6
Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Заместитель директора по УР ОГБПОУ ДТК Р.Н. Байгуллов «____»__________________20___г. |
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
по профессиям
19601 Швея
18466 Слесарь механосборочных работ
16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Регистрационный номер ___________________________
Димитровград, 2016 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 19601 «Швея», 18466 «Слесарь механосборочных работ» и 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
РАССМОТРЕНО | | РЕКОМЕНДОВАНО |
на заседании цикловой комиссии «Дисциплины профессионального цикла специальностей «Докумен-тационное обеспечение управле-ния и архивоведения», «Приклад-ная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»» Председатель комиссии _______________Е.В. Дитяткина Протокол заседания ЦК №____ от «__»________________20___г | | Научно-методическим советом ОГБПОУ ДТК Протокол № ___ от «____»________________20___г. |
Разработчик:
Кузнецова И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории, педагог-организатор высшей квалификационной категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Эксперты:
_______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Психология личности и профессиональное самоопределение
1.1. Область применения программы
Данная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 19601 «Швея», 18466 «Слесарь механосборочных работ» и 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка) и профессиональной подготовке (при наличии среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется).
1.2. Место дисциплины
В структуре основной профессиональной образовательной программы учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» принадлежит к адаптивному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам её освоения
Цель:
Формирование психолого-педагогической культуры студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), способности использовать полученные знания для решения задач личностного саморазвития и самосовершенствования, а также эффективной профессиональной социализации.
Задачи дисциплины:
Создание условий для толерантного восприятия и адекватного оценивания своих профессиональных и личностных возможностей, с учетом индивидуальных характерологических особенностей, целей, мотивов, состояний.
Формирование представлений о структуре и направленности личности, самосознании и мотивационно-потребностной сфере, о направлениях и средствах саморазвития в межличностной и профессиональной сферах, о способах профессионального самоопределения.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессии осуществлять осознанный и адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности;
простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
основные принципы и технологии выбора профессии.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 6
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 74 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем программы и виды работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 60 |
деловые игры | 14 |
Форма промежуточной аттестации – зачет (результаты деловых игр) |
2.2. Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Психология личности | 52 | |
Тема 1.1. Введение | Формируемые компетенции ОК 1, 2. Знать: Понятие «психология». Предмет и задачи психологии личности (что изучает психология личности). Уметь: 1. Соотносить понятия и определения. 2. Работать по образцу. | 2
2 | 1 |
Содержание учебного материала |
1. Понятие о психологии личности. История развития психологии как науки, предмет и задачи психологии личности. Игры на знакомство «Свеча» и «Самолет». Тестирование «Каковы Вы в общении?» |
Тема 1.2. Личность. | Формируемые компетенции: ОК 3, 4. Знать: Понятия «человек», «индивидуальность», «личность». Сходства и различия данных понятий. Структуру личности. Особенности формирования и развития личности. Проблемы устойчивости личности. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать свою точку зрения. Представлять информацию в измененном виде (составлять таблицы). | 8 | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержание учебного материала | 2 2 2 2 | |
1. Человек. Индивидуальность. Личность. Понятия «человек», «индивидуальность», «личность», их сходства и различия. Определяющие факторы и черты характера, формирующие авторитетную личность. 2. Структура личности. Понятие о структуре личности и ее составляющих. Индивидуальная письменная работа «Какого человека я уважаю?» 3. Формирование и развитие личности. Теория развития личности по Э. Эриксону. Составление таблицы «Стадии развития личности» (по Э.Эриксону). 4. Проблема устойчивости личности. Вопросы развития, трансформации и деформации личности. |
Тема 1.3. Способности. | Формируемые компетенции: ОК 3, 4. Знать: Понятия «способности» и «задатки», понимать разницу между этими понятиями. Виды способностей. Природу человеческих способностей. Способы развития способностей. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать свою точку зрения. | 8 2 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Понятие о способностях. Деловая игра «Способности». Способности: структура, виды и уровни развития. Связь способностей со знаниями и умениями, с деятельностью и направленностью личности. 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Влияние способностей на формирование личности. Тест «Склонности личности». 3. Природа человеческих способностей. Исторические воззрения на природу способностей. Влияние наследственности на способности. Роль воспитания и обучения. 4. Развитие способностей. Деловая игра «Развитие способностей». Игры на развитие креативности: «Архитектор», «10 слов», «Что из этого можно придумать?» |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.4. Темперамент. | Формируемые компетенции: ОК 3, 4, 5. Знать: Понятия и определения по данной теме. Типы темпераментов и их специфические особенности. Свойства темперамента. Специфику влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности личности. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать свою точку зрения. Представлять информацию в измененном виде (составлять таблицу). | 8 2 2 2 2 | 1 |
Содержание учебного материала |
1. Типы темпераментов. Общее представление о темпераменте. Основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Влияние различной комбинаторности этих свойств на типизацию темпераментов. 2. Свойства темперамента. Подвижность и инертность нервной системы (пластичность и ригидность). Возбудимость. Тормозимость. Переключаемость. Уравновешенность нервной системы. Сила нервной системы. Тревожность. 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Психофизиологические особенности и выбор профессии. 4. Темперамент и личность. Тест «Ваш темперамент». |
Тема 1.5. Характер. | Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6. Знать: Понятия и определения по данной теме. Типологию характеров. Специфику формирования характера. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать свою точку зрения. Представлять информацию в измененном виде (составлять таблицу). | 8 | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержание учебного материала | 2 2 2 2 | |
1. Определение и типология характеров. Типы акцентуаций характера у подростков. Тест «Акцентуации вашего характера». 2. Формирование характера. Психолого-возрастные особенности. Влияние стиля общения на формирование характера. Палитра черт характера. Значение «ярлыков». Тест «Тип Вашего характера». 3. Личность и характер человека. Рисуночный тест «Человек. Человек под дождем». 4. Обобщение изученного материала. Деловая игра «Своя игра» по теме «Способности. Темперамент. Характер». |
Тема 1.6. Воля. | Формируемые компетенции: ОК 3, 4, 5, 6. Знать: Понятия и определения по данной теме. Теории воли. Особенности волевой регуляции поведения человека. Способы развития воли у человека. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссиях. | 6 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Понятие о воле. Теории воли. Общая характеристика волевых действий. Непроизвольные (рефлекторные) действия и произвольные (волевые) действия. Представление о воле в древности и в эпоху Возрождения. Естественнонаучные и иные представления о воле. 2. Волевая регуляция поведения. Воля как сознательное регулирование деятельности. Физиологические основы волевых действий. Эмоциональная регуляция деятельности. 3. Развитие воли у человека. Деловая игра «Развитие воли». Тест «Самооценка силы воли». Упражнения для тренировки силы воли: «Я не буду», «Я буду», «Самоконтроль». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.7. Эмоции. | Формируемые компетенции: ОК 3, 4, 5. Знать: Понятия и определения по данной теме. Виды эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Специфику проявления эмоций. Уметь: Соотносить понятия и определения по данной теме. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссиях. | 4 | 2 |
Содержание учебного материала | 2 2 |
1. Виды и роль эмоций в жизни человека. Виды эмоциональных переживаний: аффект, эмоции, чувства. Интеллектуальные и эстетические чувства. Эмоциональное состояние, страсть, настроение. 2. Эмоции и личность. Деловая игра «Эмоции и личность». Эмоции и переживания личности. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в авторской модификации). Истоки негативных эмоций. |
Тема 1.8. Мотивация. | Формируемые компетенции: ОК 2, 3, 4, 5, 6. Знать: Понятия и определения по данной теме: «мотив» и «мотивация», понимать разницу между этими понятиями. Виды мотивации. Особенности влияния мотивации на деятельность личности. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссиях по вопросам мотивации. | 8 2 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Мотив и мотивация. Мотив, мотивация, мотивирующие факторы, стимул - сходства и различия. 2. Мотивация и деятельность. Профессиональная мотивация. Мотивация достижений. Теория А. Маслоу. 3. Мотивация и личность. Диагностика личности на мотивацию к успеху по методике Т. Элерса. 4. Обобщение изученного материала. Деловая игра «Своя игра» по теме «Воля. Эмоции. Мотивация». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. Профессиональное самоопределение. | 22 | |
Тема 2.1. Профес-сиональное самоопределение. | Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6. Знать: Понятия и определения по данной теме. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Социально-психологический портрет профессионала. Уметь: Соотносить понятия и определения. Аргументировать свою точку зрения. Представлять информацию в измененном виде (составлять таблицу). | 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Профессиональная деятельность в жизни человека. Формирование осознанного отношения к вопросам профессионального самоопределения, социальной значимости и важности выбранной профессии. 2. Внутренний мир человека и проблема выбора профессии. Развитие чувства ответственности за свой выбор. Воспитание чувства гордости за избранную профессию. 3. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Составление таблицы. 4. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. 5. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Профориентационные игры и упражнения. Работа в группах. 6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профориентационные игры и упражнения. Индивидуальные задания. 7. Социальные проблемы труда («надо»). 8. Человек в новых социально-экономических условиях. 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 10. Социально-психологический портрет профессионала. Письменная работа – эссе «Портрет профессионала». 11. Итоговое занятие. Деловая игра «Своя игра» по теме «Профессиональное самоопределение». |
ВСЕГО: | 74 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Темы деловых игр:
Способности.
Развитие способностей.
«Своя игра» по теме «Личность. Способности. Темперамент. Характер».
Развитие воли.
Эмоции и личность.
«Своя игра» по теме «Воля. Эмоции. Мотив».
«Своя игра» по теме «Профессиональное самоопределение».
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Учебные наглядные пособия:
дидактический материал (учебные тексты, карточки с заданиями, критерии оценивания результатов деловых игр);
фонотека;
видеотека;
презентации PowerPoint (Notebook) по темам занятий.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Литература для обучающихся:
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов.-М.: Академия, 2007. – 302с.
Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учеб. в З кн. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная литература:
Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст]. — М.: Эксмо, 2007
Донцов, А.И., Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Социальная психология в современном мире: учеб. пособие для вузов. – М., 2002.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. – М., 1982.
Пряжников, Н.С. Профориентационные игры [Текст]: проблемные ситуации, задачи, карточные методики / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 87с.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246с.
Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352с.
Столяренко, А.Д. Основы психологии [Текст]. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2010.
Интернет-ресурсы:
Little Better [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litlbetr.ru/razvitie-intellekta/
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
Интернет-журнал по психологии «Развитие» [Электронный ресурс]. – http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/
Психология от А до Я [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/
Психология счастливой жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/
Энциклопедия Кругосвет – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru//
4. Контроль и оценка результатов освоения программы
учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины осуществляется в процессе выполнения студентами индивидуальных и парных заданий, игровых упражнений на занятиях и в ходе деловых игр в соответствии с методическими рекомендациями по их организации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: Применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими. | Текущий контроль: Темы 1.2 – 1.8., 2.1. (устные и письменные опросы, дискуссии, выполнение игровых упражнений, индивидуальные и парные задания) Итоговый контроль: Участие и результаты деловых игр «Своя игра» по темам: «Способности. Темперамент. Характер»; «Эмоции. Воля. Мотивация»; «Профессиональное самоопределение». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения. |
На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессии осуществлять осознанный и адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения. |
Планировать и составлять временную перспективу своего будущего. |
Успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде. |
Соотносить понятия и определения. |
Представлять информацию в измененном виде (составлять схемы и таблицы). |
Аргументировать собственную точку зрения в дискуссиях. |
Осуществлять критериальное само- и взаимооценивание. |
Усвоенные знания: Понятие «психология». | Текущий контроль: Тема 1.1 – введение (устный опрос, индивидуальная и парная работа со схемой) |
Предмет и задачи психологии личности (что изучает психология личности) |
Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». | Текущий контроль: Тема 1.2. (устный и письменные опросы, индивидуальная и парная работа со схемой) |
Сходства и различия данных понятий. |
Структуру личности. |
Особенности формирования и развития личности. |
Проблемы устойчивости личности. |
Понятия «способности» и «задатки», понимать разницу между этими понятиями. | Текущий контроль: Тема 1.3 (групповая работа с карточками, сообщения по группам) Итоговый контроль: Результаты деловых игр «Способности» и «Развитие способностей» и «Своей игры» по теме «Способности. Темперамент. Характер». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Виды способностей. |
Природу человеческих способностей. |
Способы развития способностей. |
Типы темпераментов и их специфические особенности. | Текущий контроль: Темы 1.4 и 1.5. (групповая работа с карточками, индивидуальная работа – составление таблицы) Итоговый контроль: Тема 1.5. Результаты «Своей игры» по теме «Способности. Темперамент. Характер». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Свойства темперамента. |
Специфику влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности личности. |
Типологию характеров. |
Специфику формирования характера. |
Теории воли. | Текущий контроль: Темы 1.6. – 1.8. (устные и письменные опросы, индивидуальная и парная работа по карточкам, составление таблиц). Итоговый контроль: Темы 1.6. и 1.7. Результаты деловых игр «Развитие воли» и «Эмоции и личность». Тема 1.8. Результаты «Своей игры» по теме «Воля. Эмоции. Мотивация». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Особенности волевой регуляции поведения человека. |
Способы развития воли у человека. |
Виды эмоций. |
Роль эмоций в жизни человека. |
Специфику проявления эмоций. |
Понятия «мотив» и «мотивация», понимать разницу между этими понятиями. |
Виды мотивации. |
Особенности влияния мотивации на деятельность личности. |
«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). | Текущий контроль: Тема 2.1. (устные и письменные опросы, индивидуальная и парная работа по карточкам, составление таблиц). Итоговый контроль: Тема 2.1. Результаты «Своей игры» по теме «Профессиональное самоопределение». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
Социально-психологический портрет профессионала. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с критериями оценивания, изложенными в методических рекомендациях по организации деловых игр и универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
87 ÷ 100 | 5 | отлично |
67 ÷ 86 | 4 | хорошо |
41 ÷ 66 | 3 | удовлетворительно |
менее 41 | 2 | не удовлетворительно |