Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ « Рязанский железнодорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
АД 05 Психология личности и профессиональное самоопределение.
По профессии:
19722 Штукатур
19601 Швея
18880 Столяр строительный
17531 Рабочий зеленого хозяйства
16199Оператор электронно –вычислительных и вычислительных машин
Рассмотрена Утверждаю
На заседании МК Зам. Директора по УР
_________________________ _________Цыбизова А.В.
_________________________ «___» _____ 20 ____ г.
«____» __________ 20 ____ г
Протокол № ________
Преподаватель
Кондрашова Вероника Викторовна
Шабанова Виолетта Вячеславовна
( ФИО разработчика)
Рязань, 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ:
профессия 19727 Штукатур,
35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства:
профессия 17531 Рабочий зеленого хозяйства.
29.01.08 Оператор швейного оборудования: профессия 19601 Швея
08.01.05 Мастер столярно – плотничных и паркетных работ: профессия 18880 Столяр строительный
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации: профессия 16199Оператор электронно –вычислительных и вычислительных работ
Организация – разработчик: ОГБПОУ « Рязанский железнодорожный колледж»
Разработчики:
Кондрашова В.В. и Шабанова В.В. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология личности и профессиональное самоопределение
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы профессионального обучения 19722 Штукатур; 19601 Швея,
18880 Столяр строительный, 17531 Рабочий зеленого хозяйства
16199Оператор электронно –вычислительных и вычислительных работ
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина адаптивного цикла
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоение учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения ;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека ;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
- основные принципы и технологии выбора профессии ;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности;
Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69, в том числе
практическая работа- 34
самостоятельная работа- 34
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка ( всего) | 103 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка ( всего) | 69 |
В том числе: | |
Практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
подготовка сообщений, докладов, презентаций подготовка к практическим занятиям | |
Итоговая аттестация в форме зачета | 1 |
| |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Психология личности и профессиональное самоопределение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | |
Тема 1.1 Психология профессиональной деятельности. Сущность профессионального самоопределения. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Введение. |
2 | Человек и профессия |
3 | Методы исследования человека в профессиональной деятельности |
4 | Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности |
Практическая работа Тест для выявления начального уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. | 4 |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений: Познание задатков и способностей. | 4 |
Тема 1.2 Проблемы выбора. Профессиональная непригодность. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Определение понятия «профессиональная непригодность» |
2 | Определение понятия «профессионально важные качества» |
3 | Степени профессиональной пригодности |
Практическая работа Практикум «Портрет специалиста» Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». | 3 |
Самостоятельная работа Анализ личного профессионального плана | 3 |
Тема 1.3 Технология выбора профессии. Правильные ориентиры. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Система профессиональной подготовки кадров в России |
2 | Технология выбора профессии |
3 | Выбор целей и средств их достижения на примере учебной жизни |
Практическая работа: Тест «Определение мотивации к трудовой деятельности» Учебный проект «Секреты выбора профессии» | 3 |
Самостоятельная работа Определение мотива выбора профессии | 3 |
Тема 1.4 Личностные регуляторы выбора профессии. Понятие о личности, ее структуре. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Подходы к проблеме выбора профессии |
2 | Личностные характеристики как фактор выбора профессии |
3 | Самооценка как ведущий фактор выбора профессии |
4 | Понятие и структура личности. |
Практическая работа Игра «Цепочка профессий» Игра «Цена риска» | 4 |
Самостоятельная работа Сочинение: Определение жизненных целей | 4 |
Тема 1.5 Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Структура волевой регуляции деятельности |
2 | Современное представление о волевых процессах личности |
3 | Расстройство волевых действий |
4 | Воспитание воли человека |
Практическая работа: Упражнение «Волевые свойства личности» Упражнение «Диагностика волевых процессов личности» Опросник «Какая у меня воля?». Выполнение упражнений по воспитанию воли. | 4 |
Самостоятельная работа Написать свои свойства личности. | 4 |
Тема 1.6 Характер, темперамент и направленность личности. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Психические свойства личности. | |
2 | Темперамент и характер как свойства личности |
3 | Направленность и установка личности. |
| Практическая работа: Упражнение « Какой у меня темперамент» Упражнение « Мое поведение -мой характер» Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». | 3 |
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов | 3 |
Тема 1.7 Познание задатков и способностей. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Задатки и способности личности. |
2 | Классификация личностей |
3 | Знания, навыки и умения как свойства личности. |
Практическая работа: Уровни способностей и их отличительные признаки | 3 |
Самостоятельная работа Изучить свои задатки и способности | 3 |
Тема 1.8. Самопознание. Самовоспитание личности. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Методы самопознания и самовоспитания |
2 | Психологические предпосылки самовоспитания. |
3 | Правила способствующие самовоспитанию |
Практическая работа: От самопознания к самовоспитанию. Самоанализ ради самовоспитания | 3 |
Самостоятельная работа Основные шаги самоконтроля. | 3 |
Тема 1.9. Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение» |
2 | Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности |
3 | Особенности юношеского периода. |
Практическая работа: Тест на «Определение индекса групповой сплочённости» Деловая игра «Малое предприятие». | 3 |
Самостоятельная работа Анкета. Выбор будущей профессии | 3 |
Тема 1.10 Профессия, специальность, специализация. Основные классификации профессий. | Содержания учебного материала | 9 | 2 |
1 | Классификация профессий |
2 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу |
3 | Составление формул профессий |
4-5 | Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности |
Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию» | 3 |
Самостоятельная работа Подготовка к зачету | 4 | |
Итоговая аттестация в форме зачета. | 1 | |
Всего: | 103 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета
Психология личности и профессиональной самоопределение.
Оборудование учебного кабинета: доска классная, стул преподавателя, стол преподавателя, столы для студентов, стулья для студентов, компьютер, проектор.
Технические средства обучения:
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедия, учебники, информационные справочные и поисковые системы).
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий.
1. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
2. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.
4. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися внеаудиторной работы для формирования и развития общих и профессиональных компетенции
Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля о оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; - использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения ; - на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; - планировать и составлять временную перспективу своего будущего; - успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде; знать: - необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека ; - современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основные принципы и технологии выбора профессии; - методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности; | Оценка выполнения практического задания. Устные опрос. Оценка выполнения контрольного задания. Оценка выполнения самостоятельной работы |
5