СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" составлена для обучающихся 1-4 классов по социальному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения"»

28



государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации



Структурное подразделение: кафедра НОО


Современные аспекты деятельности учителей начальных классов в условиях реализации требований ФГОС НОО

Итоговая работа


Срок обучения с «30» ноября 2015г. по «15» декабря 2015г.


Исполнитель:

Данилова Альфия Амурлловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Яйская основная

общеобразовательная школа № 1»

пгт. Яя

([email protected])



Консультант:

Владимирова Лариса Михайловна

ст.преподаватель, методист

кафедры НОО КРИПКиПРО. 


Кемерово 2015

МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа №1»


Программа внеурочной деятельности по социальному направлению

«Азбука дорожного движения»



































Содержание

  1. Пояснительная записка 4-6

  2. Планируемые результаты программы внеурочной деятельности 7

  3. Формирование универсальных учебных действий 8-10

  4. Содержание программы 11-12

  5. Тематическое планирование 13-28

  6. Список литературы 29



























Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука дорожного движения» составлена на основе дополнительной образовательной программы «Школа дорожной грамоты» Департамента образования и науки Кемеровской области государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Кемеровской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения» и программы внеурочной деятельности «Школа безопасности» МОУ «Новосафоновская СОШ» авторы: Гонцова Т.В., Кожевникова Л.П.

Забота о сохранении детской жизни – одна из важнейших задач школы. С резким возрастанием автомобилизации рождается множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё больше приобретает характер «национальной катастрофы». Часто виновниками различных аварийных ситуаций и их жертвами становятся дети, потому что они еще не научились соразмерять свои поступки с опасностью возможных трагических последствий.

Сложившие условия требуют систематической работы с детьми для выработки навыков безопасного поведения.

Цель: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи:

- Обучение навыкам личной безопасности.

- Формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.

- Обеспечение обучающихся необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить личную безопасность.

- Развитие у обучающихся способностей к рефлексии своего образа жизни.

Программа предусматривает, получение обучающимися практических знаний и навыков безопасного поведения в жизненных ситуациях.

Практическая необходимость и жизненная значимость программы состоит в том, что это программа прямого действия и от ее реализации зависит безопасность и здоровье каждого школьника. Цель программы может быть достигнута путем использования наглядных пособий, технических средств обучения. Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволит сформировать чрезвычайно для обучающихся образные представления о различных жизненных условиях, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности.

Можно выделить следующие основные формы работы с обучающимися:

- обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;

- анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса;

- выполнение тренировочных упражнений;

- выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, с использованием видеофильмов и компьютерных программ. Результаты занятий – это усвоение знаний и умений, которые обеспечивают безопасность обучающихся.

Ценностные ориентиры содержания данной программы:

- умственное развитие – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- нравственное воспитание – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости; ученики приобретают опыт безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважение к людям;

- эстетическое воспитание – школьники участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах; на занятиях работают с красочным наглядным материалом;

- трудовое воспитание – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий, декорации и костюмы к выступлениям ( с помощью родителей);

- физическое воспитание – на занятии с учениками проводятся подвижные игры, двигательные игровые задания, соревнования.















Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности школьников по изучению ПДД ориентирована на достижение результатов трёх уровней:

1.Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневности) : приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи.

2.Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы по практическому подтверждению приобретённых знаний.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; управление другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей; пропаганда Правил дорожного движения; безопасное поведение на улице, дороге; пользование общественным транспортом; безопасное поведение в общественном транспорте; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги; оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.






Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

;

- проявление этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- применение правил делового сотрудничества: умение выслушать разные точки зрения, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; умение намечать способы их устранения;

- осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- приведение примеров в качестве доказательств выдвигаемых положений;

- установление причинно-следственных связей;

- использование речи для регуляции своих действий;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, учитывая мнения партнёров, отличные от собственных;

- осуществление взаимного контроля;

- умение задавать вопросы, обращаться за помощью;

- умение формулировать своё затруднение;

- умение предлагать помощь и сотрудничество;

- умение слушать собеседника;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Средства контроля: тесты, ситуационные задачи.

Учащиеся должны знать:

  • Правила перехода дороги;

  • Правила движения на велосипеде;

  • Правила безопасного поведения при следовании различными видами транспорта;

  • Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно переходить дорогу, перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;

  • Оценить скорость движения транспорта;

  • Правильно садиться и выходить из общественного транспорта.


Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • Повысить процент детей школы, участвующих во внеурочных мероприятий, викторинах, КВНах, играх, праздниках, соревнованиях по знанию ПДД;

  • Сформировать глубокие теоретические знания Правил дорожного движения, следствием чего станут устойчивые формы поведения на дорогах, общественном транспорте, в случаях ЧС как у детей, так и у взрослых;

  • Включить в работу значительное число учащихся школы, педагогов родителей, государственных учреждений;

  • Повысить количественные и качественные показатели эффективногсти профилактической работы;

  • Сформировать у детей желание вести работу по профилактике ДТП и навыки пропагандистской работы;

  • Повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование в работе компьютерных и инновационных технологий;

  • Сократить случаи детского ДТ травматизма, произошедшие по вине детей.



Содержание программы

Название раздела

Количество часов

1 класс

  1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

14ч


2. Дорога и её элементы

3.Правила пассажира в общественном транспорте

11ч

Всего часов:

33ч

2 класс

1. Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

14ч

2. История происхождения Правил дорожного движения

3.Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

12ч

Всего часов:

34ч

3 класс

1. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

16ч

2.Проезжая часть и её элементы

3. Места для игр.

11ч

Всего часов:

34ч

4 класс

1.Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

17ч

2. Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности.

3. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

11ч

Всего часов:

34ч
















Тематическое планирование

1 класс

п/п

Перечень тем

Количество часов

Всего

теоретических

практических

Безопасное поведение на улицах и дорогах

1

Движение на дорогах где ты живешь

2

1

1

2

Мы идем в школу

2

1

1

3

Наши верные друзья на дорогах

1

1


4

Знакомство с дорожными знаками на авто-площадке

1


1

5

Где можно играть и где нельзя?

2

1

1

6

Знакомство со средствами общественного транспорта

1

1


7

Мы пассажиры

1


1

8

Мы изучаем ПДД

1

1


9

Путешествие по дорогам города, района

2


2

10

Викторина «Будь внимателен и осторожен на дороге»

1

1


Дорога и её элементы

11

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар.

2

1

1

12

Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка).

2

1

1

13

Дорога с двусторонним движением, правила перехода.

2

1

1

14

Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода на них.

2

1

1

Правила пассажира в общественном транспорте

15

Остановки их обозначение. Как правильно пройти на остановку.

1

1


16

Правила пешехода, пассажира общественного транспорта.

2

1

1

17

Правила для пассажиров трамвая при посадке и выходе для двух типов трамвайных остановок.

2

1

1

18

Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса.

2

1

1

19

Основные улицы в микрорайоне школы.

2

1

1

20

«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая».

2

1

1


Всего часов:

33

17

16































2 класс

п/п

Перечень тем

Количество часов

Всего

теоретических

практических

Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

1

Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на обочине.

2

1

1

2

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

2

1

1

3

Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге движения.

1

1


4

Опасность перехода перед близко идущим транспортом.

1


1

5

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

2

1

1

6

Дорожные ловушки.

1

1


7

Пешеходные переходы в районе школы.

1


1

8

Дисциплина на дороге.

1

1


9

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

2


2

10

Викторина «Будь внимателен и осторожен на дороге»

1

1


История происхождения Правил дорожного движения

11

Кто, как и когда построил дорогу.

2

1

1

12

Развитие видов транспорта: гужевой, первые –грузовик, трамвай, троллейбус.

2

1

1

13

Для чего нужно знать и выполнять ПДД?

2

1

1

14

Почему опасно выбегать на проезжую часть. Остановочный путь автомобиля.

2

1

1

Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

15

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора.

2

1

1

16

Правила перехода регулируемого перекрёстка.

2

1

1

17

Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.

2

1

1

18

Дорожные ловушки на регулируемом перекрёстке.

2

1

1

19

Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

2

1

1

20

Безопасность на улице.

2

1

1


Всего часов:

34

17

17

















3 класс

п/п

Перечень тем

Количество часов

Всего

теоретических

практических

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая.

1

1


2

Правила поведения участников дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе из транспорта.

2

1

1

3

Возможные опасности.

2

1

1

4

Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

1

1


5

Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем.

1

1


6

Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него.

2

1

1

7

Правила перевозки людей и требования безопасности.

2

1

1

8

Правила перевозки детей в транспортных средствах.

2

1

1

9

Средства безопасности автомобиля.

1

1


10

Занятие на авто-площадке.

2


2

Проезжая часть и её элементы

11

Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.

1

1


12

Движение по дороге группой.

3

1

2

13

Правила движения в жилых зонах.

1

1


14

Опасности по дороге в школу.

2

1

1

Места для игр.

15

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.

2

2


16

Места, разрешённые для игр на улице и микрорайоне школы.

3

2

1

17

Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.

2

1

1

18

Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом.

2

1

1

19

Опасность игр вблизи ж/д путей.

2

1

1


Всего часов:

34

20

14































4 класс

п/п

Перечень тем

Количество часов

Всего

теоретических

практических

Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1

Понятие «дорога». Элементы дороги.

Наиболее опасные места на дороге.

2

1

1

2

Знаки на дорогах.

2

1

1

3

Опасности по дороге в школу.

1

1


4

Дорожные знаки для пешеходов и водителей.

1

1


5

Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки.

2

1

1

6

История происхождения дорог.

2

1

1

7

Понятие ЧС на разных видах транспорта.

2

1

1

8

Отличие ЧС от аварии, ДТП.

1

1


9

Поведение при столкновении автомобилей, пожара в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле.

2

1

1

10

МЧС России. ГИБДД. Скорая медицинская помощь

2

1

1

Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности.

11

Виды ДТП. Причины и последствия ДТП.

1

1


12

ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах.

3

1

2

13

Зависимость ДТП от поведения человека на дороге, конструкции автомобиля, состояния дороги.

1

1


14

Из истории ДТП. Понятие дорожной «ловушки».

1


1

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

15

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств.

2

2


16

Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля.

3

2

1

17

Активная и пассивная безопасность автомобиля.

2

1

1

18

Из истории конструкции автомобиля.

2

1

1

19

Берегись автомобиля!

2

1

1


Всего часов:

34

20

14





















Список литературы

  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для 1-2 классов – М.: Просвещение, 2005 – 131 с.

  2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для 3-4 классов – М.: Просвещение, 2005 – 106 с.

  3. Дорохов А.А. Зеленый…желтый… Красный [Текст]! - М.: Детская литература, 2006 – 53 с.

  4. Торопов И.К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в общеобразовательных учреждениях [Текст]: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2006 – 76 с.

  5. 10 заповедей сохранения жизни [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 73 с.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!