МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
МЕЛИТОПОЛЬ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ____________М.Н.Мысник Протокол №1 от «______» _______2022г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОО «СОШ № 11» ____________С.В.Римская «______» __________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОО «СОШ № 11» __________ Д.Ю. Глек Приказ №_______ от «______» ___________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
для 2-А класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Добровольская Илона Валерьевна
учитель начальных классов
МЕЛИТОПОЛЬ 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;основной образовательной программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ
Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Краеведение» во 2 классе отводится 17 ч, 34 недели по 0,5 ч в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а так же будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Обучающийся научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Карачаево - Черкеской, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой
Карачаево – Черкесской республики;
чувства гордости за своё село, свою республику, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику России, КЧР;
описывать достопримечательности России, КЧР;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой КЧР;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обучения во 2 классе предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, населенном пункте, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города).
Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях о богатстве растительного и животного мира.
Программа «Краеведение» в0 2 классе содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш село», «Наша республика», «Люди нашей республики».
Название раздела | Всего часов |
Моя маленькая родина | 2 часов |
Наш город | 4 часов |
Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). | 8 часов |
Люди нашего города | 3 часов |
Итого | 17 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Краеведение» составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Реализация воспитательного потенциала курса предполагает:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
МЕЛИТОПОЛЬ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ____________М.Н.Мысник Протокол №1 от «______» _______2022г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОО «СОШ № 11» ____________С.В.Римская «______» __________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОО «СОШ № 11» __________ Д.Ю. Глек Приказ №_______ от «______» ___________ 2022г. |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
«Краеведение»
2-А класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Добровольская Илона Валерьевна
учитель начальных классов
МЕЛИТОПОЛЬ 2022
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Моя маленькая родина (2 ч) |
1 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | 09.09 |
2 | Мой дом, двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности на нашей улице. | 23.09 |
Наш город (4 ч) |
3 | Где мы живем. Название моего города. | 07.10 |
4 | Символы нашего города. Культурно – просветительные учреждения Мелитополя. | 21.10 |
5 | Профессии города. Где работают родители. | 11.11 |
6 | Конкурс рисунков «Наш город». | 25.11 |
Наш край (8 ч) |
7 | Географическое положение Запорожской области. Наш край на карте. | 09.12 |
8 | История возникновения и символика области. Народности, населяющие край в разные эпохи. | 23.12 |
9 | Богатства нашей земли. Традиционные ремесла моей области. | 13.01 |
10 | Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека. | 27.01. |
11 | Животный мир, его разнообразие. Охрана и значение животного мира. | 10.02 |
12 | Водоемы нашей области. Растительный и животный мир водоемов. | 10.03 |
13 | Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Промышленность. | 31.03 |
14 | Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. | 14.04 |
Люди нашего края (3 ч) |
15 | Труд людей Запорожского края. | 28.04 |
16 | Люди, прославившие мою Родину. Виртуальная экскурсия на предприятия области. | 12.05 |
17 | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители. Итоговое занятие. | 26.05 |