Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 от 29.08.2016г. руководитель Т.П.Гурова _______________ | Согласовано с заместителем директора по УВР 30.08. 2016г. О.С.Титова ________________ Трудности орфографии 7 класс Рабочая программа внеурочной деятельности Направление:интеллектуальное | Утверждено приказом №141 от 30.08. 2016г. директор О.Ю.Гугунова ______________ ССоставитель: Волкова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Промышленная 2016
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного курса………………….. 5
Содержание учебного курса…………………………………………… 8
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы …………………………………………………………………. 9 12
Рабочая программа внеурочной деятельности «Трудности орфографии» по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Промышленновская СОШ № 56» с использованиемпримерной программы основного общего образования по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Трудности орфографии» для работы с учащимися 7 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.
Программа «Трудности орфографии» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 7классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.
На основании учебного плана МБОУ « Промышленновская СОШ № 56 »и в соответствии с уставом данного учреждения (34 учебных недели) программа внеурочной деятельности «Трудности орфографии» по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
повышение уровня грамотности учащихся.
Задачи:
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Регулятивные результаты
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные результаты
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки;
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами;
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного курса
Введение. Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
Правописание о/ё после шипящих в корне слова. Написание О под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.
Правописание приставок на -з / -с. Написание Ы в начале корня после приставок на согласный. Употребление приставок пре- и при-.
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Разделительный Ъ. Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание НЕ с различными частями речи.
Слитно и дефисное написание сложных слов.
Употребление прописных букв.
Правила переноса.
Индивидуальная работа по дидактическому материалу.
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ № п/п | Название раздела и темы программы | Количество часов |
1 1 | Введение. Основные принципы русской орфографии | 3 |
2 2 | Орфограммы корня, приставки и суффикса | 6 |
33 | Сложные слова | 2 |
24 | Орфограммы разных частей речи. | 19 |
5 | Развитие речи. | 4 |
| ИТОГО | 34 |