СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации для учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

план воспитательной работы для сельской школы

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации для учащихся»

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по воспитательной работе

_______











УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «Мамонтовская ООШ»

…………………………..Приказ №

от ……….. года






Программа воспитания и

социализации для учащихся 5-9 классов
















Разработчик

программы

классный руководитель 8 класса

Аверкина Л.Ю.




2016 год



Цели программы:

создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития и жизнедеятельности школьников;

  • формировать у учащихся адекватную самооценку, уверенность в себе;

  • учить преодолевать трудности в достижении поставленных целей;

  • побуждать учащихся к самовоспитанию и самообразованию;

  • создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности каждого учащегося;

  • оказывать педагогическую поддержку творческих устремлений и действий каждого учащегося;

  • повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

  • содействовать сплочению родительского коллектива.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

2. Нравственное и духовное воспитание

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

4.Интеллектуальное воспитание

5. Здоровьесберегающее воспитание

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

8. Правовое воспитание и культура безопасности

9. Воспитание семейных ценностей

10. Формирование коммуникативной культуры

11. Экологическое воспитание


Участники реализации:

Учащиеся 5 -9 классов, учителя, родители.

Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся среднего звена.


Ожидаемые результаты:

Воспитание достойного человека, расширение круга общения и

овладение важными для жизни коммуникативными умениями и навыками, проявлять и развивать творческие способности; самореализоваться и самоутвердиться.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Чтобы уметь дружить, надо активным и вежливым быть.

Чтобы Родину любить, надо патриотом быть.

Чтобы в жизни быть успешным, надо всюду быть прилежным.

Все зависит от старания и человеческого внимания.


Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Поэтому воспитание следует рассматривать как целенаправленное управление процессом развития личности.

Потенциал основной ступени образования позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс. Это дает возможность подойти к каждому учащемуся с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого обучающегося, мы всегда должны помнить о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик».

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа воспитательной работы

  • Конституция РФ 12 декабря 1993 г.;

  • закон Российской Федерации «Об образовании» от 01 сентября 2013 г.;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., №15785;

  • концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной, официально размещена на официальном интернет-сайте Минобрнауки России 01.06.2009;

  • федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;

  • конвенция «О правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

  • приоритетный национальный проект «Образование»;

  • Положение о программах воспитательной работы классных руководителей.

Сведения о программе

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для учащихся среднего звена и рассчитана на пять лет.


Принципы реализации программы

Принцип общественной направленности: школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности - уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей - осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия - придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности - в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно - ориентированный подход - учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.


Срок реализации программы сентябрь 2016 года - май 2021 года

Содержание деятельности

Май 2016- сентябрь 2016

Подготовительный

- изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;

-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;

-составление плана деятельности;

-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно - программных документов

Сентябрь 2016- октябрь 2016

Организационный

- знакомство с классным коллективом;

-диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации с психолого-педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;

-разработка индивидуальных программ развития учащихся

Октябрь 2016-апрель 2021

Деятельностный

- работа по основным направлениям программы воспитательной работы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом, родительской общественностью;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;

-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

Апрель 2021-июнь 2021

Рефлексия

-соотношение результатов с целями и задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.


Механизм реализации

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 - 9 классов.

Программа осуществляется:

через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

через систему дополнительного образования;

в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

в ходе взаимодействия с социологическими службами (социальный педагог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения села и г.Рубцовска (школы, музеи, библиотеки, театры; ДК).

Методы:

научно-исследовательский;

метод проектов;

коммуникативная методика;

личностно-ориентированный метод;

метод креативного мышления;

репродуктивный метод;

метод критического мышления.

Формы работы:

классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;

тренинги, занятия, курсы;

конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы;

дебаты, дискусси, круглые столы, конференции;

встречи с интересными людьми.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате осуществления программы нравственный уровень обучающихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация, должна появиться потребность в творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях различного уровня. Результативность воспитательной работы заключается в том, чтобы учащиеся стали:

- образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества;

- гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;

- чувствующими прекрасное;

- добрыми, гуманными, милосердными;

- здоровыми духовно и физически.

Результат программы: всесторонне развитая личности.


СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа строится по 11 направлениям, каждое из которых направлено на решение определённых задач. Комплексное же решение всех задач будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Направление «Экологическое воспитание »

Содержание данного направления программы предполагает:

- обогащение умственного потенциала учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

- содействие становлению и проявлению субъектности (индивидуальности) личности каждого учащегося;

- усвоение учащимися умений и навыков познавательной и практической деятельности.

Направления «Нравственное и духовное воспитание» и «Гражданско-патриотическое воспитание».

Содержание данных направлений программы предполагает:

- формирование у учащихся гражданско - патриотического сознания, устойчивых нравственных позиций, взгляда на мир, основанный на культурных традициях;

- создание благоприятных условий для развития толерантности (уважения к другому, не такому, как я);

- формирование навыков культурного общения, поведения в школе и общественных местах;

- воспитание чувства единства с природой, бережного отношения к ней;

- привитие трудовых навыков посредством участия учащихся в уборке класса и территории школы.

Направление «Формирование коммуникативной культуры»Культуротворческое и эстетическое воспитание», «Социокультурное и медиакультурное воспитание»

Содержание данного направления программы предполагает:

- формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы;

- изучение потребностей, интересов, личностных характеристик членов классного коллектива;

- определение уровня сформированности классного коллектива, состояние в нём деловых и межличностных отношений;

- формирование коммуникативной культуры учащихся путём привлечения каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, к участию в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях;

- создание органов самоуправления в классе с целью принятия учащимися участия в их работе;

- формирование благоприятной эмоционально - психологической и нравственной атмосферы в классе.

Направление «Правовое воспитание и культура безопасности»

Содержание данного направления программы предполагает:

- знакомство учащихся с их правами и обязанностями на примере «Конвенции о правах ребёнка» и «Декларации прав человека»;

- знакомство с понятием ответственности за свой выбор;

- содействие формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Направление «Здоровьесберегающее воспитание»

Содержание данного направления программы предполагает:

- формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью;

- формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

- формирование личной стратегии жизни оучащихся.

Направление «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»

Содержание данного направления программы предполагает:

- формирование у учащихся осознанного отношения к труду;

- привитие учащимся основных трудовых навыков, чувства уважения к людям труда.

Направление «Воспитание семейных ценностей»

Содержание данного направления программы предполагает:

- формирование у учащихся уважительного отношения к семейным традициям, к членам своей семьи;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания;

- профилактика неверных действий родителей по отношению к собственным детям.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая носит личностно ориентированный и творческий характер.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

на 2016 - 2017 учебный год

1 четверть

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

1.Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»


1 сентября



Нравственное и духовное воспитание

1. Подготовка ко Дню Учителя. Поздравление учителей.

2.Посещение учителей-пенсионеров с целью поздравления

3.Конкурс стихов , подготовка к дню Матери. Презентация

В течение месяца

5 сентября


октябрь



октябрь-ноябрь

Уч. Лит-ры

Здоровьесберегающее воспитание

Формирование коммуникативной культуры


1. Общешкольный праздник «Здоровому все здорово»

2.Игра «баскетбол» с родителями


3.Осенний кросс


4. Осторожно «ГРИПП»

сентябрь


октябрь


3 неделя сентября


ноябрь

Уч.ф-ры





Уч. Ф-ры

Мед.работник

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

Формирование коммуникативной культуры

1. Акция «Оглянись» (наведение порядка на территории школы)


2.Безопасность в сети Интернет

В течение четверти


3-4 неделя октября

Уч. технологии



Уч.ИКТ


Воспитание семейных ценностей

1.Родительские собрания по классам

2.Участие родителей в подготовке дня знаний

По плану Кл.рук.


1 сентября


Правовое воспитание и культура безопасности

1. Встреча с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения

2Игра - конкурс «Знатоки ПДД»


сентябрь





сентябрь

Инсп.ГИБДД

Экологическое воспитание


1.Конкурс поделок из природного материала и букетов.


3 неделя октября








2 четверть

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

1.День народного единства


2. Классные часы посвященные Дню Конституции Российской Федерации

2неделя ноября


12 декабря


Нравственное и духовное воспитание

Воспитание семейных ценностей


1. Новогодний утренник.

2 Родительские собрания по итогам четверти

3.Выставка рисунков посвящённых Всемирному дню Матери

4.Общешкольное мероприятие: «Мать, как и Родина одна»

28 декабря

по планам Кл.рук.


1 неделя марта



6 марта


Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1. Поделки к дню матери «Подарок моей маме»

1. Новогодний конкурс поделок «Рождественская звезда»

3-4 неделя ноября


2-3 неделя декабря


Экологическое воспитание

 Акция «Поможем зимующим птицам»

В течении 2-3 четвертей

Уч.биологии

Интеллектуаль

ное воспитание

Спортивная викторина

В теч.ноября

Уч.ф-ры


3 четверть

Направление воспитатель-

ной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитание семейных ценностей.

Здоровосберегающее воспитание

1.Оформление стенда: «Пока нас помнят - мы живем!»


2. «Аты-баты,шли солдаты» военно-спортивная игра


3.Родительское собрание, Участие родителей в мероприятиях к 23 февраля


В теч. месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

2-3неделя февраля

по планам Кл.рук


Уч.истории





Уч.ф-ры

Духовно-нравственное

воспитание.

Культуротворческое и эстетическое воспитание.

Социокультурное и медиокультурное воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1.Чтение и обсуждение книг о героях ВОВ,

2.Поздравления к Дню защитников Отечества, пап, дедушек, родных (изготовление открыток, рисунков)

3. «Славься Армия родная» (выставка рисунков)

4.единый информационный день «я горжусь своей армией»

5. «День влюбленных» работа школьной почты

февраль


февраль





февраль


февраль

библиотекарь

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Оформление стенда «Мир профессий»

В течении марта

Кл руковод. 9 кл.


4 четверть

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотичес-

кое воспитание

1. Тематические классные часы, посвященные Дню Победы.

2. Митинг «Память»

3.Изготовление поздравительных открыток труженикам тыла,вдовам

1-9 мая


9 мая



май


Нравственное и духовное

Воспитание.

Интеллектуальное воспитание

Культуротворчес-

кое и эстетическое воспитание

1. Единый классный час посвященные Дню космонавтики

2. выставка книг, фотографий, информации о космонавтах


3.Праздник «Последний звонок»


Вторая неделя апреля


1-2 неделя апреля


25 мая




библиотекарь

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1.Субботник на территории школы


2. Операция «Памятник»


Апрель

май



май


Здоровьесберегающее воспитание

1. Общешкольный праздникс привлечением родителей «День здоровья»

2.тематический час «лето.друзья.свобода»

1 неделя апреля



2 неделя мая

Уч.ф-ры

Правовое воспитание и культура безопасности.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

1. тематический час: «Какие опасности нас подстерегают летом»


1 неделя апреля



Экологическое

воспитание

Работа на пришкольном участке

В течение четверти

Уч.биологии

Семейное воспитание

1.Заключительное мероприятие «Здравствуй, лето» для начальных классов.

2.Родительское собрание

3 неделя мая


по планам

Кл. руководителей





ЛИТЕРАТУРА


  • Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.

  • Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. -

  • Групповые формы обучения/ Составитель Сохранная Н.А. - Мн, 2007

  • Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007.

  • Журавлёв В.И., Елизаров А.А. Педагогический практикум - М., 2009

  • Классному руководителю Учебно-методическое пособие под редакцией М.И.Рожкова - М.: Гуманист Изд. Центр Владос, 2010

  • Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.

  • Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе -М., 2009

  • Психологические эффекты для решения школьных проблем. Учебно-методическое пособие, составители В.В.Васильев, Ю.В.Кондратова, Воронеж: издательство «Наука-Юнипресс», 2010