Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Утверждаю: Зам. директора по УМР _______И.А. Трубарова «____» _________2015 г.
Адаптационная программа учебной дисциплины
Психология личности и профессиональное самоопределение
Программа профессионального обучения
по профессии ОК 19601 Швея.
Кожевниково 2015
Адаптационная программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптированной образовательной программы в ОГБОУ «КТАБ», утвержденном приказом № , от ., Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБОУ «КТАБ», утвержденным №, от Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей с умственной отсталостью.
Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчик:
Монастырева Г.В. - преподаватель химии.
Рассмотрено на заседании ЦК
преподавателей сферы обслуживания
Председатель ЦК _______Т.И. Мерзликина
Протокол №_____от_______________2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ АДАПТациоННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание АДАПТациоННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации АДАптациоННОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения АДаптациоННОЙ учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт АДАПтациоННОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Область применения адаптационной программы
Адаптационная программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии ОК 19601 Швея.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью гуманитарного цикла адаптированной программы по профессии ОК 19601 Швея.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
- определение личности
- типы темперамента
- понятие о характере
- стили общения
- типы конфликтов
- определение карьеры и карьерной стратегии
- внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры
- профессиональные типы личности
- классификацию профессий
- понятие «рынок труда»
- понятие безработицы, виды безработицы
-структуру профессионального резюме
- принципы составления профессионального резюме.
Уметь:
- развивать навыки самоанализа
- определять типы темперамента
- определять стили общения
- решать проблемы самовыражения
- определять способы разрешения конфликтов
- определять личную стратегию
- определять внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры
- определять профессиональную направленность
- определять типы темперамента
- анализировать процесс развития индивидуальной карьеры
- уметь ориентироваться на рынке труда
- составлять профессиональное резюме.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 36 часов,
в том числе,
практические работы обучающихся 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАптациоННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Итого | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические работы | 10 |
Самостоятельная работа | 12 |
Промежуточная аттестация в форме зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, контрольные работы и практические занятия | Объем часов | Уровень освоения |
| I семестр | 36 | |
Тема 1. Развитие навыков | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Личность. Индивидуальные особенности личности. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала | 6 | |
1.Типы темперамента. Профессия и темперамент. | 1 | 2 |
Практическая работа № 1 «Определение типа темперамента» | 1 | |
Самостоятельная работа. Темперамент и выбор профессии | 4 | |
Содержание учебного материала | 2 | |
1. Сильные и слабые стороны личности. | 2 | 2 |
Тема 2. Культура общения | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Общение и взаимопонимание. Стили общения. Мимика. Жесты. | 1 | 2 |
2. Практическая работа № 2 «Определение стилей общения» | 1 | 2 |
Содержание учебного материала | 2 | |
1. Эмоции и чувства. Проблемы эмоционального самовыражения. | 1 | 2 |
2. Практическая работа № 3 «Составить таблицу по теме: Эмоции и чувства» | 1 | |
Содержание учебного материала | 6 | |
1. Конфликт. Способы разрешения конфликтов. | 1 | 2 |
2. Практическая работа № 4 «Определять способы разрешения конфликтов» | 1 | |
Самостоятельная работа. Реферат по теме «Конфликтные ситуации» | 4 | |
Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Контрольная работа и ее анализ. | 2 | 2 |
Тема 3. Карьера и карьерная стратегия | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Понятие «карьера» и «карьерная стратегия» | 2 | 2 |
Содержание учебного материала | 2 | |
1. Карьерные ресурсы. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры. | 1 | 2 |
2. Практическая работа № 5 «Определять внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры» | 1 | |
Тема 4 Анализ внутренних факторов при выборе профессии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Роль интересов и склонностей в выборе профессии. Диагностика интересов. | 1 |
2. Практическая работа № 6 «Составить диагностическую карту Диагностика интересов» | 1 |
Тема 5. Профессиональная направленность личности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Взаимоотношение между профессией и человеком. | 2 |
Тема 6. Ценности, как основание личности и профессиональной стратегии. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Понятие «ценность», «ценностные ориентации» | 1 |
2. Практическая работа № 7 «Методика определения ценностных ориентаций» | 1 |
Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Принципы принятия решения. | 2 |
Тема 7. Рынок труда. Ориентиры на рынок труда. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. Понятие «рынок труда». Соотношение спроса и предложения на рынке труда. | 1 |
2. Практическая работа № 8 «Анализ спроса и предложений на рынке труда» | 1 |
Самостоятельная работа. Составить доклад по теме «Спрос и предложение на рынке труда в Кожевниковском районе» | 4 | |
Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Трудовой кодекс РФ. Понятие «безработица» | 1 |
2. Практическая работа № 9 «Решение ситуационных задач» | 1 |
Тема 8. Профессиональное резюме. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Профессиональное резюме. Типы профессионального резюме. | 2 |
2. Практическая работа № 10 « Составление профессионального резюме». | 2 |
| 1. Зачет. | 2 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. условия реализации АДАПТациоННОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета:
- стол для преподавателя-1 шт.
-стул для преподавателя-1 шт.
- учебные столы для обучающихся -10шт.
- стулья для обучающихся- 20 шт.
- классная доска;
- шкафы для хранения учебно-методической документации, специальной литературы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиа комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Учебное пособие. Психология общения./ А.К. Томилина. – М: Академия, 2014. –152 с.
2. Трудовой Кодека РФ.
дополнительные источники:
1. Учебное пособие. Самостоятельные работы обучающихся. / А.С. Тимохин. – М: Академия, 2011.- 112 с.
2. Учебное пособие. Основы библиографии. / А.Д. Рыкова. – М: Академия, 2011 . -53 с.
3. Дидактический материал по психологии общения./А.К. Тургиева. – М: Академия, 2010 . – 55 с.
4. Рабочая тетрадь по самоопределению личности./ А.Р. Самохина. – Просвещение, 2010.-52 с.
Интернет ресурсы
1.Cайт для обучающихся.
http://studentlight.net/doclad.php
2. http://studentlight.net/prezentacia. php Дата обращения.08.11.2015 г.
4. Контроль и оценка результатов Освоения АДАПтациоННОЙ учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования.
Обучение по адаптационной учебной дисциплине завершается итоговоым контролем в форме зачета. Зачет проводиться преподавателем по тестовым заданиям.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - развивать навыки самоанализа | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять типы темперамента | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять стили общения | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- решать проблемы самовыражения | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять способы разрешения конфликтов | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять личную стратегию | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять профессиональную направленность | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- определять типы темперамента | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- анализировать процесс развития индивидуальной карьеры | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- уметь ориентироваться на рынке труда | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
- составлять профессиональное резюме. | Текущий контроль: практическая работа/наблюдение в процессе выполнение практической работы Итоговый контроль: зачёт |
Освоенные знания: - определение личности | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- типы темперамента | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- понятие о характере | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- стили общения | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- типы конфликтов | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- определение карьеры и карьерной стратегии | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие карьеры | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- профессиональные типы личности | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- классификацию профессий | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- понятие «рынок труда» | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- понятие безработицы, виды безработицы | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
-структуру профессионального резюме | Текущий контроль: тестирование, фронтальный опрос Итоговый контроль: зачёт |
- принципы составления профессионального резюме | Текущий контроль: тестирование, устный опрос Итоговый контроль: зачёт |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
80 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | Удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
Критерии оценок:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам, при выполнении практических заданий умеет обосновывать решение теоретическими знаниями;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.
9