СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Универсальных Учебных Действий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа УУД

Карабанова Ольга Александровна  Телефон 7 495 203 35 89;

моб. 8 916 3527746

E-mail [email protected]

Просмотр содержимого документа
«Программа Универсальных Учебных Действий»

 Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» Группа «Программа развития универсальных учебных действий» Руководитель  Асмолов Александр Григорьевич  Российская академия образования

Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»

  • Группа «Программа развития универсальных учебных действий»
  • Руководитель

Асмолов Александр Григорьевич

Российская академия образования

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:  от цели усвоения знаний, умений и навыков  к цели развития Личности учащегося

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося

Универсальные  учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию   посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта  Российская академия образования

Универсальные учебные действия (УУД)

  • обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Российская академия образования

Универсальные  учебные действия  это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности Российская академия образования

Универсальные учебные действия

это система действий учащегося, обеспечивающая

  • культурную идентичность,
  • социальную компетентность,
  • толерантность,
  • способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности
  • Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности  Российская академия образования

Функции универсальных учебных действий

1. Регуляция учебной деятельности

  • принятие и постановка учебных целей и задач,
  • поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
  • контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Российская академия образования

Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться , формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности  Российская академия образования

Функции универсальных учебных действий

2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности

  • готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться ,
  • формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
  • развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Российская академия образования

Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения успешности усвоения знаний, умений и навыков; формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания  Российская академия образования

Функции универсальных учебных действий

3. Обеспечение успешности обучения

  • успешности усвоения знаний, умений и навыков;
  • формирование целостной картины мира;
  • формирование компетентностей в любой предметной области познания
  • Российская академия образования
Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности  (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  Российская академия образования

Основания выделения УУД

  • Цели и результаты общего образования
  • Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка)
  • Этапы процесса усвоения
  • Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Российская академия образования

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные  Российская академия образования

Виды универсальных учебных действий

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Общепознавательные
  • Коммуникативные

Российская академия образования

Личностные УУД Личностные  УУД Смысло- образование Нравственно- этическое  оценивание Самопознание и само- определение

Личностные УУД

Личностные

УУД

Смысло-

образование

Нравственно-

этическое

оценивание

Самопознание

и само-

определение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе Российская академия образования

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

  • Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
  • Формирование идентичности личности
  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Российская академия образования

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»  Российская академия образования

Личностные УУД - смыслообразование

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Российская академия образования

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора  Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Российская академия образования

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Российская академия образования

Виды УУД –  Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция

Виды УУД – Регулятивные действия

Регулятив-

ные

действия

Целепола-

гание

Планиро-

вание

Прогно-

зирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая

само

регу-

ляция

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД Прогнозирование  – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Регулятивные УУД

  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Российская академия образования

Регулятивные УУД

  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Российская академия образования

Регулятивные УУД   Волевая саморегуляция как способность   - к мобилизации сил и энергии; - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность

- к мобилизации сил и энергии;

  • - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;
  • - к преодолению препятствий;
  • -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
  • эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познава- тельные действия Обще- учебные  Логические Постановка  и решение  проблем

Познава-

тельные

действия

Обще-

учебные

Логические

Постановка

и решение

проблем

Общеучебные УУД  Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно) Российская академия образования

Общеучебные УУД

  • Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
  • Информационный поиск
  • Знаково-символические действия
  • Структурирование знаний
  • Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

Российская академия образования

Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Российская академия образования

Общеучебные УУД

  • Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
  • Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Российская академия образования

Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование / декодирование Моделирование  Российская академия образования

Общеучебные УУД – знаково-символические

Знаково-символические действия выполняют функции

  • - отображения учебного материала;
  • - выделения существенного;
  • - отрыва от конкретных ситуативных значений;
  • - формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

  • Замещение
  • Кодирование / декодирование
  • Моделирование

Российская академия образования

Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов Российская академия образования

Познавательные УУД – логические действия

  • Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
  • Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов

Российская академия образования

Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство Российская академия образования

Познавательные УУД – логические действия

  • Подведение под понятия, выведение следствий
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждения
  • Выдвижение гипотез, их обоснование
  • Доказательство

Российская академия образования

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера  Российская академия образования

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Российская академия образования

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные  действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные УУД

Коммуни-

кативные

действия

Планиро-

вание

учебного

сотрудни-

чества

Постановка

вопросов

Построение

речевых

высказы-

ваний

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспита-тельного процесса и его результаты Российская академия образования

УУД в системе общего образования

  • Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
  • Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспита-тельного процесса и его результаты

Российская академия образования

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД

Задачи  формирования УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся  Российская академия образования

Задачи формирования УУД

  • 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся

Российская академия образования

Задачи  формирования УУД 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении  Российская академия образования

Задачи формирования УУД

  • 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении

Российская академия образования

Задачи  формирования УУД 3. 3. Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход:   - от выполнения действия с опорой на материальные средства к  умственной форме выполнения действия,   - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или  сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции Российская академия образования

Задачи формирования УУД

3.

3. Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход:

- от выполнения действия с опорой на материальные средства к

умственной форме выполнения действия,

- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или

сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

Российская академия образования

Задачи  формирования УУД 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной .    Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД.  Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования. Российская академия образования

Задачи формирования УУД

4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной .

Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.

Российская академия образования

Задачи  формирования УУД 5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.  Российская академия образования

Задачи формирования УУД

  • 5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.

Российская академия образования

Задачи  формирования УУД 6. учебно-методические рекомендации для педагогов . Российская академия образования

Задачи формирования УУД

  • 6. учебно-методические рекомендации для педагогов .

Российская академия образования

Контакты Карабанова Ольга Александровна Телефон 7 495 203 35 89;  моб. 8 916 3527746 E-mail okarabanova@smtp.ru  Спасибо за внимание!  Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я

Контакты

  • Карабанова Ольга Александровна
  • Телефон 7 495 203 35 89;

моб. 8 916 3527746

Спасибо за внимание!

Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!