СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в слово" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в слово" для обучающихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в слово" (6 класс)»









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по русскому языку

обучающихся 6-х классов

«Путешествие в слово»







































  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности





  • личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;


2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.



  • метапредметные:

1) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на

электронных носителях;


2) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; самостоятельно определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;


3) формирование способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;


4) овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

5) формирование способности осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);


6) формировать умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

7) формировать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


8) развивать навыки работы в группе – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности



Этапы

работы

Кол-во часов

Содержание этапа

Формы организа

ции учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Подготови-тельный

1ч.

Постановка проблемы. Определение темы и целей проекта. Деление на группы.

Коллектив-

ная работа

Беседа. Опрос. Формулируют проблемный вопрос: чему способствует работа над этимологией слов? Коллективно выбирают слова, о происхождении которых хотели бы узнать (приложение №2). Определяют цель проекта: создание иллюстрирован-ной книжки-малышки для учащихся начальных классов.

Аналитиче-ский

1ч.

Планирование. Определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; способа представления результатов; распределение обязанностей между членами рабочей группы; установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Коллектив-

ная, групповая работа

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы. Деление на группы, выбор ответственных в каждой группе. Каждая группа выбирает слова, с которыми будет проводить исследовательс-кую работу. Происходит распределение обязанностей между членами рабочей группы

Практиче-ский

4ч.

Поэтапное выполнение исследователь-ских задач. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках: этимологиче-ские словари, энциклопедии, сборники загадок, пословиц и поговорок, книги по истории, ресурсы Интернета. Анализ информации, формулирование выводов.

Исследова-тельская работа

Осуществляют поэтапное выполнение исследователь-ских задач. Работают с теоретическим материалом и ресурсами Интернета. Осуществляют поиск информации об этимологических словарях и учёных-лингвистах, которые занимались вопросами этимологии. Каждая группа выступает с докладами, в которых говорится об учёных-этимологах и этимологических словарях. Начинают поэтапное выполнение исследовательс-ких задач. Находят в этимологических словарях слова по теме исследования (имена существительные, обозначающие предметы школьной тематики); собирают интересные сведения об их использовании в речи (загадки, пословицы, поговорки).

В ходе исследования получают информацию о происхождении названий существитель-ных, обозначающих предметы школьной тематики. Каждая группа систематизирует информацию, полученную в ходе исследовательс-кой работы, анализирует её и формулирует выводы. Коллективное обсуждение оформления книжки-малышки, подбор иллюстративного материала

Презента-ционный

2ч.

Планирование презентации и подготовка презентацион-ных материалов. Демонстрация результатов исследователь-ской деятельности (защита проекта).

Выступле-ния учащихся

Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе. Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией.

Контроль-ный

1ч.

Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия.

Коллектив-

ная работа

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализируют достигнутые результаты





  1. Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Дата

Приме-

чание

По плану

Факти-

ческая

1.

Введение. Что изучает этимология?




2.

Этимологический словарь, его структура. Первые этимологические словари




3.

Учёные-этимологи




4.

Этимологический анализ слова




5.

История происхождения имён существительных, обозначающих предметы школьной тематики (исследовательская работа)




















































Приложение 1

Литература


  1. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Просвещение, 1971.

  2. Семёнов А.В. Этимологический словарь для школьников. – М.: ЮНВЕС, – 2005.

  3. Иванов В.В., Потиха 3.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.

  4. Волина В.В. Этимологический словарь. — СПб: Зенит, 2000. 

  5. Постникова И.И. Просто и занимательно о русском языке. — М.: Просвещение, 2006. 

  6. Берсеньева Е.Г. Русские пословицы и поговорки. —М.: Центрполиграф, 2010.

7. http://slovari.yandex.ru









































Приложение 2



Список имён существительных, обозначающих предметы школьной тематики





  1. Альбом

  2. Дневник

  3. Доска

  4. Карандаш

  5. Кисточка

  6. Клей

  7. Книга

  8. Ластик

  9. Мел

  10. Папка

  11. Парта

  12. Пенал

  13. Пластилин

  14. Портфель

  15. Ранец

  16. Резинка

  17. Ручка

  18. Рюкзак

  19. Точилка

  20. Указка

  21. Учебник

  22. Циркуль

  23. Школа