Пояснительная записка
Рабочая программа «Портфолио младшего школьника» разработана на основе Федерального государственно стандарта начального общего образования и авторской программы Ю. Н. Дмитриевой, Е. Б.Кармолиной, Н. В. Калининой, А. П. Мишиной, Н.Г. Шевцовой, Е.В. Чибиревой «Портфолио младшего школьника»
Цели программы:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения первоклассников;
создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности,
обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.
Задачи:
принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
принятие социальных, семейных ценностей;
воспитание нравственных чувств и моральных норм;
воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у младших школьников:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
УМК
Портфолио младшего школьника /Авт.-сост.: Ю.Н.Дмитриева, Е.Б.Кармолина (и др.). – М.:Планета, 2016.
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
– приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта).
Второй уровень:
– получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить).
Третий уровень:
– получение первоклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
– на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Содержание программы
3 год обучения
Раздел 1. Знакомьтесь, я – третьеклассник Моя автобиография. Мои летние каникулы. Сочинение «Мои летние каникулы». Подумай и вспомни. Астрологический паспорт. Тайны моего характера. Почему мы разные? Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Семейные традиции. Семейный герб. Я и мои друзья.
Раздел 2. Моя Родина Россия – моя Родина. Главная высота России. Я – гражданин России. Конституция – главный закон России. Правовая викторина.
Раздел 3. Моё здоровье Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. Мой распорядок дня. На зарядку становись. Карта здоровья. Гигиена тела – оставляющая здоровья. Составляем меню. Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Раздел 4. Моя школа. Мой класс Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы. И немного о себе. Как я отношусь к окружающим. Копилка доброго человека. Поляна добрых дел. Мои жизненные принципы.
Раздел 5. Мои успехи в учёбе Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.
Разделы 6-8. Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы.
Защита портфолио. Выставка достижений.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 3 классе (1 час в неделю, всего 35 часов).
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема раздела | Кол.часов |
1 | Знакомьтесь, я – третьеклассник | 6 |
2 | Моя Родина | 5 |
3 | Моё здоровье | 6 |
4 | Моя школа. Мой класс | 7 |
5 | Мои успехи в учёбе | 7 |
6 | Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы | 4 |
| Итого: | 35 |
Основные виды учебной деятельности:
Формы организации учебных занятий:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Календарно-тематическое планирование
(3 год обучения)
№ | Кол-во часов | Дата | Тема занятия |
По плану | Фактически |
Раздел 1 Знакомьтесь, я – третьеклассник (6 часов) |
1 | 1 | | | Моя автобиография. Мои летние каникулы. Сочинение «Мои летние каникулы». Подумай и вспомни. |
2 | 1 | | | Астрологический паспорт. Тайны моего характера. Почему мы разные. Я хозяин своих эмоций. |
3 | 1 | | | Моя семья. |
4 | 1 | | | Семейные традиции. Семейный герб |
5 | 1 | | | Я и мои друзья. |
6 | 1 | | | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 2 Моя Родина (5 часов) |
7 | 1 | | | Россия – моя Родина. |
8 | 1 | | | Главная высота России. |
9 | 2 | | | Я гражданин России. |
10 | | | | Конституция – главный закон России. Правовая викторина |
11 | 1 | | | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 3 Моё здоровье (6 часов) |
12 | 1 | | | Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. На зарядку становись. |
13 | 1 | | | Карта здоровья. Гигиена тела – составляющая здоровья. |
14 | 2 | | | Питание – составляющее здоровья. |
15 | | | | Составляем меню |
16 | 1 | | | Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа». |
17 | 1 | | | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 4 Моя школа. Мой класс (7 часов) |
18 | 2 | | | Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс |
19 | | | | Мои одноклассники |
20 | 1 | | | Какой я одноклассник. Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы. |
21 | 1 | | | И немного о себе. Как я отношусь к окружающим. |
22 | 2 | | | Копилка доброго человека. Поляна добрых дел. |
23 | | | | Мои жизненные принципы. |
24 | 1 | | | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 5 Мои успехи в учебе (7 часов) |
25 | 1 | | | Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. |
26 | 1 | | | Путешествие по предметным страницам. |
27 | 1 | | | Путешествие по страницам математики. |
28 | 1 | | | Путешествие по страницам литературного чтения. |
29 | 1 | | | Путешествие по страницам русского языка. |
30 | 1 | | | Путешествие по страницам окружающего мира. |
31 | 1 | | | Путешествие по страницам изо и технологии. |
Разделы 6-8 Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (4 часа) |
32 | 1 | | | Мои достижения в школе и вне школы. |
33 | 1 | | | Мои достижения по предметам учебного плана. Участие в проектной деятельности. Участие в исследовательской деятельности. |
| 1 | | | Пожелания и отзывы. |
34 | 1 | | | Защита потрфолио |
ИТОГО | 35 часов |
6