Пояснительная записка
Актуальность
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного образовательного учреждения.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель:
Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
4. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
5. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.
6. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
7. Формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
8. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
9. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
10. Формирование нравственного смысла учения.
11.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
12. Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Формирование начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.
3.Формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
4. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
5. Формирование основ патриотизма и гражданской солидарности.
6.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
7.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
8. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
9. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
2.Формирование отношения к семье как основе российского общества;
3. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
4. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
5. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Особенности реализации программы
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни.
Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы проведения занятий с обучающимися
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | Беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающей культурные и духовные традиции народов России) |
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия | |
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков | Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; | |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе | |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье | Беседы о семье и роде, об обязанностях, взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). | |
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин; | |
Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями | Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий |
Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных» | |
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | Презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде |
Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома | |
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой | Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю); |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности | Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц, посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства | |
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание)
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами | Изучение вариативных дисциплин, экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок |
Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду | Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы |
Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой | Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества | Участие в выставках семейного художественного творчества, реализация культурно-досуговых программ |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности
- кадровое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов :
— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
Ориентируется в нравственнржании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Критерии успешности нравственного образования
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Тематический план программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт |
| 1. Правила поведения в школе | 5 | 1 | 4 | | | |
1. | Жил-был Я (Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников) | | | + | 4.09 | | |
2. | Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт (Правила поведения на уроках) | | | + | 11.09 | | |
3. | Когда я ем – то глух и нем (Правила поведения в столовой) | | | + | 18.09 | | |
4. | Правила поведения на переменах | | + | | 25.09 | | |
5. | Правила дежурных | | | + | 2.10 | | |
| 2. Уроки доброты | 9 | 5 | 4 | | | |
6. | Что такое «Добро и зло» | | + | | 9.10 | | |
7. | Доброе дело делай смело | | | + | 16.10 | | |
8. | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать | | + | | 23.10 | | |
9. | Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем | | + | | 30.10 | | |
10. | Тепло родного очага | | | + | 13.11 | | |
11. | Где добрые люди – там беды не будет | | + | | 20.11 | | |
12. | Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного | | | + | 27.11 | | |
13. | Когда у друзей лад, каждый этому рад | | | + | 4.12 | | |
14. | Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом | | + | | 11.12 | | |
| 3. Школьный этикет | 6 | 3 | 3 | | | |
15. | Этикет, или просто хорошие манеры | | + | | 18.12 | | |
16. | Доброжелательность и равнодушие | | + | | 25.12 | | |
17. | Вежливость. Правила вежливости | | + | | 15.01 | | |
18. | Культура приветствия, обращения и знакомства | | | + | 22.01 | | |
19. | Культура приветствия, обращения и знакомства | | | + | 29.01 | | |
20. | Твой внешний вид | | + | | 5.02 | | |
21. | Твой внешний вид | | | + | 12.02 | | |
| 4. Уроки экологии | 4 | 3 | 1 | | | |
22. | В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно | | + | | 26.02 | | |
23 | Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты | | | + | 4.03 | | |
24. | Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным | | + | | 11.03 | | |
25. | Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца | | + | | 18.03 | | |
| 5. Как стать трудолюбивым | 9 | 4 | 5 | | | |
26. | Ученье – свет, а неученье - тьма | | + | | 1.04 | | |
| Наш труд в классе | | + | | 8.04 | | |
27. | Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень | | | + | 8.04 | | |
28. | Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты. | | | + | 15.04 | | |
29. | Каждой вещи - свое место | | + | | 22.04 | | |
30. | Мои домашние обязанности | | | + | 29.04 | | |
31. | Труд в почете любой! Мир профессий большой | | + | | 6.05 | | |
32. | Профессии моих родителей | | | + | 13.05 | | |
33 | Профессии моих бабушек и дедушек | | | + | 20.05 | | |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
1 класс (33 часа)
Раздел 1.Правила поведения в гимназии (5 ч)
Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников, с правилами поведения на уроках, в столовой, на переменах. Разработка правил дежурства.
Раздел 2. Уроки доброты (9 ч)
Что такое «Добро и зло». Доброе дело делай смело. Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.
Тепло родного очага. Где добрые люди – там беды не будет. Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного. Когда у друзей лад, каждый этому рад. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
Раздел 3. Школьный этикет (6 ч)
Этикет, или просто хорошие манеры. Доброжелательность и равнодушие.
Вежливость. Правила вежливости. Культура приветствия, обращения и знакомства. Культура приветствия, обращения и знакомства. Твой внешний вид.
Раздел 4. Уроки экологии (4 ч)
В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно. Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца;
Раздел 5. Как стать трудолюбивым (9 ч)
Ученье – свет, а неученье – тьма. Наш труд в классе. Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень. Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты. Каждой вещи - свое место. Мои домашние обязанности.
Труд в почете любой! Мир профессий большой. Профессии моих родителей;
Профессии моих бабушек и дедушек.
Список литературы
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2011.142 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.,Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
5. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
6. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - Легион: Ростов-на-Дону, 2012. 160 с.
8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
9. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990
11. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.