Администрация Кетовского района Курганской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании Директор школы
методического ________Ю. В. Степанова
объединения
дата: 15.10 2013 года
Руководитель МО
_____Е.С.Теницкая
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО _ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
для обучающихся 1 – 11 классов
срок реализации – 3 года.
Составитель: Давыдова Светлана Николаевна,
педагог – организатор
МКОУ «Садовская
СОШ» Кетовский район
.
Садовое, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В каждом человеке скрыт бубенчик,
И, если его затронуть, человек
Зазвучит всем лучшим, что у него есть.
А.М.Горький
Социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству происходящие в России определяют особую актуальность формирования знающих активных граждан, так как укрепление основ государственной и общественной жизни зависит во многом от участия молодежи в политической жизни, от политической и правовой культуры будущих управленцев. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, принимающих демократичные ценности и ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственным за судьбу страны.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.
Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества. Очевидно, что система образования может внести в выполнение этой задачи значительно больший вклад, чем сейчас.
Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
Программа воспитания и социализации обучающихся «Школа социального успеха» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целью воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа воспитания и социализации обучающихся «Школа социального успеха» является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России. Одним из приоритетных направлений в Курганской области выбрана работа с общественными объединениями и органами ученического самоуправления.
Программа «Школа социального успеха» имеет социально – педагогическую направленность.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации «Школа социального успеха» обучающихся являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»
Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»
Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного процесса воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся. Интегрировано входит в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель: формирование социально – активной личности, способной к самоутверждению, самовыражению, самореализации.
Задачи:
1. Создать условия для развития личностных качеств обучающихся;
2. Вовлечь обучающихся в социально – значимую деятельность через участие в детских объединениях;
3. Развить лидерские качества обучающихся через ученическое самоуправление;
4. Создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной активности;
5. Развить способности обучающегося сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов;
6. Информировать всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) о ходе реализации программы «Школа социального успеха».
Адресат программы: в решении комплекса задач воспитания и социализации обучающихся школы принимают участие все субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги.
Сроки реализации: программа воспитания и социализации обучающихся предполагает реализацию в течение 3 – х лет для обучающихся 1-11 классов.
Ожидаемые результаты
Программа направлена на:
Обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
Саморазвитие и самореализацию обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
Формирование у обучающихся основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовку обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;
Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
Формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся.
Программа обеспечивает:
Формирование социально открытого уклада школьной жизни, учитывающего специфику региона, потребности обучающихся, определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью;
Формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, способности действовать на благо Отечества;
Приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;
Возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);
Формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;
Развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;
Социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной и профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений; формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
Социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;
Использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;
Формирование осознанного принятия ценностей служения и защиты Отечества, гражданского долга;
Учет индивидуальных социальных инициатив обучающихся, особенностей их социального взаимодействия вне школы, характера их профессиональных предпочтений;
готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений;
Осознание обучающимися ценностей здорового и безопасного образа жизни, устойчиво определяющих их поведение по отношению к себе и окружающему миру;
Готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
Личностные результаты освоения Программы воспитания и социализации обучающихся «Школа социального успеха» отражают:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);
4) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни;
7) гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
8) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Предполагаемый результат
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Сформированность нравственного потенциала | 1. Уменьшение количества негативных проявлений в поведении обучающихся; 2. Освоение понятий «милосердие», «толерантность», «доброта», «взаимопомощь», «социальная солидарность», «семья», «патриотизм». | - Диагностика уровня воспитанности. (Капустина Н.П) |
Активизация деятельности обучающихся | 1. Увеличение количества участников детских объединений; 2. Разнообразие форм детских объединений (кружков, клубов); 3. Создание волонтерского отряда, отряда милосердия; 4. Участие в конкурсах различной направленности. | - Списки объединений. -Диагностика «Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся». -Анализ реализации плана работы отряда волонтеров, отряда милосердия. |
Сформированность лидерских качеств | 1. Количественный рост членов органов ученического самоуправления; 2. Личностный рост участников ученического самоуправления; 3. Участие в конкурсах различного уровня «Ученик года», «Лидер» и др. | -Методика изучения самооценки - Анализ результатов участия в конкурсах. |
Сформированность социальной компетенции | 1. Количественный рост мероприятий социально-значимой направленности; 2. Разнообразие форм мероприятий социально-значимой направленности; 3. Увеличение количества участников мероприятий социально-значимой направленности; 4.Положительная динамика роста качества мероприятий. | - Анализ выполнения общешкольного плана воспитательной работы по направлению «Социально - значимая деятельность». |
Наличие системы взаимоотношений с различными институтами гражданского общества | 1. Традиционные совместные акции отряда волонтеров, отряда милосердия с организациями социума. 2.Укрепление взаимоотношений семьи и школы; 3.Укрепление межнациональных отношений. | - Анализ деятельности волонтерского отряда, отряда милосердия. -Написание плана совместной деятельности семьи и школы, анализ его выполнения с указанием количества вовлеченных родителей и степени их участия. - Методики диагностики толерантности (методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, индекса толерантности и др. |
Вовлечение всех участников образовательного процесса в работу детских объединений | 1. Увеличение количества совместных мероприятий с родителями; 2. Рост педагогической грамотности родителей; 3. Уменьшение семей и детей «группы риска». | -Написание плана совместной деятельности семьи и школы, анализ его выполнения с указанием количества вовлеченных родителей и степени их участия. -Положительные результаты реализации программы «СемьЯ». - Сравнительный анализ социально - педагогических паспортов классов, списков семей и детей «группы риска». |
Уровень осведомленности о ходе реализации программы участников образовательного процесса, локального социума | 1.Информированность участников образовательного процесса, локального социума. 2. Наличие постоянной рубрики в школьных СМИ, отражающей реализацию программы | - анкетирование; -количество просмотров на сайте |
Содержание программы
Содержание программы воспитания и социализации по развитию социально – активной личности определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Портрет выпускника школы:
Выпускник 1 ступени образования — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Выпускник 2 ступени образования — это человек:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-семьи, гражданского общества, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей;
- умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Выпускник 3 ступни образования — это человек:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в социуме;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Реализация программы воспитания и социализации по развитию социально – активной личности должна быть направлена на развитие сознательного, ответственного отношения обучающихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и добровольного участия в социально – значимой деятельности.
Программа воспитания и социализации обучающихся «Школа социального успеха» состоит из следующих блоков:
1 блок – «Лидер»,
2 блок – «Ученическое самоуправление»,
3 блок – «Детские объединения»,
4 блок – «Волонтерство».
1 блок- «Лидер» позволяет обучающимся развивать лидерские качества, необходимые для участия ребенка в Детском объединении (3 блок) и организаторские способности для участия в «Ученическом самоуправлении» (блок 2). 4 блок - «Волонтерство», приобщает и помогает в развитие таких качеств, как «Милосердие», «Взаимопомощь», «Любовь к ближнему» и т.п.
Таким образом все блоки программы тесно связанны между собой.
1 блок «Лидер»
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, не мечтал, подобно вошедшему в поговорку солдату, стать генералом. Это естественно, поскольку человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих и раскрыться во всей полноте своего таланта. Исходя из объективной потребности общества в социально – активной личности, был задуман проект данной программы, чтобы постепенно, шаг за шагом, вернуть понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. В связи с этим, социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства.
Лидера выдвигает деятельность. Детские общественные организации и объединения признаны школой формирования лидерских качеств подростков. Всем хорошо известные методики И. П. Иванова, «Орлятская методика» с их мощнейшим воспитательным потенциалом. От них нельзя отказываться ни в коем случае! Время все расставило по местам, и сегодня, мы хорошо понимаем, что коллективные методы работы с детьми - это методы развития индивидуальности, формирования лидерских качеств.
Лидер - развивает в себе лидерские качества и стремление проявить их в реальных жизненных ситуациях, социально-значимых делах:
Работа ведется по программам «Школа вожатого», «Школа лидера»
2 блок «Ученическое самоуправление»
Процесс воспитания активной личности сложен. Грань между пассивом и активом будет стираться постепенно. Только на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека, формирования лидерских качеств. Примером такого сотрудничества является ученическое самоуправление.
Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов. Таким образом, самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.
Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Грамотно организованное самоуправление делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не независимым от существования установок, программ, интересов администрации, и реализуется в пяти «само»:
самореализация;
самодеятельность;
самоуправление;
самовоспитание;
самообучение.
Не стоит забывать, что первоочередная задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди обучающихся и защита интересов, прав, обязанностей детей. Ученическое самоуправление – современная форма работы со школьниками, позволяющая им отстаивать свои права и приобретать навыки делового общения. Ученики получают возможность испытать себя в разных социальных ролях – руководителей и подчиненных. У детей вырабатываются необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и, в то же время, соотносить личные интересы с общественными.
Блок включает работу «Школьная Федерация»
3 блок: «Детские объединения»
Детское общественное объединение - важнейший институт социализации и воспитания обучающегося, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объединяться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации. Преимущество детской организации для подростков в том, что:
здесь создаются все условия для формирования лидерских качеств;
предоставляется уникальная возможность обрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности;
детские общественные организации не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.
Блок включат в себя работу Местной организации КООО ООО РСМ «Садовская средняя СОШ» и Пионерскую организацию имени О.П.Кузнецова
4 блок: «Волонтерство» (Добровольчество)
На изменение активности обучающегося оказывают влияние социально значимые дела, которые требуют максимальной отдачи от каждого участника и в которых происходит четкая идентификация социальной роли и индивидуальной позиции подростков, а отсюда и формирование лидерских качеств. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Волонтерство в современном обществе становится распространенной формой социальной активности, позволяющей проявлять свою гражданскую позицию.
Среди основных методов работы можно назвать:
Прежде всего, сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
Мотивацию к деятельности через поиск интересов обучающегося;
Стимулирование и создание ситуации успеха;
Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.
Блок на включат работу организации «Добрые сердца», «Садовский сезон детства»
Особенностью данной программы является то, что каждый член разновозрастного коллектива школы совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста.
1. «Наблюдатель» 1-4 класс
знакомство с деятельностью ДОО, освоение правил, законов ДОО;
знания, умения, навыки основ игровой деятельности;
личностный рост в коммуникативной сфере, организаторских навыках;
освоение базовых принципов КТД.
2. «Участник» 5-7 класс
формирование знаний, умений, навыков организаторской деятельности, их освоение и практическое использование;
ребята – активные участники предлагаемых полезных дел.
3. «Организатор» 8-9 класс
подросток – сам организатор предлагаемой им творческой, социально-значимой деятельности;
освоение организаторских навыков и способность к рефлексии (умеет тщательно продумывать ход работы, распределять поручения, договариваться о необходимой помощи, анализировать сделанное).
4. «Мастер» 10-11 класс
освоение способов самообразования и самоподготовки к ведению новой деятельности;
умение передавать свой опыт и знания другим;
освоение способов эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении деятельности
Содержание и формы работы блоков программы
№ п/п | Блоки программы | СОДЕРЖАНИЕ | Формы работы |
1. | «Лидер» (см.Приложение 4) | 1 ступень обучения. Понятие лидерства. Типы лидерства. Различные классификации лидеров. Причины выдвижения лидера. Взаимоотношения лидера с другими людьми. Как развивать в себе лидерские качества. Организация и проведение КТД. 2 ступень обучения. Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидерства. Различные классификации лидеров. Причины выдвижения лидера. Лидерство в молодежной неформальной группе. Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы. Организация и проведение КТД. 3 ступень обучения. Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидерства. Различные классификации лидеров. Классификация лидеров по стилям руководства. Причины выдвижения лидера и источники его власти. Лидерство в молодежной неформальной группе. Функции лидера молодежной неформальной группы. Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы. Организация и проведение КТД. | Объединение в рамках внеурочной деятельности «Развиваем лидерские качества» для 1-4 классов. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия. Объединение в рамках внеурочной деятельности «Развиваем лидерские качества» для 5-7 классов. Элективный курс «Школа лидера» для обучающихся 7-9 классов. Разработка и проведение мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. Элективный курс «Школа лидера» для обучающихся 9-11 классов. Разработка и проведение мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. |
2. | Ученическое самоуправление | 1 ступень обучения. Понятие самоуправления. Структура классного ученического самоуправления. Органы классного ученического самоуправления. Направления деятельности органов ученического самоуправления. Организация и проведение КТД. 2 ступень обучения. Понятие самоуправления. Самоуправление как представительство интересов учеников. Структура школьного ученического самоуправления, классного ученического самоуправления. Органы школьного самоуправления. Направления деятельности органов ученического самоуправления. Организация и проведение КТД. 3 ступень обучения. Понятие самоуправления. Самоуправление в школе: структура школьного ученического самоуправления, классного ученического самоуправления. Самоуправление как представительство интересов учеников, педагогов, родителей. Формы школьного самоуправления. Полномочия школьного самоуправления. Органы школьного самоуправления. Ученическое самоуправление. Направления деятельности органов ученического самоуправления. Организация и проведение КТД. | Создание, внедрение, функционирование модели классного ученического самоуправления. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия. Создание, внедрение, функционирование модели классного ученического самоуправления, школьного ученического самоуправления. Элективный курс «Ученическое самоуправления». Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. Создание, внедрение, функционирование модели ученического самоуправления. Элективный курс «КТД – это интересно». Разработка и проведение планового мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. |
3. | Детские объединения | 1 ступень обучения. Виды общественных объединений. Современные детско-молодежные общественные объединения и их классификация. Права и обязанности участников общественных объединений. Направления деятельности общественных объединений. 2 ступень обучения. Понятие, функции и задачи общественных объединений. Современные детско-молодежные общественные объединения и их классификация. Права и обязанности участников общественных объединений. Воспитательные возможности общественных объединений. Направления деятельности общественных объединений. Социальная активность как показатель успешной социализации личности. Организация и проведение КТД. 3 ступень обучения. Понятие, функции и задачи общественных объединений. Организационно-правовые формы общественных объединений. Современные детско-молодежные общественные объединения и их классификация. Права и обязанности участников общественных объединений. Воспитательные возможности общественных объединений. Направления деятельности общественных объединений. Социальная составляющая деятельности общественных объединений. Социальная активность как показатель успешной социализации личности. Организация и проведение КТД. | Создание и функционирование детских объединений. Участие обучающихся в социально – значимых делах Создание и функционирование детских объединений. Вовлечение обучающихся в региональные и всероссийские детско – молодежные объединения. Участие обучающихся в социально – значимых делах Создание и функционирование детских и молодежных объединений. Вовлечение обучающихся в региональные и всероссийские детско – молодежные объединения. Организация обучающимся социально – значимых дел, КТД. |
4. | Волонтерство | 1 ступень обучения. Развитие качеств личности таких, как «милосердие», «доброта», «терпимость», «взаимопомощь», «любовь к ближнему». Организация отрядов взаимопомощи. Организация и проведение акций помощи животным, пожилым людям. 2 ступень обучения. Понятие волонтерства (добровольчества). История волонтерского движения в европейских странах и России. Современное волонтерское движение в России. Волонтерская деятельность. Виды и направления волонтерской деятельности. 3 ступень обучения. Социальная активность как показатель успешной социализации личности. Понятие волонтерства. История волонтерского движения в европейских странах и России. Современное волонтерское движение в России. Волонтерская деятельность. Виды и направления волонтерской деятельности. | Создание и функционирование отрядов «Волонтеры», «Милосердие». Участие в общешкольных, городских, региональных акциях. Создание и функционирование отрядов «Волонтеры», «Милосердие». Участие в общешкольных, городских, региональных, всероссийских акциях. Самостоятельная организация социально – значимых дел. |
Механизм реализации программы воспитания и социализации
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
2013-2014 учебный год –апробация программы
2014-2015 учебный год – совершенствование нормативно-правовой базы
2015-2016 учебный год – анализ, диагностика работы по программе по основным показателям
1. Совершенствование нормативно – правовой базы (2013-2014 учебный год):
2. Взаимодействие с локальным социумом и родительской общественностью (2013-2014 учебный год):
Презентовать программу на Педагогическом Совете, Совете школы;
Разработать план взаимодействия семьи и школы;
Определить формы взаимодействия с локальным социумом.
3. Взаимодействие по приоритетным направлениям региональной
Программы воспитания и социализации (2014-2015, 2015-2016 учебный год):
Совместно с локальным социумом и родителями проводимые социально-значимые мероприятия помогают сформировать ценностное отношения к семье;
Обучение обучающихся выполнять социально-значимые проекты, закрепляют навыки проектирования у школьников;
Экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми разных профессий в процессе выполнения социальных проектов, помогают в выборе будущих профессий.
4. Управленческий аспект программы:
Организационные вопросы программы решает заместитель директора по ВР и педагог-организатор
Основными исполнителями программы являются: обучающиеся с 1 по 11 класс, классные руководители, руководитель волонтёрского отряда, молодёжной и детской общественной организации, куратор ученического самоуправления, родители, социальные партнёры.
Руководство и контроль над процессом по реализации Программы возлагается на Администрацию школы.
Используемые технологии:
Коллективно- творческое дело.
ЛКТД
социально-игровое моделирование
Проектно – исследовательская деятельность
Основные формы работы, используемые в реализации программы:
Деловые игры;
Ролевые игры;
Тренинги;
Тестирование, анкетирование, опрос;
Проектирование;
Беседа, объяснение, лекция;
Социально-значимые акции;
Социальные проекты, творческие работы.
Основные методы работы:
Принципы создания программы воспитания
Риски от реализации программы
Риск | Пути преодоления |
Сопротивление педагогического коллектива. | Убедить в необходимости и значимости программы социализации и воспитанию обучающихся. |
Препятствие родителей | Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности. Привлечение родителей к совместной деятельности. |
Перегрузка учащихся | Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы. |
Отсутствие квалифицированных кадров. | Создание условий организации учебного труда, быта педагогов, стимулирующих желание работать в нашей школе. Прохождение курсов в повышении квалификации. |
Список литературы
Анн.Л.Ф.Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г. -69с.
Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка/ И.В.Баталова // Классный руководитель.-2006. - №3. - С.80-92.
Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»/ Составитель Фришман И.И. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г. – 46 с.
Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся./ Н.И. Дереклеева - М.:ВАКО,2008.-112 с.
Иванов И.П. Энциклопедия КТД./И.П.Иванов-М.: «Педагогика», 1989 – 165с.
И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
Кудинов В.А., Лейкин А.Я. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке. /В.А.Кудинов, А.Я.Лейкин – СПб, 2000 г . -243с.
Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г. – 154с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы./А.Н.Лутошкин. – М., 1978.
Пескова М.Е.«Школа жизни».Программа занятий с классом./М.Е.Пескова// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.
Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г. -50с.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы / А.С.Прутченков.// Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. /А.С.Прутченков. //Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». – М., 2001.
Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г. – 134с.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ М.И.Рожков., А.В.Волохов //Методическое пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г. – 203с.
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. /Е.С.Смолий. – М., 2003. – 176с.
Сборник океанских игр, издание1 ВДЦ «Орленок», г. Владивосток, 2001.
Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества, вечеринки: как их организовать/ С.С.Торосян //Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96
Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения/Г.Г.Филиппова//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
«Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.
11