СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-7 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление и анализ творческой составляющей, развитие творческих способностей обучающихся в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроке русского языка и литературы в 5-7 классе- основа программы.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-7 классе"»

























































Паспорт программы

Автор программы, название ОУ

Колабская Светлана Александровна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области

Полное название программы

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-7 классе»


Цель программы

Создание благоприятных условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-7 классе

Задачи программы

1) Изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними.

2) Совершенствовать формы педагогической работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся.

3) Составить план мероприятий по выявлению творческих способностей обучающихся.

5) Приобщать обучающихся к творческим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления.

Направления деятельности

1. Научно-методическое 2. Диагностическое 3. Практическое

Сущность опыта

Выявление и развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся.

Ожидаемые результаты

Выявление и анализ творческой составляющей в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроке русского языка и литературы в 5-7 классе.

Развитие творческих способностей, инициативы, толерантности и активности обучающихся.

Сформированность социально-ценностных отношений: расширение и углубление знаний о природе, об истории Родины, района и области.

Адрес, телефон, электронный адрес

Смоленская область, Краснинский район

д. Викторово, пер. Школьный, д.1

8-(48145)-2-52-32

[email protected]

Адресаты программы

Обучающиеся 5-7 класса

Сроки реализации

2014-2017уч.г.

Система контроля реализации программы

Контроль реализации программы осуществляет заместитель директора

Критерии оценки результативности реализации программы


Уровень развития творческих способностей обучающихся

Качество творческих работ

Трудоемкость


Переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей обучающихся.







Пояснительная записка

Актуальность, обоснование

В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению, отсутствие нравственного ориентира свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов в обучении и воспитании. С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.   Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников. Формирование нового общественного мировоззрения требует личность,   активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка и литературы через работу с текстом. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи и развитие творческих способностей. Важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, что также способствует развитию творческих способностей обучающихся и в свою очередь ведёт к появлению нового творчества. Творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Задача учителя наградить своего ученика не только суммой различных понятий и оценочных понятий по предмету, но и максимально развить творческое мышление обучающихся, сформировать умение управлять процессами творчества; каждый обучающийся должен творчески применять полученные знания на практике, находить креативное решение проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития обучающихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Задачи программы:

1) Совершенствовать формы педагогической работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся.

2) Составить план мероприятий по выявлению творческих способностей обучающихся.

3) Приобщать обучающихся к творческим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления на уроках русского языка и литературы в 5-7 классе.

4) Изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними.







Участники, сроки и условия реализации программы

Программа рассчитана на обучающихся 5, 6, 7 класса на три года. Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют учитель русского языка и литературы, социальный педагог.

Этапы реализации программы

I этап: проектный – 2014г.

Цель: подготовка условий для создания программы.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу для реализации программы.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу.

3. Разработать план работы.

4. Проанализировать материально-технические, педагогические, научно-методические условия реализации программы.

5. Выбрать эффективные формы работы и сотрудничества разных функциональных групп, осуществляющих реализацию программы.

6. Разработать основы мониторинга по главным направлениям программы.

II этап: практический – 2015г.-2016

Цель: реализация программы.

Задачи:

1. Реализовать содержание деятельности. 2. Развивать творческое мышление
3. Расширять и укреплять связи обучающихся и отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры.
4. Вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах, мероприятиях.

III этап: аналитический – 2017г.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы по программе.

2. Выявить и решить затруднения в реализации программы.

3. Провести мониторинг реализации программы, оценить эффективность работы программы.

4. Спроектировать план работы на следующий период.

5. Осуществить обратную связь на основе диагностических процедур.

Принципы осуществления деятельности

Программа  опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и типу ведущей деятельности: результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе  развития их творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках урока;

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие обучающихся во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности

  1. Научно-методическое

  2. Диагностическое

  3. Практическое

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение:

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Заместитель директора

Социальный педагог

Учитель русского языка и литературы

Научно-методическая

Разработка программы, планов.

Координация реализации программы.

Подготовка методических рекомендаций, разработок.

Учитель русского языка и литературы

Реализующая на практике программу

Реализация программы

Учитель русского языка и литературы

Специалисты, сотрудничающие с обучающимися

Организация профессиональной помощи. Проведение общих мероприятий

МБОУ ДОД «Центр воспитательной работы и детского творчества» Краснинского района Смоленской области;

Краснинский районный музей имени супругов Ерашовых;

Отдел Краснинской районной библиотеки; Администрация Викторовского сельского поселения Краснинского района Смоленской области;

Отдел Викторовской сельской библиотеки Краснинского района Смоленской области;

Викторовский СДК Краснинского района Смоленской области;

ГУП редакция газеты «Краснинский край»



Методическое обеспечение:

  1. Наличие программы, плана работы.

  2. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  3. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации обучающихся.

2.   Организация различных видов деятельности.

3.   Добровольность включения детей в организацию творческих дел.

4.   Создание ситуации успеха. (Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учить переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Стимулировать дальнейшее развитие. Нести идею: творчество не имеет границ).

5.   Постоянная обратная связь.

6.   Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение:

1.   Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.   Материалы для оформления и творчества обучающихся.

3.   Наличие канцелярских принадлежностей.

4.   Аудиоматериалы и видеотехника.

5.   Средства для стимулирования успеха обучающихся.

Методы для развития творческих способностей обучающихся

1. Эвристический

2. Метод проблемного обучения

3. Модельный

4. Метод проекта

5. Исследовательский

6. ИКТ

Ведущая педагогическая идея: использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Психолого-педагогические особенности работы по программе

Учитель обязан:

• знать психофизические особенности детей той возрастной группы, с которой ему придётся работать;

• при подборе игр на выявление позиций детей подходить не формально, а ответственно и давать оценку не по единичной акции выявления, а по комплексу мероприятий;

• быть последовательными в своих действиях и поступках и соответствовать требованиям, которые выдвигаются перед детьми;

• проводить анализ деятельности;

• вести учёт настроений детей, успехов в деятельности ежедневно, а не от случая к случаю;

• продумывать приобщение детей к деятельности так, чтобы каждый ребёнок ощутил свою значимость и необходимость.

Критерии эффективности работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы критериев и показателей оценки результатов. Данные результаты заключаются в следующих показателях.

1. Продуктивность, представленная качественными нравственно-духовными параметрами (сформированность социально-ценностных отношений; умение работать и действовать индивидуально, в группе и в коллективе, проявляя творческую активность и познавательность).

2. Продуктивность, представленная количественными параметрами (разработка, организация, проведение и создание электронного методического банка творческих работ, участие в конкурсах, мероприятиях).

3. Высокий уровень адаптационной способности детей (реализуемость - готовность детей к реализации принятых целей и задач, гибкость- способность решить новые проблемы и работать в изменяющихся условиях).

4. Удовлетворённость участников процесса собственной и совместной деятельностью, содержанием и организацией творческого процесса (высокий уровень мотивации, творческое сотрудничество, включенность каждого ребёнка в педагогические творческие ситуации, эмоционально-положительное отношение к деятельности, содействие развитию друг друга, отсутствие асоциального поведения).

Схема развития творческого мышления: актуализация- создание ситуации- проблема- идея- творческий процесс- творческий продукт- рефлексия- презентация- самооценка-самокоррекция- новый творческий продукт- презентация.





Формы выявления эффективности работы по программе:

Вводная диагностика

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа).

Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности.

Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение.

Проведение мероприятий состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон для выявления творчески способных обучающихся.

Промежуточная диагностика

Беседы.

Карты настроений.

Конверты достижений.

Вынесение проблемы, творческой идеи на общее обсуждение. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ).

Осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей обучающихся и предупреждения снижения мотивации к обучению и творческому развитию.

Выяснение пожеланий и предпочтений (беседа)

Итоговая диагностика

Анкетирование (анкета «Обратная связь» для детей и родителей). Тестирование. Творческий отзыв. Карта настроения обучающихся. Беседа. Количество и качество творческих работ, проектов.





Предполагаемые результаты деятельности по программе:

В результате реализации программы ожидается:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

- в духовно-нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому творческому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

Предполагаемые компенсации возможных потерь

1. Определение чёткого плана внедрения программы и необходимых технологических процедур.

2. Разработка разнообразных схем, позволяющих ускорить процесс обработки собранных материалов.

3. Проведение коммуникативных тренингов для детей.

4. Обучение детей умениям самоуправления своей деятельностью и включению в разнообразные её виды.

Формы представления результатов работы по программе

1. Анализ результатов работы по программе. 2. Выпуск газеты. 3. Презентация опыта в ходе встреч, мероприятий различного уровня. 4. Опубликование статьи в газете «Краснинский край». 5. Карты оценки настроения детей, конвертов личных достижений.

Содержание программы

Научно-методическое направление:

  1. Изучение литературы:

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

  1. Подбор диагностических процедур.

  2. Изучение педагогического опыта по теме.

  3. Разработка методов, средств реализации программы.

Диагностическое направление:

1. Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности: пассивно-подражательная деятельность; активно-подражательная - из нескольких образцов умение выбрать один; творческая деятельность – создание качественно нового.

2. Метод наблюдение: отслеживание познавательных задач (интегративной основы, способствующей развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения; задачи от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон. Система познавательных задач, ведущая к формированию характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы).

3. Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности (по Е.В.Коротаевой): Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

4. Диагностика уровня развития творческих способностей по методикам:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской;

  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;

  • Тесты Торренса;

  • Тесты Ровена и Венгера.

5. Беседа «Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе».

6. Собеседование «Выяснение пожеланий и предпочтений родителей».

Практическое направление:

1. Конструирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения.

2. Конструирование специальных познавательных задач, нестандартных проблемных вопросов, гипотез.

3. Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература (сознательное овладению богатством родного языка и высокий уровень развития речи), стимулирование развитие личности ученика, стремление к творчеству.

4. Побуждение учеников к творческой активности через целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка и литературы.

5. Литературное развитие школьников, осуществляемое в русле творчества. Сухомлинский: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».

6. Создание атмосферы позитива и креативности на уроках русского языка и литературы.

7. Формирования личностного отношения к предмету и опыта творческой деятельности.

8. Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (лингвистический эксперимент; письмо-послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).

9. Система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).

10. Проведение уроков развития речи (эссе, письмо, сочинение, изложение подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, автобиография, заметка, свободный диктант, творческие диктанты).

11. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе, в деятельность непрофилирующих организаций (кружок, предметная неделя, конкурсы, мероприятия, вечера);

12. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях (предметные олимпиады разного уровня, Международный конкурс «Русский медвежонок», «Пегас» и другие).

13. Организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности.

14. Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития обучающихся.

15. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

16. Опубликование результатов творческой деятельности обучающихся в СМИ, Интернет-ресурсах.

План мероприятий


№ п/п

Содержание работы



Цель

Сроки

Ответственный

1.

Вводный контроль. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа).

Беседа с родителями.


Способствование успешной организации работы

Сентябрь 2015г.

Учитель русского языка и литературы

Социальный педагог

2

Подбор диагностических процедур

Способствование успешной диагностике

Сентябрь

Учитель русского языка и литературы


3.

Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности

Развитие творческой самостоятельности обучающихся

В течение года

Учитель русского языка и литературы

4.

Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности. /Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом/

Выявление уровня развития творческих способностей

Сентябрь

Май

Учитель русского языка и литературы


5.

Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература

Развитие творческой самостоятельности обучающихся


В течение года

Учитель русского языка и литературы

6.

Изучение педагогического опыта по теме.

Наработка методического ресурса для реализации программы

В течение года

Учитель русского языка и литературы

7.

Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности

Выявление уровня развития творческих способностей

Сентябрь

Май

Учитель русского языка и литературы

Социальный педагог

8.

Участие обучающихся в мероприятиях, конкурсах творческого характера на уроке, школе и других учреждениях

Развитие креативного мышления


В течение года

Учитель русского языка и литературы

9.

Организация проектно-исследовательской деятельности

Развитие творческой самостоятельности обучающихся

В течение года

Учитель русского языка и литературы

10.

Изучение научно-методической литературы по теме

Наработка методического ресурса для реализации программы

В течение года

Учитель русского языка и литературы

11.

Промежуточная диагностика творческой активности каждого обучающегося /Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской/

Беседа с родителями

Оценка «творческого продукта»

Выявление уровня развития творческих способностей, совершенствование методов работы









Воспитание творческой личности

Январь

Учитель русского языка и литературы

12

Проведение коммуникативных тренингов для родителей и детей

Воспитание творческой личности

Сентябрь

Май

Учитель русского языка и литературы

13

Выходная диагностика (итоговая) Тестирование. Творческий отзыв. Карта настроения обучающихся. Конверты достижений

Воспитание творческой личности

Май

Учитель русского языка и литературы

14

Презентация творческого опыта

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

15

Опубликование творческого опыта

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

16

Опробирование творческого опыта

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

17

Анкетирование «Обратная связь» Творческая рефлексия.

Педагогический анализ и самоанализ обучающихся уровня развития творческой личности

Май

Учитель русского языка и литературы



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.

2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.

3. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

4. Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

  2. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.

  4. Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.

  5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.

  6. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7

  7. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.

  8. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

  9. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.

  10. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.

  11. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.

  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

  15. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.

  16. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Анкета «Обратная связь» (для родителей)



Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Как вы считаете, что получил ваш ребенок во время уроков русского языка и литературы, внеклассных мероприятий по предметам?

А) общение с ровесниками

Б) развитие творческих способностей

В) развитие интеллектуальных способностей

другое__________________________________________________________

3. Какие формы работы вы считаете наиболее эффективными?

А) урок

Б) творческие конкурсы

В) интеллектуальные игры, викторины

Г) свободное общение

другое__________________________________________________________

4. Какие личностные качества вашего ребёнка помогло развить уроки русского языка и литературы?

А) чувство товарищества

Б) терпимое отношение к окружающим

В) навыки здорового образа жизни

Г) ловкость, выносливость, силу

Д) творческие способности

другое__________________________________________________________

5. Считаете ли Вы, что на уроке ваш ребёнок не проявил свои творческие способности?

А) нет, и это неважно

Б) да, это важно для ребенка

В) нет, а это важно

В) не знаем



Спасибо!