СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Театр, в который играют дети!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Театр, в который играют дети» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 7 кадетском классе в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«программа внеурочной деятельности "Театр, в который играют дети!»















































Содержание

                                                                                       

  1. Введение  ……………………………………………………….3                                                  

  2. Пояснительная записка ………………………………………..3                             

  3. Цели и задачи…………………………………………………..4                                            

  4. Методологические принципы…………………………………..5

  5. Особенности реализации программы……………………….....5

  6. Методы и формы контроля…………………………………….6

  7. Планируемые результаты………………………………………7

  8. Тематическое планирование…………………………………..9                    

  9. Содержание программы………………………………………10

  10. Предполагаемые умения и навыки……………………………11  

  11. Список литературы…………………………………………….11

  12. Приложение (КТП)                                   





























1. Введение

Огромную, ни с чем  несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

 2. Пояснительная записка

     Программа «Театр, в который играют дети» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 7 кадетском классе в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

 Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Кружок предназначен для обучающихся 7  классов ( кадеты). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

3. Цель и задачи

   Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности обучающихся через искусство художественного слова,  театрализацию, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра.

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.

  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.


70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.


 4. Методологические принципы

В основу программы кружка «Театр, в который играют дети» вложены следующие принципы:

-Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

-Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в  конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться, кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в   ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его  саморазвитию.

 -Принцип деятельностной основы занятий в кружке. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт  о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

-Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку  как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,  работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое  найдут применение в жизни каждого ребёнка.


Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1.  Театральная игра

2.  Культура и техника речи

3.  Ритмопластика

4.  Основы театральной культуры

5.  Работа над спектаклем, показ спектакля

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

-  театральные игры,

-  конкурсы,

-  викторины,

-  беседы,

-  экскурсии в театр и музеи,

-  спектакли

-  праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.

·  Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

·  Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

·  Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

·  Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

·  Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

·  Репетиция всей пьесы целиком.

·  Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

·  текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

·  промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

·  итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

-  правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

-  виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

-  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Учащиеся должны уметь

-  владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-  произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

-  произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

-  произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

-  читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

-  строить диалог с партнером на заданную тему;

-  подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  различать произведения по жанру;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

3.Учебно-тематический план на год




№ пп.

Темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. «Люби искусство в себе»

2

2

В мире театральных профессий

2

3

Слово на сцене

6

4

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые)

10




5

Основы актерского мастерства

10

6

Сценический костюм, грим.

2



7

Работа над постановочным планом спектакля

10

8

Репетиционный период.

17

9

Работа с оформлением спектакля.

4

10

Подготовка к премьере. Выступления.

3

11

Премьера

1

12

Подведение итогов. Работа с родителями

1

















Итого:68 часов





















пп.

Содержание занятий

Задача учителя

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. «Люби искусство в себе»

  • О призвании актера

  • Зачем нужно ходить в театр

познакомить ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, в театре с инструкциями по охране труда; с основными понятиями о театре

2

По плану

фактическая

2

В мире театральных профессий

  • Актер

  • Режиссер

  • Театральный художник

  • Сценарист

Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.


2



3

Слово на сцене

  • Образность сценической речи.

  • Слово ритора меняет ход истории.

  • Крылатые слова. Афоризмы.

  • Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

  • Побеседуем. Дружеская беседа.

  • Слышать – слушать – понимать.

  • Телефонные переговоры (Ролевая игра)

  • Игры со словом. Буриме.

  • Голос – одежда нашей речи. Упражнения - тренинги, способствующие развитию свободного звучания голоса, постановке звуковысотного диапазона, выработке правильной дикции, интонации и темпа речи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Привлечение работника СДК, библиотекаря

6



4

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые).

  • Развитие артистической техники на примере этюдов.

  • Этюды и импровизация

  • Этюды на заданные темы.

  • Фантазийные этюды

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

10













5

Основы актерского мастерства

  • Перевоплощение – один из главных законов театра

  • Специальные актерские приемы

  • Тренинги на развитие восприятия и наблюдательности внутренней собранности, внимания.

  • Развитие артистической смелости и непосредственности

  • Память на ощущения.

  • Преодоление неблагоприятных сценических условий

  • Характерность действия

  • Образное решение роли


Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Привлечение работника СДК


10






6


Сценический костюм. Грим.

  • Костюм как средство характеристики образа.

  • Сценический костюм вчера, сегодня, завтра.

  • Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.

  • Грим и сценический образ.

  • Характерные гримы. Придумываем и рисуем маски (занятие-конкурс)


Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.


2



7

Работа над постановочным планом

  • Застольный период над спектаклем (тема, идея, сверхзадача).

  • Распределение ролей. Чтение по ролям.

  • Обсуждение сценических образов.

  • Узловые события и поступки героев.

  • Образные решения

  • Конфликт и сюжетная линия спектакля.

  • Обсуждение задач режиссерского плана

  • Действенный анализ, первое и главное событие.

  • Завершающие определения

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.




10



8

Репетиционный период.

  • Индивидуальные и групповые репетиции.

  • Работа над художественными образами.

  • Прогонные репетиции. Замечания.

  • Игровое занятие «Театральный калейдоскоп»

учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния

17





















9







Работа с оформлением спектакля.

  • Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита.

  • Подготовка сценических костюмов.

  • Разработка партитуры музыкального, шумового и светового оформления спектакля.

Помочь в оформлении, подборе музыкального репертуара.

2



10

Подготовка к премьере. Выступления.

  • Приглашения на премьеру. Афиша. Анонс.

  • Генеральная репетиция.

  • Премьера.

  • Выступления. Гастрольная деятельность.

Организовать подготовку афиши.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

10











Содержание программы (68 часов)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.


8.    Предполагаемые умения и навыки детей

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

- ориентироваться в пространстве;

- уметь запоминать ролевые слова;

- находить нужные позы и действия;

- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

- уметь строить диалог с партнёром.

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

9 .Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

- просмотр инсценировок, подготовленных обучающимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе.

10. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Анкетирование

  • Включение педагогического наблюдения

  • Рефлексия

  • Анализ инсценировок

  • Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах


Список литературы.

  1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

  2. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006

  3. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

  4. Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011.

  5. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984

  6. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989

  7. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007

  8. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007

  9. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004

  10. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004

  11. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!