РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.03 Психология личности и профессиональное самоопределение
2024 г.
Программа адаптированной учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» для программы профессиональной подготовки профессии 19601 «Швея»
Программа разработана на основе профессионального стандарта «Мастер растениеводства» (Приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 408н, зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2019 N 55229).
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология личности и профессиональное самоопределение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Адаптированная учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» является обязательной частью адаптационного учебного цикла ППО 19601 «Швея». Адаптированная учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» обеспечивает формирование общих компетенций в соответствии с профессиональным стандартом «Мастер растениеводства».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Программа адаптированной учебной дисциплины разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано отдельно от других обучающихся.
Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием электронного обучения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1-6 | - применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; - использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; - на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; - планировать и составлять временную перспективу своего будущего; - успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде. | - необходимой терминологии, основы и сущности профессионального самоопределения; - простейших способов и приемов развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основными механизмами психической регуляции поведения человека; - современного состояния рынка труда, мира профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основных принципов и технологии выбора профессии; - методов и форм поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 12 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
самостоятельная работа | - |
Итоговая аттестация | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Тема 1. Психология профессиональной деятельности. Сущность профессионального самоопределения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-6 |
1. Методологические основы психологии профессиональной деятельности. Сущность и содержание профессионального самоопределения. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Тема 2. Проблемы выбора. Профессиональная непригодность Технология выбора профессии. Правильные ориентиры | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-6 |
1. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Тема 3. Личностные регуляторы выбора профессии. Понятие о личности, ее структуре | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-6 |
Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации личности. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 8 |
Практическая работа № 1. Диагностика акцентуаций характера по Личко | 8 |
Практическая работа № 2. Диагностика на выявление типа темперамента Айзенка. |
Практическая работа № 3. Тест Голланда «Определение типа профессиональной направленности личности» |
Практическая работа № 4. Методика «Карта интересов». |
Тема 4. Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Характер, темперамент и направленность личности | Содержание учебного материала | 12 | ОК 1-6 |
1. Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 10 |
Практическая работа № 5. Тест «Каков Ваш характер». | 10 |
Практическая работа № 6. Практическое занятие «Темперамент в профессиональном становлении личности» |
Практическая работа № 7. Тренинговое занятие «Я и мой характер» |
Практическая работа № 8. Методика Басса-Дарки «Тест эмоций». |
Практическая работа № 9. «Коррекция агрессивного поведения» |
Тема 5. Познание задатков и способностей. Самопознание. Самовоспитание личности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-6 |
1. Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей. Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной 3 самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке личности. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическая работа № 10. Диагностика уровня самооценки. | 2 |
Тема 6. Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-6 |
1. Этапы профессионального самоопределения: дошкольный; первая ступень основной школы; вторая ступень основной школы; полное среднее учебное заведение; профессиональное учебное заведение; профессиональная деятельность. Особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. Способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Самостоятельная работа обучающихся. Составить викторину по теме. | 1 |
Тема 7. Профессия, специальность, специализация. Основные классификации профессий | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-6 |
1. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. |
2. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Курсовой проект (работа) | - | |
Промежуточная аттестация | - | |
Всего: | 32=12+20 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Психологии личности и профессионального самоопределения», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- стенды,
- шкафы для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты.
Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, мультимедийное оборудование.
Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно–психические нарушения, соматические заболевания).
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Психология: учебник и практикум для СПО / А. С. Обухов [и др.] ; под общ.ред. А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
2. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для СПО / В. А. Сластенин [и др.]; отв. ред. В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 232 с.
3. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для СПО / В. А. Сластенин [и др.]; под общ.ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.:Издательство Юрайт, 2019. — 374 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы).
1. http: //www.psychology.ru - Портал психологии.
2.http://www.psychologies.ru -Журнал «Psychologies».
3.http://studentam.net/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки.
4.http://www.gumer.info/ - Электронный ресурс.
5.http://psylib.kiev.ua/ - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
6.http://psychology.net.ru – сайт Мир психологии.
7.http://azps.ru/handbook/k/koif429.html – сайт Психология.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; - современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основные принципы и технологии выбора профессии; - методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности. | Критерии оценки устного опроса Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам. Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос. Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности. | Устный опрос |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; - использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; - на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; - планировать и составлять временную перспективу своего будущего; - успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде. | Критерии оценки практических работ Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам. Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос. Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности. | Практическая работа |
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.). В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
5