МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № _____ Г.___________________________
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
средней школы № ____г._______________
от ________________ № ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Школа без конфликтов»
Уровень общего образования
основное общее образование 5 класс
Образовательная область: «по социальному направлению»
Количество часов 33 часа
Учитель ______________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы
Начало формы
Конец формы
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Задач:
Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.
Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Формы работы:
Беседа
Диалог
Сюжетно-ролевые игры
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Ожидаемые результаты:
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Форма проведения |
1 |
06.09.2017 (5-а, 5-б) | Раздел 1. Правила поведения в школе Знакомство. Принятие правил работы в группе. | 11
1 | Слушание информации, участие в обсуждении. |
Беседа |
2 | 13.09.2017 (5-а, 5-б) | Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения | 1 | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме. |
Беседа |
3 | 20.09.2017 (5-а, 5-б) | Причины агрессивного поведения | 1 |
4 | 27.09.2017 (5-а, 5-б) | Профилактика агрессивного поведения. | 1 | Проблемно – ценностное общение. | Обсуждение |
5 | 04.10.2017 (5-а, 5-б) | Почему люди ссорятся? | 1 | Участие в обсуждении и выражение своего мнения. | Беседа |
6 | 11.10.2017 (5-а, 5-б) | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия». | 1 |
7 | 18.10.2017 (5-а, 5-б) | Виды школьных конфликтов. | 1 | Беседа и ролевые игры на закрепление методов выхода из конфликтных ситуаций.
Беседа и ролевые игры на закрепление методов выхода из конфликтных ситуаций. Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе. | Коммуникативные игры на сближение и взаимодействие.
Психологические упражнения Беседа |
8 | 25.10.2017 (5-а, 5-б) | Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта. | 1 |
9 | 08.11.2017 (5-а, 5-б) | Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 1 |
10 | 15.11.2017 (5-а, 5-б) | Стратегии поведения в конфликтной ситуации (проигрывание ситуации) | 1 |
| 22.11.2017 (5-а, 5-б) 29.11.2017 (5-а, 5-б) | Способы урегулирования и профилактика конфликтов. Раздел 2. Мир моих чувств и эмоций. «Мое имя». | 1 6
1 |
| 06.12.2017 (5-а, 5-б) | «Мое настроение» | 1 | Развивающие игры, обсуждение. | Беседа |
| 13.12.2017 (5-а, 5-б) | «Мои чувства и эмоции» | 1 | Практикум, обсуждение, ролевые игры. | Беседа |
| 20.12.2017 (5-а, 5-б) | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида». | 1 | Фронтальная работа. Познакомиться с понятиями «страха», «вина», «стыд», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. |
Практическое занятие |
| 27.12.2017 (5-а, 5-б) | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 1 |
| 17.01.2018 (5-а, 5-б) | «Мимика и жесты» | 1 | Сюжетно-ролевая игра | Беседа |
|
24.01.2018 (5-а, 5-б) | Раздел 3. «Познаю себя». «Я - неповторимый человек». | 16
1 |
Практикум, обсуждение | Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. |
| 31.01.2018 (5-а, 5-б) | «Как стать прилежным и старательным». | 1 | Развивающие упражнения, обсуждения. | Беседа |
| 07.02.2018 (5-а, 5-б) | «Мои достоинства». | 1 | Развивающие упражнения, обсуждения. | Практическое занятие |
| 14.02.2018 (5-а, 5-б) | «7 моих Я». | 1 | Развивающие упражнения, обсуждения. | Практическое занятие. |
| 21.02.2018 (5-а, 5-б) | «Что знают обо мне окружающие?». | 1 | Обсуждение. | Беседа с элементами практической деятельности |
| 28.02.2018 (5-а, 5-б) | «Посеешь характер - пожнешь судьбу». | 1 | Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение, игры на развитие психических процессов. | Практическая работа |
| 07.03.2018 (5-а, 5-б) | «Мои недостатки». | 1 | Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение, как превратить недостатки в достоинства». | Практическая работа |
| 14.03.2018 (5-а, 5-б) | Как превратить недостатки в достоинства». | 1 |
| 21.03.2017 (5-а, 5-б) | Как превратить недостатки в достоинства». | 1 |
| 04.04.2018 (5-а, 5-б) | «Я глазами других людей». | 1 | Работа в парах, фронтальная работа. | Практическое занятие |
| 11.04.2018 (5-а, 5-б) | «Мы все разные» | 1 | Работа в парах, фронтальная работа. | Практическое занятие |
| 18.04.2018 (5-а, 5-б) | «Мой класс - мои друзья». Изготовление фото-коллажа. | 1 | Проектная деятельность. Рисование. | Коллективные творческие дела. |
| 25.04.2018 (5-а, 5-б) | «Мой класс - мои друзья». Изготовление фото-коллажа. | 1 | Проектная деятельность. Рисование. | Коллективные творческие дела. |
| 16.05.2018 (5-а, 5-б) | «Я и семья» Изготовление семейного дерева. | 1 | Самостоятельная деятельность. Составление учащимися своей родословной | Проектная деятельность |
| 23.05.2018 (5-а, 5-б) | «Я и семья» Изготовление семейного дерева. | 1 | Самостоятельная деятельность Составление учащимися своей родословной. | Проектная деятельность |
| 30.05.2018 (5-а, 5-б) | Что мы узнали и чему научились. Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов года, анализ поведения. | Беседа. |
| | Всего: | 33 | | |
Информационно-методическое обеспечение
Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Интернет-ресурсы