Муниципальное образовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
МО «Тереньгульский район» Ульяновской области
Рассмотрено на Педагогическом Совете Протокол №__________ от «____» ____________ 2015 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР__________________ ______________________ Протокол №_____ от «____» ____________ 2015г. | Утверждаю директор школы___________ ________________________ Приказ №_______ от «____» ___________2015г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Юный информатик»
для обучающихся 7 класса
(35 часов в год, 1 раза в неделю)
Составитель:
Учитель информатики
Шарохина Татьяна Анатольевна
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный информатик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Богомолова О. Б., Самылкина Н. Н. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний (Серия: Программы и планирование). 2013.
Григорьев Д. В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В.Григорьев, П. В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в 7 классе.
Содержание программы внеурочной деятельности отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 7-х классов и отражает потребности обучающихся.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Курс «Юный информатик» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Содержание курса опирается на «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры; подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования сетевых информационных технологий.
Для реализации программы курса используются технологии проектов, которые целенаправленно побуждают учащихся на эмоциональную и интеллектуальную деятельность.
На занятиях обучающиеся работают в режиме творческого развития, получают базовый уровень знаний и умений, затем создают учебные мини-проекты, на которых отрабатывают общие и специальные умения. Дидактические материалы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует достаточно быстрому усвоению учебного материала.
Курс «Юный информатик» включается в программу основной школы в качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение не должно заменять или предварять деятельность учащихся.
Цель: данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности с использованием ИКТ.
Задачи:
Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
Научить работать с различными источниками информации.
Научить способам первичной обработки информации.
Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
Научить работать в группе, команде.
Научить оценивать свои и чужие результаты.
Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Развивать исследовательские умения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная программа предназначена учащихся 7-го класса, и рассчитана на 35 часа(1 час в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Тема 1. Общие сведения о проектной деятельности | 5 |
2 | Тема 2. Инструменты сбора и обработки информации по проекту | 12 |
3 | Тема 3. Проектная деятельность в социальных сетях | 12 |
4 | Тема 4. Самооценка и презентация проекта | 6 |
| Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Общие сведения о проектной деятельности (5ч)
Техника безопасности в компьютерном классе. Ведение в проектную деятельность.
Технология проектной деятельности. Этапы подготовки и реализации проекта
Банк проектов. Выбор темы проекта. Интернет – проекты.
Методы и приёмы работы с информацией.
Особенности самостоятельной исследовательской работы над проектом.
Тема 2. Инструменты сбора и обработки информации по проекту(12)
Алгоритм сбора информации по теме проекта.
Процедура социологических исследований по проекту.
Особенности сбора информации с помощью цифрового фотоаппарата (телефона) и её обработки на компьютере.
Особенности сбора информации с помощью цифровой камеры и её обработки
Методы поиска информации в сети интернет.
Модель естественнонаучного эксперимента с использованием компьютерной техники.
Работа с материалом проекта в программе Picture Manager
Особенности создания видеофильма в программе Movie Maker, Windows Live
Обработка материала проекта в программе Movie Maker, Windows Live
Тема 3. Проектная деятельность в социальных сетях (12ч)
Обзор социальных сетей. Регистрация на Wiki – портале. Правила работы на Wiki – портале.
Работа с текстовыми документами на Wiki – страничке.
Языковое оформление проекта. Фон Wiki – страницы.
Подготовка изображений для размещения в сети Интернет
Вставка изображений на Wiki – страничку.
Создание фотоальбома на Wiki – странице.
Подготовка и вставка галереи на Wiki - страничку
Редактирование материала проекта на Wiki – портале.
Загрузка видеоинформации на серверы "Vimeo" - видеохостинг (http:///)
Правила создания ссылок на источники информации
Тема 4. Самооценка и презентация проекта (6ч)
Критерии самооценки результатов процесса проектирования
Документация проекта
Создание интерактивной презентации проекта
Методы и приёмы презентации и само презентации проекта.
Защита проекта
Резерв времени
результаты освоения курса внеурочной деятельности
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня в области информатики;
интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работа индивидуально и в группе
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В результате реализации программы внеурочной деятельности, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Перечень учебно-методического обеспечения
Дистанционный курс «Технологии разработки проекта» Калиновский В. Г. 2012г.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений:
Оборудование кабинета информатики:
Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows – CD
Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office
Звуковой редактор Audacity Windows – CD
Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
Браузер Mozilla Windows – CD
Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows - CD
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела и темы занятия. | Основные виды деятельности | Форма организации деятельности | Дата проведения |
аналитическая | практическая | план | факт |
I | Тема 1. Общие сведения о проектной деятельности | | | | | |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Ведение в проектную деятельность. | Знакомство с правилами ТБ. | | Фронтальная работа | | |
2 | Технология проектной деятельности. Этапы подготовки и реализации проекта | Составление памятки | Постановка цели. Формулирование задач. Разбивка задач на шаги. | Фронтальная работа, работа в группе | | |
3 | Выбор темы проекта. Интернет – проекты | Просмотр готовых проектов. | Проверка работы по выбору тем проектов, | Работа в группах | | |
4 | Методы и приёмы работы с информацией. | | Выявление ресурсов | Работа в группах | | |
5 | Особенности самостоятельной исследовательской работы над проектом. | | Презентации групповой работы | Работа в группах | | |
II | Тема 2. Инструменты сбора и обработки информации по проекту | | | | | |
1 | Алгоритм сбора информации по теме проекта. | | Составление алгоритма по теме выбранного проекта | Работа в группах | | |
2 | Процедура социологических исследований по проекту. | | Просмотр социологических исследований в сети интернет | Работа в группах | | |
3 | Особенности сбора информации с помощью цифрового фотоаппарата (телефона) и её обработки на компьютере. | | сбор информации с цифрового оборудовании и обработать её на компьютере | Работа в группах | | |
4 | Методы поиска информации в сети интернет. | | Поиск информации в сети интернет | Индивидуальная работа | | |
5 | Модель естественнонаучного эксперимента с использованием компьютерной техники. | Естественно - научный эксперимент | | Работа в группах | | |
6 | Работа с материалом проекта в программе Picture Manager | | Работа в программе Picture Manager | Индивидуальная работа | | |
7 | Особенности создания видеофильма в программе Movie Maker, Windows Live | | Создания видеофильма в программе Movie Maker, Windows Live | Работа в группах | | |
8 | Обработка материала проекта в программе Movie Maker, Windows Live | | Обработка материала в программе Movie Maker, Windows Live | Индивидуальная работа | | |
III | Тема 3. Проектная деятельность в социальных сетях | | | | | |
1 | Обзор социальных сетей. Регистрация на Wiki – портале. Правила работы на Wiki – портале. | Обзор социальных сетей | Правила работы на Wiki | Индивидуальная работа | | |
2 | Работа с текстовыми документами на Wiki – страничке | | Работа с текстовыми документами | Работа в группах | | |
3 | Языковое оформление проекта. Фон Wiki – страницы. | Оформление проекта. | | Индивидуальная работа | | |
4 | Подготовка изображений для размещения в сети Интернет | Подготовка изображений | | Работа в группах | | |
5 | Вставка изображений на Wiki – страничку | | Вставка изображений на Wiki | Индивидуальная работа | | |
6 | Создание фотоальбома на Wiki – странице | | Создание фотоальбома на Wiki | Индивидуальная работа | | |
7 | Подготовка и вставка галереи на Wiki - страничку | | Подготовка и вставка изображений на Wiki | Индивидуальная работа | | |
8 | Редактирование материала проекта на Wiki – портале | | Редактирование на Wiki – портале | Индивидуальная работа | | |
9 | Загрузка видеоинформации на серверы "Vimeo" - видеохостинг (http:///) | | Загрузка видеоинформации | Работа в группах | | |
10 | Правила создания ссылок на источники информации | | Создания ссылок | Работа в группах | | |
IV | Тема 4. Самооценка и презентация проекта | | | | | |
1 | Критерии самооценки результатов процесса проектирования. | | Практическое применение имеющихся знаний | Индивидуальная работа | | |
2 | Документация проекта. | | | Индивидуальная работа | | |
3 | Создание интерактивной презентации проекта | | Создание презентации | Индивидуальная работа | | |
4 | Методы и приёмы презентации | | Презентация созданного проекта | Индивидуальная работа | | |
2 | Защита проекта | | Защита созданного проекта проекта | Индивидуальная работа | | |
3 | Резерв времени | | | | | |
5