СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «краеведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «краеведение»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

города Кузнецка



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №10 г. Кузнецка

МБОУ СОШ №10 г.Кузнецк __________________/Златогорская Л.Ю.

Протокол № __ от __ ___ 2023г Приказ № __от ____ ____2023г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«КРАЕВЕДЕНИЕ»









Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10

г.Кузнецка

Зябирова С.С.











2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

города Кузнецка



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №10 г. Кузнецка

МБОУ СОШ №10 г.Кузнецк __________________/Златогорская Л.Ю.

Протокол № __ от __ ___ 2023г Приказ № __от ____ ____2023г







Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности

патриотического направления

«Краеведение»

во 1 «б » классе

( 1 ч. в неделю, 33 ч. в год)

на 2023 -2024 учебный год.









Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10

г.Кузнецка

Зябирова С.С.














2023-2024 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» для 1 класса разработана на основе следующих документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Изменения и дополнения, внесенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и введением Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N 373».

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ

«Кекоранская СОШ».

Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Главная цель:
  • развитие образного мышления детей; формирование универсальных действий - наблюдения, анализа, сравнения, обобщения; воспитание в детях стремления к познанию;

  • пробуждение у детей интереса и уважения к родному краю.

Задачи программы:

образовательные:

-расширять общий кругозор учащихся; углублять знания, учащихся об истории родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной край;

развивающие:

-развивать познавательную самостоятельность; развивать речь, внимание; развивать пространственное воображение.

воспитательные задачи:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в школа

ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Общая характеристика курса «Краеведение».

Программа «Краеведение» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины. Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования. Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.

Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.

Методы работы, используемые при освоении программы: объяснительно- иллюстрационный; репродуктивный; частично-поисковый; продуктивный.

Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия, экскурсии по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).





Место курса в учебном плане.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (33 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение»,

«Технология», ИЗО.

Программа первого класса рассчитана на 33 час, это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения.

Ожидаемые результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Место предмета в учебном плане

На изучение курса в 1 классе отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели )

Содержание разделов и название тем Тема 1 Планета Земля, на которой я живу(1ч)

Дать представления о планетах солнечной системы, об особенностях планеты Земля. Практическая работа: групповая (работа с пластилином по теме: «Наша Планета в солнечной системе») (Фронтальная беседа, групповая практическая работа)

Форма проведения занятия: коллективная, групповая

Виды деятельности: познавательная, художественное творчество


Тема 2. Мой адрес, по которому я живу (1 ч)

Проект «Наш дом - большая страна Россия» (нарисовать свою страну) Форма проведения занятия: коллективная, групповая, заочная экскурсия Виды деятельности: познавательная, художественное творчество

Тема 3. Обзорная экскурсия в школьный музей (1 ч)

Беседа о школе, её история, символика. Правила поведения в музее. (Беседа)

Форма проведения занятия: коллективная

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение


Тема 4-5. Игра – путешествие «Знаешь ли ты своё село» (2 ч)

Сформировать представление об истории возникновения с.Кекоран, д.Порва, д.Сюровай. (Работа в парах: вопросы по содержанию)

Форма проведения занятия: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: познавательная, игровая.


Тема 6. Район, в котором мы живём (1 ч)

Дать представления об истории Якшур- Бодьинского района.

Форма проведения занятия: коллективная

Виды деятельности: познавательная


Тема 7. Улица, на которой я живу (1 ч)

Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. (Беседа по содержанию) аппликация «Улицы района, в котором мы живём»

Форма проведения занятия: групповая, викторина

Виды деятельности: познавательная, игровая.


Тема 8. Осенние изменения в природе (1 ч)

Знакомство учащихся с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. Составление гербариев.

Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная

Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество,

Тема 9-10. Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов. Конкурс плакатов «Берегите воду» (2 ч)

Беседа: зачем и как охраняются водоёмы. Практическая работа: (работа в группах) конкурс плакатов. Проведение конкурса. Подведение итогов.

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, конкурсы

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество


Тема 11-12. Обитатели наших водоёмов (2 ч)

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд

«Обитатели наших водоёмов»

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторина, соревнование

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение


Тема 13-14. Грибы своей местности Экологическая игра «Лукошко грибника» (2 ч)

Заочная прогулка в лес. Проектная деятельность «Гриб - «друг», гриб – «недруг» человека»

Форма проведения занятия: коллективная, поисковые исследования, проекты

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение Экологическая игра (работа в группах). Тест «А знаем ли мы грибы?»

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторины


Тема 15-16. Лекарственные и ядовитые растения своего края (2 ч)

Фронтальная беседа. Практическая работа: работа с энциклопедиями, составление рассказов о растениях нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с атласами Удмуртской Республики

Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная, поисковые исследования

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение


Тема 17-18. Местные виды насекомых (2 ч)

Беседа: животные, обитающие на территории УР (насекомые).

Форма проведения занятия: коллективная, поисковые исследования

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение


Тема 19-20. Зимние изменения в природе (2 ч)

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом зимы. Заочная экскурсия в природу. Сбор информации из дополнительных источников информации в группах. Выступления представителей групп.

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, заочная экскурсия

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение


Тема 21-22. Местные виды птиц Зимующие птицы нашего края. (2 ч)

Знакомство учащихся с птицами нашего края.

Практическая работа: наблюдение и определение перелетных и зимующих птиц, обитающих на территории УР.

Форма проведения занятия: коллективная, групповая.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество


Тема 23-24. «Животные нашего края» Викторина (2 ч)

Викторина «Животные нашего края» Практическая деятельность: составление ребусов, кроссвордов, подборка занимательных задачек.

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, поисковые исследования, викторины

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество


Тема 25-26. Весенние изменения в природе (2 ч)

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом весны. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Практическая работа: характерные особенности гнездовья птиц и домиков для птиц.

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, экскурсия

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение


Тема 27-28. Лес. Жители леса (2 ч)

Фронтальная беседа о жителях леса, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности животных

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, поисковые исследования, викторины

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение


Тема 29-30. Красная книга УР. Правила поведения в природе (2 ч)

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу УР, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная, поисковые исследования, конкурс

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество


Тема 31. «Наш край» Игра – викторина (1 ч)

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» Игра – викторина «Наш край».

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторина

Виды деятельности: познавательная, игровая, развлекательная деятельность


Тема 32 . Известные люди нашего края (1 ч)

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных людях Якшур-Бодьинского р-на

Форма проведения занятия: индивидуальная, поисковые исследования Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение


Тема 33 Летние изменения в природе (1 ч)

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом лета. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Поисковая групповая деятельность по теме:

«Лекарственные растения-доктора для человека»

Форма проведения занятия: коллективная, групповая, экскурсия

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Мой-край Удмуртия. 1 класс Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Ижевск Удмуртия 2017 г.

  2. «Государственные символы Удмуртской республики». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1994.

  3. Багаутдинова Д.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов». – Рекламно-информационное бюро «Турист». – Москва, 1992.

  4. Владыкин В.Е. « Этнография удмуртов». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.

  5. Ворончихина Е. « По Вятскому краю». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.


Технические средства обучения

Компьютер Проектор Классная доска




Календарно -тематическое планирование. (33 часа)


Дата проведения

Тема занятия

Кол час

Требования к уровню подготовки обучающихся

План

Факт

1



Планета Земля, на которой я живу

1

Познакомятся с планетами солнечной системы.

Практическая работа: работа с пластилином по теме: «Наша Планета в солнечной системе»

2



Мой адрес, по которому я живу

1

Проект «Наш дом - большая страна Россия» (нарисовать свою страну)

3



Обзорная экскурсия в школьный

музей

1

Беседа о школе, её история, символика. Правила поведения в музее.

(Беседа

4-5



Игра – путешествие «Знаешь ли ты

своё село»

2

Сформировать представление об истории возникновения с.Кекоран,

д.Порва, д.Сюровай.

6



Район, в котором мы живём

1

Дать представления об истории Якшур- Бодьинского района.

7



Улица, на которой я живу

1

Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в

группах. (Беседа по содержанию) аппликация «Улицы района, в котором мы живём»

8



Осенние изменения в природе

1

Знакомство учащихся с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. Составление гербариев.

9-10



Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов. Конкурс плакатов

«Берегите воду»

2

Беседа: зачем и как охраняются водоёмы. Практическая работа: (работа в группах) конкурс плакатов. Проведение конкурса. Подведение итогов.

11-12



Обитатели наших водоёмов

2

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов.

Кроссворд «Обитатели наших водоёмов»

13-14



Грибы своей местности Экологическая игра «Лукошко

грибника»

2

Заочная прогулка в лес. Проектная деятельность «Гриб - «друг», гриб –

«недруг» человека»

15-16



Лекарственные и ядовитые растения своего края

2

Беседа. Практическая работа: работа с энциклопедиями, составление

рассказов о растениях нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с атласами УР

17-18



Местные виды насекомых

2

Беседа: животные, обитающие на территории УР (насекомые).

19-20



Зимние изменения в природе

2

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом зимы. Заочная экскурсия в природу. Сбор информации из дополнительных

источников информации в группах. Выступления представителей групп.

21-22



Местные виды птиц Зимующие

2

Знакомство учащихся с птицами нашего края.




птицы нашего края


Практическая работа: наблюдение и определение перелетных и

зимующих птиц, обитающих на территории УР.

23-24



«Животные нашего края» Викторина

2

Викторина «Животные нашего края» Практическая деятельность:

составление ребусов, кроссвордов, подборка занимательных задачек.

25-26



Весенние изменения в природе

2

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом весны. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Практическая работа:

характерные особенности гнездовья птиц и домиков для птиц.

27-28



Лес. Жители леса

2

Фронтальная беседа о жителях леса, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные

особенности животных

29-30



Красная книга УР. Правила поведения в природе

2

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу УР, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков

о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

31



«Наш край» Игра – викторина

1

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» Игра – викторина

«Наш край».

32



Известные люди нашего края

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить

информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных людях Якшур-Бодьинского р-на

33



Летние изменения в природе

1

Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом лета. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Поисковая групповая

деятельность по теме: «Лекарственные растения-доктора для человека»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!