СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Читай-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Читай-ка" предназначена для детей 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Читай-ка"»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по внеурочному курсу «Читай-ка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643), приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020), с учётом «Час чтения. Общие рекомендации» Н.А.Барсуковой, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО, канд. ист. наук 2013 год.


1.1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность данной программы состоит в том, что учащиеся 1 класса в большей своей массе не умеют читать, им необходимо прививать любовь к чтению. Чтение в коллективе, обсуждение прочитанного, выполнение творческих заданий способствует развитию интереса детей к чтению.

Новизна данной программы обусловлена возрастными особенностями учащихся начальной школы, которым необходимо показать пример смыслового прочтения художественных произведений.

Практическая значимость программы заключается в прочтении определённых книг за каждый год обучения и в формировании читательской культуры школьника начального уровня основного общего образования.

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи: 

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

• формировать интерес к литературному чтению,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.


1.2. Описание места курса внеурочной деятельности

Внеурочный курс «Читай-ка» относится к плану внеурочной деятельности образовательного учреждения. Занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю во второй половине дня, 33 часа в год. Срок реализации программы 1 год.


1.3.Способы контроля и оценивания результатов освоения курса внеурочной деятельности

Тетрадь юного читателя, участие в литературных викторинах, конкурсах, инсценировках художественных произведений

В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.

Формы организации занятий:

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературная игра

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.





  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные УУД

Смыслообразование.

Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы роди­тельской любви и взаимоотношений мамы и детей.

Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем).

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. формирование интереса (мотивации) к чтению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные УУД

1.Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).

    1. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его назва­нию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов.

    2. Работа с дидактическими иллюстрациями.

    3. Универсальные логические действия.

5. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге.

6. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

7. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

  1. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Предметные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

        1. обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетво­рения;

        2. анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы;

        3. сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту.

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Работать  в паре, в группе.


  • характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

  • приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

– приобретение опыта самостоятельного социального действия);

  • выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет)





  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тематический план

Раздел, тема


Количество часов

1.

Русский народный фольклор

2

2.

Мои первые книжки

3

3.

Друзья детства

3

4.

О наших сверстниках

3

5.

О хороших людях

4

6.

Книги о животных

6

7.

Русская литература

7

8.

Зарубежная литература

5

Итого


33

Разделы  включают следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Разделы включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений, реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников.Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема,

Вид занятия

(аудиторное, внеаудиторное)

Дата занятия

Раздел Русский народный фольклор-2ч.

План

Факт

1

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку ирака» Экскурсия в школьную библиотеку.

внеаудиторное



2

«Ни окошек, ни дверей». Загадки

аудиторное



Раздел «Мои первые книжки»-3ч

3

С.Маршак «Усатый полосатый»,

внеаудиторное



4

К.Чуковский «Бармалей»

аудиторное



5

К.Чуковский «Доктор Айболит»

внеаудиторное



Раздел «Друзья детства»-3ч

6

Виталий Бианки. «Рассказы о животных»

аудиторное



7

М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.

внеаудиторное



8

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

аудиторное



Раздел «О наших сверстниках»-3ч

9

Н.Носов «Метро», «Леденец»

внеаудиторное



10

В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья.

аудиторное



11

Б.Заходер «Детям»,


аудиторное



Раздел «О хороших людях»-4ч

12-13

Толстой Л.Н. Рассказы для детей.

внеаудиторное



14

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

аудиторное



15

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Разлука»

внеаудиторное



Раздел «Книги о животных»-6ч

16-17

Е.Чарушин «Волчишко»

С. Маршак «Детки в клетке»

аудиторное



18-19

М. Горький «Воробьишко».

внеаудиторное



20

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»

аудиторное



21

Е. Чарушин «На нашем дворе»

внеаудиторное



Раздел «Русская литература»-7ч

22

С.В. Михалков. Стихи для детей.

внеаудиторное



23

С.Я. Маршак. Стихи.

аудиторное



24-25

В.Катаев« Цветик – семицветик»

внеаудиторное



26

Г. Остер «Эхо»

аудиторное



27-28

 «Любимое произведение»

внеаудиторное



Раздел «Зарубежная литература»-5ч

29

Ш.Перро «Красная шапочка»

внеаудиторное



30

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

аудиторное



31-32

Г.Х. Андерсен. Сказки.

внеаудиторное



33

В. Гауф. Калиф-аист.

внеаудиторное