СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности по Фгос для 1 класса. Юный исследователь- программа для занятий учащихся проектной деятельностью. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Просмотр содержимого документа
«программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей

«Воскресенская кадетская школа»






«Утверждена приказом от ________ № ________»








Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Юный исследователь»

для 1 класса









Составитель:

Титкова Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







г. Воскресенск

2015 год



Пояснительная записка

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Программа   предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Рудченко, Т. А. Информатика. 1 класс.

       

Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность программы   обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:   

 познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

 мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

 прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

 прививать интерес к исследовательской деятельности;

 

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Кружок «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного кружка является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.


Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности:

·        имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

·        в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

·        проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

·        проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

·        проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

·        в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·        реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


Содержание программы «Юный исследователь» связана с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.


Описание места предмета в учебном плане ОО.


На кружок «Юный исследователь» отводится 1 час в неделю. Кружок входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».  Программа рассчитана на 33 часа .  



Планируемые результаты освоения программы учебного предмета.


Личностные универсальные учебные действия

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 ·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 

 Регулятивные универсальные учебные действия

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

 ·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·       записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·        ·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


 


Коммуникативные универсальные учебные действия

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Содержание программы.


Раздел 1.Введение(1ч.)

Что такое проекты.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.


Раздел 2 Учимся делать проекты (8ч.)

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Как мы познаём мир

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Школа «почемучек».

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.


Раздел 3. Мы исследователи (22ч.)

Любимое число. Игры с числами.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Проект «Алфавит».

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Игры нашей семьи.

Проект «Растения».

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений.

Проект «Симметрия вокруг нас».

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Проект «Сказки».

Моя любимая сказка. Сочиняем сказку.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.


Раздел 4. Заключение (2ч.)

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся по курсу «Мы исследователи»



Планируемые результаты изучения учебного предмета.






Календарно- тематический план

по внеурочной деятельности «Юный исследователь»

на 2015 - 2016 учебный год.

уроков

по порядку

№ урока в разделе, теме

Наименование тем

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся


Введение (1 час)

1

1

Что такое проект

01.09.- 04.09.



Учимся делать проекты (8 часов)

2

1

Что такое проблема

07.09.-11.09.


Научатся осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя), работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать инструмент «заливка» при решении компьютерных задач, вводить текст с помощью клавиатуры, изменять шрифты, сохранять текст.

3

2

Как мы познаём мир

14.09. – 18.09.


4-5

3-4

Школа «почемучек»

21.09. – 25.09.

28.09. – 02.10.


6-7

5-6

Удивительный вопрос

12.10. – 16.10.

19.10. – 23.10.


8-9

7-8

Источники информации

26.10. – 30.10.

02.11. – 06.11.


Мы исследователи (22 часа)

10-11

1-2

Любимое число

09.11. – 13.11.

23.11. – 27.11.


Научатся находить предметы по заданному признаку или образцу, отличать одинаковые предметы от разных, действовать по правилу.

12-14

3-4-5

Алфавит

30.11. – 04.12

07.12. – 11.12.

14.12. – 18.12.


15-16

6-7

Почему мы любим, встречать Новый год

21.12. – 25.12.

28.12. – 30.12.


Размещать предмет или предметы в окне как на бумаге, так и на компьютере, анализировать объекты, сравнивать их, выбирая критерии для сравнения, находить объект, соответствующий заданным параметрам, самостоятельно создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, выбирают критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепочку рассуждений.


17-19

8-9-10

Игры наших дедушек и бабушек

11.01. – 15.01.

18.01. – 22.01.

25.01. – 29.01.


20-23

11-12-13-14

Растения

02.02. – 05.02.

08.02. – 12.02.

15.02. – 19.02. 29.02. – 04.03


24-25

15-16

Симметрия

07.03. – 11.03

21.03. – 25.03.


26-31

17-18-19-20-21-22

Сказки

28.03. – 01.04. 04.04. – 08.04. 18.04. – 22.04.

25.04. – 29.04. 02.05. – 06.05.

09.05. – 13.05.


Заключение. ( 2 часа)

32

1.

Что мы узнали и чему научились за год.


16.05. – 20.05


Формулируют учебную задачу урока, определяют последовательность действий,

33.

2.

Моя лучшая работа.

23.05. - 25.05.


контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по команде.

Итого

В том числе:

часов

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

33

-

-

-

выполнено






Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

1.Основная литература

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.


2.Дополнительная литература

  • Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  • Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

3.Материально-техническое обеспечение.

  • Документ-камера

  • Интерактивная доска

  • МФУ Kyocera

  • Ноутбук Acer (10 штук)

  • Проектор

  • Фотоаппарат Canon



Зам. директора по УВР

__________/Заботкина Ю.В./

«______» ______________ 2015 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Чередова Е.Н./





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!