СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Краеведение" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

          Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Краеведение" 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

МЕЛИТОПОЛЬ






РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

____________М.Н.Мысник

Протокол №1

от «______» _______2022г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОО «СОШ № 11»


____________С.В.Римская


«______» __________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОО «СОШ № 11»


__________ Д.Ю. Глек

Приказ №_______

от «______» ___________ 2022г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Краеведение»

для 2-А класса

на 2022-2023 учебный год







Составитель:

Добровольская Илона Валерьевна

учитель начальных классов








МЕЛИТОПОЛЬ 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;основной образовательной программы.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«КРАЕВЕДЕНИЕ»


Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ

Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;

  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;

  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;

  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Краеведение» во 2 классе отводится 17 ч, 34 недели по 0,5 ч в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а так же будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Обучающийся научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Карачаево - Черкеской, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой

Карачаево – Черкесской республики;

  • чувства гордости за своё село, свою республику, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

    • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

    • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику России, КЧР;

  • описывать достопримечательности России, КЧР;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой КЧР;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Программа обучения во 2 классе предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, населенном пункте, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города).

Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях о богатстве растительного и животного мира.

Программа «Краеведение» в0 2 классе содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш село», «Наша республика», «Люди нашей республики».

Название раздела

Всего часов

Моя маленькая родина

2 часов

Наш город

4 часов

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

8 часов

Люди нашего города

3 часов

Итого

17 часов


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Краеведение» составлено с учётом рабочей программы воспитания.

Реализация воспитательного потенциала курса предполагает:

  1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;

  2. побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  4. использование воспитательных возможностей содержания курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  5. применение интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  6. включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы;

  7. организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.







МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

МЕЛИТОПОЛЬ



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

____________М.Н.Мысник

Протокол №1

от «______» _______2022г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОО «СОШ № 11»


____________С.В.Римская


«______» __________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОО «СОШ № 11»


__________ Д.Ю. Глек

Приказ №_______

от «______» ___________ 2022г.











КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности

«Краеведение»

2-А класс

на 2022-2023 учебный год







Составитель:

Добровольская Илона Валерьевна

учитель начальных классов








МЕЛИТОПОЛЬ 2022

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата

Моя маленькая родина (2 ч)

1

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.

09.09

2

Мой дом, двор. Моя улица, почему так названа.

Достопримечательности на нашей улице.

23.09

Наш город (4 ч)

3

Где мы живем. Название моего города.

07.10

4

Символы нашего города. Культурно – просветительные учреждения Мелитополя.

21.10

5

Профессии города. Где работают родители.

11.11

6

Конкурс рисунков «Наш город».

25.11

Наш край (8 ч)

7

Географическое положение Запорожской области. Наш край на карте.

09.12

8

История возникновения и символика области. Народности, населяющие край в разные эпохи.

23.12

9

Богатства нашей земли.

Традиционные ремесла моей области.

13.01

10

Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека.

27.01.

11

Животный мир, его разнообразие. Охрана и значение животного мира.

10.02

12

Водоемы нашей области. Растительный и животный мир водоемов.

10.03

13

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Промышленность.

31.03

14

Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

14.04

Люди нашего края (3 ч)

15

Труд людей Запорожского края.

28.04

16

Люди, прославившие мою Родину. Виртуальная экскурсия на предприятия области.

12.05

17

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители. Итоговое занятие.

26.05