Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59
Разработана классным руководителем
Набаловой Ольгой Владимировной
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ШКОЛЬНАЯ СЕМЕЙКА» сроки реализации 2015 - 2019 г.г.
Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Данный коллектив существует с первого класса. Основная часть детей вместе обучается третий год. В классе 28 учеников: 9 мальчиков и 18 девочек. Из них 26 детей 2004 года рождения, 2 человека – 2005 год рождения. 2/3 детей проживает на одном микроучастке (по ул. Новая), 1/3 – по ул. Гвардейская. В классе 6 отличников, 14 ребят учатся на «хорошо», неуспевающих нет. Дисциплина в классе хорошая, ребята правильно реагируют на замечания учителя, дежурных; стараются выполнять правила учащегося. Отношения классного руководителя и ребят дружеские, конструктивные.
Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Отсюда появилось самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива – распределены обязанности среди детей. В классе, наряду с формальными лидерами (Д. С., Н. С., Н. А., М. Ч.), есть и неформальные (Ж. М., В. Ш., Н. Т., А. К., Д. Б.). Большинство детей класса – это принятые и предпочитаемые, но есть и изолированные. Их 3 человека (К. К., Р. М., В. П.). Это связано с тем, что двое детей находятся на домашнем обучении и в большинстве своём являются изолированными, хотя с ними проводит работу и психолог, и классный руководитель, стараемся по - возможности вовлечь этих ребят в жизнь коллектива. К.К. часто переживает эмоциональную лабильность, иногда двигательную и эмоциональную сверхактивность, а иногда заторможенность – всё это причины изоляции от коллектива. (С К.К. используется метод переубеждения, проводится индивидуальная работа: определяются приоритеты её интересов, её желаний и создаются условия для их позитивного проявления. Ежегодно этому ребёнку оказывается медицинская помощь).
Планирование воспитательных мероприятий в классе осуществляется совместно с учащимися и родителями. Также нормой является сотрудничество классного руководителя со специалистами школы. В детском коллективе с первых дней формируются традиции. (Традиция еженедельно работы с дневниками учащихся, с портфолио; помощь и поддержка тем ребятам, которые часто и длительно болеют; поздравление учащихся с днём рождения; спортивные праздники совместно с родителями и др.) Всё это помогает детям правильно и адекватно реагировать на замечания, давать самооценку, самому быть терпимым к своим товарищам. Степень конфликтности среди детей значительно снизилась. Учащиеся обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, стараются объективно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Характер общения учащихся.
Класс организован, дети открыты в отношениях друг с другом, с учителем, отношения между мальчиками и девочками носят доброжелательный характер, ребята пытаются слушать друг друга, дети пытаются дружить, приняли в коллектив новых ребят. Психологический климат класса хороший. Некоторые ребята руководствуются в своём поведении нравственно-ценностными нормами, осознают себя значимой частичкой семьи; осваивают разные социальные и семейные роли. Отчасти приобрели ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе. К общим выходам, экскурсиям относятся положительно, в основном дети с желанием выполняют правила поведения в общественных местах, правила поведения в детском коллективе. Дети приобрели навык культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми. У детей повысился уровень воспитанности. Беспокойство по-прежнему вызывают: Г.Г., Ш.В., М.Р., К.К. (С этими детьми проводится индивидуальная работа).
Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.
За период обучения были созданы условия для успешной адаптации детей, снижения школьной тревожности, формировался интерес к процессу и содержанию учебной деятельности: у ребят есть желание работать с книгой и читать её, дети ежедневно выполняют домашние задания. Внимание у многих детей концентрировано, устойчиво, правильно распределено. Поэтому у них есть мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и её результативность (Н. А., У. Ф., Н. К., Ж. М., К. М., А. Л., А. К., Д. С., М. Ч.). Но есть в классе и дети, внимание которых непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму (К.К., А.С., В.С., С.Ш.). В процессе обучения и воспитания формируется культура внимания учащихся: проводятся упражнения, направленные на развитие произвольности внимания, волевых усилий для умения сосредоточиться. С родителями данных детей проводятся индивидуальные консультации о том, как помочь ребёнку.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. В классе 2/3 учащихся с ярко выраженным типом памяти (зрительным, слуховым, смешанным), но есть и ученики с плохой памятью, не владеющие способами запоминания учебного материала. Так как в основном память младших школьников имеет преимущественно наглядно-образный характер, поэтому и материал для этих детей преподносится ярко, нестандартно, конкретно.
Часть детей класса с эмоционально-образным мышлением, но в классе есть учащиеся и с абстрактно-логическим мышлением. Они постепенно выходят на новый качественный уровень – умеют понимать причинно-следственные связи, обобщают, анализируют, систематизируют. Их словарный запас богат. Они умеют устно и письменно излагать свои мысли. Также в классе есть дети с замедленным темпом мыслительной деятельности, словарный запас этих детей беден, свои мысли как устно, так и письменно излагают с трудом (Г.Г., Р.М., С.Ш., К.К., А.С.). На классных часах, в индивидуальных беседах, при выполнении проектных работ, творческих коллективных дел ученикам показывается, как широко можно использовать возможности развития своей речи.
Основная часть детей на уроках активна, у многих высокий уровень работоспособности, проявляют самостоятельность в учебной деятельности.
Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
26 из 28 учащихся вовлечены во внеурочную деятельность. В школе ребята посещают кружки интеллектуальной, спортивной, творческой направленности; занимаются исследовательской деятельностью, выполняют проектные работы. Многие дети занимаются в художественной школе, школе искусств, музыкальной школе, в спортивном клубе «Авангард», в танцевальном, театральном кружках при МДЦ, занимаются английским языком. С удовольствием участвуют во всех общешкольных, классных мероприятиях. Мотивация успеха, интерес к общественным делам ярко выражен у большинства детей в классе.
Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанниками многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребёнка к осознанному выбору за который в дальнейшем он будет нести ответственность. Поэтому необходимо продолжать работу по данным направлениям: по воспитанию нравственных качеств, созданию в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»
В.А. Сухомлинский
Раздел 2. Цель функционирования воспитательной системы класса:
Развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности; человека, стремящегося к здоровому образу жизни.
Участники программы | Ожидаемые результаты |
(классный руководитель) | Развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника; Уважительные отношения между всеми участниками программы; Дифференциация семей (благополучные – поддержка и опора, проблемные и неблагополучные – творческий поиск); Гуманистический стиль общения и взаимодействия Постоянное совершенствование уровня психолого-педагогического общения Повышение профессиональной компетенции 7.Реализация модели воспитательной программы класса |
Учащиеся | Развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира: 1.Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи 2. Создание собственной среды в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями 3. Стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей 4.Потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению индивидуальности творческих возможностей. |
Родители | 1.Установление и совершенствование правильных взаимных отношений родителей учащихся класса, педагога и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения |
Школа | 1.Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса; 2. Высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы; 3. Воспитанник начальной школы – творческая, жизнелюбивая, нравственная личность. |
Раздел 3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества
В перспективе – самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.
Классный руководитель (совместно с участниками программы) должен сформировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
Интерес к самому себе!
Самопризнание себя как личности!
Управление самим собой!
Уважение чужого мнения!
Любознательность и вовлечённость в деятельность!
Эмоциональная устойчивость!
Желание действовать и совершать поступки!
Принципы организации совместной деятельности:
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. (Начальная школа – это только первая ступенька в реализации данной идеи).
Раздел 4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах
| Цель: | Задачи: | Формы реализации: |
Учение | Становление личности младших школьников в условиях развивающей образовательной среды | - Способствовать формированию учебной мотивации; - Создавать условия для приобщения к ценности познания; - Прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими. | - Подготовка к участию в олимпиадах, в исследовательской конференции; - Занятия в клубе «Почемучки»; - Читательские конференции, конкурсы, «Авторское кресло»; - Информационные классные часы; - Интеллектуальные марафоны; - Викторины по различным областям знаний; - Час вопросов и ответов; - Тренинги интеллектуальных умений; - Психологические классные часы; - Рейды «Чистый учебник», «Лучшая тетрадь». |
Творчество | Развитие общей культуры ребёнка, приобщение его к духовному богатству современности. | - Создавать условия для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей; - Использовать нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; - Организовать совместное проведение досуга детей и родителей. | - Встречи с интересными людьми; - Развлекательно-познавательные мероприятия; - Празднование памятных дат жизни класса, памятных дат календаря; - Посещение театров, цирка, музеев, планетария, выставок; - Литературные балы; - Конкурсы талантов; - Театрализованные представления; - Тематические выставки рисунков. |
Здоровье | Понимание значения занятиями физической культуры, спортом, соблюдения режима дня для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. | - Формировать ценности нравственного, психического и физического здоровья детей; - Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; - Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться; - Развивать спортивные умения и навыки; - Формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности. | - Контроль за выполнением общего распорядка дня; - Подвижные игры на свежем воздухе; - Просмотр видеороликов из журнала «Ералаш», которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления; - Тематические викторины, устные журналы; - Тематические выставки рисунков; - Спортивные соревнования, праздники; - Игры-путешествия; - Лыжные прогулки; - Походы в лес; - Цикл бесед «Здоровый образ жизни». |
Общение | Воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом, со сверстниками, с людьми разного возраста | - Способствовать формированию ценности человеческого общения; - Формировать коммуникативные навыки; --Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»;
- Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления. | - Тематические классные часы; - Классные собрания; - Беседы, диспуты; - тренинг общения детей и родителей; - Презентация себя, своих друзей, своей семьи; - Час общения; - Час вопросов и ответов; - Праздники, викторины, конкурсы; - Психологические классные часы; - Знакомство с историями из жизни замечательных людей. |
Коллектив | Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной и внеурочной деятельности и создание условий для обретения духовно-нравственного опыта. | - Способствовать формированию ученического коллектива; - Формировать традиции в детском коллективе; - Познакомить с моральными качествами личности; - Воспитывать у учащихся нравственно-эстетические качества; - Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувства патриотизма. | - Коллективное творческое дело; - Тематические классные часы; - Психологические классные часы; - Сюжетно-ролевые игры коммуникативной направленности; - Экскурсии в природу, по городам Нижегородской области; - Встречи со старожилами посёлка, интересными людьми; - Совместные праздники; - Викторины, конкурсы. |
«Первоначальное учение так важно для человека, что можно сказать, решает участь всей его жизни».
В. Белинский.
1 класс
Классные мероприятия:
1. «Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе);
2. «Прощание с Букварём» (праздник);
3. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит – шоу);
4. «Учебная книга – наш друг и помощник (практические занятия, посвящение в читатели);
5. «Газеты и журналы нашего дома» (информационный час);
6. Занятия проектной деятельностью (Разновозрастные – с 5 классом);
7. «Родная природа» (Викторина);
8. «Увидел слово – прочитай!» (задание на лето);
9. Поездка в планетарий г. Нижнего Новгорода
Общешкольные мероприятия:
2 класс
Классные мероприятия:
«Мы - второклассники» (классное собрание о правах и обязанностях школьника);
«Парад головных уборов» (презентация проекта);
«Признаки осени» (Экскурсия в осенний парк, изготовление гербария из опавших листьев);
«В гостях у мудрой Совы!» (эрудит – шоу);
«Всё на свете, всё на свете, всё на свете – впереди!» (читательская конференция по произведениям В. Берестова);
Занятия проектной деятельностью (Разновозрастные – с 6 классом);
«Праздник первой отметки» (Конкурс-викторина);
«У меня в порядке книжки и тетрадки» (Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места);
«Признаки зимы» (Экскурсия в зимний парк);
«Праздник первой оценки!» (урок – игра)
«Ты это сможешь» (Школьные предметные олимпиады);
11.«Признаки ранней весны» (Экскурсия в весенний парк)
12.«Газеты и журналы для детей» (информационный час);
13. «Увидел слово – прочитай!» (задание на лето);
Общешкольные мероприятия:
3 класс
Классные мероприятия:
1.«Будь человеком!» (по произведениям С. Михалкова) (читательская конференция)
2. «Чему учат в школе» (Интеллектуальный марафон)
3. «Ты это сможешь» (Школьные предметные олимпиады);
4. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит – шоу)
5. «Это интересно знать» (час вопросов и ответов)
6. «Как мы выполняем домашние задания» (классный час)
7. Занятия проектной деятельностью
8. «Интересные факты из газет и журналов» (информационный классный час)
9. «Увидел слово – прочитай!» (задание на лето)
Общешкольные мероприятия:
4 класс
Классные мероприятия:
1. Читательская конференция на тему «Любимые книжки наших родителей»
2. «Вперёд к знаниям!» (Интеллектуальный марафон)
3. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит – шоу)
4. «Это интересно знать» (час вопросов и ответов)
5. «Наши читательские умения» (классный час)
6. Занятия проектной деятельностью
7. «Ты это сможешь» (Школьные муниципальные предметные олимпиады)
8. «Праздник славянской письменности и культуры» (урок – путешествие)
9. «Газетные полосы пошлого» (информационный классный час)
10. «Растительный и животный мир земного шара» (викторина)
11. «Увидел слово – прочитай!» (задание на лето)
Общешкольные мероприятия:
Нельзя вырастить полноценного Человека без воспитания в нем чувства прекрасного.
Р. Тагор
1 класс
Классные мероприятия:
1. «Красота окружающей природы» (выставка поделок из природного материала)
2.«Наш класс» (творческий проект)
3.«Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)
4. «Откуда пришел обычай елку украшать?» (Беседа и творческое дело)
5. Поездка в зоопарк «Лимпопо» (Экскурсия)
Общешкольные мероприятия:
1.Оформление школьного пространства
2.День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».
3.Галаконцерт детских номеров художественной самодеятельности и творческих работ, посвящённый 90 – летию Всесоюзной детской организации «Всегда готов!»
2 класс
Классные мероприятия:
1.«День именинников» (праздник, творческое дело)
2. «Скоро Новый год» (Конкурс рисунков, стихов, ёлочных игрушек);
3. «Зимушка-зима» (Конкурс рисунков, стихов о зиме);
4. «В гостях у Шехерезады» (Новогодний спектакль с участием родителей)
4. «Мамин праздник» (Праздник);
5. «Ярмарочная карусель» - праздник;
6. «Проба пера» (Учимся сочинять загадки);
7. Поездка в краеведческий музей г. Володарск (Мастер-класс и творческое дело; тематический праздник)
Общешкольные мероприятия:
1.Оформление школьного пространства
3 класс
Классные мероприятия:
«Поздравляем с днём рождения!» (праздник, творческое дело);
2. «Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)
3. «Зимняя сказка» (Экскурсия в лес – новогоднее представление с участием родителей)
4. «Новогоднее Поле Чудес» (игра с участием родителей)
5. «Новогодняя игрушка» (мастер-класс на фабрике ёлочных игрушек, творческое дело)
6. «Снежный город» (творческое дело – строительство снежного городка)
7. Выпуск газет- поздравлений к 23 февраля и 8 Марта
8. Выставка рисунков «Посвящается папе», «Посвящается маме»
Общешкольные мероприятия:
Оформление школьного пространства
День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».
4 класс
Классные мероприятия:
1.«Поздравляем с днём рождения!» (праздник, творческое дело);
2. «Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)
3. «Рождественские святки» (Фольклорный праздник)
4. Выпуск газет- поздравлений к 23 февраля и 8 Марта
5. Выставка рисунков «Посвящается папе», «Посвящается маме»;
6 . «В Мастерской Деда Мороза» (Творческое дело)
7«Проба пера» (Учимся сочинять стихи)
Общешкольные мероприятия:
Оформление школьного пространства
День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
В.А.Сухомлинский
1 класс
Классные мероприятия:
1. «Что такое режим дня?» (беседа с примерами из литературных произведений)
2.«Чистота – залог здоровья» (практическая игра)
3.«Не шути с огнём!» (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)
4.«Самые ловкие и умелые!» (спортивные соревнования с родителями)
5.«Свет зелёный всем мигает – в путь дорогу приглашает» (игра-викторина)
6.Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)
Общешкольные мероприятия:
1.Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.
2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.
3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.
4.Организация и проведение походов в лес
5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ
2 класс
Классные мероприятия:
1.«Я –второклассник» (Беседа о правилах поведения в перемену);
2. «Твой распорядок дня» (Беседа, составление распорядка дня);
3. «Дорога в школу» (Экскурсия на улицу);
4. «История зимних видов спорта» (Беседа, конкурс рисунков «Зимние забавы»);
5. «Будь здоров!» (Беседа о соблюдении основных гигиенических правил чистоты помещения);
6. «Домашние животные» (Беседа о соблюдении основных гигиенических правил при обращении с домашними животными);
7. «Наша безопасность» (Беседа об опасных ситуациях дома, в подъезде);
8. «Мама, папа, я – спортивная семья! (спортивный праздник с родителями);
9. Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)
10. «Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);
11. Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)
Общешкольные мероприятия:
1.Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.
2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.
3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.
4.Организация и проведение походов в лес
5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ
6.День Здоровья
3 класс
Классные мероприятия:
1.«Соблюдение режима дня – залог успешной учёбы» (беседа на тему)
2.«Как не стать жертвой преступления» (классный час)
3.«Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе!» (игра-викторина)
4.«Мама, папа, я – спортивная семья!» (семейная спортивная спартакиада)
5.«Азбука безопасного поведения» (Практическое занятие)
6.«Невидимые враги человека, которые ему мешают жить: нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики» (час вопросов и ответов)
7.Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)
8.«Культура внешнего вида» (смотр – конкурс)
9.«Сказка зимнего леса» (Лыжная прогулка с фотоаппаратом)
10. Ледовое путешествие (Посещение ФОК);
11. «Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);
12. Ледовое представление (Поездка во Дворец Спорта г. Нижний Новгород)
Общешкольные мероприятия:
Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.
2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.
3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.
4.Организация и проведение походов в лес
5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ
6.День Здоровья
4 класс
Классные мероприятия:
1 «Слагаемые здоровья» (классный час);
2 «Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе» (развивающее занятие по культуре здоровья);
3 «Опасная дружба. Где нельзя заводить друзей?» (развивающее занятие по культуре здоровья);
4 «Культура внешнего вида» (смотр – конкурс);
Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа);
«Весёлые старты» (семейная спортивная эстафета);
Ледовое путешествие (Посещение ФОК)
«Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);
«Сказка зимнего леса» (Лыжная прогулка с фотоаппаратом);
Театрализованное представление по ОБЖ «Путешествие в стану школьных опасностей» (спектакль для учащихся 1 – 3 классов)
Общешкольные мероприятия:
1. Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.
2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.
3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.
4.Организация и проведение походов в лес
5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ
6.День Здоровья
"Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно - это человеческое общение. "
Антуан-де-Сент-Экзюпери.
1 класс
Классные мероприятия:
«Мы теперь ученики!» (Праздник в МДЦ)
2«Про то, как добро и зло боролись» (урок-сказка)
3«Учимся дружить» (ролевые игры)
4«Что такое хорошо и что такое плохо?» (беседа – диспут)
5«Ежели вы вежливы» (праздник)
6«Как надо разговаривать со взрослыми» (беседа –игра)
7«Что такое правила хорошего тона» (учебная игра)
8. «Посвящается матери» (конкурс стихов);
9. «О дружбе девочек и мальчиков. Как научиться не обижать друг друга. Как научиться прощать и просить прощение»
Общешкольные мероприятия:
1.Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»
2.Операция «Уют». Конкурс классных уголков.
3. День «Милосердия». День добрых дел.
4. Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.
5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».
6Праздник Последнего звонка
класс
Классные мероприятия:
1.Твой День рождения» (Конкурс на лучшее поздравление (подготовить подарок, конкурс, поздравление для именинника);
2. «Это – Я» (Пятиминутка –самоопределения);
3. «Твоё настроение» (Беседа с психологом);
4. «Новогодняя почта» (Почтовый ящик, конкурс на лучшее поздравление своего одноклассника);
5. «Поделись радостью с другом» (Конкурс рисунков «Подарок Деда Мороза»);
6. «Будущие защитники Отечества» (Конкурс-викторина, спортивные конкурсы);
7. «Девицы-красавицы» 8 марта – праздник мам (Праздничные конкурсы, Праздник для мам и бабушек);
8. «Добрые слова о моём близком человеке» (Конкурс рисунков и рассказов о своём друге, подруге);
Общешкольные мероприятия:
1.Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»
2.Операция «Уют». Конкурс классных уголков.
3. День «Милосердия». День добрых дел.
4. Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.
5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».
6Праздник Последнего звонка
класс
Классные мероприятия:
1.Традиции нашего класса» (классный час)
2.«Профессии наших родителей!» (Фотовыставка, час вопросов и ответов)
3.«Рукоделие наших бабушек» (исследовательская работа, презентация)
4.«Учимся дружить» (ролевые игры)
5.«Что такое хорошо и что такое плохо?» (беседа – диспут)
6.«Газетные профессии» (информационный час)
7.«Как надо разговаривать со взрослыми» (беседа –игра)
8.«Что такое правила хорошего тона» (учебная игра)
9.Конкурс стихов: «Посвящается матери»
10«Ты + Я + Он + Она – словом одним называем - Семья» (конкурсно-развлекательная программа)
11«Наш класс на перемене» (классный час)
Общешкольные мероприятия:
1. Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»
2 Операция «Уют». Конкурс классных уголков.
3 День «Милосердия». День добрых дел.
4Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.
5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».
6 Праздник Последнего звонка
«Урок Детства»
4 класс
Классные мероприятия:
«Я скоро стану пятиклассником» (Тренинг для учащихся);
«Рыцарский турнир» (игра-соревнование);
«Какого человека называют бесчувственным? Что такое чувства (обида, страх, злоба, гнев, добро, дружба, любовь?) (Развивающее занятие);
«Чтобы людям радость дарить – надо добрым и вежливым быть» (Праздник);
«Проблемы, которые решают взрослые в семье (покупки, отдых, распределение денег» (развивающее занятие совместно с родителями);
«О детском одиночестве и путях его преодоления (развивающее занятие совместно с психологом);
Общешкольные мероприятия:
1. Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»
2 Операция «Уют». Конкурс классных уголков.
3 День «Милосердия». День добрых дел.
4Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.
5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».
6 Праздник Последнего звонка
«Только участие в коллективном труде
позволяет человеку выработать правильное,
нравственное отношение к другим людям» Макаренко А. С.
1 класс
Классные мероприятия:
1. «Дом, в котором я живу» (беседа – обсуждение)
2.«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок» (беседа по сказкам)
3.Игра – соревнование «Я и моя мама»
4.«Праздник твоего имени» (внеклассное мероприятие)
5.«Слава солдатская - сила богатырская (цикл мероприятий: конкурс стихов, подвижные игры, беседа)
6.«Про братьев наших меньших» (Викторина)
7.«Мои любимые игры и игрушки» (цикл мероприятий: конкурс стихов, рисунков, беседа с играми)
8.«Мои родные» (выставка рисунков, фотографий)
9.«О наших бабушках, мамах, сестричках» (праздник)
10«Птичья столовая» (практическая работа)
11 «Распределение поручений в классе» (классное собрание)
Общешкольные мероприятия:
1Единый тематический урок « К. Минин. Народное ополчение»
2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения
3Праздник «Осенние именины».
4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)
5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками
2 класс
Классные мероприятия:
«Поведение в столовой» (беседа);
«Как вести себя и как работать в школьной библиотеке»;
«Страна, в которой я живу» (тематический классный час);
«О жадности и жадных» (нравственный классный час);
«Эгоисты. Кто они такие?» (нравственный классный час);
«Что в имени тебе моём» (проектная работа)
Общешкольные мероприятия:
1Единый тематический урок
2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения
3Праздник «Осенние именины».
4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)
5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками
3 класс
Классные мероприятия:
1. «Ответственное отношение к порученному делу» (беседа)
2.«Об аккуратности» (беседа)
3.«Правда и ложь – какие они?» (классный час)
4.Что такое характер? (исследовательская работа – классный час)
5.Что значит в жизни похвала? (беседа)
6.Лучшее слово о дружбе (исследовательская работа – классный час)
7.«Я песню пою милой маме» (цикл мероприятий: конкурс стихов, рисунков, праздник)
8.«По страницам семейного альбома» (фотовыставка)
9.«Рыцарский турнир» (игра)
10«Мир природы требует защиты, мир природы требует любви» (экологический турнир)
11«Права детей» (конкурсно-развлекательная программа)
12«Наш класс на перемене» (классное собрание);
13 «Традиции нашего класса» (классное собрание)
Общешкольные мероприятия:
1Единый тематический урок «20 лет Конституции РФ»
2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения
3Праздник «Праздник Хлеба».
4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)
5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками
6Участие в праздничных мероприятиях и митингах поселка, поздравление воинов в/ч и ветеранов.
7.Классные часы «Почетное дело – защита Отчизны»
8.Поздравление педагогов с праздником. Праздничный концерт «Вам посвящается».
9.Новогодняя мишура: подготовка к празднованию Нового года. Тематический период «Здравствуй, зимушка-зима».
10. «Комсомолу посвящается»
4 класс
Классные мероприятия:
«Наш класс в жизни школы» (классное собрание);
«Что я чувствую, когда рядом нет родных или друзей» (тематический классный час)
«Друг в моей жизни» (нравственный классный час);
«О героях былых времён» (нравственный классный час);
«Я люблю, ты любишь, мы любим» (нравственный классный час);
«Тренировка памяти» (исследовательская работа – классный час);
«Моё воображение и умение фантазировать» (психологический классный час);
«Наш класс» (выпуск альбома – коллективное дело)
«До свидания, начальная школа!» (праздник)
Общешкольные мероприятия:
1Единый тематический урок
2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения
3Праздник «Праздник Хлеба».
4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)
5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками
6Участие в праздничных мероприятиях и митингах поселка, поздравление воинов в/ч и ветеранов.
7.Классные часы «Почетное дело – защита Отчизны»
8.Поздравление педагогов с праздником. Праздничный концерт «Вам посвящается».
9.Новогодняя мишура: подготовка к празднованию Нового года. Тематический период «Здравствуй, зимушка-зима».
Участие семей в новых сферах социального взаимодействия (временный коллектив), активизирующих адаптационные возможности каждой личности;
Методическое обеспечение деятельности;
Информационное обеспечение (информационные стенды, семейная газета);
Аналитическое обеспечение хода реализации программы (современная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);
Создание необходимой материально-технической базы.
«Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и твёрже, примера родителей»
И.Н. Новиков.
Задачи:
Дифференциация семей (благополучные – поддержка и опора, проблемные и неблагополучные – творческий поиск)
Изучение родительских запросов в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции детско-родительских отношений
Создание родительского актива (комитета)
Привлечение работников психолого-педагогической службы образовательного учреждения, а именно школьного психолога и социального педагога
Формы работы с родителями:
Родительские собрания
Индивидуальные и групповые консультации (тематические)
Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологом, логопедом, соцпедагогом.
Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию детской библиотеки, по организации семейных праздников и пр.)
«Телефон доверия» - разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы
Рейды (выходы) в проблемные и неблагополучные семьи
Детско-родительские праздники, тренинги, походы, экскурсии, викторины
1 класс
Планирование работы с родителями.
Месяц | Родительские собрания | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Режим дня первоклассника» Выборы родительского комитета | Встреча с родителями | Посвящение в первоклассники «Я первоклассник!» |
Октябрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Оформление школьного пространства |
Ноябрь | «Что мне нравится в школе»? Адаптация первоклассников | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | «Мои любимые игрушки» - цикл мероприятий |
Декабрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Новогодняя Ёлка в МДЦ |
Январь | Как поддержать в школьниках желание учиться | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места |
Февраль | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | День Защитников Отечества |
Март | «Дружбы и ссоры в детском коллективе» | | 8 Марта – праздник бабушек и мам |
Апрель | Заседание родительского комитета | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | Экскурсия в детскую библиотеку |
Май | Перелистывая страницы учебного года | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Организация поездки в конно-спортивную школу |
2 класс
Планирование работы с родителями.
Месяц | Родительские собрания | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | «О родных и близких с любовью» Выборы родительского комитета | Встреча с родителями | «Мы сами своими руками» - творческое дело |
Октябрь | Заседание родительского комитета | Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе | «Ярмарочная карусель» |
Ноябрь | «Первые школьные отметки» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом | «Посвящается матери» |
Декабрь | Заседание родительского комитета | Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе | Новогодний спектакль |
Январь | «Почему ребёнок не любит читать» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом | Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места |
Февраль | Заседание родительского комитета | Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе | День Защитников Отечества |
Март | Воспитание самостоятельности | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом | «Девицы -красавицы» 8 марта – праздник мам |
Апрель | Заседание родительского комитета | | Экскурсия в детскую библиотеку |
Май | Перелистывая страницы учебного года | Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе | Поездка в краеведческий музей г. Володарск Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск) |
3 класс
Планирование работы с родителями.
Месяц | Родительские собрания | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | «Домашние задания и их назначение» Выборы родительского комитета | Встреча с родителями | Выставка поделок из природного материала «Праздник Хлеба» |
Октябрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Оформление школьного пространства; Спортивный праздник |
Ноябрь | «Особенности интеллектуального и личностного развития детей» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом – психологом) | «Посвящается матери» - цикл мероприятий Поездка во Дворец спорта на ледовое представление «Культура внешнего вида» |
Декабрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Новогодняя Ёлка в школе «Зимняя сказка» -новогоднее представление в лесу Лыжная прогулка с фотоаппаратом |
Январь | «Если ваш ребёнок часто болеет» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места Спортивная спартакиада |
Февраль | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | День Защитников Отечества «Рыцарский турнир» |
Март | «Права детей» | | 8 Марта – праздник бабушек и мам «Права ребёнка» - игра |
Апрель | Заседание родительского комитета | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | «Ты + Я + Он + Она – словом одним называем - Семья» |
Май | Перелистывая страницы учебного года | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Организация поездки в планетарий |
4 класс
Планирование работы с родителями.
Месяц | Родительские собрания | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | «Поощрения и наказания» Выборы родительского комитета | Встреча с родителями | Выставка поделок из природного материала «Праздник Хлеба» «Мы сами своими руками» - творческое дело |
Октябрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | Оформление школьного пространства; Спортивный праздник |
Ноябрь | «Роль самооценки в формировании личности» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом – психологом) | «Посвящается матери» - цикл мероприятий «Культура внешнего вида» |
Декабрь | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | «Рождественские святки» |
Январь | «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места Лыжная прогулка с фотоаппаратом |
Февраль | Заседание родительского комитета | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | День Защитников Отечества «Рыцарский турнир» |
Март | «Друзья моего ребёнка» | | «Поздравляем мам» |
Апрель | Заседание родительского комитета | Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом) | «Проблемы, которые решают взрослые в семье (покупки, отдых, распределение денег» |
Май | Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления | Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе | «До свидания, начальная школа!» (праздник) Организация поездки в г. Городец Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск) |
Раздел 5. Критерии эффективности воспитательной системы класса.
№ п/п | Критерии | Методики |
1 | Воспитанность учащихся | Методика оценки уровня воспитанности ученика (автор Н. П. Капустин); Методика «Изучения воспитанности учащихся» (авт. М.И. Шилова) |
2 | Защищенность и комфортность ребенка в классе | Социометрия Тест «Размышляем о жизненном опыте» (авт. Н.Е. Щуркова); Методика эмоционально-символической аналогии (авт. А.Н. Лутошкин) |
3 | Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе. | Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (разработана А.А.Андреевым) Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н.Степановым) |
4 | Сформированность классного коллектива. | Методика «Какой у нас коллектив» (авт. А.Н. Лутошкин) Методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988г. |
5 | Репутация класса | Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова |
6 | Проявление индивидуальности классной общности | Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе (автор М.И.Рожков) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (автор Л.В. Байбародова) |
7 | Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника | Методика «Карта одарённости» |
8 | Развитость креативных способностей учащихся. | Методика изучения личностных креативных способностей (авт Е.Е. Туник)
|
Краткий анализ воспитательной деятельности за предыдущий период
Проанализировав учебно-воспитательную работу за прошедшие 2 учебных года, я могу сделать вывод, что цель деятельности классного руководителя – создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе на данном этапе достигнута, задачи поставленные перед всеми участниками программы решаются успешно, что подтверждается следующими факторами:
- сохранён контингент обучающихся
- отсутствие правонарушений со стороны учащихся
- 100% посещаемость учащимися учебно-воспитательных мероприятий в школе
- более 90% учащихся организованы во внеурочной деятельности (исключение составляют дети, обучающиеся на домашнем обучении),
- активное участие в школьных детских конкурсах
- наличие в классе действенной системы самоуправления
- 100% успеваемость обучающихся за учебный год
- активное участие родителей в жизни класса и школы
Содержание
Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Раздел II. Цель функционирования воспитательной системы класса
Пояснительная записка
Раздел III. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества
Раздел IV. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса
Раздел V. Критерии эффективности воспитательной системы
класса
ЛИТЕРАТУРА
«Воспитываем личность в начальной школе», Н.Ф. Дик Ростов-на Дону, 2005г.
«Воспитание личности в коллективе», Я.Г. Плинер, Москва, Педагогический поиск, 2000г.
«Воспитание младшего школьника», Л.В. Ковинько, Москва, Изд. «Академия», 1998 г.
«Изучение универсальных учебных действий младших школьников» (методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, за. Директора по начальному образованию), Н.Новгород, 2012 г.
«Классный руководитель в современной школе», В.П. Сергеева, Москва, Педагогическое общество России, 1999 г.
«Классный руководитель. Основные направления деятельности», Дереклеева Н.И. - М.,Вербум – М,2001г.
«Организация внеурочной деятельности», Н.Новгород, НИРО, 2011 г.
Организация воспитательной работы в классе (методическое пособие для классного руководителя)/В.И.Созонов,М.: Центр «Педагогический поиск»,2002г.
Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для пед.спец.выш.учеб.заведений/И.А.Зязюн и др.- м.,Просвещение,1989г.
Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/Ю.К.Бабанский и др. –М.,Просвещение,1988г
«Планируемые результаты начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011г.
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания», Москва, «Просвещение», 2011г.
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», Москва, «Просвещение», 2011г.
«Рабочая программа УМК Гармония», Москва, «Просвещение», 2011г.
«Родительские собрания», Москва, «ВАКО», 2008 г.
«Справочник классного руководителя» (1 – 4 классы), Москва, «ВАКО», 2008 г.
Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» - М.,Просвещений,1981
Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» - М.,педагогика,1990 г.
Электронные образовательные ресурсы
Приложение 2
Самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива
Министерство информации
Министерство здравоохранения
Министерство культуры
Министерство творчества
Министерство охраны законности и порядка
Министерство физкультуры и спорта
Министерство охраны природы
Министерство финансов
Министерство образования
Общее собрание класса