МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ КАМЕШКИР
(МБОУ СОШ с. Русский Камешкир)
ул. Коммунальная, 10, с. Русский Камешкир, 442450
телефон (8-84145) 2-17-64 E-mail: [email protected]
ОКПО 53718690, ОГРН 1025801088004
ИНН/КПП 5816002072/581601001
Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом
на заседании РМО на педагогическом совете директора школы
учителей математики и информатики протокол № приказ №___ от _________
протокол № 1 от .201 г. __________________
______________________________ /А.М.Глухов/
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Робототехника»
Нормативный срок освоения программы: 1 год для учащихся 10-14 лет
Составитель:
Скосырева Л.В,
учитель математики
1 квалификационной категории
2017 г.
1.Планируемые результаты освоения курса «Робототехника»
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих умений:
оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:
ЗНАТЬ:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в RCX;
как использовать созданные программы;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
Прогнозироватьрезультатыработы.
Планироватьходвыполнениязадания.
Рациональновыполнятьзадание.
Руководить работой группы или коллектива.
Высказываться устно в виде сообщения или доклада.
Высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
8. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
Осуществлять простейшие операции с файлами;
10.запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
10. Представлять одну и ту же информацию различными способами;
Осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
Устройство компьютера на уровне пользователя;
Основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
14. Интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.
Учебно-информационные умения:
Понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения).
Находить нужную информацию в учебнике.
Выделятьглавное в тексте.
Работать со справочной и дополнительной литературой.
Представить основное содержание текста в виде тезисов.
Усваивать информацию со слов учителя.
Усваивать информацию с помощью диска.
Усваивать информацию с помощью компьютера.
2. Содержание курса «Робототехника»
Введение (1 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.
Конструирование (16 ч.)
Знакомство с различными видами конструкторов. Правила работы с конструктором Lego.
Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора. Приёмы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов.
Сбор непрограммируемых моделей. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей: «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка – барабанщица». Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры:
• Датчик касания;
• Датчик освещенности.
Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор собственных моделей.
Программирование (13 ч.)
История создания языка LabView. Визуальные языки программирования.
Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами, соединение команд.
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.
Составление программы по шаблону. Передача и запуск программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.
Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий).
Датчик освещенности (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее).
Проектная деятельность в группах (4 ч.)
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудитор ные | Внеауди торные |
1 | Введение | 1 | 1 | - | Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; |
2 | Конструирование | 16 | 10 | 6 | Умение работать в коллективе, группе |
3 | Программирование | 13 | 10 | 3 | Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; Умение работать в коллективе, группе. |
4 | Проектная деятельность | 4 | 1 | 3 | Умение работать в коллективе, группе |
| ИТОГО: | 34 | 22 | 12 | |
3. Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Что такое «Робототехника»? | 1 | Беседа «Основные принципы механики». Игра «Конструктор». | 01.09 | |
2 | Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO EDUCATION | 1 | Беседа «Что такое программирование?» Правила техники безопасности с компьютером. | 08.09 | |
3 | Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO EDUCATION | 1 | Правила техники безопасности с конструктором. Игра «Угадай механизм» | 15.09 | |
4 | Изучение механизмов конструктора LEGO EDUCATION. | 1 | С чего начать. Выполнение задании: «Гигантская гусеница» ,«Рулетка». | 22.09 | |
5 | Изучение механизмов конструктора LEGO EDUCATION | 1 | Беседа «Профессия программист» Выполнение задании: «Найдите на ощупь» | 29.09 | . |
6 | Конструирование и программирование заданных моделей | 1 | Практическая работа №1 | 06.10 | |
7 | Проект «Танцующие птицы» | 1 | Практическая работа №2, Совершенствование исследуемых моделей. Беседа «Перелётные птицы» Изготовление проекта «Танцующие птицы» | 13.10 | |
8 | Проект «Танцующие птицы» | 1 | Изготовление проекта «Танцующие птицы» конструирование, исследование. | 20.10 | |
9 | Проект «Танцующие птицы» | 1 | Изготовление проекта «Танцующие птицы» конструирование, исследование. | 27.10 | |
10 | Проект «Голодный аллигатор» | 1 | Практическая работа №3. Изготовление проекта «Голодный аллигатор» конструирование, исследование. | 10.11 | |
11 | Проект «Голодный аллигатор» | 1 | Практическая работа №3. Изготовление проекта «Голодный аллигатор» конструирование, исследование. | 17.11 | |
12 | Проект «Голодный аллигатор» | 1 | Практическая работа №3. | 24.11 | |
13 | Проект «Обезьянка – барабанщица» | 1 | Практическая работа №4 Проектирование ударного механизма для барабана. | 01.12 | |
14 | Проект «Обезьянка – барабанщица» | 1 | Практическая работа №4 Проектирование ударного механизма для барабана. | 08.12 | |
15 | Проект «Обезьянка – барабанщица» | 1 | Практическая работа №4 | 15.12 | |
16 | Проект «Рычащий лев» | 1 | Практическая работа№5.Беседа «Общая ось и полуоси». | 22.12 | |
17 | Проект «Рычащий лев» | 1 | Практическая работа№5 Управление моделями с общей осью и полуосями. | 12.01 | |
18 | Проект «Рычащий лев» | 1 | Практическая работа№5. Колеса в качестве роликов. | 19.01 | |
19 | Проект «Нападающий » | 1 | Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий». | 26.01 | |
20 | Проект «Нападающий » | 1 | Беседа «Футбольная команда».Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий». | 02..02 | |
21 | Проект «Нападающий » | 1 | Практическая работа№6. Конструирование и исследование модели «Нападающий». | 09.02 | |
22 | Проект «Ликующие болельщики»» | 1 | Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики». | 16.02 | |
23 | Проект «Ликующие болельщики»» | 1 | Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики». | 02.03 | |
24 | Проект «Ликующие болельщики»» | 1 | Практическая работа№7 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики». | 09.03 | |
25 | Проект «Порхающая птица» | 1 | Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Порхающая птица». | 16.03 | |
26 | Проект «Порхающая птица» | 1 | Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики». | 06.04 | |
27 | Проект «Порхающая птица» | 1 | Практическая работа№8 Конструирование и исследование модели «Ликующие болельщики». | 13.04 | |
28 | Проект «Непотопляемый парусник» | 1 | Практическая работа№9 Конструирование и исследование модели «Непотопляемый парусник» Колеса и маховики Транспортное средство с электроприводом | 20.04 | |
29 | Проект «Спасение самолёта» | 1 | Практическая работа№10. 1.Построить самую невероятную машину, которую можно себе представить. 2.Дать название своей машине и кратко объяснить остальному классу, какую полезную работу она выполняет. | 27.04 | |
30 | Проект «Спасение самолёта» | 1 | Изготовление проекта «Спасение самолёта» Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода. | 04.05 | |
31 | Я создаю собственный проект | 1 | Практическая работа№11 Проектирование механизмов. Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода | 11.05 | |
32 | Я создаю собственный проект | 1 | Практическая работа№11 Проектирование механизмов. Исследование и усовершенствование механизмов с использованием электропривода | 18.05 | |
33-35 | Я создаю собственный проект | 1 | Защита проекта. | | |
19