СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Здоровье».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование целостная  государственная  структура, обеспечивающая социальное развитие личности, сохранения физического, психического и нравственного здоро­вья подрастающего поколения.

Для ее решения Министерство образования Российской Федерации ини­циировало как один из вариантов разработку целостной образовательной программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся, воспи­танников, составленной с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими норматива­ми.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Здоровье».»

«Принято» «Утверждаю»

На заседании ШМО естеств. наук Директор МАОУ «СОШ №138 г. Челябинска»

МАОУ «СОШ №138 г. Челябинска» Центрального района_________ ( Р.Г.Поспелова) Центрального района Протокол № __ «___»_______2008г

«___»___________2008г.



ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Образование целостная государственная структура, обеспечивающая социальное развитие личности, сохранения физического, психического и нравственного здоро­вья подрастающего поколения.

Для ее решения Министерство образования Российской Федерации ини­циировало как один из вариантов разработку целостной образовательной программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся, воспи­танников, составленной с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими норматива­ми.

Эта разработка была осуществлена группой авторов под руковод. доктора медицинских наук Касаткина В. Н.

Программа утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН.

Программа реализуется всеми участниками учебно-воспитательного процесса в урочное и внеурочное время.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-4 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Части тела, их функциональное предназначение.

Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отноше­ние к физическим недостаткам.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Называть органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Объяснить, чем отлича­ется состояние здоровья от состояния болезни. Рассказать о субъективных признаках своей усталости. Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознать основные эмоции у себя и у других, словесно объяс­нить их, отчетливо выразить с помощью жестов, мимики, позы. Уметь описать словесно свои ощущения. Выражать готовность обратиться за со­ветом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья.

Раздел 2. Я и другие

Правила межличностного общения: предупредительность, представле­ние себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребен­ка в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми. Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье. Уметь опреде­лить свою роль в группе и работать для достижения общей цели. Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах. Разли­чать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Кожа и ее производные. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процеду­ры. Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

Гигиена полости рта.

Общее представление о строении ротовой полости, временные и посто­янные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы рис­ка развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки правильной чистки зубов. Иметь сформированную при­вычку чистить зубы 2 раза в день. Не иметь нелеченого кариеса зубов.

Гигиена труда и отдыха.

Периоды изменения трудоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводя­щие к утомлению.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему. Уметь распознать признаки утомления, в том числе зрительного. Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утом­ления.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы, простейшие, грибки. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфек­ционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д. Представление об «активной» защите - иммунитете.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости кон­такта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помеще­ния, ношение маски, отдельная посуда и т. д.).

Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с грип­пом в школу). Знать, для чего делаются прививки.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здо­ровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Ре­жим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь соблюдать элементарные правила режима питания. Уметь поль­зоваться столовыми.

Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов. Навык обра­ботки фруктов и овощей перед их употреблением. Умение мыть посуду и столовые приборы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середи­на проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорож­ных путей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наб­людения. Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу». Иметь навык переключения на самоконт­роль.

Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подсте­регает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах ( ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насеко­мых.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Уметь пред­видеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избе­гать их. Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор. Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений. Принимать неотложные ме­ры при укусе животного, насекомого, змеи.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация в городе, в деревне. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вы­зов экстренной помощи: 01,02, 03, 04, службы спасения. Стихийные бедст­вия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на по­мощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению». Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации. Знать способы туше­ния огня. Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасе­нию, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализа­ции.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам как к людям, которые помогают сохранить здоровье. Знать, в ка­ких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помо­щью, и иметь навыки обращения. Знать, зачем детей госпитализируют.

Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикамен­тов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабрич­ной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).

Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди упот­ребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алко­голь, и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляю­щими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения. Понимать, что алкого­лизм и наркомания - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Иметь четкое представление о том, что восп­риимчивость к наркотическим веществам индивидуальна и зависимость может возникнуть после первых прием

ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

1. класс

1.Дружи с водой.

2. Забота о глазах.

3. Уход за ушами и зубами.

4.. Уход за руками и ногами.

5. Забота о коже.

6. Как следует питаться.

7. Как сделать сон полезным?

8. Поведение в школе

9. Вредные привычки.

2. класс

1. Почему мы болеем.

2. Кто и как предохраняет; нас от болезней.

3. Прививки от болезней.

4. Безопасность при любой погоде.

  1. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

  2. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

  1. Как защититься от насекомых.

  2. Предосторожности при обращении с животными.

9. Правила безопасного поведения на воде.

3. класс

1.Предупреждение травматизма по пути: в школу.

2. Личная гигиена школьника.

3.Правила ухода за зубами.

4.Предупреждение травматизма при .спортивных занятиях

5.Как содержать в чистоте свое тело.

6.Зарядка и физкультура в жизни школьника.

7. Влияние курения на организм.

8.Правила купания и езды на велосипеде.

4. класс

1.Наше здоровье.

2.Как помочь сохранить себе здоровье.

3.Что зависит от моего решения.

4. Злой волшебник - табак.

5. Почему некоторые привычки называются вредными.

6. Помоги себе сам.

7. Злой волшебник - алкоголь.

8. Злой волшебник - наркотик.

9. Я здоровье берегу - сам себе я помогу.

5-9 классы

Раздел 1.Самопознание

Знание своего тела.

Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция. Го-меостаз как условная норма состояния организма (сенсорной, костно-мы-шечной, сердечно-сосудистой, эндокринной, половой). Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового соз­ревания. Индивидуальные особенности строения и развития тела.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь осуществить простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию). Иметь представление о собственной физиологической норме и уметь различать отклонение от нее. Понимать индивидуальные особенности строения тела. Доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей. Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самооценка. Кризисы развития в период взросления (кризис идентич­ности и авторитетов, переживание отчуждения, дисморфофобия и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы сов-ладания со стрессом.

Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психоло­гического здоровья. Половые различия в поведении людей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь имитировать различные эмоциональные проявления. Уметь рас­познать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревож­ность, беспомощность, агрессия, депрессия, мысли о самоубийстве. Пони­мать природу переживаний в периоды кризисов взросления. Уметь попро­сить о помощи в трудных ситуациях. Понимать необходимость реалистич­ной позитивной самооценки и самопринятия. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Раздел 2. Я и другие

Положение личности в группе, ролевые позиции в группе. Базовые ком­поненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и фор­мы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реа­гирования на критику. Конфликты с родителями, друзьями, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Типологиза-ция групп. Референтные группы. Ролевые позиции в группе. Тактика взаи­модействия: диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство. «Инструментарий общения: конструктивная критика, поддержка, убежде­ние и др. Групповое давление. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Умение представить себя в выгодном свете в различных модельных группах. Демонстрировать базовые навыки общения: умение слушать, на­чинать, поддерживать и прекращать разговор. Уметь критиковать, хва­лить и принимать похвалу. Иметь навык принятия самостоятельного реше­ния. Уметь аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных си­туациях с родителями, учителями, друзьями. Иметь навыки отказа и про­тивостояния групповому давлению. Уметь принять самостоятельные и коллективные решения в модельных условиях. Иметь навыки выхода из группы. Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни. Понимать структуру собственной семьи, осознавать ролевую пози­цию каждого члена семьи, ее естественной трансформации во времени. За­нимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения (рас­питие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков. Мик­рофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, нога­ми. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за те­лом. Типы волос, уход за волосами. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек. Пользование предметами личной гигиены.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях. Уметь подобрать гигие­нические средства для ухода за телом, волосами. Терпимо относиться к людям, которые не могут соблюдать правила личной гигиены.

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. За­болевания зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зу­бов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь выбрать зубную шетку, зубную пасту. Менять щетку и пасту не реже I раза в 3 месяца. Уметь пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силаиты и др.) Посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.

Гигиена труда и отдыха.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Пери­оды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Индивидуальный ре­жим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его субъектив­ные и объективные признаки, методы снятия. Оптимальные условия тру­да, микроклимат в классе и квартире.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов. Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности (секции, подвижные игры, любимые виды спор­та). Иметь навыки снятия утомления глаз. Самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Иметь уважительное отноше­ние к людям со сниженными способностями и возможностями.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники возбу­дителей. Пути передачи. Механизмы защиты организма - иммунитет. «Активные» и «пассивные» способы его повышения.

Эпидемия, пандемии. Поведение при подозрении на инфекционное за­болевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, предаваемые половым путём. Туберкулёз, его пре­дупреждение.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь вести себя в эпидемиологических неблагоприятных условиях. Иметь сформированные навыки поведения в условиях эпидемии респира­торных заболеваний в качестве больного и здорового. Иметь навык регу­лярного прохождения медицинских осмотров в декретированные возрас­та. Иметь чёткие представления о своём поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Иметь позитивное отношение к вакцинации.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание — основа жизни.

Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в раз­ных культурах. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и расте­ния.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь готовить разнообразные основные блюда. Уметь составить инди­видуальное меню с учётом энергетической ценности используемых про­дуктов и физиологических потребностей организма. Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня. Уметь различать ядовитые и неядовитые грибы. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоро­вья. Иметь навык избежания незнакомых растений и ягод.

Гигиена питания.

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки оценки свежести продуктов по органолегпическим свойствам перед их употреблением. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды. Уметь оценить правильность и сроки хранения продуктов по упаков­ке.

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора. Пере­ход улицы на регулируемом перекрёстке. Ожидание на «островке безопас­ности». Посадка в автобус, трамвай, троллейбус. Выход из автобуса (трол­лейбуса, трамвая). Опасность движения группой. Ребёнок носит очки. Бе­зопасное поведение в транспорте — зоне повышенного риска. Правила движения велосипеда.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык самоконтроля. Иметь автоматизированные стереотипы: наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики меша­ют детям увидеть приближающийся издалека автомобиль. Уметь безопас­но переходить дорогу или через пути на железнодорожных полотнах. По­нимать свою личную ответственность за безопасность на дороге. Иметь критическое отношение к поведенческим рискам на дороге.

Бытовой и уличный травматизм.

Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, спо­собствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях.

Правила безопасности при экскурсиях, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка Правила безопасности при обращении с открытым огнём. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировки пострадавшего.

Ожидаемые результат ы (ученик может).

Уметь обращаться с пиротехническими средствами, продаваемыми в магазинах, открытым огнём. Уметь оказать элементарную помощь постра­давшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей, организовать оказание полноценной помощи.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. 1 вве­дение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление, разруше­ние). Поведение в криминогенных ситуациях. Поведение в незнакомой природной среде. Совладение с паническими состояниями. Переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний. Помощь при утопле­нии.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать алгоритм поведения з экстремальных ситуациях. Знать, за счёт ка­ких действий можно предупредить или минимизировать повреждение в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф. Владеть элемен­тарными навыками самообороны. Знать средства спасения утопающего на воде в тёплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.

Раздел 6, Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы учрежде­ний и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование. Альтернативная медицина, влияние на орга­низм человека.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь обратиться за медицинской помощью. Иметь навыки соблюде­ния чистоты и правил поведения в поликлинике.

О ж и д а емые ре з у л ь та т ы (ученик может).

Знать минимальный арсенал лекарств, которые применяют без назначе­ния врача. Уметь подобрать для себя лекарственный препарат из этого арсенала с учётом индивидуальной переносимости лекарств. Уметь при­нять первые меры самопомощи при развитии побочного действия ле­карства.

Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества (ПВ). История распространения этих веществ. Жизнен­ный стиль человека, зависимого от ПВ. Ложные представления о допусти­мости употребления ПВ. Зависимость от ПВ: социальная, групповая, инди­видуальная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении ПВ. Болезни человека, связанные с употреблением наркоти­ков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с упот­реблением ПВ.

О ж и д а е м ые р е з у л ь т а т ы (ученик может).

Иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» ПВ мо­гут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные».

Иметь сформированные навыки отказа от употребления ПВ в группе. Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, про­ведения свободного времени. Владеть навыками поддержания общения без прибегай и я к суррогатным формам общения.


  1. Класс.

1.Чего не надо бояться

2.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

  1. Почему мы говорим неправду.

  2. Почему мы не слушаемся родителей

  3. Надо уметь сдерживать себя.

  4. Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

7.«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

8. Что делать, если не хочется в школу.

9. Культура здорового образа жизни.

.6. Класс.


  1. Предупреждение травматизма по пути в школу.

  2. Личная гигиена школьника.

  3. Гигиена внешней среды.

  4. Правила ухода за зубами.

  5. Предупреждение травматизма при спортивных занятиях.

  6. Как содержать в чистоте свое тело.

  7. Вредные привычки и их преодоление.

  8. Организация свободного времени.

  9. Правила купания

  10. Правила езды на велосипеде.

  1. Класс.


  1. Модульный курс профилактики курения

  2. 2. Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни.

  3. Анатомические и физиологические аспекты курения.

  4. Физиологические последствия курения.

5. Курение как угроза здоровью.

6. Кратковременные и длительные последствия курения

  1. Вы рискуете своими легкими (игра - шоу).

  2. Портрет курильщика (занятие - практикум).

8 Класс.

  1. Модульный курс профилактики курения.

  2. Здоровье и выбор образа жизни.

  3. Как бросить курить?

  1. Анатомические и физиологические аспекты курения.

6.Физиологические последствия курения

7.Курение как угроза здоровью.

  1. Кратковременные и длительные последствия курения


9 Класс.


  1. Гигиена умственного труда.

2.Зависимость здоровья человека от окружающей среды.
3. Режим питания.

4.Некоторые вопросы здоровья и нравственности.

5. Вредные привычки и здоровье человека

8. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.

9,Организация свободного времени.

10-11 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Субъективные и объективные признаки здоровья. Представление о здо­ровом и больном теле в разных культурах. Половой диморфизм. Репродук­тивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы те­ла и/или инвалидности. Старение и смерть человеческого организма.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья. Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной сжтияности. Уметь моделировать свой собственный имидж и достигать его. Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инва­лидов.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Направлен­ность личности: Я-концепция, понятие о локусе контроля. Представление о психологии пола, тендерных позициях. Планирование и способы реали­зации планов. Ответственность и свобода выбора.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции. Выражать готовность нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье. Уметь ставить для себя реалистичные цели и планировать пути их достижения. Иметь навыки критического мышления.

Раздел 2. Я и другие

Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг дру­га. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, оди­ночество. Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат и семье. Развод. Правовые аспекты семейного взаимодействия. Формаль­ные и неформальные группы, их социально-психологическая специфика. Механизмы и пути воздействия группы на личность и личности на группу в области сохранения и укрепления здоровья. Принятие решения в груп­пе. Конформизм и самостоятельность, лидерство. Навыки, необходимые для противостояния негативным влияниям неформальной группы в сфере отношения к здоровью.

Ожидаемые результаты (ученик может). Иметь навыки позитивного отношения к людям со специфическим стро­ением тела, особенностями умственной деятельности, различными религи­озными, национальными и социальными установками. Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Уметь выявлять ситуации ма­нипулирования. Уметь распознать ситуации группового давления и уметь противостоять им. Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Выбор гигиенических средств для ухода за телом.

Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответст­вии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эсте­тики и здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь потребность сохранять свое тело и одежду в чистоте. Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода за кожей.

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора, хра­нения, смены.

О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы (ученик может). Не иметь впервые выявленных кариозных зубов в течение периода обу­чения в старшей школе.

Гигиена труда и отдыха.

Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экза­менов, тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь спланировать режим деятельности в период повышения нагру­зок. Знать индивидуальную норму нагрузок. Своевременно определять су­бъективные признаки утомления. Уметь противостоять физическим и

интеллектуальным перегрузкам.

Профилактика инфекционных заболеваний.

ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекцион­ных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Инди­видуальная ответственность за распространение инфекционных заболева­ний.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путем. Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфек­ционными заболеваниями. Иметь сформированное отношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения инфекциями.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание - основа жизни.

Основные правила рационального питания: режим питания, сбалансиро­ванность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост. Болезни питания, ожи­рение. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общест­венного питания: кафе, рестораны и др.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь организовать рациональное питание в семье с учетом индивиду­альных особенностей и финансовых возможностей различных членов се­мьи. Уметь обеспечить адекватное физиологическим потребностям и индивидуальным особенностям питание во время экзаменов, в походах.

Гигиена питания.

Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы, пестициды, плесень и др.

Ожидаемые результаты (ученик может). Умение интерпретировать данные этикетки продуктов. Умение оценить соотношение цена/качество при покупке продуктов питания.

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчеты тра­ектории движения транспорта. Дорога глазами водителя. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

О жидаемые ре з у л ь т а т ы (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге. Уметь объяснить младшим детям принципы безопасного пове­дения на дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы. Знать о видах наказаний за нарушение ПДД.

Бытовой и уличный травматизм.

Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подрост­ками. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных повреждений. Строительст­во и техника безопасности. Техника безопасности в быту (приготовление пищи, пользование бытовыми приборами). Травматизм в местах массово­го скопления людей. Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, потере сознания. Сердечно-легочная реанимация.

Ожидаемые р е з у л ь т а т ы (ученик может).

Владеть приемами конструктивного решения конфликтных ситуаций. Уметь обратиться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе. Уметь пользоваться строительным инвентарем и бытовой техникой. Иметь навыки измерения основных жизненных функций. Уметь оказывать первую доврачебную помощь в пределах своей компе­тенции, провести мероприятия по восстановлению жизненных функций.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Модели поведения людей в экстремальных ситуациях. Поведение в си­туации печали и горя. Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь оказать помощь пострадавшим в экстремальной ситуации. Вла­деть навыками самоконтроля, совладания с паническими реакциями.

Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Оказание помощи в различных медицинских учреждениях. Врачебная тайна. Получение и анализ информации с целью выбора медицинских и оздоровительных услуг. Обязательное и добро­вольное медицинское страхование.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать права пациента в системе обязательного медицинского страхова­ния. Уметь выбрать страховую компанию для добровольного медицинско­го страхования на основе предложенного ею комплекта документов.

Обращение с лекарственными препаратами. Передозировка лекарственных средств. Первая помощь.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки прочтения аннотации или рецепта перед приемом ле­карства. Иметь представление о возможности несовместимости лекарств или наличия потенцирующего эффекта. Уметь учитывать его при приме­нении ранее не использованных лекарств.

Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Основные виды психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как ложный путь решения жизненных проблем. Социальные, пси­хологические и физиологические последствия употребления психоактив­ных веществ. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщи­ка, наркомана, алкоголика. Помощь социума людям, прекратившим упот­ребление психоактивных веществ. Юридическая и личная ответствен­ность за распространение и употребление психоактивных веществ.

Ожидаемые результат ы (ученик может).

Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, таба­кокурение как сложно излечимые заболевания. Знать о наступлении уго­ловной ответственности в случае хранения и распространения наркотичес­ких веществ. Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных на­питков и табачных изделий и уметь критически её оценивать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!