Программа
Спортивно-оздоровительное направление:
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Филиал
МОУ«Тумская средняя общеобразовательная школа №3»
«Спиринская основная общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
зам директора по УВР директор школы
------------------/Гусевой Н.Г../ --------------------/Кузововой О.И/
Программа
Спортивно-оздоровительное направление:
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Программу разработала учитель физической культуры:
Кузякова В.М.
Программа
Спортивно-оздоровительное направление:
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении
успеха.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению -это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное -приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста
наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила подвижных игр.
Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» можно считать следующее:
1. Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
2. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
3. Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
4.Учитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
5. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
6. Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
7. 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Литература
1. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
2.«Детские подвижные игры народов»- А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Москва, 2000. 3.«Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004. 4.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2003.
5. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приемов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
Тематическое планирование
по внеурочному занятию «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Первый год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во |
1 | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | 1 |
2 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
3 | Весёлые старты | 1 |
4 | Беседа: « Режим дня » ИКТ. | 1 |
5 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 |
6 | Сюжетно-ролевой урок: «Космическое путешествие» | 1 |
7 | Игра: «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
8 | «Забеги» - эстафеты | 1 |
9 | Удивительный мир: «История Баскетбола»ИКТ. | 1 |
10 | Конкурсы рисунков учащихся классов на тему " Мы любим спорт ". | 1 |
11 | Час здоровья. «Гимнастика для глаз» ИКТ. | 1 |
12 | Инструктаж: по ТБ. «Осторожно — Мороз!» | 1 |
13 | Утренняя гимнастика. | 1 |
14 | Ребусы по физической культуре. | 1 |
15 | Удивительный мир: «История волейбола» | 1 |
16 | Сюжетно ролевой урок: «Путешествие на поезде» | 1 |
17 | «Олимпийские игры древности» ИКТ. | 1 |
18 | Подвижная игра: «Метательная лапта» | 1 |
19 | Сюжетно ролевой урок: «Десант» | 1 |
20 | Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. | 1 |
21 | Танцевальные упражнения. Упражнения со скакалкой. | 1 |
22 | Час здоровья. «Здоровое питание». ИКТ. | 1 |
23 | Комплекс упражнений с малыми мячами. | 1 |
24 | Час здоровья. « Что мы знаем о сосульках?» ИКТ. | 1 |
25 | Повороты в движении. Эстафеты. Упражнения на расслабление в сочетании с ходьбой. | 1 |
26 | Игры: «Зайцы в огороде». Эстафеты. | 1 |
27 | Час здоровья. Беседа - игра. «Мой друг - велосипед» ИКТ. | 1 |
28 | Час здоровья. «Гимнастика для осанки». ИКТ. | 1 |
29 | ОРУ в движении. Игры: «Прыгающие воробушки». Эстафеты. Развитие-силовых качеств. | 1 |
30 | ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | 1 |
31 | Комплекс упражнений с малыми мячами в движении. | 1 |
32 | Игра «Воробьи и вороны». ОРУ. Развитие выносливости. | 1 |
33 | Эстафеты. Развитие координации. Подведение итогов за учебный год | 1 |
34 | Подведение итогов за учебный год | 1 |
Второй год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во |
1 | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | 1 |
2 | Эстафеты с конусами | 1 |
3 | «Веселые старты: «Сказочный спорт» | 1 |
4 | Здоровые зубы - красивая улыбка. (ИКТ) | 1 |
5 | «Спасение принцессы» | 1 |
6 | Конкурс рисунков на проект талисмана к Олимпийским играм (ИКТ | 1 |
7 | Легенды о происхождении Олимпиады. (ИКТ) | 1 |
8 | Физкультминутка «Танцевальная» Повторяй за нами! | 1 |
9 | ОРУ. Игра «Воробьи и вороны» | 1 |
10 | Игра-соревнование «Чудо-остров» | 1 |
11 | Виды спорта. (ИКТ) | 1 |
12 | ОРУ. Эстафеты с мячом. | 1 |
13 | Подвижная игра: «Заяц, сторож и Жучка» | 1 |
14 | Физкультминутка «Пингвинчики». (ИКТ | 1 |
15 | Подвижная игра: «Два мороза» | 1 |
16 | Музыкальная зарядка: «Дискотека» | 1 |
17 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. (ИКТ) | 1 |
18-19 | Проект: «Здоровый образ жизни» | 1 |
20 | Сюжетно - тематическая игра «поход» | 1 |
21 | Подвижная игра: «Хитрая лисица». | 1 |
22 | Мышечная система человека. (ИКТ) | 1 |
23 | Сюжетная игра: «Веселый поезд» | 1 |
24 | Популярные виды спорта (ИКТ) | 1 |
25 | Подвижная игра: «Охотники и утки» | 1 |
26 | Правша поведения на водоёмах. (ИКТ | 1 |
27 | Подвижная игра: «Угадай, чей голосок». | 1 |
28 | Проект: «Мой любимый спортсмен» | 1 |
29 | Выживание в природных условиях после аварии. (ИКТ) | 1 |
30 | У медведя во бору | 1 |
31 | Беседа на тему: «Уникальная зубная щётка». (ИКТ) | 1 |
32 | «Весёлые старты» | 1 |
33 | Эстафеты. | 1 |
34 | Подведение итогов за учебный год | 1 |
Третий год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во |
1 | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | 1 |
2 | Когда и как возникли физическая культура и спорт | 1 |
3 | Подвижная игра «Караси и щука» | 1 |
4 | Современные Олимпийские игры | 1 |
5 | Подвижная игра «Команда быстроногих» | 1 |
6 | Талисман Олимпийских игр | 1 |
7 | Подвижная игра «Лиса и куры» | 1 |
8 | Что такое физическая культура | 1 |
9 | Подвижная игра «Часовые и разведчики» | 1 |
10 | Твой организм. Основные части тела. Основные внутренние органы | 1 |
11 | «Эстафета на полосе препятствий» | 1 |
12 | Твой организм Скеле и мышцы | 1 |
13 | Подвижная игра «Сильные и ловкие» | 1 |
14 | Осанка | 1 |
15 | Подвижная игра «Перебежка с выручкой» | 1 |
16 | Сюжетный урок «Путешествие в Диснейленд» | 1 |
17 | Подвижная игра «Встречная эстафета с бегом» | 1 |
18 | Органы чуств. Органы зрения и слуха. | 1 |
19 | Подвижная игра «Прыгуны и пятнашки» | 1 |
20 | Сюжетно-игровой урок «Мы - Робинзоны» | 1 |
21 | Подвижная игра «Двумя мячами через сетку» | 1 |
22 | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Презентация. | 1 |
23-24 | Проект на тему ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. | 2 |
25 | Урок - путешествие» «По лесу к речке». | 1 |
26-27 | ПРОЕКТ ЛЮБИМАЯ ИГРА ФУТБОЛ | 2 |
28 | Личная гигиена | 1 |
29 | Закаливание | 1 |
30 | Презентация: « ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА.» | 1 |
31 | Презентация: «Личная безопасность на улице и дома» | 1 |
32 | Сюжетный комплекс круговой тренировки «Матросы на корабле» | 1 |
33 | Урок «Космическое путешествие на Марс» | 1 |
34 | Подведение итогов за учебный год | 1 |