СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности социального направления "Тропинка к своему "Я" рассчитана на детей 7-11 лет. Реализуется через  еженедельное занятие длительностью 30-35 минут. КТП по 4 годам обучения не поместилось - смотреть во вложенном файле.

 

Концепция

            «Тропинка к своему Я» - это практический курс обучения основам коммуникации детей младшего школьного возраста. Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

            В качестве основного метода изучения программы является метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Данный курс не только поможет учащимся овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием. 

 

Цель – формирование у учащихся младшего школьного возраста социальных контактов и развитие способности к совместным действиям  в быту и игровой деятельности.

 

Задачи:

1        Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

2        Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания  и потребности в общении.

3        Развитие навыков общения в различных жизненных ситуаций со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

4        Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами человеческого общения.

5        Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6        Формирование самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование доверия к собеседнику.

7        Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

8        Развитие творческих способностей и воображения в процессе  игрового общения.

9        Обучение детей речевым средствам общения.

10.Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

 

Характеристика программы:

            Данная программа реализуется через систему внеурочной деятельности. Она является модифицированной, ее основу составляет «Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Л.М. Шипицыной,  рекомендованная Минобразованием России С-Пб 1996 г. и методические рекомендации к проведению уроков психологии «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой М. 2004 г.

           

 

Организационно – педагогические основы обучения

            Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, предполагает одночасовые еженедельные занятия.

 

 

Ожидаемые результаты

            В процессе изучения курса должны знать, уметь, различать, понимать:

Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применять в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.

Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.

Уметь корректно отказываться от общения с незнакомыми людьми.

Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.

Уметь определять свою роль в группе и работать для достижения общей цели.

Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.

Различать признаки недружелюбности группы и уметь из нее выйти.

Уметь избегать ситуации пассивного курения.  

Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

 

Форма подведения итогов обучения – концерт, театрализованное представление, диспут, урок-игра и т.д.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

пп

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Я-школьник

4

8

12

Наблюдение учителя за состоянием эмоционально-личностных качеств и навыков общения детей

2

Мои чувства

5

16

21

Рисуночный тест

 

Итого:

9

24

33

 

 

2 год обучения

пп

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вспомним чувства

1

5

6

Акцентные методики

2

Чем люди отличаются друг от друга?

3

15

18

Рисуночный тест, методика самооценки и оценки личностных качеств

3

Какой я, какой ты?

3

7

10

Составить рассказ о себе

 

Итого:

7

27

34

 

 

3 год обучения

пп

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Я-фантазер

2

8

10

Акцентные методики

2

Я и моя школа

2

5

7

Изучение отношения детей к взрослым и сверстникам

3

Я и мои родители

--

4

4

Анкетирование родителей «Мой ребёнок»

4

Я и мои друзья

--

3

3

Игра-выбор

5

Что такое сотрудничество

--

10

10

Наблюдение за работой детей в группе

 

Итого:

4

30

34

 

4 год обучения

пп

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Кто я? Мои силы, мои возможности

--

11

11

Акцентные методики

2

Я расту, я изменяюсь

--

2

2

Изучение отношения детей к взрослым и сверстникам

3

Мое будущее

--

4

4

Рисованный фильм «Мое будущее»

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком

1

4

5

Игра-выбор «Мой идеал»

5

Хочу вырасти свободным человеком

1

11

12

Наблюдение за работой детей в группе

 

Итого:

2

32

34

 

 

Содержание

 

1        Общечеловеческие ценности

а) Добро. Милосердие. Добрый ли ты?

б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату,  сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему. Кого и что ты любишь? 

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе. Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Твое отношение к труду.

е) Отражение нравственности в поведении человека — в поступках, делах, деятельности.              

 

2        Воспитанность и ее составные части  

а) Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.

б) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.

в) Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.

г) Человек среди своих и чужих. Поведение дома, в школе, на улице. Поведение в кино, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.

д) Здоровье и красота. Гигиена — союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.

е) Виды и назначения одежды.

ж) Жесты и жестикуляция.

 

3        Культура учебного труда.

а) Азбука учебного труда.

б) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

в) Сделал дело — гуляй смело. Повторенье — мать ученья.

г) Правила: «надо»; «хорошо», «этого делать нельзя»

 

4        «На сцене нашего «Я»

а) Наши разные роли — наши разные лица.

б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

 

Педагогический контроль

            Предусматривает:

1        оценку состояния детей (эмоционально-личностные качества, наличие навыков общения) педагогами;

2        оценку детей родителями.

 

 Методическое обеспечение программы «Тропинка к своему «Я» »

 

Название

п/п

 

Автор

Издательство, выпуск, год, рекомендована.

 

 

Азбука общения.

(программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками)

 

1.

 

Л.М. Шипицина

О.В. Защиринская

А.П. Воронина

Т.А. Нилова

 

С-Пб. 1996г. Минобразование РФ

 

Тропинка к своему «Я»

 

2.

 

О.В. Хухлаева

 

«Генезис». М. 2009 г.

 

Двигательные игры и уроки здоровья

 

3.

 

Н.И. Дереклеева

 

«Вако», М.2010г.

 

Как научить детей сотрудничать

 

4.

 

К.Фопель

 

«Генезис». М.2003г.

 

Игры-шутки, игры-минутки

 

5.

 

С.А. Шмаков

 

М.2012г.

 

Литература:

 

 

1.      Ехевич Н. Развивающие игры для детей. / М., 2010

2.      Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. /М., 2005.

3.      Самоукина Н.В. Игры  в школе и дома: Психологические упражнения. / М.,2003

4.      Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. / М., 2011

5.      Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. / М., 2010