СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир геометрии"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего    образования особое внимание уделено внеурочной деятельности.

Необходимость включения учащихся 5 классов во внеурочную работу по математике обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Внеурочная деятельность по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

Актуальность программы «Волшебный мир геометрии» обусловлена тем, что геометрия у большинства учащихся вызывает большие затруднения.  Раннее изучение геометрии положительно влияет на развитие пространственного воображения,  на своевременное формирование геометрической зоркости и интуиции, творческих способностей учащихся, развитие интереса к геометрическим образам и в целом к геометрии как к науке.

Данная программа позволяет учащимся на начальном этапе обучения ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии, выходящими за рамки программы 5 класса по математике, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.    

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир геометрии"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Мошенское».







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир геометрии»

для учащихся 5 класса





Составитель:

Растатурова Лидия Васильевна,

учитель математики

МАОУ СШ с. Мошенское













с. Мошенское

2015 год



Пояснительная записка.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования особое внимание уделено внеурочной деятельности.

Необходимость включения учащихся 5 классов во внеурочную работу по математике обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Внеурочная деятельность по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

Актуальность программы «Волшебный мир геометрии» обусловлена тем, что геометрия у большинства учащихся вызывает большие затруднения. Раннее изучение геометрии положительно влияет на развитие пространственного воображения, на своевременное формирование геометрической зоркости и интуиции, творческих способностей учащихся, развитие интереса к геометрическим образам и в целом к геометрии как к науке.

Данная программа позволяет учащимся на начальном этапе обучения ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии, выходящими за рамки программы 5 класса по математике, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса. Эти занятия должны заинтересовать, привлечь внимание, показать разнообразие проявлений математики, содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.   

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Цель:

- развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию,

пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;

- научить конструировать, наблюдать.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих

результатов:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты:

-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них;

-приобретенные учащимися знания использовать приобретенные знания при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.

Методическое обеспечение

- рабочая программа курса;

- поурочные разработки для учителя;

- обучающие и справочные электронные издания;

- доступ в Интернет;

- рабочие тетради для ученика.

Материально-техническое обеспечение:

- материалы для оформления и детского творчества;

- наличие канцелярских принадлежностей — цветные каранда­ши, ручки, белая и цветная бумага,

клей, ножницы и т.д.;

- компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Направленность программы — научно-познавательная и худо­жественно-эстетическая.

Основные виды деятельности — интеллектуальная, творческая.

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю (34 недели).



Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Из них

Формы занятий

теория

практика

1

Вводное занятие. Красота математики.

1

1


Беседа. Презентация.

2

Первые шаги в геометрии.

1


1


3

Простейшие геометрические фигуры

1

1



4-8

Головоломка «Танграм»

5

2

3

Презентация. Лекция. Практическое занятие. Работа с картоном. Составление фигур из многоугольников.

- из истории возникновения




- изготовление головоломки из картона




- простейшие фигуры




- фигуры животных и птиц




- фигуры человека




9-10

Олимпиадные задачи.

2

1

1

Лекция. Решение олимпиадных геометрических задач.

- геометрические олимпиадные задачи




- решение олимпиадных геометрических задач.




11-12

Задачи на разрезание и складывание фигур

2

1

1

Лекция. Решение задач.

- задачи на разрезание




- решение задач на разрезание




13

Правильные многогранники

1

1


Презентация. Выставка творческих работ учащихся.

14

Куб и его свойства

1

1


Лекция

15

Прямоугольный параллелепипед и его свойства.

1

1


Лекция

16

Вычисление длины, площади и объема

1


1

Практическое занятие на измерение длин отрезков и вычисление площадей и объемов.

17

Обобщающее занятие.

1


1

Игра


Итого:

17 часов




Универсальные учебные действия по каждой теме:

1. Вводное занятие.

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

2.Первые шаги в геометрии:

  • Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

  • Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

3. Простейшие геометрические фигуры:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

  • Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Головоломка «Танграм»:

  • Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

  1. Олимпиадные задачи.

    • Регулятивные УУД: осознание учащимися уровня и качества усвоения результата.

    • Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

    • Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

6. Задачи на разрезание и складывание фигур:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

7. Правильные многогранники, изготовление фигур:

  • Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

  • Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

8. Куб и его свойства:

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

9.Прямоугольный параллелепипед и его свойства.

  • Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Регулятивные УУД: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  • Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

10. Вычисление длины, площади и объема

  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде

построения последовательности промежуточных целей.

11. Обобщающее занятие.

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.


















Литература

    1. Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.

    2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус ,Москва ,2008 .

    3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011

    4. Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».

    5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2006г.

    6. Фарков А.В.. Математические кружки в школе.. 5-8 классы. М.:Айрис-пресс,2007г.

    7. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2007г.

    8. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. Учебно-методическое пособие. М.: «Экзамен», 2006г.

    9. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.

    10. Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.

    11. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.