«Согласовано» « Утверждено»
Зам. Директора по ВР Директор МБОУ «КСОШ № 3»
_________Р.Г.Попова __________
«___» _________2016 г. «___» _________2016 г.




Программа
кружка
«Грамотеи»
1 - Б класс
Руководитель кружка
Герасимова Надежда Александровна
2016 - 2017 учебный год
Список членов кружка «Грамотеи»
1. Албутова Юлия
2. Баганов Федор
3. Большов Глеб
4. Бондарь Мария
5. Васильева Дарья
6. Гришин Роман
7. Голоколенко Стефания
8. Жорова Анастасия
9. Зайцева Анастасия
10.Ильина Юлия
11. Илюхина Ксения
12. Кириллов Иван
13. Кириллова Анастасия
14. Ковалев Кирилл
15 . Колумб Илья
16. Кочетова Дарья
17. Логинова Виктория
18. Лукьянов Александр
19. Матюшкин Максим
20. Михайлова Дарья
21. Николаев Никита
22. Никоноров Дмитрий
23. Писарева Виктория
24. Подъельников Михаил.
25. Поляков Даниил
26. Семенова Дарья
Время проведения кружка «Грамотеи»
Понедельник – 12.05 – 13. 40
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 - Б класса «Грамотеи»
Автор программы: учитель начальных классов Герасимова Надежда Александровна
МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа № 3»
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
«Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».
( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)
Проблема формирования познавательного интереса привлекла внимание многих исследователей. Разработка этой проблемы в 50-е г.г. прошлого века осуществлялась Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.П.Благонадежиной. Позже интересовались этой темой Г.И.Щукина, В.Н. Липник, В.Н.Максимова и другие. Исследователями показана роль различных видов самостоятельных работ в становлении у школьника интереса к учению. Среди разнообразных самостоятельных работ особенно значимы работы творческого характера. Творческая работа способна вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к творческой деятельности других людей.
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
2. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 4 класса
3. Особенности набора детей: свободный
4. Цели программы:
5. Задачи программы:
формирование и развитие практических умений обучающихся решать задачи;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
6. Отличительные особенности программы:
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
привлекательность материала;
необходимость «активного изучения»
материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
благоприятная обстановка в коллективе;
эффективные методы и приёмы.
Требования к организации процесса:
ориентация на самостоятельную работу учащихся;
ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
развивать и поддерживать в работе творческое начало.
Приёмы, используемые в работе над задачей:
6. по данному чертежу и др.
сравнение задач и их решений;
преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую;
решение задач различными способами;
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе составления задач станет авторская самодельная книжка-задачник, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Задачник» получился занимательным, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в условие задачи интересный факт, создать шутливую задачу, задачу, героями которой являются сказочные персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
7. Формы и виды занятий:
1) занятия, направленные на составление задач, состоящие из трёх этапов:
Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки)
Основная часть (знакомство с приёмами составления задач)
Заключительная часть (самостоятельная, творческая работа учащихся)
2) конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-КВН.
-игра- соревнование.
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры;
-знакомство с литературой;
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
8. Предполагаемые результаты реализации программы:
9. Универсальные учебные действия:
Использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
10. Способы определения результативности:
1) анкетирование
Цель: выявить, как учащиеся относятся к математике диагностическая работа
Цель:
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема занятия | Дата | Цели: | Примечание, коррективы |
1-2. | Вводное. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | | Заинтересовать предстоящей работой. Познакомить с различными сборниками задач. Провести диагностику. | |
3. | Игровое занятие. | | Привлечение к анализу правил игры. Учить действовать в соответствии с заданными правилами. | |
4-8. | Составление простых задач по выражению с использованием опорных таблиц. | | Познакомить с приёмом составления простых задач по выражению с использованием опорных таблиц. Развитие творческих способностей и самостоятельности мышления. | |
9. | Игровое занятие | | Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; | |
10. | Составление составных задач по выражению на определенное свойство. | | Познакомить с приёмом составления составных задач на определённое свойство. | |
11-13. | Составление задач по выражению на определенную тему. | | Познакомить с приёмом составления задач с величинами: цена, количество, стоимость. Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. | |
14-15. | Составление и решение задач с единицами длины: сантиметр, миллиметр. | | Решать практические задачи и составлять задачи с единицами длины: сантиметр, миллиметр. Исследовательская деятельность: поиск сведений о площади государств, морей, океанов. | |
16. | Преобразование задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот. | | Познакомить с приёмом преобразования задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот. | |
17. | КВН | | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности. | |
18-20. | Сокращение текста задачи. | | Познакомить с приёмом сокращения текста задач, переформулировки условия задачи. Познакомить со сборниками литературных задач. Составление задач-сказок. | |
21. | Игра-соревнование. | | Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; | |
22-25 | Составление задач простых задач. | | Познакомить с приёмом составления задач по выражению на определенную тему. | |
26-27. | Составление задач. | | Познакомить с приёмом составления задач по последнему действию. | |
28. | КВН | | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности, работать в группе. | |
29. | Задачи- шутки. Задачи небылицы. | | Решать задачи-шутки, задачи-небылицы. Придумывание задач. | |
30. | Задачи в стихах. | | Учить составлять задачи в стихах. | |
31-32 | Презентация. | | Приобрести опыт публичного выступления. | |
33. | Диагностика. | | Провести диагностику. Проанализировать результаты. | |
34. | Праздник. «Умники и умницы». | | Подвести итоги работы учащихся. Отметить лучшие работы грамотами и памятными подарками. | |
Приложение № 1.
Анкета для учащихся. (сентябрь, май)
1.Нравится ли вам математика?
2. Любите ли вы решать задачи?
3. Любите ли вы придумывать свои задачи?
4. Занимаетесь ли вы математикой дома, кроме выполнения домашних заданий?
Используемая литература:
Глушков И.К. «Составление задач по выражению»// Нач. школа.-1995 г.- № 12
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. «Примерные программы внеурочной деятельности» - М.: Просвещение, 2011 г.
Ивашова О.А., Полникова М.Ю. «Литературные задачи. Сколько вёсел у овцы?».-СПб: СМИО Пресс,1999 г.
«Занимательные задачи для маленьких»-М:Омега,1994 г.
Калашникова Н.Г. «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков». – В.: Учитель, 2011г.
Кулагина И.Ю. «Возрастная психология». – М.: УРАО,1997.
Махров В.Г., Махрова В.Н. «Математические задачи-сказки 4 класс».-М.: Глобус, 2006 г.
Остер Г.Б. «Задачник по математике».-М.:Росмен, 1993 г.
Пойа Дж. «Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание». – М.:Наука,1976 г.
Серова З.А. «Петербургский задачник для малышей»-СПб,1995
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Сборник задач и примеров по математике для начальной школы».-К:ГИППВ,1997 г.
Чутчева Е.Б. «Занимательные задачи по математике для младших школьников».-М.: Владос, 1995 г.
Щукина Г.И., Липник В.Н. и др. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» - М.: Просвещение, 1984 г.