Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: МО _________________________ Протокол № ________ «____»______________2015г. Руководитель МО:_____________ | Утверждено: Директор _____________Н.А.Паршукова Приказ № _____ от «___»____________г. |
Программа внеурочной деятельности Моя малая Родина
Составитель учитель истории и обществознания Андреева А.В.
Тимшер
2015
Пояснительная записка
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать историю своего Отечества, историю своей семьи, своих корней. Без понимания прошлого, культуры малой Родины невозможно воспитать патриота и достойного гражданина своей страны. Использование краеведческого материала способствует привлечению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает осмыслить процесс исторического развития, а в результате- понять проблемы современности, сформировать собственную активную гражданскую позицию. Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта. Воспитательные задачи: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю; пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников. Развивающие задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, детские библиотеки, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции; адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Форма организации работы: викторины, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, практические работы. Занятие проводится 1 раз в неделю. Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 года. Целевая аудитория 8- 10 классы. Характеристика программы: Тип – дополнительная. Вид – модифицированная. Направленность - социальное (краеведческое).
Предполагаемые результаты. освоение знаний об основных краеведческих понятиях; освоение знаний об особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации. Тематический план (60 часов) Раздел (тема) | Количество часов | Примечания | Теория | Практика | Всего | Введение…. Республика Коми на карте. Наши соседи…. 3. Население республики Коми, Усть_Куломского района, поселка Тимшер 4.История заселения и освоения края 5. Коми- коренные жители Края 6.Традиционная культура коми народа 7. День рождения поселка. История возникновения, Основные этапы развития 8. Тимшер – маленькая родина для меня и моей семьи 9. Моя родословная 10.Старожилы нашего поселка 11.Победу добывали вместе 12.Дом, в котором я живу 13. предприятия, их роль в жизни поселка , района, республики и страны 14.Инфраструктурный комплекс 15 Загадочный мир названий 16. Культурное наследие края 17. Проект «Моя малая Родина» 18.Подведение итогов | …1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | … 1 2 1 2 4 2 2 4 4 4 2 2 4 1 2 4 | 1
2
3
3
3
5
3
3
5
5
5
3
3
5
2
3 5
1 | Видеоролик о республике Коми, Викторина Практическая работа «Карта»
Практическая работа «Статистика»
Практическая работа «Карта»
Работа со схемой
Доклады, проекты
Презентация
Документальный фильм Доклады, сообщения, фотогазета
Конкурс сочинений
конкурс Старая фотография рассказала
Родословное дерево
Биографический очерк
Стенгазета
Конкурс сочинений
Экскурсия ,встреча с работниками ЛПХ
Экскурсия, сбор информации
Викторина
Экскурсия в ДК акция «Подари экспонат музею» Защита творческих работ Открытое мероприятие | | Итого: | 19 | 41 | 60 | | .
Содержание программы _(66 часа) 1. Введение (1 час) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. 2. Наш край на карте (2 часа) Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района
3. Население (3часа) Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.
4. История заселения и освоение (3 часа) Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края
5. Коми-коренные жители края(3 часа) Особенности национального и религиозного состава республики, финно-угорская языковая семья, особенности быта, образа жизни, занятий населения, народные промыслы.Практическая работа : национальный костюм 6. Традиционная культура коми народа (5 часов ) Фольклор, верования.,мифология, календарь Творческая работа: мифы коми народа 6.1. День рождения поселка 3 часа История и особенности возникновения населенного пункта, этапы и перспективы развития поселка
6.2. Тимшер – моя маленькая родина для меня и моей семьи (3часа) Памятные даты моей семьи, детство близких мне людей, моя семья в фотографиях и воспоминаниях, путешествие по страницам семейного альбома 6.3.Моя родословная (5часов) История происхождения моей семьи, рода, фамилии. Конструирование родословной, работа с источниками разного плана, оформление работы, представление ее. 6.4. Старожилы нашего поселка (5 часов) Моя семья в годы коллективизации, Гулаг, «Чье детство пришлось на военные годы», Бабушкины рассказы о детстве и юности, трудовой деятельности, жизненные трудности в молодые годы 6.5. Победу добывали вместе (5 часов) Война в истории моей семьи, участие в акциях: Бессмертный полк, «письмо ветерану», 70 добрых дел, в вахте памяти, георгиевская ленточка 6.6 Дом, в котором я живу (3 часа) Что стоит за словами «Мой дом» 7.1. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района (3 часа) Географические особенности размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; почему лесохимический комплексы получили развитие в районе, а специализацией сельского хозяйства стало животноводство; ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Экскурсии на любое промышленное предприятие(ЛПХ) . Практическая работа сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района. 7.2. Инфраструктурный комплекс 5 часов Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги. 8. Загадочный мир названий (2 часов) Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания. 9. Культурное наследие края (3 часов) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
10. Защита проектов (5 часов) 11 Подведение итогов (1 час) Оборудование: 1.Компьютер 2. Экран 3Проектор 4 Карта Республики Коми 5. Атлас 6.раздаточный материал
Список литературы: 1.В краю зырянском. -Сыктывкар ООО «Анбур», 2011 2.Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историко – демографический справочник. -Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993 3.Занимательная география Республики Коми. –Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996 4.Занимательно об истории и культуре Республики Коми. –М.: ДиК, 1998 5.Игнатов М.К. Гордость и трудовая слава Усть -Куломского района.- Сыктывкар, 2005 6Историко-культурный атлас Республики Коми. -М.: издательский дом «Дрофа», 1997 7. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник/составитель Н.Д.Кондаков.- Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 1993 8. Традиционная культура народа коми. -Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 1994 |