Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»
- Группа «Программа развития универсальных учебных действий»
- Руководитель
Асмолов Александр Григорьевич
Российская академия образования
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Универсальные учебные действия (УУД)
- обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Российская академия образования
Универсальные учебные действия
это система действий учащегося, обеспечивающая
- культурную идентичность,
- социальную компетентность,
- толерантность,
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности
- Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий
1. Регуляция учебной деятельности
- принятие и постановка учебных целей и задач,
- поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
- готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться ,
- формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий
3. Обеспечение успешности обучения
- успешности усвоения знаний, умений и навыков;
- формирование целостной картины мира;
- формирование компетентностей в любой предметной области познания
- Российская академия образования
Основания выделения УУД
- Цели и результаты общего образования
- Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка)
- Этапы процесса усвоения
- Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Российская академия образования
Виды универсальных учебных действий
- Личностные
- Регулятивные
- Общепознавательные
- Коммуникативные
Российская академия образования
Личностные УУД
Личностные
УУД
Смысло-
образование
Нравственно-
этическое
оценивание
Самопознание
и само-
определение
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
- Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
- Формирование идентичности личности
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Российская академия образования
Личностные УУД - смыслообразование
- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Российская академия образования
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
- Выделение морально-этического содержания событий и действий
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Российская академия образования
Виды УУД – Регулятивные действия
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу-
ляция
Регулятивные УУД
- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Российская академия образования
Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил и энергии;
- - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;
- - к преодолению препятствий;
- -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познава-
тельные
действия
Обще-
учебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Общеучебные УУД
- Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
- Информационный поиск
- Знаково-символические действия
- Структурирование знаний
- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Российская академия образования
Общеучебные УУД
- Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
- Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Российская академия образования
Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции
- - отображения учебного материала;
- - выделения существенного;
- - отрыва от конкретных ситуативных значений;
- - формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
- Замещение
- Кодирование / декодирование
- Моделирование
Российская академия образования
Познавательные УУД – логические действия
- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Российская академия образования
Познавательные УУД – логические действия
- Подведение под понятия, выведение следствий
- Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждения
- Выдвижение гипотез, их обоснование
- Доказательство
Российская академия образования
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
- Формулирование проблемы
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Российская академия образования
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
УУД в системе общего образования
- Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
- Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспита-тельного процесса и его результаты
Российская академия образования
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД
Задачи формирования УУД
- 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся
Российская академия образования
Задачи формирования УУД
- 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении
Российская академия образования
Задачи формирования УУД
3.
3. Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к
умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или
сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
Российская академия образования
Задачи формирования УУД
4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной .
Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.
Российская академия образования
Задачи формирования УУД
- 5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.
Российская академия образования
Задачи формирования УУД
- 6. учебно-методические рекомендации для педагогов .
Российская академия образования
Контакты
- Карабанова Ольга Александровна
- Телефон 7 495 203 35 89;
моб. 8 916 3527746
Спасибо за внимание!
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я