного курса "Основы этикета" оставлена на основе программы "Этикет" Агаповой И.А. и Давыдовой М.А., в соответствии с требованиями ФГОС. Относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Основы этикета"»

Пояснительная записка

Данная программа учебного курса «Основы этикета» составлена на основе программы «Этикет» Агаповой И.А. и Давыдовой М.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта.

Учебный курс «Основы этикета» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.

Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Наряду с групповыми занятиями предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.

Учебный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе.

Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.

Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.

Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.

Занятия предполагают решение следующих задач:

  1. обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

  2. вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;

  3. формирование воспитанности;

  4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;

  5. организация нравственного самовоспитания школьников;

  6. формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.

Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.

В учебно-тематический план курса «Этикет» (6 класс) введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.



Критерии оценки и формы контроля



В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.

Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез-анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.

Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.



Способы проверки уровня знаний, умений, навыков

и формы подведения итогов

  • Наблюдение за ребенком на занятиях;

  • текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;

  • индивидуальная и групповая беседа с детьми;

  • опрос;

  • анкетирование;

  • викторина;

  • сюжетно-ролевые и дидактические игры;

  • тренинговые упражнения,

  • моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения,

  • рисование;

  • тесты, решение проблемных ситуаций.



  • презентации творческих проектов обучающихся с целью изучения уровня усвоения ими этикетных норм и применения их в разных ситуациях.

Методы обучения



Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.

С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал учебного курса.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

Диагностика уровня воспитанности обучающихся



Наблюдение

Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.

Тестирование обучающихся

Участие в проведении классных часов

Универсальные учебные действия

при изучении курса «Основы этикета»

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



Ожидаемые результаты



Получив знания по данным темам, участники учебного курса «Основы этикета»:

- усваивают основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;

- имеют четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- соблюдают школьный этикет;

- обладают культурой речи;

- соблюдают правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

- умеют культурно вести себя в гостях, знают навыки приема гостей;

- умеют анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;

- в общении будут вежливыми, тактичными, уважают вкусы и взгляды другого человека стремятся к совершенствованию физической красоты и нравственности.







Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы этикета»

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Форма проведения

Дата по плану

Дата по факту


1.

Введение. Немного истории. Что такое этикет?

Общее понятие об этикете. Этика и этикет. История этикета.

Появление этикета на Руси. Разные виды этикета. Современный этикет.


Коллективная

Лекция, беседа.



2.

Этикет общения.

Порядок представлений и знакомств. Визитная карточка. Приветствия.


Индивидуальная, групповая.

Игра.



3.

Умение вести беседу.


Обращения. Правила разговора.

Групповая, коллективная.

Инсценировка.



4.

Речь и этикет.

Современные нормы русского речевого этикета. В чем сила «волшебных слов»? Этикетные средства общения. Принципы выбора элементов этикета в зависимости от условий общения. Связь речевого этикета с неречевыми особенностями поведения.

Коллективная

Ролевая игра

«А как лучше сказать?»




5.










6-7.





Разговор по телефону.








Защита проектов «Как мы общаемся друг с другом?»


Этикет телефонных разговоров. Краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите. Тональность разговора. Длительность телефонных бесед и время звонка. Использование телефона в экстренных случаях. О мобильных телефонах.

Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о способах общения дома, в школе, на перемене, на уроке, в разговоре по телефону, со сверстниками, со взрослыми.

Групповая.









Индивидуальная, групповая.

Тренинг.







Устные высказывания детей, рисование, составление синквейна.



8.

Этикет поведения в общественных местах. На улице.

Необходимость умения правильно вести себя на улице. Вести себя так, чтобы не мешать другим. Правила поведения пешехода. Особенности поведения мужчин и женщин на улице. Если вы идете с зонтом. Еда на улице.


Коллективная, групповая.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки хороших манер».



9.

В транспорте.

Особенности поведения в общественном транспорте: в поезде, в междугородном автобусе, в самолете, на теплоходе. Правила поведения при посадке и на выходе.


Коллективная, групповая.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки хороших манер». Инсценировка.



10.

В магазине.

Поведение в магазине. Взаимоотношения продавца и покупателя. Как выбирать товар. Всегда ли уместно торговаться. Традиции совершения покупок.


Работа в парах.

Составление диалогов по теме «В магазине».



11.

В больнице.

В очереди к врачу. Когда и как навещать больного. Что можно приносить в больницу. Круг интересов больного. Общение с инвалидами и неизлечимо больными людьми.


Коллективная

Просмотр презентации. Обсуждение.



12-13.

«Я поведу тебя в музей».

Необходимая подготовка к походу в музей.

Погружение в мир прекрасного. О чем можно разговаривать с гидом.

Посещение городского краеведческого музея.


Коллективная.

Выездное занятие.



14-16.

«Театр уж полон, ложи блещут…»

Поведение в театре. Стиль одежды. Посещение драматического театра.


Коллективная, групповая.

Тренинг.

Просмотр мультфильма «Уроки хороших манер».



17-18.

Защита проектов «Ваше поведение – ваша визитная карточка».

Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении в общественных местах.


Индивидуальная, групповая.

Устные высказывания детей, рисование, составление синквейна.



19.

Правила поведения во время отдыха.

Путешествия.

Основные правила дорожного этикета. Путешествия бывают разные. «Собираемся в поездку».


Работа в парах.

Изготовление буклета.



20.

Этикет в спорте.

Спортивная форма. Личная гигиена и чистота. Всегда ли уместна демонстрация своей силы. «Звездная» болезнь.


Коллективная.

Беседа. Коллаж.



21-23.

Этикет на природе.

Пикник. Отдохни сам и дай отдохнуть соседям. Возьми с собой все необходимое. Обязанности делим поровну. Никакой громкой музыки. Бережное отношение к природе.


Групповая.

Составление памятки «Этикет на природе».



24.

На дискотеке.

На дискотеке. Как одеться. Зачем ходят на дискотеку?


Коллективная.

Беседа. Осуждение этикетных ситуаций.



25-26.

Защита проектов «Как мы отдыхаем».

Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении на отдыхе.


Индивидуальная, групповая.

Написание эссе.



27.

Заочная экскурсия по городам и странам.

Виртуальное посещение музеев, театров, мест отдыха, всемирно известных достопримечательностей.


Коллективная, индивидуальная.

Коллаж.



28.

Защита проектов «Этикет за рубежом».

Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций об этикете за рубежом.

Групповая.

Просмотр презентаций.



29.

Гостевой этикет. Виды приемов.

Виды приемов. Официальный прием, домашний прием.

домашний прием.

Коллективная.

Познавательная беседа.




30.

Официальный прием.

«Официальный прием». Приглашение и отказ от приглашения. Приход на прием. Рассаживание за столом. Одежда для приема. Правила пользования приборами. Музыка на приеме.

Работа в парах, группах.

Инсценировка.



31.

Домашний прием.

Гости у вас. Неожиданный гость. К вам приехали дальние родственники. Почетные места. Размещение гостей за столом. Разговор за столом. Визит иностранных гостей. Составление меню для домашних приемов. Праздничный обед. Вы в гостях.

Групповая.

Ролевая игра.



32.

Дарить подарки приятнее, чем получать.

Как дарить подарки. Выбор подарка. Деньги в подарок. Цветы в подарок. Подарок своими руками.


Групповая, индивидуальная.

Инсценировка.




33.

Праздник «От улыбки станет всем светлей».

Составление сценария. Распределение ролей. Праздник.


Групповая, коллективная.

Конкурсы, викторина.



34.

Защита проектов «Мы идем в гости».

Консультация по составлению проекта. Подготовка мультимедийных презентаций о поведении в гостях и о встрече гостей.


Групповая, индивидуальная.

Просмотр презентаций, рисование.











Список литературы

  1. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина.– Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 192с.



  1. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст]/В.Е.Гольдин. – Москва: Просвещение, 1983. – 109 с.



  1. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – Москва: 5 за знания, 2005. – 192 с.



  1. Дунцова, К.Г. Этикет за столом [Текст]/ К.Г.Дунцова, Г.П.Станкович. – Москва: Экономика, 1990. – 78 с.



  1. Золотая книга этикета[Текст]/ Автор-сост. В.Ф.Андреев. – 2-е изд., исправл. и доп. - Москва: Вече, 2005. – 400 с.



  1. Классные часы на темы этикета [Текст]/Автор-сост. Ю.А.Матюхина. – Москва: Глобус, 2008. – 175 с.



  1. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности [Текст]/ В.М.Лизинский. – Москва: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.



  1. Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании [Текст]/



В.М.Лизинский. – Москва: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.



  1. Насонкина, С.А. Уроки этикета [Текст]/С.А.Насонкина. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 40с.



10. Ходаков, М.С. Как не надо себя вести [Текст]/М.С.Ходаков. – 2-е изд., доп. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 144 с.



11. Энциклопедия этикета [Текст]/ Сост. О.И.Максименко. – Москва: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 512 с.