Программа внеурочной деятельности школьников
«Лаборатория декора»
Возраст детей: 13-16 лет
Срок реализации: 2 года
Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое.
Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.
Настоящая программа составлена с учетом основных нормативных документов: «Закон РФ об образовании», Международная конвенция «О правах ребенка». Программа соответствует Уставу учреждения. В основу содержания программы взят опыт кружковой работы в школе. Программа имеет художественно-эстетическую направленность и нацелена на развитие творческих способностей детей. Организация кружка дает возможность практически познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. На занятиях кружка находит свое продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школе на уроках технологии.
Актуальность программы. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Всем этим требованиям отвечает содержание настоящей программы по декоративно-прикладному искусству.
Актуальность программы состоит в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной народной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее реализации с применением ведущей технологии освоения ФГОС нового поколения в начальной школе – технологии проектной деятельности.
Цель программы: развитие интереса детей к декоративно – прикладному искусству и формирование творческой активности в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Ознакомить с различными видами декорирования
Научить умению определить потребность в декорировании
Научить выдвигать идеи декорирования
Дать понятие о сочетании цветов и оттенков
Дать понятие о сочетании фактур материалов
Воспитывать вкус и аккуратность в работе
Научить планировать и организовывать свою работу
Научить оценивать свою работу на каждом ее этапе, уметь корректировать результат.
Воспитательные:
• воспитать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
• сформировать навыки работы в группе;
• воспитать культуру общения;
• воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
• воспитать доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитать самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе.
Отличительные особенности программы. Содержание программы для организации внеурочной деятельности расширяет и углубляет примерную программу по технологии. В программу включены следующие разделы:
Общие сведения о дизайне и декоре. 2. Декор одежды своими руками. 3. Декор жилой комнаты. 4. «Вторая жизнь». 5. Подготовка к выставкам, конкурсам.
Доминирующее значение имеет направленность содержания программы на деятельностный и проблемный подходы в обучении, что обеспечивается за счет экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, выполнения творческих проектов. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Второй год реализации программы предусматривается постепенное усложнение материала, возвращение к определенным темам на более сложном уровне. Реализация программы дает возможности для творческого развития и участия более способных обучающихся в районных, областных, российских конкурсах и выставках по теме декоративно-прикладного искусства. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения. Приоритет отдается следующим методам обучения:
• практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
• наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов. При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: конкурс, выставка, мастер-класс, викторина. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 13-16 лет. Форма обучения: очная. Форма организации деятельности обучающихся на занятии – фронтальная, групповая, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. В связи с тем, что дети не могут выполнять монотонную, однообразную работу длительное время, в занятия включены динамические паузы. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.
Планируемые результаты и формы их оценки:
Личностные результаты: в результате освоения программы обучающийся будет способен: • испытывать чувство гордости за свою Родину;
• осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;
• понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
• осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проектов;
• не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • испытывать эстетические потребности.
Метапредметные результаты: в результате освоения программы обучающийся будет способен:
• ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;
•при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников;
• ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива;
• выполнять возложенные должностные обязанности;
• выполнять задания по инструкции педагога;
• руководить группой при выполнении учебной, творческой задачи;
• участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
• участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;
• обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту;
• планировать время на выполнение творческих задач;
• использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
• представлять продукты творческой деятельности на выставке;
• оценить достоинства и недостатки собственной работы;
• выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;
• отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой работы;
• владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами;
• определять перечень необходимого оборудования (материалов, источников) для выполнения творческой задачи.
Предметные результаты: В результате освоения программы обучающийся будет знать:
• о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; оборудованием в швейной мастерской;
• о месте и роли декоративно- прикладного и изобразительного искусства в жизни человека;
• о видах декора и дизайна;
• в области композиции, формообразовании, цветоведения;
• особенности организации проектной деятельности;
• термины, понятия, используемые при работе над проектом.
Будет уметь: • пользоваться различными инструментами и материалами:
Формы оценки планируемых результатов реализации программы: беседы, наблюдение, выставки, защита проектов, конкурсные мероприятия школьного, муниципального и регионального уровней. Форма подведения итогов реализации программы: итоговое занятие. Критерии оценки выставочных проектных и конкурсных работ:
• соответствие теме;
• технические навыки;
• творчество;
• выразительность, яркость;
• внесение своих элементов в работу;
• оригинальность, своеобразие.
• демонстрация разных возможностей художественных материалов.
•наблюдательность, память. Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | тема | Всего часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Виды дизайна и декора. | 2 | 1 | 1 |
2 | Декор одежды своими руками | 20 | 4 | 16 |
3 | Декор жилой комнаты | 16 | 2 | 14 |
4 | «Вторая жизнь» | 28 | 8 | 20 |
5 | Подготовка к выставкам, конкурсам | 6 | 3 | 3 |
| Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомления обучающихся с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Виды дизайна и декора.
Практика. Выполнение эскиза «Чтобы я хотел сделать»
Тема 2. Декор одежды своими руками.
Теория. Понятие о сочетании цветов и оттенков, фактуры материалов. Различные приемы работы.
Практика. Выбор декорирования, выбор материалов. Определение работы и ее выполнение.
Тема 3. Декор жилой комнаты.
Теория. Элементы декора. Композиция. Сочетание цветовой гаммы.
Практика. Создание композиций для обновления жилой комнаты. (лоскутные панно, мягкие подушки, коврики и тд)
Тема 4. «Вторая жизнь» не нужных вещей, одежды, которая не подходит по размеру. Идеи переделки, создания из одной вещи другую. Возможности создания поделок, аппликаций.
Практика. Декорирование или создание возможных поделок, композиций.
Материально-техническое обеспечение программы
-ТСО
-столы
-стулья
-швейные машины
-раскройный стол
-бумага для рисования и создания эскизов
-карандаши
Календарно тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Общие сведения о дизайне и декоре. | 2 |
2 | Декор одежды | 1 |
3 | Декор джинсовых брюк | 1 |
4 | Выбор декорирования джинсовых брюк. Подбор материалов. | 1 |
5 | Декорирование. | 2 |
6 | Декор юбки | 1 |
7 | Выбор декорирования. Подбор материалов. Создание эскиза. | 1 |
8 | Декорирование юбки | 2 |
9 | Декор женской рубашки. Выбор декорирования | 1 |
10 | Создание эскиза. Подбор материалов | 2 |
11 | Декорирование рубашки | 3 |
12 | Декорирование детской одежды аппликацией | 1 |
13 | Подбор материалов. Выбор готовых термоаппликаций. | 2 |
14 | Декорирование детских брюк. | 3 |
15 | Декор жилой комнаты. Общие сведения. | 1 |
16 | Создание композиций. | 2 |
17 | Создание эскизов для выполнения работы. | 1 |
18 | Изготовление подушек | 6 |
19 | Создание панно в цветовой гамме подушек | 6 |
20 | «Вторая жизнь» ненужных вещей. Общие сведения. | 1 |
21 | Возможные варианты. Создание эскизов. | 2 |
22 | Джинсы. Изготовление из старых джинсовых брюк комплекта для детской комнаты. 2 подушечки и панно. | 6 |
23 | Изготовление из джинсовых брюк фартука для девочки | 6 |
24 | Изготовление из брюк женских шорт с декорированием. | 2 |
25 | Изготовление комплектов для кухни «прихватки и фартук» из ненужных вещей | 6 |
26 | Изготовление домиков для животных из старых вещей | 7 |
27 | Подготовка к итоговой выставке. Утюжка готовых изделий. | 4 |
| итого | 72 |
Список литературы для педагога
1. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 1973.
2. Бродский И. А. Репин - педагог. М., 1960.
3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент?- М.,1998.
4.Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» -М., 1987.
5.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994.
6.Основы декоративного искусства в школе. / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981.
7.Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
8.Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988.
9.Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983.
10. «Азбука красоты» В.Иванова, М.,Премьера, ООО Издательство АСТ 2000
11. «Забавные поделки» Тарасенко С.Ф. М., Просвещение, 1992
12. Сборник «Креативное рукоделие» под редакцией Мартина Медрано, издательство «Бурда» 2006
Интернет-ресурсы www.osinka www.dekor и другие
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» Муниципального образования «Алданский район»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Замдиректора по УР Директор МКОУ «С(К)ОШИ
Турушева И.Ю. _______ п. Нижний Куранах
Гаврилова-Кузнецова М.И. ____
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности
«Лаборатория декора»
Составитель:
учитель технологии
Загибалова Е.С.
2017