СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данной программы «Изучаю, экспериментирую, вычисляю» (5 класс). Практическая направленность, связь математики и физики.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»












ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Изучаю, экспериментирую, вычисляю»

(5 класс)










Авторы-составители:

Бахарева Т. А., учитель математики, Кузовкова С. М., учитель физики







2016

Пояснительная записка

Программа «Изучаю, экспериментирую, вычисляю» направлена на развитие познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, содержание задач носит практический характер и связан с применением математики и физики в различных сферах нашей жизни.

Цель программы: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области физико-математического направления, приучение к научному познанию мира,

Исходя из общей цели, решаются следующие задачи:

  • применять математические знания в повседневной жизни

  • способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы;

  • развивать умения наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты;

  • способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;



Особенностью программы является ее практическая направленность. Программа носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях дисциплин физико-математического цикла. Программа является логическим продолжением урочной деятельности по математике и выполняет пропедевтическую функцию курса физики, направлена на совершенствование универсальных учебных действий.

Программа общеинтеллектуального направления и рассчитана для учащихся 5 класса на 1 учебный год, объем занятий - 34 часа.





Результаты освоения курса внеурочной деятельности



При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:

  • познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и математике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.


При достижении  метапредметных  результатов у учащегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими учащимися;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.


Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тех или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

  • составлять простейшие математические модели.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Формы подведения итогов реализации программы:


творческие задания для учеников 5 классов в рамках подготовки к неделе естественно-математического цикла: написание докладов, рефератов, занимательных заданий;

  • оформление школьных стендов силами учащихся 5 классов;

  • организация научно-познавательных минуток на уроках, содержащих интересные моменты и занимательные задания по математике и физике;

  • участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;

  • представление коллективного результата деятельности учащихся в форме проектов;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и защита собственного проекта;

  • создание презентаций.

Немаловажным аспектом по результатам освоения программы курса является то, что для учащихся в процессе реализации программы создаются условия для их личностного развития.

При работе над проектом учащийся получит возможность выполнять творческий проект по плану, пользоваться справочными материалами, дополнительной литературой; самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях для решения различной сложности задач; интерпретировать информацию, в том числе с использованием ИКТ; иметь первый опыт публичного выступления; аргументировать свою позицию.


Темы проектов для учащихся:

  • Туннель, вписанный в ландшафт.

  • Модель моста.

  • Необычные свойства пирамиды.

  • Модель самолета.

  • Прыгающие мыльные пузыри.

  • Как работает фонтан

  • Сила воды






Содержание курса

Содержание программы ориентировано на формирование развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими методов научного познания; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе.

Методы и средства обучения.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Программа состоит из вводных занятий и четырех модулей.






Количество

Демонстрации

8

Практические опыты

25

Мини-проекты

4

Итоговый проект

1



Проведение предложенных опытов и демонстраций не требует специального оборудования, достаточно бытовых и подручных материалов.



Название опыта

Источник

Воздух в воде.

[1] cтр. 5

Вакуумная упаковка.

[1] cтр. 5

Весы для воздуха.

[1] cтр. 6

Воздух в комнате.

[1] cтр. 7

Сильнее воды.

[1] cтр. 10

Отпечатки.

[1] cтр. 11

Опыты по обнаружению атмосферного давления.

[4] cтр. 27

Воздух на крыле.

[1] cтр. 23

Модели самолетов (на выбор).

[2]

Звуки и вода.

[1] cтр. 30

На манер краснокожих индейцев.

[1] cтр. 32

Музыкальные резинки.

[1] cтр. 33

Вода поднимается вверх.

[1] cтр. 37

Измерение объемов жидкости.

Работа с мерными стаканчиками и различными сосудами

Вес воды.

[4], [1] cтр. 33

Фонтан. Модель фонтана.

[4], [1]

Концентрические купола.

[4], [1] cтр. 46

Весы открывают тайну.

[4], [1] cтр. 49

Испытание на плотность.

[1] cтр. 52

Эффект рассола.

[1] cтр. 53

Ныряющий изюм.

[1] cтр. 52

Модель водяного колеса.

[1] cтр. 105

Хрупкие, но прочные.

[3] cтр. 144

Надежная опора.

[3] cтр. 105

Мосты и туннели.

[3] cтр. 140

Рычаг, Легкий путь

[1] cтр. 148

Захват.

[1] cтр. 102

Весы.

[1] cтр. 102

Прямолинейный маршрут, можно ли остановить свет.

[1] cтр. 69-70

Измерение и построение углов.

[4]

Модель подзорной трубы.

[1] cтр. 77

Модель садовых солнечных часов.

[1] cтр. 72









Содержание курса внеурочной деятельности


Содержание

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Введение – 2часа

1

Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем»

Природа. Явления природы. Что изучает физика.

Лекции с мультимедийным сопровождением

Называть предмет изучения, определять цели и задачи программы курса. Познавательная деятельность

2

Методы познания. Математическая модель. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Шкала. Правило определения цены деления.

Работа с разными источниками информации.

Познавательная деятельность

Модуль 1. Воздух есть везде – 7 часов

1

Воздух есть везде.

Что такое воздух. Понятие атмосферы. Демонстрации: воздух в воде, вакуумная упаковка. Математическая запись больших и малых величин.

Занятие-исследование.

Работа с разными источниками информации.

2

Сколько весит воздух.

Давление. «Весы для воздуха», «Воздух в комнате»

Решение текстовых задач на расчет массы воздуха.

Практическое занятие

Изготовить весы

Решать задачи, используя формулы.

3

Атмосферное давление.

Барометр. Изменение давления. Опыты: «Сильнее воды», «Отпечатки»

Практическое занятие

Познавательная деятельность

4

Полет.

«Воздух на крыле». Решение экспериментальных задач на нахождение скорости бумажных моделей самолетов»

Практическое занятие

Находить и предоставлять информацию

5

Звуки. «Звуки и вода», «На манер краснокожих индейцев» .Перевод в различные систем ед. Задачи на распространение звука в различных средах.

Творческое занятие.

Решать задачи, используя формулы.

6

Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде»

Творческая мастерская.

Создание мини-проектов. Познавательная, поисковая, проектная деятельность.

Техническое творчество.

7

Защита проекта

Презентация работы в любой форме.

Проектная деятельность.

Модуль 2. Сила воды -9 часов

1

Сила воды. Отличие воды от воздуха. Свойства воды. «Вода поднимается вверх». Измерение объемов жидкости.

Занятие-исследование.

2

Вес воды. «Можно ли увеличить силу воды»

Занятие-исследование.

Составить таблицу по результатам измерений

Творческая деятельность.

Поисковая, исследовательская деятельность.

3

Естественная сила воды. Фонтан. Модель фонтана.

Творческая мастерская.

Изготовить модель фонтана.

4

«Концентрические купола» Мыльные пузыри и их формы. Геометрические фигуры.


Творческая мастерская.

Изготовить каркасы: квадрата, прямоугольника, треугольника. Творческая, познавательная деятельность.


5-

Весы открывают тайну.

Динамометр. Шкала. Правило определения цены деления. Задачи на расчет массы и объема.

Практическое занятие

Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах

6

Тонет или не тонет.

Применение в быту. «Испытание на плотность», «Эффект рассола», «Ныряющий изюм»

Творческая мастерская.

7

Задачи на сравнение.

Практическое занятие

Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

8

Работа над мини-проектом по теме «Сила воды»


Проектная деятельность.

9

Защита проекта

Конференция


Модуль 3. Движение и покой-7ч

1

Движение и покой.

Что такое движение. Парение в воздухе, в пустоте. Ускорение свободного падения. Формула скорости. Модель парашют.

Занятие-исследование.

Познавательная деятельность. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

2

Водяное колесо.

Работа с формулами.

Практическое занятие

Познавательная деятельность.

3

Пирамиды.

Элементы пирамиды. Виды пирамид. Устойчивость и прочность пирамид.

Практическое занятие

Изготовление пирамид с разным основанием.

4

Надежная опора.

«Хрупкие, но прочные», «Надежная опора».

Мосты и туннели.

Геометрические формы и фигуры.

Практическое занятие

Познавательная деятельность.

вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

5

Рычаги в работе.

Рычаг, «Легкий путь»

«Захват», «Весы»


Творческая мастерская.

Решение математической модели, составить таблицу. Анализ полученных результатов.

6

Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой»



7

Защита проекта

Конференция


Модуль 4. Лучи света -9ч

1

Лучи света. Понятие луча. Прямой. Прямолинейное распространение света. «Прямолинейный маршрут», «Можно ли остановить свет»

Занятие-исследование.

Творческая,

проектная деятельность.

2

Правильное отражение.

Измерение и построение углов. Модель подзорной трубы.

Практическое занятие

выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

3-4

Садовые солнечные часы.

Круг. Площадь круга.

Творческая мастерская.

вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;

5-6

Экскурсия


Посещение музея «Занимательных наук»

7-8

Работа над итоговым проектом



9

Защита проектов.

Занятие-презентация.
















Тематическое планирование

Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем»

1

2

Методы познания. Математическая модель.

1

Модуль 1. Воздух есть везде (7 часов)

1

Воздух есть везде.

1

2

Сколько весит воздух.

1

3

Атмосферное давление.

1

4

Полет.

1

5

Звуки

1

6

Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде»

1

7

Защита проектов

1

Модуль 2. Сила воды (9 часов)

1

Сила воды.

1

2

Вес воды.

1

3

Естественная сила воды.

1

4

«Концентрические купола»

1

5

Весы открывают тайну.

1

6

Тонет или не тонет.

1

7

Задачи на сравнение.

1

8

Работа над мини-проектом по теме «Сила воды»

1

9

Защита проекта

1

Модуль 3. Движение и покой (7часов)

1

Движение и покой.

2

2

Водяное колесо.

2

3

Пирамиды.

1

4

Надежная опора

1

5

Рычаги в работе.

1

6

Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой»

1

7

Защита проекта

1

Модуль 4. Лучи света ( 9 часов)

1

Лучи света.

1

2

Правильное отражение.

1

3-4

Садовые солнечные часы.

Круг. Площадь круга.

2

5-6

Экскурсия

2

7-8

Работа над итоговым проектом

2

9

Защита проектов.

1

Итого часов

34


Литература:

  1. Большая книга экспериментов/Под ред. Антонеллы Мейяни;-М.: РОСМЭН, 2014

  2. Летающие модели с приложением на электронном носителе. 1-4 классы/ В. В. Выгонов. – М.: Экзамен, 2014

  3. 150 удивительных научных экспериментов / Крис Оксдэйд; (пер.с англ. В. Дудникова). – М.: Эксмо, 2014

  4. Занимательные опыты по физике /Л. А. Горев. - М.: Просвящение,1977

  5. В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. I :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

  6. В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. II :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

  7. В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. III :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

  8. Забавная арифметика/ Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. – М.: Просвящение, 2008

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!