Данная программа внеурочной деятельности социального направления "Тропинка к своему "Я" рассчитана на детей 7-11 лет. Реализуется через еженедельное занятие длительностью 30-35 минут. КТП по 4 годам обучения не поместилось - смотреть во вложенном файле.
Концепция
«Тропинка к своему Я» - это практический курс обучения основам коммуникации детей младшего школьного возраста. Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.
В качестве основного метода изучения программы является метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.
Данный курс не только поможет учащимся овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.
Цель – формирование у учащихся младшего школьного возраста социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Задачи:
1 Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2 Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
3 Развитие навыков общения в различных жизненных ситуаций со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
4 Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами человеческого общения.
5 Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6 Формирование самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование доверия к собеседнику.
7 Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
8 Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
9 Обучение детей речевым средствам общения.
10.Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Характеристика программы:
Данная программа реализуется через систему внеурочной деятельности. Она является модифицированной, ее основу составляет «Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Л.М. Шипицыной, рекомендованная Минобразованием России С-Пб 1996 г. и методические рекомендации к проведению уроков психологии «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой М. 2004 г.
Организационно – педагогические основы обучения
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, предполагает одночасовые еженедельные занятия.
Ожидаемые результаты
В процессе изучения курса должны знать, уметь, различать, понимать:
Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применять в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
Уметь корректно отказываться от общения с незнакомыми людьми.
Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
Уметь определять свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
Различать признаки недружелюбности группы и уметь из нее выйти.
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Форма подведения итогов обучения – концерт, театрализованное представление, диспут, урок-игра и т.д.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
пп
|
Наименование
разделов, тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Я-школьник
|
4
|
8
|
12
|
Наблюдение учителя за состоянием эмоционально-личностных качеств и навыков общения детей
|
2
|
Мои чувства
|
5
|
16
|
21
|
Рисуночный тест
|
|
Итого:
|
9
|
24
|
33
|
|
2 год обучения
№
пп
|
Наименование
разделов, тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вспомним чувства
|
1
|
5
|
6
|
Акцентные методики
|
2
|
Чем люди отличаются друг от друга?
|
3
|
15
|
18
|
Рисуночный тест, методика самооценки и оценки личностных качеств
|
3
|
Какой я, какой ты?
|
3
|
7
|
10
|
Составить рассказ о себе
|
|
Итого:
|
7
|
27
|
34
|
|
3 год обучения
№
пп
|
Наименование
разделов, тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Я-фантазер
|
2
|
8
|
10
|
Акцентные методики
|
2
|
Я и моя школа
|
2
|
5
|
7
|
Изучение отношения детей к взрослым и сверстникам
|
3
|
Я и мои родители
|
--
|
4
|
4
|
Анкетирование родителей «Мой ребёнок»
|
4
|
Я и мои друзья
|
--
|
3
|
3
|
Игра-выбор
|
5
|
Что такое сотрудничество
|
--
|
10
|
10
|
Наблюдение за работой детей в группе
|
|
Итого:
|
4
|
30
|
34
|
|
4 год обучения
№
пп
|
Наименование
разделов, тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Кто я? Мои силы, мои возможности
|
--
|
11
|
11
|
Акцентные методики
|
2
|
Я расту, я изменяюсь
|
--
|
2
|
2
|
Изучение отношения детей к взрослым и сверстникам
|
3
|
Мое будущее
|
--
|
4
|
4
|
Рисованный фильм «Мое будущее»
|
4
|
Хочу вырасти интеллигентным человеком
|
1
|
4
|
5
|
Игра-выбор «Мой идеал»
|
5
|
Хочу вырасти свободным человеком
|
1
|
11
|
12
|
Наблюдение за работой детей в группе
|
|
Итого:
|
2
|
32
|
34
|
|
Содержание
1 Общечеловеческие ценности
а) Добро. Милосердие. Добрый ли ты?
б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?
в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему. Кого и что ты любишь?
г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе. Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.
д) Трудолюбие. Твое отношение к труду.
е) Отражение нравственности в поведении человека — в поступках, делах, деятельности.
2 Воспитанность и ее составные части
а) Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.
б) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
в) Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
г) Человек среди своих и чужих. Поведение дома, в школе, на улице. Поведение в кино, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
д) Здоровье и красота. Гигиена — союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
е) Виды и назначения одежды.
ж) Жесты и жестикуляция.
3 Культура учебного труда.
а) Азбука учебного труда.
б) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
в) Сделал дело — гуляй смело. Повторенье — мать ученья.
г) Правила: «надо»; «хорошо», «этого делать нельзя»
4 «На сцене нашего «Я»
а) Наши разные роли — наши разные лица.
б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.
Педагогический контроль
Предусматривает:
1 оценку состояния детей (эмоционально-личностные качества, наличие навыков общения) педагогами;
2 оценку детей родителями.
Методическое обеспечение программы «Тропинка к своему «Я» »
Название
|
№
п/п
|
Автор
|
Издательство, выпуск, год, рекомендована.
|
Азбука общения.
(программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками)
|
1.
|
Л.М. Шипицина
О.В. Защиринская
А.П. Воронина
Т.А. Нилова
|
С-Пб. 1996г. Минобразование РФ
|
Тропинка к своему «Я»
|
2.
|
О.В. Хухлаева
|
«Генезис». М. 2009 г.
|
Двигательные игры и уроки здоровья
|
3.
|
Н.И. Дереклеева
|
«Вако», М.2010г.
|
Как научить детей сотрудничать
|
4.
|
К.Фопель
|
«Генезис». М.2003г.
|
Игры-шутки, игры-минутки
|
5.
|
С.А. Шмаков
|
М.2012г.
|
Литература:
1. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. / М., 2010
2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. /М., 2005.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения. / М.,2003
4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. / М., 2011
5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. / М., 2010