СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности: "Школа без конфликтов".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует развитию коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предуприждения возниконовения коммуникативных барьеров.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности: "Школа без конфликтов".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № _____ Г.___________________________





УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

средней школы № ____г._______________

от ________________ № ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»

Уровень общего образования

основное общее образование 5 класс

Образовательная область: «по социальному направлению»

Количество часов 33 часа

Учитель ______________________________________________

Программа разработана на основе примерной программы

Начало формы

Конец формы





Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Задач:

  • Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.

  • Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.

  • Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

  • Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

  • Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

  • Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

  • Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Формы работы:

  • Беседа

  • Диалог

  • Сюжетно-ролевые игры

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Ожидаемые результаты:

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Дата

Название темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Форма проведения

1



06.09.2017
(5-а, 5-б)

Раздел 1. Правила поведения в школе


  1. Знакомство. Принятие правил работы в группе.

11

1



Слушание информации, участие в обсуждении.



Беседа

2

13.09.2017

(5-а, 5-б)

  1. Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения

1


Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме.



Беседа

3

20.09.2017
(5-а, 5-б)

  1. Причины агрессивного поведения

1

4

27.09.2017
(5-а, 5-б)

  1. Профилактика агрессивного поведения.

1

Проблемно – ценностное общение.

Обсуждение

5

04.10.2017

(5-а, 5-б)

  1. Почему люди ссорятся?

1


Участие в обсуждении и выражение своего мнения.



Беседа

6

11.10.2017

(5-а, 5-б)

  1. Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».

1

7

18.10.2017

(5-а, 5-б)

  1. Виды школьных конфликтов.

1

Беседа и ролевые игры на закрепление методов выхода из конфликтных ситуаций.









Беседа и ролевые игры на закрепление методов выхода из конфликтных ситуаций.


Беседа, упражнения на

формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе.

Коммуникативные игры на сближение и взаимодействие.







Психологические упражнения


Беседа

8

25.10.2017

(5-а, 5-б)

  1. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта.

1

9

08.11.2017
(5-а, 5-б)

  1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

1

10

15.11.2017
(5-а, 5-б)

  1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (проигрывание ситуации)

1



22.11.2017
(5-а, 5-б)




29.11.2017
(5-а, 5-б)


  1. Способы урегулирования и профилактика конфликтов.


Раздел 2. Мир моих чувств и эмоций.


  1. «Мое имя».


1




6

1


06.12.2017
(5-а, 5-б)

  1. «Мое настроение»

1

Развивающие игры, обсуждение.

Беседа


13.12.2017

(5-а, 5-б)

  1. «Мои чувства и эмоции»


1

Практикум, обсуждение, ролевые игры.

Беседа


20.12.2017
(5-а, 5-б)

  1. «Как выразить негативные эмоции: злость, обида».

1

Фронтальная работа. Познакомиться с понятиями «страха», «вина», «стыд», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.



Практическое занятие


27.12.2017
(5-а, 5-б)

  1. «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».

1


17.01.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мимика и жесты»

1

Сюжетно-ролевая игра

Беседа




24.01.2018
(5-а, 5-б)

Раздел 3. «Познаю себя».


  1. «Я - неповторимый человек».

16

1



Практикум, обсуждение

Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект.


31.01.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Как стать прилежным и старательным».

1

Развивающие упражнения, обсуждения.

Беседа


07.02.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мои достоинства».

1

Развивающие упражнения, обсуждения.

Практическое занятие


14.02.2018
(5-а, 5-б)

  1. «7 моих Я».


1

Развивающие упражнения, обсуждения.

Практическое занятие.


21.02.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Что знают обо мне окружающие?».

1

Обсуждение.

Беседа с элементами практической деятельности


28.02.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Посеешь характер - пожнешь судьбу».


1

Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение, игры на развитие психических процессов.

Практическая работа


07.03.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мои недостатки».


1

Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение, как превратить недостатки в достоинства».

Практическая работа


14.03.2018
(5-а, 5-б)

  1. Как превратить недостатки в достоинства».

1


21.03.2017
(5-а, 5-б)

  1. Как превратить недостатки в достоинства».

1


04.04.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Я глазами других людей».


1

Работа в парах, фронтальная работа.

Практическое занятие


11.04.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мы все разные»


1

Работа в парах, фронтальная работа.

Практическое занятие


18.04.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мой класс - мои друзья». Изготовление фото-коллажа.

1

Проектная деятельность.
Рисование.

Коллективные творческие дела.


25.04.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Мой класс - мои друзья». Изготовление фото-коллажа.

1

Проектная деятельность.
Рисование.

Коллективные творческие дела.


16.05.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Я и семья»

Изготовление семейного дерева.


1

Самостоятельная деятельность. Составление учащимися своей родословной

Проектная деятельность


23.05.2018
(5-а, 5-б)

  1. «Я и семья»

Изготовление семейного дерева.

1


Самостоятельная деятельность
Составление учащимися своей родословной.

Проектная деятельность



30.05.2018
(5-а, 5-б)

  1. Что мы узнали и чему научились. Итоговое занятие.

1

Подведение итогов года, анализ поведения.

Беседа.



Всего:

33



Информационно-методическое обеспечение

  1. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.

  2. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.

  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.

  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.

  6. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

  7. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

  8. Интернет-ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!