Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Лицей» и примерной программой основного общего образования по английскому языку. Данная программа соответствует требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому языку.
Данный курс предназначается для учащихся 8-9 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка и желающих принимать участие в олимпиадах и предметных конкурсах по английскому языку.
Иностранный язык – один из важных компонентов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Данный курс способствует формированию коммуникативной культуры школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Иностранный язык (английский) является важнейшим средством межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего государства. Расширение и качественные изменения характера международных связей государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки востребованными и реально необходимыми в практической и интеллектуальной деятельности человека. Основное назначение иностранного языка как учебного предмета состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народа носителя этого языка и средством передачи его другим народам. Он открывает обучающимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, способствует лучшему осознанию своей национальной культуры, повышает уровень их гуманитарного образования. Изучение иностранного языка совместно с родным языком закладывает основы филологического образования и содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры.
Цель данной программы создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся и их подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, предметных конкурсах и ОГЭ по английскому языку.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
ознакомление учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады и предметных конкурсов;
ознакомление учащихся с форматом заданий ОГЭ;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование ряда ключевых умений в области аудирования, чтения, говорения и письма и применение их на практике;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
развитие гибкости, способности ориентироваться в типах заданий олимпиады и ОГЭ;
формирование определенных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения заданий олимпиады и предметных конкурсов;
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности имеет свои особенности, обусловленные, во - первых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных опознавательных качеств, во вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования, в третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых.
Общая характеристика учебного курса
Иностранный язык – один из важных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Иностранный язык поистине уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России. Обучение языку в рамках данного курса формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.д., то есть через культуру народа, пользующегося языком как средством общения. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата олимпиадных и экзаменационных заданий, требующих обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
Обучение в данном курсе способствует:
Общему речевому развитию учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору способов и средств выражения своих мыслей, ставить и решать коммуникативные задачи.
Расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления иностранного языка с родным происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформление мыслей.
Данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. В преподавании учебного материала в рамках курса внеурочной деятельности используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, а также исследовательские методы и аутентичные материалы.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 8-9 классов в группе из 10-12 человек.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 2 года (1 час в неделю – 34 часов в год). Общее количество часов: 68.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные результаты:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
умение аргументировать собственное высказывание, приводить примеры, сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение;
желание говорить на языке, желание быть понятым и услышанным,
Метапредметные результаты:
8-9 класс
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владеть основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осуществление межличностного и межкультурного общения, применяя знания, полученные на уроках английского языка и в процессе изучения других предметов.
познавательные:
8-9 класс
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать,
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
8 класс
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на ИЯ:
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
9 класс
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметные результаты:
8 класс
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу:
выбор темы исследования;
составление плана работы;
знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование);
анализ полученных данных и их интерпретацию;
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией;
ответы на вопросы по проекту;
участие в работе над долгосрочным проектом;
взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности.
9 класс
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
выражать свои мысли в соответствии с задачами межкультурной коммуникации; осуществлять информационный поиск, в том числе с помощником компьютерных средств; использовать формальный стиль общения;
владеть основами самоконтроля;
воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
читать тексты с детальным содержанием прочитанного.
Предметное содержание учебного курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения по данному курсу включается общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы, включающие в себя лексический и грамматический аспекты языка, а также темы по истории, культуре англо-говорящих стран, сведения об образе жизни, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание курса позволяет учащимся:
выявить свои способности в изучаемой области знаний;
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
приобрести целостную картину окружающего мира;
ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Предметное содержание курса делится на разделы:
8 класс
Раздел 1: Аудирование (комбинированные задания, диалоги и интервью)
Раздел 2: Чтение (просмотровое чтение, задания с пропусками)
Раздел 3: Лексика (многозначность слов, синонимы, антонимы, фразовые глаголы)
Раздел 4: Грамматика (множественное число имён существительных, употребление артикля, степени сравнения прилагательных, формы неправильных глаголов и их употребление)
Раздел 5: Письмо (e-mail, правила написания эссе)
Раздел 6: Диалогическая речь (виды диалогического высказывания, участие в полилоге)
Раздел 7: Творческие задания
9 класс
Раздел 1: Аудирование (задания с выбором ответа и на сопоставление)
Раздел 2: Чтение (идея текста, детальное чтение)
Раздел 3: Лексика (словообразование: суффиксы, префиксы)
Раздел 4: Грамматика (страдательный залог, временные формы глагола, местоимения, причастия)
Раздел 5: Личное письмо (правила написания, речевые клише)
Раздел 6: Устная речь (монологическое высказывание)
Тематическое планирование класс | Тема раздела, количество часов | Содержание | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | 8 | Раздел 1: Аудирование | Тема 1:Введение в курс Тема 2: Особенности понимания диалогов Тема 3:Слушаем интервью Тема 4: Выполнение заданий школьного этапа | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Аудирование с извлечением информации Аудирование с целью применения фраз-клише для собственного диалогического высказывания. | выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации) | Раздел 2: Чтение | Тема 1: Просмотровое чтение Тема 2: Чтение текста с пропусками Тема 3:Деление текста на смысловые части Тема 4: Комбинированное чтение и аудирование Тема 5: Выполнение заданий муниципального этапа | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Поисковое, ознакомительное чтение Монолог на основе прочитанного Чтение с восстановлением пропущенной информации, соотнесение текста с иллюстрациями | использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста | Раздел 3: Лексика | Тема 1: Многозначность слов Тема 2: Синонимы Тема 3: Антонимы Тема 4: Фразовые глаголы Тема 5: Типовые задания конкурса «Британский бульдог» | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч | Распознавание и использование интернациональных слов, многозначность слов. Понятие о синонимах, антонимах и лексической сочетаемости. | выбирать нужное значение многозначного слов; опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования; употреблять слова, словосочетания, синонимы, антонимы адекватно ситуации общения | Раздел 4: Грамматика | Тема 1: Множественное число имён существительных (правила и исключения) Тема 2: Употребление артикля Тема 3: Степени сравнения прилагательных Тема 4: Формы неправильных глаголов и их употребление Тема 5: Задания по исправлению ошибок | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Монолог-описание с использованием прилагательных использование нераспространённых и распространенных предложений распознавание правильных и неправильных глаголов образование степеней сравнения прилагательных по правилу и исключения; употребление предлогов места, направления, времени | воспроизводить основные коммуникативные типы предложений; понимать глагольные формы в видовременных формах глаголов; распознавать по формальным признакам неличные формы глагола; различать существительные с определённым и неопределённым артиклями; употреблять степени сравнения прилагательных в устных высказываниях | Раздел 5: Письмо | Тема 1: Пишем e-mail Тема 2: Речевые клише письменной речи Тема 3: Правила написания эссе Тема 4: Ознакомление с заданиями регионального этапа | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | выписки из текста написание e-mail сообщения и личные записки написание небольших сочинений (письменных высказываний с элементами описания, повествования, рассуждения) | владеть правилами орфографии; писать электронные (интернет) сообщения; сообщать сведения о себе; запрашивать необходимую информацию; выражать благодарность, просьбу, совет | Раздел 6: Диалогическая речь | Тема 1: Диалог: сходства и различия Тема 2: Диалог: Role Play Тема 3: Диалог: моделирование ситуации Тема 4: Комбинированный диалог Тема 5: Участие в полилоге | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Диалог –расспрос Монолог Диалог-обмен мнениями Диалог-беседа этикетного характера по телефону Микродиалог с опорой на образец | вести диалог этикетного характера; составлять диалог по опорам. кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка | Раздел 7: Творческие задания | Тема 1: Выполнение заданий по страноведению Тема 2: Обзор типовых заданий творческих конкурсов | 1 ч. 2 ч. | | оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; решать проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно работать; контролировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять информационный поиск, в том числе с помощником компьютерных средств; осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран | 9 | Раздел 1: Аудирование | Тема 1: Задания с выбором ответа Тема 2: Задания на сопоставление Тема 3: Типовые задание № 1 Тема 4: Типовые задание № 2 Тема 5: Типовые задание № 3-8 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Аудирование с извлечением информации Аудирование – соотнесение графического образа слова со звуковым Аудирование \ проверка правильности Аудирование с опорой на печатный текст | пересказывать текст подробно и сжато соотносить содержание услышанного с личным опытом; понимать звучащую речь с различной глубиной, точностью и полнотой восприятия информации; делать выводы по содержанию услышанного; выражать собственное мнение по поводу услышанного | Раздел 2: Чтение | Тема 1: Идея текста Тема 2: Детальное чтение Тема 3: Типовые задание № 9 Тема 4: Типовые задание № 10-17 Тема 5: Технология понимания текста | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Чтение, оценка полученной информации Выражение собственного мнения на основе прочитанного Оценивание аутентичного текста, аргументация выбора | Знакомство с образцами художественного текста; осуществлять информационный поиск, самостоятельно работать; умение работать в группе через самостоятельную работу со словарем; извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов; оценивать полученную информацию | Раздел 3: Лексика | Тема 1: Словообразование: суффиксы Тема 2: Словообразование: префиксы Тема 3: Роль клише и вводных фраз в английском языке Тема 4: Типовые задания № 27-32 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Различать основные способы словообразования (аффиксация), словосложение, конверсия. Оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета. | Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксации, конверсии); распознавать принадлежность слова к определённой части речи по суффиксам и префиксам; воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы. | Раздел 4: Грамматика | Тема 1: Временные формы глагола Тема 2: Страдательный залог Тема 3: Местоимения Тема 4: Причастия I и II Тема 5: Типовые задания № 18-26 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Формулирование грамматического правила и представление его в виде схемы употребление глаголов в видовременных формах страдательного залога согласование времён в рамках сложного предложения | пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; знать функциональные особенности изучения грамматических явлений (видовременных форм) | Раздел 5: Личное письмо | Тема 1: Рекомендации по написанию личного письма Тема 2: Вводные слова и связующие фразы для написания личного письма Тема 3: Схема написания личного письма Тема 4: Построение вопросительных предложений Тема 5: Типовые задания № 33 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | написание личного письма расспрашивание адресата о его жизни, делах сообщение информации о себе выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалобы | Составлять план письменного сообщения; проявлять уважительное отношение к партнерам; рассказывать в личном письме о различных событиях; описывать свои впечатления, высказывать письменно своё мнение; пользоваться правилами написания личного письма | Раздел 6: Устная речь | Тема 1: Вводные слова и связующие фразы для построения монологического высказывания Тема 2: Тематическое монологическое высказывание Тема 3: Монологическое высказывание – мое мнение Тема 4: Рекомендации по построению диалогического высказывания Тема 5: Косвенный вопрос Тема 6: Диалог – расспрос Тема 7: Диалог – побуждение к действию Тема 8: Диалог – обсуждение Тема 9: Типовые задания устной части № 1-3 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Монолог с опорой на вопросы Сообщения – рассуждения Диалог-расспрос с использованием вербальных средств для запроса Ведение полилога высказывание о фактах и событиях с опорой или без на прослушанный или прочитанный текст | строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; Использовать основные коммуникативные типы речи: сообщение, рассказ; составлять план устного сообщения; самостоятельно ставить цели, пути их достижения; владеть монологическими формами речи в соответствии с грамматическими нормами английского языка; |
|
Планируемые результаты обучения
К окончанию изучения данного курса учащиеся 8-9 классов
углубят свои знания, умения и навыки в письменной и устной видах речевой деятельности,
будут уметь распознавать и употреблять стили устной и письменной речи;
осуществят прирост продуктивного и рецептивного словаря;
научатся перефразировать предложения;
научатся осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
уметь строить монологическое высказывание о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном и т.д.;
аргументировать собственное высказывание, приводить примеры, сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение;
получать представления о заданиях предметных олимпиад и научатся их выполнять;
уметь работать с типовыми тестовыми заданиями ОГЭ
выполнять задания творческого характера
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Для реализации целей и задач обучения английскому языку по данной программе используются: |
Примерные программы по учебным предметам. Новые государственные стандарты по иностранному языку 5-9 классы. М.: «Просвящение», 2011
Ю. Б. Курасовская, А. И. Усманова, Л. А. Городецкая «Английский язык Всероссийские олимпиады» Москва «Просвещение»
Т. К. Сигал «Готовимся к олимпиадам по английскому языку. 8-11 классы» Москва Айрис-пресс
Н.Е. Медведева, Л. А. Городецкая, В. Н. Симкин «Английский язык Всероссийские олимпиады» Москва «Просвещение»
Веселова Ю.С. Английский язык. ОГЭ 9 класс 2016. Москва, «Интеллект-Центр»,
Веселова Ю.С. Английский язык. ГИА 9 класс 2017. Москва, «Интеллект-Центр»,
Терентьева О.В., Гудкова Л.М. Английский язык. Письмо и говорение. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 класс. М., АСТ Астрель,
Терентьева О.В., Гудкова Л.М. Английский язык. Чтение. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 класс. М., АСТ Астрель,
Терентьева О.В., Гудкова Л.М. Английский язык. Грамматика и лексика. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 класс. М., АСТ Астрель,
Фоменко Е.А. и др. Английский язык. Подготовка к ОГЭ 9 класс. Ростов-на-Дону, Легион,
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году ГИА в новой форме по английскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Интернет-ресурсы:
http://vos.olimpiada.ru/archive/table/shedule/years/
Официальный информационный портал ГИА www.gia.edu.ru
Официальный информационный портал ЕГЭ http://4ege.ru/
Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на внеурочны занятиях аудио-магнитофон, телевизор, компьютер, интерактивная доска для проведения таких видов заданий как:
– орфографический тренинг;
– коррекция ошибок в тексте;
– просмотр и обсуждение учебных видео материалов;
– создание мультимедийных презентаций , в том числе для представления результатов проектной деятельности.