Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Мошенское».
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир геометрии»
для учащихся 5 класса
Составитель:
Растатурова Лидия Васильевна,
учитель математики
МАОУ СШ с. Мошенское
с. Мошенское
2015 год
Пояснительная записка.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования особое внимание уделено внеурочной деятельности.
Необходимость включения учащихся 5 классов во внеурочную работу по математике обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Внеурочная деятельность по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
Актуальность программы «Волшебный мир геометрии» обусловлена тем, что геометрия у большинства учащихся вызывает большие затруднения. Раннее изучение геометрии положительно влияет на развитие пространственного воображения, на своевременное формирование геометрической зоркости и интуиции, творческих способностей учащихся, развитие интереса к геометрическим образам и в целом к геометрии как к науке.
Данная программа позволяет учащимся на начальном этапе обучения ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии, выходящими за рамки программы 5 класса по математике, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса. Эти занятия должны заинтересовать, привлечь внимание, показать разнообразие проявлений математики, содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель:
- развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию,
пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;
- научить конструировать, наблюдать.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих
результатов:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты:
-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них;
-приобретенные учащимися знания использовать приобретенные знания при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.
Методическое обеспечение
- рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- обучающие и справочные электронные издания;
- доступ в Интернет;
- рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение:
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага,
клей, ножницы и т.д.;
- компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая.
Основные виды деятельности — интеллектуальная, творческая.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю (34 недели).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них | Формы занятий |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Красота математики. | 1 | 1 | | Беседа. Презентация. |
2 | Первые шаги в геометрии. | 1 | | 1 | |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 1 | 1 | | |
4-8 | Головоломка «Танграм» | 5 | 2 | 3 | Презентация. Лекция. Практическое занятие. Работа с картоном. Составление фигур из многоугольников. |
- из истории возникновения | | | |
- изготовление головоломки из картона | | | |
- простейшие фигуры | | | |
- фигуры животных и птиц | | | |
- фигуры человека | | | |
9-10 | Олимпиадные задачи. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Решение олимпиадных геометрических задач. |
- геометрические олимпиадные задачи | | | |
- решение олимпиадных геометрических задач. | | | |
11-12 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 1 | 1 | Лекция. Решение задач. |
- задачи на разрезание | | | |
- решение задач на разрезание | | | |
13 | Правильные многогранники | 1 | 1 | | Презентация. Выставка творческих работ учащихся. |
14 | Куб и его свойства | 1 | 1 | | Лекция |
15 | Прямоугольный параллелепипед и его свойства. | 1 | 1 | | Лекция |
16 | Вычисление длины, площади и объема | 1 | | 1 | Практическое занятие на измерение длин отрезков и вычисление площадей и объемов. |
17 | Обобщающее занятие. | 1 | | 1 | Игра |
| Итого: | 17 часов | |
Универсальные учебные действия по каждой теме:
1. Вводное занятие.
2.Первые шаги в геометрии:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
3. Простейшие геометрические фигуры:
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Головоломка «Танграм»:
Олимпиадные задачи.
Регулятивные УУД: осознание учащимися уровня и качества усвоения результата.
Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
6. Задачи на разрезание и складывание фигур:
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
7. Правильные многогранники, изготовление фигур:
Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
8. Куб и его свойства:
Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
9.Прямоугольный параллелепипед и его свойства.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УУД: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
10. Вычисление длины, площади и объема
построения последовательности промежуточных целей.
11. Обобщающее занятие.
Литература
Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус ,Москва ,2008 .
М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011
Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2006г.
Фарков А.В.. Математические кружки в школе.. 5-8 классы. М.:Айрис-пресс,2007г.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2007г.
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. Учебно-методическое пособие. М.: «Экзамен», 2006г.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.