МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изучаю, экспериментирую, вычисляю»
(5 класс)
| Авторы-составители: Бахарева Т. А., учитель математики, Кузовкова С. М., учитель физики |
2016
Пояснительная записка
Программа «Изучаю, экспериментирую, вычисляю» направлена на развитие познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, содержание задач носит практический характер и связан с применением математики и физики в различных сферах нашей жизни.
Цель программы: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области физико-математического направления, приучение к научному познанию мира,
Исходя из общей цели, решаются следующие задачи:
применять математические знания в повседневной жизни
способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы;
развивать умения наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты;
способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Особенностью программы является ее практическая направленность. Программа носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях дисциплин физико-математического цикла. Программа является логическим продолжением урочной деятельности по математике и выполняет пропедевтическую функцию курса физики, направлена на совершенствование универсальных учебных действий.
Программа общеинтеллектуального направления и рассчитана для учащихся 5 класса на 1 учебный год, объем занятий - 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и математике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
При достижении метапредметных результатов у учащегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
Учащийся получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
проводить анализ, сравнение и классификацию тех или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
составлять простейшие математические модели.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Формы подведения итогов реализации программы:
творческие задания для учеников 5 классов в рамках подготовки к неделе естественно-математического цикла: написание докладов, рефератов, занимательных заданий;
оформление школьных стендов силами учащихся 5 классов;
организация научно-познавательных минуток на уроках, содержащих интересные моменты и занимательные задания по математике и физике;
участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности учащихся в форме проектов;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание презентаций.
Немаловажным аспектом по результатам освоения программы курса является то, что для учащихся в процессе реализации программы создаются условия для их личностного развития.
При работе над проектом учащийся получит возможность выполнять творческий проект по плану, пользоваться справочными материалами, дополнительной литературой; самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях для решения различной сложности задач; интерпретировать информацию, в том числе с использованием ИКТ; иметь первый опыт публичного выступления; аргументировать свою позицию.
Темы проектов для учащихся:
Туннель, вписанный в ландшафт.
Модель моста.
Необычные свойства пирамиды.
Модель самолета.
Прыгающие мыльные пузыри.
Как работает фонтан
Сила воды
Содержание курса
Содержание программы ориентировано на формирование развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими методов научного познания; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе.
Методы и средства обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Программа состоит из вводных занятий и четырех модулей.
| Количество |
Демонстрации | 8 |
Практические опыты | 25 |
Мини-проекты | 4 |
Итоговый проект | 1 |
Проведение предложенных опытов и демонстраций не требует специального оборудования, достаточно бытовых и подручных материалов.
Название опыта | Источник |
Воздух в воде. | [1] cтр. 5 |
Вакуумная упаковка. | [1] cтр. 5 |
Весы для воздуха. | [1] cтр. 6 |
Воздух в комнате. | [1] cтр. 7 |
Сильнее воды. | [1] cтр. 10 |
Отпечатки. | [1] cтр. 11 |
Опыты по обнаружению атмосферного давления. | [4] cтр. 27 |
Воздух на крыле. | [1] cтр. 23 |
Модели самолетов (на выбор). | [2] |
Звуки и вода. | [1] cтр. 30 |
На манер краснокожих индейцев. | [1] cтр. 32 |
Музыкальные резинки. | [1] cтр. 33 |
Вода поднимается вверх. | [1] cтр. 37 |
Измерение объемов жидкости. | Работа с мерными стаканчиками и различными сосудами |
Вес воды. | [4], [1] cтр. 33 |
Фонтан. Модель фонтана. | [4], [1] |
Концентрические купола. | [4], [1] cтр. 46 |
Весы открывают тайну. | [4], [1] cтр. 49 |
Испытание на плотность. | [1] cтр. 52 |
Эффект рассола. | [1] cтр. 53 |
Ныряющий изюм. | [1] cтр. 52 |
Модель водяного колеса. | [1] cтр. 105 |
Хрупкие, но прочные. | [3] cтр. 144 |
Надежная опора. | [3] cтр. 105 |
Мосты и туннели. | [3] cтр. 140 |
Рычаг, Легкий путь | [1] cтр. 148 |
Захват. | [1] cтр. 102 |
Весы. | [1] cтр. 102 |
Прямолинейный маршрут, можно ли остановить свет. | [1] cтр. 69-70 |
Измерение и построение углов. | [4] |
Модель подзорной трубы. | [1] cтр. 77 |
Модель садовых солнечных часов. | [1] cтр. 72 |
Содержание курса внеурочной деятельности
| Содержание | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
Введение – 2часа |
1 | Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем» Природа. Явления природы. Что изучает физика. | Лекции с мультимедийным сопровождением | Называть предмет изучения, определять цели и задачи программы курса. Познавательная деятельность |
2 | Методы познания. Математическая модель. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Шкала. Правило определения цены деления. | | Работа с разными источниками информации. Познавательная деятельность |
Модуль 1. Воздух есть везде – 7 часов |
1 | Воздух есть везде. Что такое воздух. Понятие атмосферы. Демонстрации: воздух в воде, вакуумная упаковка. Математическая запись больших и малых величин. | Занятие-исследование. | Работа с разными источниками информации. |
2 | Сколько весит воздух. Давление. «Весы для воздуха», «Воздух в комнате» Решение текстовых задач на расчет массы воздуха. | Практическое занятие | Изготовить весы Решать задачи, используя формулы. |
3 | Атмосферное давление. Барометр. Изменение давления. Опыты: «Сильнее воды», «Отпечатки» | Практическое занятие | Познавательная деятельность |
4 | Полет. «Воздух на крыле». Решение экспериментальных задач на нахождение скорости бумажных моделей самолетов» | Практическое занятие | Находить и предоставлять информацию |
5 | Звуки. «Звуки и вода», «На манер краснокожих индейцев» .Перевод в различные систем ед. Задачи на распространение звука в различных средах. | Творческое занятие. | Решать задачи, используя формулы. |
6 | Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде» | Творческая мастерская. | Создание мини-проектов. Познавательная, поисковая, проектная деятельность. Техническое творчество. |
7 | Защита проекта | Презентация работы в любой форме. | Проектная деятельность. |
Модуль 2. Сила воды -9 часов |
1 | Сила воды. Отличие воды от воздуха. Свойства воды. «Вода поднимается вверх». Измерение объемов жидкости. | Занятие-исследование. | |
2 | Вес воды. «Можно ли увеличить силу воды» | Занятие-исследование. | Составить таблицу по результатам измерений Творческая деятельность. Поисковая, исследовательская деятельность. |
3 | Естественная сила воды. Фонтан. Модель фонтана. | Творческая мастерская. | Изготовить модель фонтана. |
4 | «Концентрические купола» Мыльные пузыри и их формы. Геометрические фигуры. | Творческая мастерская. | Изготовить каркасы: квадрата, прямоугольника, треугольника. Творческая, познавательная деятельность. |
5- | Весы открывают тайну. Динамометр. Шкала. Правило определения цены деления. Задачи на расчет массы и объема. | Практическое занятие | Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах |
6 | Тонет или не тонет. Применение в быту. «Испытание на плотность», «Эффект рассола», «Ныряющий изюм» | Творческая мастерская. | |
7 | Задачи на сравнение. | Практическое занятие | Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); |
8 | Работа над мини-проектом по теме «Сила воды» | | Проектная деятельность. |
9 | Защита проекта | Конференция | |
Модуль 3. Движение и покой-7ч |
1 | Движение и покой. Что такое движение. Парение в воздухе, в пустоте. Ускорение свободного падения. Формула скорости. Модель парашют. | Занятие-исследование. | Познавательная деятельность. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; |
2 | Водяное колесо. Работа с формулами. | Практическое занятие | Познавательная деятельность. |
3 | Пирамиды. Элементы пирамиды. Виды пирамид. Устойчивость и прочность пирамид. | Практическое занятие | Изготовление пирамид с разным основанием. |
4 | Надежная опора. «Хрупкие, но прочные», «Надежная опора». Мосты и туннели. Геометрические формы и фигуры. | Практическое занятие | Познавательная деятельность. вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. |
5 | Рычаги в работе. Рычаг, «Легкий путь» «Захват», «Весы» | Творческая мастерская. | Решение математической модели, составить таблицу. Анализ полученных результатов. |
6 | Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой» | | |
7 | Защита проекта | Конференция | |
Модуль 4. Лучи света -9ч |
1 | Лучи света. Понятие луча. Прямой. Прямолинейное распространение света. «Прямолинейный маршрут», «Можно ли остановить свет» | Занятие-исследование. | Творческая, проектная деятельность. |
2 | Правильное отражение. Измерение и построение углов. Модель подзорной трубы. | Практическое занятие | выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; |
3-4 | Садовые солнечные часы. Круг. Площадь круга. | Творческая мастерская. | вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; |
5-6 | Экскурсия | | Посещение музея «Занимательных наук» |
7-8 | Работа над итоговым проектом | | |
9 | Защита проектов. | Занятие-презентация. | |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем» | 1 |
2 | Методы познания. Математическая модель. | 1 |
Модуль 1. Воздух есть везде (7 часов) |
1 | Воздух есть везде. | 1 |
2 | Сколько весит воздух. | 1 |
3 | Атмосферное давление. | 1 |
4 | Полет. | 1 |
5 | Звуки | 1 |
6 | Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде» | 1 |
7 | Защита проектов | 1 |
Модуль 2. Сила воды (9 часов) |
1 | Сила воды. | 1 |
2 | Вес воды. | 1 |
3 | Естественная сила воды. | 1 |
4 | «Концентрические купола» | 1 |
5 | Весы открывают тайну. | 1 |
6 | Тонет или не тонет. | 1 |
7 | Задачи на сравнение. | 1 |
8 | Работа над мини-проектом по теме «Сила воды» | 1 |
9 | Защита проекта | 1 |
Модуль 3. Движение и покой (7часов) |
1 | Движение и покой. | 2 |
2 | Водяное колесо. | 2 |
3 | Пирамиды. | 1 |
4 | Надежная опора | 1 |
5 | Рычаги в работе. | 1 |
6 | Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой» | 1 |
7 | Защита проекта | 1 |
Модуль 4. Лучи света ( 9 часов) |
1 | Лучи света. | 1 |
2 | Правильное отражение. | 1 |
3-4 | Садовые солнечные часы. Круг. Площадь круга. | 2 |
5-6 | Экскурсия | 2 |
7-8 | Работа над итоговым проектом | 2 |
9 | Защита проектов. | 1 |
Итого часов | 34 |
Литература:
Большая книга экспериментов/Под ред. Антонеллы Мейяни;-М.: РОСМЭН, 2014
Летающие модели с приложением на электронном носителе. 1-4 классы/ В. В. Выгонов. – М.: Экзамен, 2014
150 удивительных научных экспериментов / Крис Оксдэйд; (пер.с англ. В. Дудникова). – М.: Эксмо, 2014
Занимательные опыты по физике /Л. А. Горев. - М.: Просвящение,1977
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. I :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. II :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. III :/Е. И. Игнатев; под ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
Забавная арифметика/ Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. – М.: Просвящение, 2008
18