28
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение: кафедра НОО
Современные аспекты деятельности учителей начальных классов в условиях реализации требований ФГОС НОО
Итоговая работа
Срок обучения с «30» ноября 2015г. по «15» декабря 2015г.
Исполнитель:
Данилова Альфия Амурлловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Яйская основная
общеобразовательная школа № 1»
пгт. Яя
([email protected])
Консультант:
Владимирова Лариса Михайловна
ст.преподаватель, методист
кафедры НОО КРИПКиПРО.
Кемерово 2015
МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа №1»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Азбука дорожного движения»
Содержание
Пояснительная записка 4-6
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности 7
Формирование универсальных учебных действий 8-10
Содержание программы 11-12
Тематическое планирование 13-28
Список литературы 29
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука дорожного движения» составлена на основе дополнительной образовательной программы «Школа дорожной грамоты» Департамента образования и науки Кемеровской области государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Кемеровской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения» и программы внеурочной деятельности «Школа безопасности» МОУ «Новосафоновская СОШ» авторы: Гонцова Т.В., Кожевникова Л.П.
Забота о сохранении детской жизни – одна из важнейших задач школы. С резким возрастанием автомобилизации рождается множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё больше приобретает характер «национальной катастрофы». Часто виновниками различных аварийных ситуаций и их жертвами становятся дети, потому что они еще не научились соразмерять свои поступки с опасностью возможных трагических последствий.
Сложившие условия требуют систематической работы с детьми для выработки навыков безопасного поведения.
Цель: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи:
- Обучение навыкам личной безопасности.
- Формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
- Обеспечение обучающихся необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить личную безопасность.
- Развитие у обучающихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
Программа предусматривает, получение обучающимися практических знаний и навыков безопасного поведения в жизненных ситуациях.
Практическая необходимость и жизненная значимость программы состоит в том, что это программа прямого действия и от ее реализации зависит безопасность и здоровье каждого школьника. Цель программы может быть достигнута путем использования наглядных пособий, технических средств обучения. Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволит сформировать чрезвычайно для обучающихся образные представления о различных жизненных условиях, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности.
Можно выделить следующие основные формы работы с обучающимися:
- обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;
- анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса;
- выполнение тренировочных упражнений;
- выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, с использованием видеофильмов и компьютерных программ. Результаты занятий – это усвоение знаний и умений, которые обеспечивают безопасность обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания данной программы:
- умственное развитие – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственное воспитание – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости; ученики приобретают опыт безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважение к людям;
- эстетическое воспитание – школьники участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах; на занятиях работают с красочным наглядным материалом;
- трудовое воспитание – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий, декорации и костюмы к выступлениям ( с помощью родителей);
- физическое воспитание – на занятии с учениками проводятся подвижные игры, двигательные игровые задания, соревнования.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности школьников по изучению ПДД ориентирована на достижение результатов трёх уровней:
1.Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневности) : приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи.
2.Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы по практическому подтверждению приобретённых знаний.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; управление другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей; пропаганда Правил дорожного движения; безопасное поведение на улице, дороге; пользование общественным транспортом; безопасное поведение в общественном транспорте; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги; оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
;
- проявление этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- применение правил делового сотрудничества: умение выслушать разные точки зрения, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; умение намечать способы их устранения;
- осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- приведение примеров в качестве доказательств выдвигаемых положений;
- установление причинно-следственных связей;
- использование речи для регуляции своих действий;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, учитывая мнения партнёров, отличные от собственных;
- осуществление взаимного контроля;
- умение задавать вопросы, обращаться за помощью;
- умение формулировать своё затруднение;
- умение предлагать помощь и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Средства контроля: тесты, ситуационные задачи.
Учащиеся должны знать:
Правила перехода дороги;
Правила движения на велосипеде;
Правила безопасного поведения при следовании различными видами транспорта;
Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.
Учащиеся должны уметь:
Правильно переходить дорогу, перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
Оценить скорость движения транспорта;
Правильно садиться и выходить из общественного транспорта.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
Повысить процент детей школы, участвующих во внеурочных мероприятий, викторинах, КВНах, играх, праздниках, соревнованиях по знанию ПДД;
Сформировать глубокие теоретические знания Правил дорожного движения, следствием чего станут устойчивые формы поведения на дорогах, общественном транспорте, в случаях ЧС как у детей, так и у взрослых;
Включить в работу значительное число учащихся школы, педагогов родителей, государственных учреждений;
Повысить количественные и качественные показатели эффективногсти профилактической работы;
Сформировать у детей желание вести работу по профилактике ДТП и навыки пропагандистской работы;
Повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование в работе компьютерных и инновационных технологий;
Сократить случаи детского ДТ травматизма, произошедшие по вине детей.
Содержание программы
Название раздела | Количество часов |
1 класс |
Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 14ч |
2. Дорога и её элементы | 8ч |
3.Правила пассажира в общественном транспорте | 11ч |
Всего часов: | 33ч |
2 класс |
1. Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | 14ч |
2. История происхождения Правил дорожного движения | 8ч |
3.Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. | 12ч |
Всего часов: | 34ч |
3 класс |
1. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. | 16ч |
2.Проезжая часть и её элементы | 7ч |
3. Места для игр. | 11ч |
Всего часов: | 34ч |
4 класс |
1.Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте. | 17ч |
2. Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности. | 6ч |
3. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. | 11ч |
Всего часов: | 34ч |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Перечень тем | Количество часов |
Всего | теоретических | практических |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
1 | Движение на дорогах где ты живешь | 2 | 1 | 1 |
2 | Мы идем в школу | 2 | 1 | 1 |
3 | Наши верные друзья на дорогах | 1 | 1 | |
4 | Знакомство с дорожными знаками на авто-площадке | 1 | | 1 |
5 | Где можно играть и где нельзя? | 2 | 1 | 1 |
6 | Знакомство со средствами общественного транспорта | 1 | 1 | |
7 | Мы пассажиры | 1 | | 1 |
8 | Мы изучаем ПДД | 1 | 1 | |
9 | Путешествие по дорогам города, района | 2 | | 2 |
10 | Викторина «Будь внимателен и осторожен на дороге» | 1 | 1 | |
Дорога и её элементы |
11 | Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. | 2 | 1 | 1 |
12 | Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). | 2 | 1 | 1 |
13 | Дорога с двусторонним движением, правила перехода. | 2 | 1 | 1 |
14 | Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода на них. | 2 | 1 | 1 |
Правила пассажира в общественном транспорте |
15 | Остановки их обозначение. Как правильно пройти на остановку. | 1 | 1 | |
16 | Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. | 2 | 1 | 1 |
17 | Правила для пассажиров трамвая при посадке и выходе для двух типов трамвайных остановок. | 2 | 1 | 1 |
18 | Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса. | 2 | 1 | 1 |
19 | Основные улицы в микрорайоне школы. | 2 | 1 | 1 |
20 | «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая». | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов: | 33 | 17 | 16 |
2 класс
№ п/п | Перечень тем | Количество часов |
Всего | теоретических | практических |
Дорога, её элементы и правила поведения на ней. |
1 | Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на обочине. | 2 | 1 | 1 |
2 | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. | 2 | 1 | 1 |
3 | Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге движения. | 1 | 1 | |
4 | Опасность перехода перед близко идущим транспортом. | 1 | | 1 |
5 | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | 2 | 1 | 1 |
6 | Дорожные ловушки. | 1 | 1 | |
7 | Пешеходные переходы в районе школы. | 1 | | 1 |
8 | Дисциплина на дороге. | 1 | 1 | |
9 | Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. | 2 | | 2 |
10 | Викторина «Будь внимателен и осторожен на дороге» | 1 | 1 | |
История происхождения Правил дорожного движения |
11 | Кто, как и когда построил дорогу. | 2 | 1 | 1 |
12 | Развитие видов транспорта: гужевой, первые –грузовик, трамвай, троллейбус. | 2 | 1 | 1 |
13 | Для чего нужно знать и выполнять ПДД? | 2 | 1 | 1 |
14 | Почему опасно выбегать на проезжую часть. Остановочный путь автомобиля. | 2 | 1 | 1 |
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. |
15 | Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | 2 | 1 | 1 |
16 | Правила перехода регулируемого перекрёстка. | 2 | 1 | 1 |
17 | Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика. | 2 | 1 | 1 |
18 | Дорожные ловушки на регулируемом перекрёстке. | 2 | 1 | 1 |
19 | Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения. | 2 | 1 | 1 |
20 | Безопасность на улице. | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов: | 34 | 17 | 17 |
3 класс
№ п/п | Перечень тем | Количество часов |
Всего | теоретических | практических |
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. |
1 | Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. | 1 | 1 | |
2 | Правила поведения участников дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе из транспорта. | 2 | 1 | 1 |
3 | Возможные опасности. | 2 | 1 | 1 |
4 | Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. | 1 | 1 | |
5 | Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем. | 1 | 1 | |
6 | Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него. | 2 | 1 | 1 |
7 | Правила перевозки людей и требования безопасности. | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила перевозки детей в транспортных средствах. | 2 | 1 | 1 |
9 | Средства безопасности автомобиля. | 1 | 1 | |
10 | Занятие на авто-площадке. | 2 | | 2 |
Проезжая часть и её элементы |
11 | Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми. | 1 | 1 | |
12 | Движение по дороге группой. | 3 | 1 | 2 |
13 | Правила движения в жилых зонах. | 1 | 1 | |
14 | Опасности по дороге в школу. | 2 | 1 | 1 |
Места для игр. |
15 | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. | 2 | 2 | |
16 | Места, разрешённые для игр на улице и микрорайоне школы. | 3 | 2 | 1 |
17 | Правила вождения велосипеда детям до 14 лет. | 2 | 1 | 1 |
18 | Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. | 2 | 1 | 1 |
19 | Опасность игр вблизи ж/д путей. | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов: | 34 | 20 | 14 |
4 класс
№ п/п | Перечень тем | Количество часов |
Всего | теоретических | практических |
Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте. |
1 | Понятие «дорога». Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. | 2 | 1 | 1 |
2 | Знаки на дорогах. | 2 | 1 | 1 |
3 | Опасности по дороге в школу. | 1 | 1 | |
4 | Дорожные знаки для пешеходов и водителей. | 1 | 1 | |
5 | Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. | 2 | 1 | 1 |
6 | История происхождения дорог. | 2 | 1 | 1 |
7 | Понятие ЧС на разных видах транспорта. | 2 | 1 | 1 |
8 | Отличие ЧС от аварии, ДТП. | 1 | 1 | |
9 | Поведение при столкновении автомобилей, пожара в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. | 2 | 1 | 1 |
10 | МЧС России. ГИБДД. Скорая медицинская помощь | 2 | 1 | 1 |
Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности. |
11 | Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. | 1 | 1 | |
12 | ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах. | 3 | 1 | 2 |
13 | Зависимость ДТП от поведения человека на дороге, конструкции автомобиля, состояния дороги. | 1 | 1 | |
14 | Из истории ДТП. Понятие дорожной «ловушки». | 1 | | 1 |
Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. |
15 | Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. | 2 | 2 | |
16 | Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. | 3 | 2 | 1 |
17 | Активная и пассивная безопасность автомобиля. | 2 | 1 | 1 |
18 | Из истории конструкции автомобиля. | 2 | 1 | 1 |
19 | Берегись автомобиля! | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов: | 34 | 20 | 14 |
Список литературы
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для 1-2 классов – М.: Просвещение, 2005 – 131 с.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для 3-4 классов – М.: Просвещение, 2005 – 106 с.
Дорохов А.А. Зеленый…желтый… Красный [Текст]! - М.: Детская литература, 2006 – 53 с.
Торопов И.К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в общеобразовательных учреждениях [Текст]: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2006 – 76 с.
10 заповедей сохранения жизни [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 73 с.