ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочному курсу «Читай-ка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643), приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020), с учётом «Час чтения. Общие рекомендации» Н.А.Барсуковой, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО, канд. ист. наук 2013 год.
1.1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность данной программы состоит в том, что учащиеся 1 класса в большей своей массе не умеют читать, им необходимо прививать любовь к чтению. Чтение в коллективе, обсуждение прочитанного, выполнение творческих заданий способствует развитию интереса детей к чтению.
Новизна данной программы обусловлена возрастными особенностями учащихся начальной школы, которым необходимо показать пример смыслового прочтения художественных произведений.
Практическая значимость программы заключается в прочтении определённых книг за каждый год обучения и в формировании читательской культуры школьника начального уровня основного общего образования.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
1.2. Описание места курса внеурочной деятельности
Внеурочный курс «Читай-ка» относится к плану внеурочной деятельности образовательного учреждения. Занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю во второй половине дня, 33 часа в год. Срок реализации программы 1 год.
1.3.Способы контроля и оценивания результатов освоения курса внеурочной деятельности
Тетрадь юного читателя, участие в литературных викторинах, конкурсах, инсценировках художественных произведений
В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.
Формы организации занятий:
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные УУД
Смыслообразование.
Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей.
Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем).
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. формирование интереса (мотивации) к чтению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные УУД
1.Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов.
Работа с дидактическими иллюстрациями.
Универсальные логические действия.
5. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге.
6. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
7. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Предметные УУД
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения;
анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы;
сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Работать в паре, в группе.
характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
– приобретение опыта самостоятельного социального действия);
выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Русский народный фольклор | 2 |
2. | Мои первые книжки | 3 |
3. | Друзья детства | 3 |
4. | О наших сверстниках | 3 |
5. | О хороших людях | 4 |
6. | Книги о животных | 6 |
7. | Русская литература | 7 |
8. | Зарубежная литература | 5 |
Итого | | 33 |
Разделы включают следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Разделы включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений, реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников.Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема, | Вид занятия (аудиторное, внеаудиторное) | Дата занятия |
Раздел Русский народный фольклор-2ч. | План | Факт |
1 | Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку ирака» Экскурсия в школьную библиотеку. | внеаудиторное | | |
2 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки | аудиторное | | |
Раздел «Мои первые книжки»-3ч |
3 | С.Маршак «Усатый полосатый», | внеаудиторное | | |
4 | К.Чуковский «Бармалей» | аудиторное | | |
5 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | внеаудиторное | | |
Раздел «Друзья детства»-3ч |
6 | Виталий Бианки. «Рассказы о животных» | аудиторное | | |
7 | М. Пришвин. Еж. Ребята и утята. | внеаудиторное | | |
8 | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | аудиторное | | |
Раздел «О наших сверстниках»-3ч |
9 | Н.Носов «Метро», «Леденец» | внеаудиторное | | |
10 | В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. | аудиторное | | |
11 | Б.Заходер «Детям», | аудиторное | | |
Раздел «О хороших людях»-4ч |
12-13 | Толстой Л.Н. Рассказы для детей. | внеаудиторное | | |
14 | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» | аудиторное | | |
15 | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Разлука» | внеаудиторное | | |
Раздел «Книги о животных»-6ч |
16-17 | Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | аудиторное | | |
18-19 | М. Горький «Воробьишко». | внеаудиторное | | |
20 | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» | аудиторное | | |
21 | Е. Чарушин «На нашем дворе» | внеаудиторное | | |
Раздел «Русская литература»-7ч |
22 | С.В. Михалков. Стихи для детей. | внеаудиторное | | |
23 | С.Я. Маршак. Стихи. | аудиторное | | |
24-25 | В.Катаев« Цветик – семицветик» | внеаудиторное | | |
26 | Г. Остер «Эхо» | аудиторное | | |
27-28 | «Любимое произведение» | внеаудиторное | | |
Раздел «Зарубежная литература»-5ч |
29 | Ш.Перро «Красная шапочка» | внеаудиторное | | |
30 | Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | аудиторное | | |
31-32 | Г.Х. Андерсен. Сказки. | внеаудиторное | | |
33 | В. Гауф. Калиф-аист. | внеаудиторное | | |