СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для 6 класса с предпрофильной подготовкой по биологии на занятиях внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Юный эколог»

6 – б КЛАСС



  1. Пояснительная записка


1.1 Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для школьников.

1.2. Цель программы - формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.

Задачи:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


1.3 Системно - деятельностный подход.


В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;


1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.


1.5 Предметные результаты.


  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  1. Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности.


Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


2.1 Показатели в личностной сфере ребёнка

интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности по научно-позновательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.


  1. Формирование УУД

Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

  1. формирование основ экологической и генетической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;

  2. приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  3. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных

растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  1. овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в

дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


3.1 Личностные УУД


В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья

  • умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.



3.2 Регулятивные УУД:


В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе

  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы

  • определять цели и задачи усвоения новых знаний

  • оценивать правильность выполнения своих действий

  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.


    1. Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)

  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.

  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания

  • моделировать объекты и явления окружающего мира

  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).




    1. Коммуникативные УУД:


Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    1. Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.


Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.


Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.


Третий уровень - познавательная деятельность.


Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Как улучшить качество питьевой воды в школе?

Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.

Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.

Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.





3.6 Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.


  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;


  1. Основные направления содержания программы.


Представленная целостная программа разработана для уча­щихся школы на 34 часа. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Вводное занятие.(2ч.)

Собеседование с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.


Тема: Что такое экология.(5ч.)

Тема: Энергия - основа основ.(5ч.)

Тема: Суша как часть биосферы.(5ч.)

Тема: Атмосфера. (4ч.)

Тема: Вода - важнейший компонент окружающей среды.(3ч.)

Тема: Живая природа.(8ч.)

Тема: Природоохранная деятельность.(2ч.)


4.1 Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Что такое экология.

5

4

1

3

Энергия-основа основ.

5

3

2

4

Суша как часть биосферы.

5

4

1

5

Атмосфера.

4

2

2

6

Гидросфера.

3

2

1

7

Живая природа.

8

6

2

8

Природоохранная деятельность

2

2

-


4.2. Содержание процесса внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает общественную жизнь

школьник ценит общественную жизнь

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Для достижения данного уровня необходимо.

взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Формы организации внеурочной деятеятельности – кружок, форма добровольного объединения детей.

Функции:

  • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;

  • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

  • расширения коммуникативного опыта;

  • организации детского досуга и отдыха.


4.3 Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности.


Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Программа рассчитана на 34 часов – 1 раз в неделю.

  1. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.


5.1 Учебные пособия для реализации программы:

  • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

  • Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).


5.2 Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


6. Список используемой литературы для составления программы.

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

7. Календарно-тематическое планирование

П/п


Дата

Тема

Решаемые проблемы учеником


Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

УУД

Личностные результаты

1


Введение.

Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии.

Формировать адекватную самооценку собственного здоровья.

2


Осенние явления в жизни природы.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: определять назначение физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.

К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

Формировать экологическое мышление.

3


Что такое экология?


Наука экология.

Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?


Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: давать оценку экологии в жизни человека.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

Формировать экологическое мышление.

4


Биосфера-живая оболочка Земли.

Как согласовать действия с возможностями ученика?


Р.: – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: давать оценку населенности биосферы.

К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками.

Формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе.

5




Экологические системы.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку экологических систем.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний.

Формирование основ экологической грамотности.

6


Цепи питания.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников.


7


Природные зоны родного края.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.


П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.


8


Энергия -основа основ.


Значение Солнца для жизни на Земле.

Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?


Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: давать оценку значения Солнца.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

Формирование основ экологической грамотности.

9


Фотосинтез.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.


10




Семена-аккумуляторы

солнечной энергии.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

.

11


Распознавание плодов и семян деревьев.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: применять теорию на практике.

П.: давать оценку практическим знаниям.

К.: соблюдать правила безопасности.

Организовывать совместные занятия вне аудитории со сверстниками.

12


Различные источники энергии.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: уважительно относиться к сверстнику.

П.: давать оценку различным источникам энергии.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

13


Суша как часть биосферы.


Геологичес-кое строение Земли.

Как согласовать действия с возможностями ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

14


Горные породы и минералы.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку горных пород и минералов.

К.: соблюдать правила безопасности.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

15


Механический состав почвы, типы почв.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

16


Представители почвенной фауны.

Выбор действия с возможностями ученика.


Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку представителей почвенной фауны.

К.: использование проблемных ситуаций, споров дискуссий.

Формирование уважительного отношения к живым организмам.

17


Охрана почв.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

18


Атмосфера.

Значение атмосферы.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся

19


Наблюдения за жизнью растений и животных зимой.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

20


Загрязнение атмосферы человеком.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку загрязнению атмосферы.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

21


Гидросфера.

Значение воды для всего живого.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: давать оценку значения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности

22


Обитатели водной среды.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку обитателей водной среды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

23


Источники загрязнения воды.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: давать оценку загрязнения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности

24


Живая природа.

Многообразие растений.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку многообразия растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

25


Сообщества леса, парка, луга.

Как согласовать действия с возможностями ученика?


Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку природных сообществ.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

26


Наблюдения за весенними явлениями.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку весенних явлений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

27


Лекарственные растения.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку лекарственных растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

28


Комнатные растения.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку комнатных растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

29


Фауна нашего края.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку фауне родного края.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

30


Экологические группы животных.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку экологических групп животных.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

31


Влияние человека на флору и фауну

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку фауне родного края.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

32


Природо-охранная деятельность.

Охрана природы в России.

Как согласовать действия с возможностями ученика?


Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку охраны природы в России.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование активной жизненной позиции.

33


Сосновый бор-памятник природы.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку памятникам природы.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование активной жизненной позиции.

34


Итоговое занятие: «Что мы узнали за год?»

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: систематизировать полученные знания.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование экологического мышления.











5