Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
«Утверждена приказом от ________ № ________»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
для 1 класса
Составитель:
Титкова Маргарита Владимировна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Программа предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Рудченко, Т. А. Информатика. 1 класс.
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Кружок «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного кружка является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности:
· имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
· в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
· проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
· проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
· проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
· в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
· реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание программы «Юный исследователь» связана с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Описание места предмета в учебном плане ОО.
На кружок «Юный исследователь» отводится 1 час в неделю. Кружок входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». Программа рассчитана на 33 часа .
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· · строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы.
Раздел 1.Введение(1ч.)
Что такое проекты.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Раздел 2 Учимся делать проекты (8ч.)
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Как мы познаём мир
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Школа «почемучек».
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Раздел 3. Мы исследователи (22ч.)
Любимое число. Игры с числами.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Проект «Алфавит».
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Игры нашей семьи.
Проект «Растения».
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений.
Проект «Симметрия вокруг нас».
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Проект «Сказки».
Моя любимая сказка. Сочиняем сказку.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Раздел 4. Заключение (2ч.)
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся по курсу «Мы исследователи»
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Календарно- тематический план
по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
на 2015 - 2016 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Наименование тем | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение (1 час) |
1 | 1 | Что такое проект | 01.09.- 04.09. | | |
Учимся делать проекты (8 часов) |
2 | 1 | Что такое проблема | 07.09.-11.09. | | Научатся осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя), работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать инструмент «заливка» при решении компьютерных задач, вводить текст с помощью клавиатуры, изменять шрифты, сохранять текст. |
3 | 2 | Как мы познаём мир | 14.09. – 18.09. | |
4-5 | 3-4 | Школа «почемучек» | 21.09. – 25.09. 28.09. – 02.10. | |
6-7 | 5-6 | Удивительный вопрос | 12.10. – 16.10. 19.10. – 23.10. | |
8-9 | 7-8 | Источники информации | 26.10. – 30.10. 02.11. – 06.11. | |
Мы исследователи (22 часа) |
10-11 | 1-2 | Любимое число | 09.11. – 13.11. 23.11. – 27.11. | | Научатся находить предметы по заданному признаку или образцу, отличать одинаковые предметы от разных, действовать по правилу. |
12-14 | 3-4-5 | Алфавит | 30.11. – 04.12 07.12. – 11.12. 14.12. – 18.12. | |
15-16 | 6-7 | Почему мы любим, встречать Новый год | 21.12. – 25.12. 28.12. – 30.12. | | Размещать предмет или предметы в окне как на бумаге, так и на компьютере, анализировать объекты, сравнивать их, выбирая критерии для сравнения, находить объект, соответствующий заданным параметрам, самостоятельно создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, выбирают критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепочку рассуждений. |
17-19 | 8-9-10 | Игры наших дедушек и бабушек | 11.01. – 15.01. 18.01. – 22.01. 25.01. – 29.01. | |
20-23 | 11-12-13-14 | Растения | 02.02. – 05.02. 08.02. – 12.02. 15.02. – 19.02. 29.02. – 04.03 | |
24-25 | 15-16 | Симметрия | 07.03. – 11.03 21.03. – 25.03. | |
26-31 | 17-18-19-20-21-22 | Сказки | 28.03. – 01.04. 04.04. – 08.04. 18.04. – 22.04. 25.04. – 29.04. 02.05. – 06.05. 09.05. – 13.05. | |
Заключение. ( 2 часа) |
32 | 1. | Что мы узнали и чему научились за год. | 16.05. – 20.05 | | Формулируют учебную задачу урока, определяют последовательность действий, |
33. | 2. | Моя лучшая работа. | 23.05. - 25.05. | | контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по команде. |
Итого | В том числе: |
часов | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 33 | - | - | - |
выполнено | | | | |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
1.Основная литература
2.Дополнительная литература
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
3.Материально-техническое обеспечение.
Документ-камера
Интерактивная доска
МФУ Kyocera
Ноутбук Acer (10 штук)
Проектор
Фотоаппарат Canon
Зам. директора по УВР
__________/Заботкина Ю.В./
«______» ______________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Чередова Е.Н./