СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Читайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности клуб "Читайка".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Читайка"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Читайка»


для 1 класса

Учитель Брюханова Наталья Юрьевна

(Фамилия Имя Отчество)


1 квалификационная категория
















2019/ 2020 учебный год с. Шаманка

Пояснительная записка

Рабочая программа «Читайка» разработана на основе авторской программы «Что кому нравится», автор И.В.Карпеева, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1 класса «Читайка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Актуальность

Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи:

1 год

  • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

  • формировать интерес к литературному чтению,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать

эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и

чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Формы организации занятий:

    • занятие-диспут,

    • занятие-спектакль,

    • занятие-праздник,

    • занятие-интервью,

    • уроки-спектакли,

    • конференция,

    • устный журнал,

    • конкурсы,проекты

    • литературная игра

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Режим занятий:

Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 36 часов в год.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
  1. Круг чтения.

  2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе- писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг,

определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.

Ведущие принципы программы

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Предполагаемые результаты деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

− осознавать значимость чтения для личного развития;

− формировать потребность в систематическом чтении;

− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

− уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

− уметь самостоятельно работать с новым произведением;

− уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

− уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

− прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

− отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

− ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

− составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

− пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

− участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

− оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

− высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

− участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

− соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

− находить книгу в открытом библиотечном фонде;

− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

− книге и героях;

− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

− заданную тему;

− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

− пользоваться аппаратом книги;

1 год обучения

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
      • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

      • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

      • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

      • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

      • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

      • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.


п/п

Тема занятия

Кол -

во

часов

Основное содержание работы

1.

Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица»

1

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по

вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору: 1.Птицы посылают аиста и соловья учиться пению.

  1. Аист у мудреца.

  2. Соловей у мудреца.

2.

Из серии « Мои первые книжки». С.Маршак

«Усатый полосатый»,

«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

1

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое

проговаривание, работа с иллюстрациями,

оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

3.

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в

стихах и прозе.

1

Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей

4.

Русские народные

потешки и прибаутки.

1

Учимся читать потешки и прибаутки

5.

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.

Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»

1

Слушание, чтение и рассматривание книги

6.

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

Р. Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

1

Слушание, чтение и рассматривание книги- сборника.

7.

Русские народные игры.

Игра «Вася – гусёночек»

1

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей.

Разучивание игры по всем правилам.

8 – 9.

Ш.Перро «Красная

шапочка»

2


Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10.

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1

Чтение, рассматривание книги.

11

12.

Сказки о животных Русская народная сказка

«Петушок – золотой гребешок»

Сказки о животных С. Михалков «Как

медведь трубку нашёл»

2

Чтение и рассматривание книги

13.

Стихи и загадки

«Подскажи словечко» Стихи и загадки Е.

1

Чтение и рассматривание книги – сборника,

отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием


Серова


«рифма».

14.

Друзья детства.

К.Чуковский «Бармалей»,

«Краденое солнце»

1

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

15.

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский

«Доктор Айболит»

1

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

16.

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким

«Неумейка»

1

Чтение и рассматривание книги, словарная работа

«мастер на все руки».

17

19.

О наших сверстниках. Н.Носов «Метро»,

«Телефон», «Леденец». О наших сверстниках. А. Соколовский

«Бабушкина вешалка», О наших сверстниках. Е. Благинина «Бабушка- забота»

3

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

20.

Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На

лугу».

1

Рассматривание сборника стихов

И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

21.

О героях.

А.Митяев «Богатыри»

1

Литературное слушание, чтение и рассматривание

книги, введение понятия «былина»

22

23.

О доброте.

В.Осеева «Добрая

хозяюшка», «Синие листья».

2

Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

24.

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е.

Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто

«Разлука» и др.

1

Рассматривание сборника «О мамах»,

выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.

25.

«В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей

квартирой».

1

Рассматривание сборника

Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

26

27.

Знакомые незнакомцы.

Н.Сладков «Как

медвежонок сам себя напугал».

1

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

Знакомые незнакомцы. Б. Заходер «Русачок».



28

30.

Книги о животных.

Е. Чарушин «На нашем дворе».

3


Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.

Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный.

Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

Книги о животных. Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают».


Книги о животных. В.Бианки «Хвосты».

31

32.

О любимых игрушках. Э. Успенский

«Чебурашка»

1

Рассматривание сборника стихов «Игрушки»,

выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление

содержания в форме разгадывания загадок.

О любимых игрушках. А. Барто «Игрушки»


33.

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов

сказки с лепестками волшебного цветка.

34.

Про школу. С. Баруздин «

Как Алёше учиться надоело»

1

Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

35.

Экскурсия в школьную

библиотеку.


Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой

книг.

36.

Итоговое занятие.

Игра – викторина «Угадай сказку»

1

Итоговое занятие.