Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в слово" (6 класс)»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
обучающихся 6-х классов
«Путешествие в слово»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
1) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
2) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; самостоятельно определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
4) овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;
5) формирование способности осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
6) формировать умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
7) формировать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
8) развивать навыки работы в группе – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание этапа | Формы организа ции учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Подготови-тельный | 1ч. | Постановка проблемы. Определение темы и целей проекта. Деление на группы. | Коллектив- ная работа | Беседа. Опрос. Формулируют проблемный вопрос: чему способствует работа над этимологией слов? Коллективно выбирают слова, о происхождении которых хотели бы узнать (приложение №2). Определяют цель проекта: создание иллюстрирован-ной книжки-малышки для учащихся начальных классов. |
Аналитиче-ский | 1ч. | Планирование. Определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; способа представления результатов; распределение обязанностей между членами рабочей группы; установление процедур и критериев оценки результатов проекта. | Коллектив- ная, групповая работа | Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы. Деление на группы, выбор ответственных в каждой группе. Каждая группа выбирает слова, с которыми будет проводить исследовательс-кую работу. Происходит распределение обязанностей между членами рабочей группы |
Практиче-ский | 4ч. | Поэтапное выполнение исследователь-ских задач. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках: этимологиче-ские словари, энциклопедии, сборники загадок, пословиц и поговорок, книги по истории, ресурсы Интернета. Анализ информации, формулирование выводов. | Исследова-тельская работа | Осуществляют поэтапное выполнение исследователь-ских задач. Работают с теоретическим материалом и ресурсами Интернета. Осуществляют поиск информации об этимологических словарях и учёных-лингвистах, которые занимались вопросами этимологии. Каждая группа выступает с докладами, в которых говорится об учёных-этимологах и этимологических словарях. Начинают поэтапное выполнение исследовательс-ких задач. Находят в этимологических словарях слова по теме исследования (имена существительные, обозначающие предметы школьной тематики); собирают интересные сведения об их использовании в речи (загадки, пословицы, поговорки). В ходе исследования получают информацию о происхождении названий существитель-ных, обозначающих предметы школьной тематики. Каждая группа систематизирует информацию, полученную в ходе исследовательс-кой работы, анализирует её и формулирует выводы. Коллективное обсуждение оформления книжки-малышки, подбор иллюстративного материала |
Презента-ционный | 2ч. | Планирование презентации и подготовка презентацион-ных материалов. Демонстрация результатов исследователь-ской деятельности (защита проекта). | Выступле-ния учащихся | Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе. Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией. |
Контроль-ный | 1ч. | Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия. | Коллектив- ная работа | Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализируют достигнутые результаты |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | Приме- чание |
По плану | Факти- ческая |
1. | Введение. Что изучает этимология? | | | |
2. | Этимологический словарь, его структура. Первые этимологические словари | | | |
3. | Учёные-этимологи | | | |
4. | Этимологический анализ слова | | | |
5. | История происхождения имён существительных, обозначающих предметы школьной тематики (исследовательская работа) | | | |
Приложение 1
Литература
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Просвещение, 1971.
Семёнов А.В. Этимологический словарь для школьников. – М.: ЮНВЕС, – 2005.
Иванов В.В., Потиха 3.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.
Волина В.В. Этимологический словарь. — СПб: Зенит, 2000.
Постникова И.И. Просто и занимательно о русском языке. — М.: Просвещение, 2006.
Берсеньева Е.Г. Русские пословицы и поговорки. —М.: Центрполиграф, 2010.
7. http://slovari.yandex.ru
Приложение 2
Список имён существительных, обозначающих предметы школьной тематики
Альбом
Дневник
Доска
Карандаш
Кисточка
Клей
Книга
Ластик
Мел
Папка
Парта
Пенал
Пластилин
Портфель
Ранец
Резинка
Ручка
Рюкзак
Точилка
Указка
Учебник
Циркуль
Школа