Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
города Кузнецка
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №10 г. Кузнецка
МБОУ СОШ №10 г.Кузнецк __________________/Златогорская Л.Ю.
Протокол № __ от __ ___ 2023г Приказ № __от ____ ____2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
г.Кузнецка
Зябирова С.С.
2023-2024 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
города Кузнецка
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №10 г. Кузнецка
МБОУ СОШ №10 г.Кузнецк __________________/Златогорская Л.Ю.
Протокол № __ от __ ___ 2023г Приказ № __от ____ ____2023г
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности
патриотического направления
«Краеведение»
во 1 «б » классе
( 1 ч. в неделю, 33 ч. в год)
на 2023 -2024 учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
г.Кузнецка
Зябирова С.С.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» для 1 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Изменения и дополнения, внесенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и введением Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N 373».
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ
«Кекоранская СОШ».
Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главная цель:
развитие образного мышления детей; формирование универсальных действий - наблюдения, анализа, сравнения, обобщения; воспитание в детях стремления к познанию;
пробуждение у детей интереса и уважения к родному краю.
Задачи программы:
образовательные:
-расширять общий кругозор учащихся; углублять знания, учащихся об истории родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной край;
развивающие:
-развивать познавательную самостоятельность; развивать речь, внимание; развивать пространственное воображение.
воспитательные задачи:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в школа
ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Общая характеристика курса «Краеведение».
Программа «Краеведение» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины. Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования. Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.
Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.
Методы работы, используемые при освоении программы: объяснительно- иллюстрационный; репродуктивный; частично-поисковый; продуктивный.
Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия, экскурсии по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).
Место курса в учебном плане.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (33 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение»,
«Технология», ИЗО.
Программа первого класса рассчитана на 33 час, это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения.
Ожидаемые результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса в 1 классе отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели )
Содержание разделов и название тем Тема 1 Планета Земля, на которой я живу(1ч)
Дать представления о планетах солнечной системы, об особенностях планеты Земля. Практическая работа: групповая (работа с пластилином по теме: «Наша Планета в солнечной системе») (Фронтальная беседа, групповая практическая работа)
Форма проведения занятия: коллективная, групповая
Виды деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема 2. Мой адрес, по которому я живу (1 ч)
Проект «Наш дом - большая страна Россия» (нарисовать свою страну) Форма проведения занятия: коллективная, групповая, заочная экскурсия Виды деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема 3. Обзорная экскурсия в школьный музей (1 ч)
Беседа о школе, её история, символика. Правила поведения в музее. (Беседа)
Форма проведения занятия: коллективная
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Тема 4-5. Игра – путешествие «Знаешь ли ты своё село» (2 ч)
Сформировать представление об истории возникновения с.Кекоран, д.Порва, д.Сюровай. (Работа в парах: вопросы по содержанию)
Форма проведения занятия: коллективная, работа в парах
Виды деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Район, в котором мы живём (1 ч)
Дать представления об истории Якшур- Бодьинского района.
Форма проведения занятия: коллективная
Виды деятельности: познавательная
Тема 7. Улица, на которой я живу (1 ч)
Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. (Беседа по содержанию) аппликация «Улицы района, в котором мы живём»
Форма проведения занятия: групповая, викторина
Виды деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Осенние изменения в природе (1 ч)
Знакомство учащихся с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. Составление гербариев.
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная
Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество,
Тема 9-10. Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов. Конкурс плакатов «Берегите воду» (2 ч)
Беседа: зачем и как охраняются водоёмы. Практическая работа: (работа в группах) конкурс плакатов. Проведение конкурса. Подведение итогов.
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, конкурсы
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество
Тема 11-12. Обитатели наших водоёмов (2 ч)
Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд
«Обитатели наших водоёмов»
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторина, соревнование
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение
Тема 13-14. Грибы своей местности Экологическая игра «Лукошко грибника» (2 ч)
Заочная прогулка в лес. Проектная деятельность «Гриб - «друг», гриб – «недруг» человека»
Форма проведения занятия: коллективная, поисковые исследования, проекты
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение Экологическая игра (работа в группах). Тест «А знаем ли мы грибы?»
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторины
Тема 15-16. Лекарственные и ядовитые растения своего края (2 ч)
Фронтальная беседа. Практическая работа: работа с энциклопедиями, составление рассказов о растениях нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с атласами Удмуртской Республики
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная, поисковые исследования
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Тема 17-18. Местные виды насекомых (2 ч)
Беседа: животные, обитающие на территории УР (насекомые).
Форма проведения занятия: коллективная, поисковые исследования
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение
Тема 19-20. Зимние изменения в природе (2 ч)
Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом зимы. Заочная экскурсия в природу. Сбор информации из дополнительных источников информации в группах. Выступления представителей групп.
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, заочная экскурсия
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение
Тема 21-22. Местные виды птиц Зимующие птицы нашего края. (2 ч)
Знакомство учащихся с птицами нашего края.
Практическая работа: наблюдение и определение перелетных и зимующих птиц, обитающих на территории УР.
Форма проведения занятия: коллективная, групповая.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество
Тема 23-24. «Животные нашего края» Викторина (2 ч)
Викторина «Животные нашего края» Практическая деятельность: составление ребусов, кроссвордов, подборка занимательных задачек.
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, поисковые исследования, викторины
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество
Тема 25-26. Весенние изменения в природе (2 ч)
Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом весны. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Практическая работа: характерные особенности гнездовья птиц и домиков для птиц.
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, экскурсия
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение
Тема 27-28. Лес. Жители леса (2 ч)
Фронтальная беседа о жителях леса, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности животных
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, поисковые исследования, викторины
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Тема 29-30. Красная книга УР. Правила поведения в природе (2 ч)
Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу УР, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная, поисковые исследования, конкурс
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество
Тема 31. «Наш край» Игра – викторина (1 ч)
Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» Игра – викторина «Наш край».
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, викторина
Виды деятельности: познавательная, игровая, развлекательная деятельность
Тема 32 . Известные люди нашего края (1 ч)
Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных людях Якшур-Бодьинского р-на
Форма проведения занятия: индивидуальная, поисковые исследования Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Тема 33 Летние изменения в природе (1 ч)
Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом лета. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Поисковая групповая деятельность по теме:
«Лекарственные растения-доктора для человека»
Форма проведения занятия: коллективная, групповая, экскурсия
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Мой-край Удмуртия. 1 класс Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Ижевск Удмуртия 2017 г.
«Государственные символы Удмуртской республики». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1994.
Багаутдинова Д.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов». – Рекламно-информационное бюро «Турист». – Москва, 1992.
Владыкин В.Е. « Этнография удмуртов». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.
Ворончихина Е. « По Вятскому краю». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.
Технические средства обучения
Компьютер Проектор Классная доска
Календарно -тематическое планирование. (33 часа)
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол час | Требования к уровню подготовки обучающихся |
План | Факт |
1 | | | Планета Земля, на которой я живу | 1 | Познакомятся с планетами солнечной системы. Практическая работа: работа с пластилином по теме: «Наша Планета в солнечной системе» |
2 | | | Мой адрес, по которому я живу | 1 | Проект «Наш дом - большая страна Россия» (нарисовать свою страну) |
3 | | | Обзорная экскурсия в школьный музей | 1 | Беседа о школе, её история, символика. Правила поведения в музее. (Беседа |
4-5 | | | Игра – путешествие «Знаешь ли ты своё село» | 2 | Сформировать представление об истории возникновения с.Кекоран, д.Порва, д.Сюровай. |
6 | | | Район, в котором мы живём | 1 | Дать представления об истории Якшур- Бодьинского района. |
7 | | | Улица, на которой я живу | 1 | Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. (Беседа по содержанию) аппликация «Улицы района, в котором мы живём» |
8 | | | Осенние изменения в природе | 1 | Знакомство учащихся с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. Составление гербариев. |
9-10 | | | Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов. Конкурс плакатов «Берегите воду» | 2 | Беседа: зачем и как охраняются водоёмы. Практическая работа: (работа в группах) конкурс плакатов. Проведение конкурса. Подведение итогов. |
11-12 | | | Обитатели наших водоёмов | 2 | Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Обитатели наших водоёмов» |
13-14 | | | Грибы своей местности Экологическая игра «Лукошко грибника» | 2 | Заочная прогулка в лес. Проектная деятельность «Гриб - «друг», гриб – «недруг» человека» |
15-16 | | | Лекарственные и ядовитые растения своего края | 2 | Беседа. Практическая работа: работа с энциклопедиями, составление рассказов о растениях нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с атласами УР |
17-18 | | | Местные виды насекомых | 2 | Беседа: животные, обитающие на территории УР (насекомые). |
19-20 | | | Зимние изменения в природе | 2 | Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом зимы. Заочная экскурсия в природу. Сбор информации из дополнительных источников информации в группах. Выступления представителей групп. |
21-22 | | | Местные виды птиц Зимующие | 2 | Знакомство учащихся с птицами нашего края. |
| | | птицы нашего края | | Практическая работа: наблюдение и определение перелетных и зимующих птиц, обитающих на территории УР. |
23-24 | | | «Животные нашего края» Викторина | 2 | Викторина «Животные нашего края» Практическая деятельность: составление ребусов, кроссвордов, подборка занимательных задачек. |
25-26 | | | Весенние изменения в природе | 2 | Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом весны. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Практическая работа: характерные особенности гнездовья птиц и домиков для птиц. |
27-28 | | | Лес. Жители леса | 2 | Фронтальная беседа о жителях леса, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности животных |
29-30 | | | Красная книга УР. Правила поведения в природе | 2 | Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу УР, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. |
31 | | | «Наш край» Игра – викторина | 1 | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» Игра – викторина «Наш край». |
32 | | | Известные люди нашего края | 1 | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных людях Якшур-Бодьинского р-на |
33 | | | Летние изменения в природе | 1 | Знакомство учащихся с изменениями в природе с приходом лета. Заочная экскурсия в природу. Работа с атласом УР. Поисковая групповая деятельность по теме: «Лекарственные растения-доктора для человека» |