Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 102»
города Ростова-на-Дону
УТВЕРЖДАЮ
______________Директор
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой город Ростов-на-Дону»
8 класс (1час в неделю, всего 35 часов)
Составитель: Ротарь Ф.В.
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 102»
2017-2018 уч. год 
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям, как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, программа способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется проектной деятельности, под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Мой город Ростов-на-дону» призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история города Ростова-на-Дону, герои-земляки, участвующие в Великой Отечественной войне. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения об истории города, школы, промышленных предприятий, достопримечательностях, о своих земляках, записывая биографии горожан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Ученики познакомятся с деятельностью школьного музея, поработают с его фондами.
Данная программа продолжает изучение истории нашего края, начатое на уроках исторического краеведения в 7 классе.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основное направление внеурочной деятельности – изучение истории родного города.
Межпредметные связи – русский язык, литература, география.
Цели программы:
Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, гордости за неё.
Образовательные задачи:
Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков.
Овладение начальными навыками исследовательской работы
Овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю.
Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни.
Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программы предусматривает теоретические и практические занятия:
Теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
Практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 8 класса.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с фондами школьного музея и музеев города. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города Ростова-на-Дону.
- Встречи с жителями города, запись их воспоминаний, фотографирование.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор информации.
- Написание исследовательских работ в форме докладов и проектов, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т. п. на уровне школы, муниципалитета, области.
Оформительская работа:
а) составление докладов, отчетов;
б) оформление выставок, плакатов, стенгазет;
в) создание рукописного Альбома Памяти (об учителях школы).
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, экскурсий;
б) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Ожидаемые результаты
Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, встреч, бесед, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т. д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах по краеведению, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсия;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• экскурсии, походы.
Теоретическое и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действия:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (области знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации - энциклопедии и книги по краеведению, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.
Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, обсуждает с детьми, какие проекты (исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например рисунок, открытка, рассказ, викторина, газета, книга, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д.
При выполнении проекта ведется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ученика ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой провориться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты обучения
• Изучение истории города Ростова-на-дону.
• Сбор материала о земляках-участниках Великой Отечественной войны.
• Овладение навыками работы с фондами музея.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающие должны научиться ▪ видеть проблемы; ▪ ставить вопросы; ▪ выдвигать гипотезы; ▪ давать определение понятиям; ▪ классифицировать; ▪ наблюдать; ▪ проводить эксперименты; ▪ делать умозаключения и выводы; ▪ структурировать материал; ▪ готовить тексты собственных докладов; ▪ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблемы; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникационное взаимодействие (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:
• альбом;
• газета;
• справочник;
• стенгазета;
• фотоальбом.
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | • формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления • воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | • умение учиться: формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации; • добывать необходимые знания, с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, музея и интернета. |
Коммуникативные | • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • умение координировать свои усилия с усилиями других; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
Личностные и метапредметные результаты
Содержание программы
Введение в курс «Мой город Ростов-на-Дону». 1 час
Раздел 1. Малая Родина. История города Ростова-на-Дону. Топонимика родного края (годонимы (история названия улиц), дримонимы, ойконимы (история названия города и близлежащих сел, деревень, городов). История городских церквей. История предприятий и учреждений. Почетные жители нашего города. Они сражались за Родину. Достопримечательности города Ростова-на-дону.
Раздел 2. История моей семьи в истории города. Моя родословная. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Трудовые династии. Традиции моей семьи
Раздел 3. Моя школа. История моей школы. Традиции школы. Учителя школы. Педагогические династии. Выпускники школы.
Раздел 4. Творчество жителей города Ростова-на-Дону. Местные поэты, музыканты, писатели, художники.
Раздел 5. Работа над исследовательскими проектами. Работа над исследовательскими проектами. Защита исследовательских проектов.
Раздел 6. Хранитель истории родного края – школьный виртуальный краеведческий музей. Создание электронных фондов, школьного виртуального музея. Создание проекта «Экскурсия по экспозициям школьного виртуального музея»
Раздел 7. Итоговое занятие.
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Открытое мероприятие.
Всего: 35 часа.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История родного края»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Теорет. часы | Практ. часы | Дата | Дополнительная деятельность, содержание занятий |
план |
5 класс | |
1 | Введение в курс «История родного города» | 1 | 1 | | | |
Раздел 1. Малая родина. 11 часов | |
2 | История города Ростова-на-дону | 1 | 1 | | | |
3 | Топонимика родного края (годонимы (история названия улиц), дримонимы, ойконимы (история названия села и близлежащих сел, деревень, городов) | 1 | 1 | | | |
4-5 | История городских церквей | 2 | 1 | 1 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. |
6 | История предприятий и учреждений | 1 | 1 | | | |
7 | Почетные жители нашего города | 1 | | 1 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. |
8-10 | Они сражались за Родину. | 3 | 1 | 2 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. |
11 | Достопримечательности города Ростова-на-Дону | 1 | 1 | | | |
Раздел 2. История моей семьи в истории поселка. 4 часов | |
12 | Моя родословная | 1 | 1 | | | |
13 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны | 1 | 1 | | | |
14 | Трудовые династии | 1 | 1 | | | |
15 | Традиции моей семьи | 1 | 1 | | | |
Раздел 3. Моя школа. 6 часов | |
16-17 | История моей школы | 2 | 2 | | | |
18 | Традиции школы | 1 | 1 | | | |
19-20 | Учителя школы. Педагогические династии. Оформление Альбома Памяти «Учителя, работавшие в нашей школе». | 2 | 1 | 1 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Встречи с учителями-ветеранами. Сбор информации для оформления Альбома Памяти. |
21 | Выпускники школы | 1 | 1 | | | |
Раздел 4. Творчество жителей. 1 час | |
22 | Местные поэты, музыканты, писатели, художники | 1 | 1 | | | |
Раздел 5. Работа над исследовательскими проектами. 6 часов | |
23- 26 | Работа над проектами | 4 | | 4 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. |
27-28 | Защита исследовательских проектов | 2 | | 2 | | |
Раздел 6. Хранитель истории родного края - школьный виртуальный музей. 6 часов |
29-30 | Создание электронных фондов, школьного виртуального музея | 2 | | 2 | | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. |
31-33 | Создание проекта «Экскурсия по фондам школьного виртуального музея» | 3 | | 3 | | |
Итоговое занятие. 2 час |
34 | Отчёт о работе | 2 | | | | Проведение открытого мероприятия для учащихся школы «Мой край – город Ростов-на-дону». |
Список литературы
Александр Ильин, История города Ростова-на-Дону, Ростов-на-Дону, 2006.
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону (1761—1886) // Донской временник. Ростов н/Д, 1998—2002.
М. В. Саблин, Е. Ю. Гиря. К вопросу о древнейших следах появления человека на юге Восточной Европы (Россия) // Археология, этнография и антропология. № 2 (42) 2010.
Л. С. Ильюков — Ливенцовско-Каратаевская крепость среднего Бронзового века.
Оснащение учебного процесса
• Компьютеры
• Проектор
• Экран