Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Черногорск Рассмотрена школьным методическим объединением учителей естественно-математического цикла Протокол № ___ от « __ » _____________ г. | Утверждена приказом от __________ №____ | | | | |
.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Направление спортивно-оздоровительное
Класс 4а
Составитель:
Петросов Павел Георгиевич,
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1
г. Черногорск
2019год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок», составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями); Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); Положением о рабочих программах внеурочной деятельности.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Подвижные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Программа «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Т.к. игра основной вид деятельности младшего школьника, основы здорового образа жизни воспитываются и усваиваются непосредственно через игру. Посредством игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, подвижные и спортивные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания.
Цель программы: сформировать у младших школьников 4 класса мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи в 4 классе:
- формирование познавательного интереса, воображения, памяти, мышления, речи;
- формирование условий для проявления чувства коллективизма;
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Место в плане внеурочной деятельности школы
Внеурочная деятельность «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» в 4 классе проводится 1 раз в неделю. Проводится в форме кружка в игровом виде деятельности.
Зачет результатов освоения программ внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1 осуществляется в соответствии с содержанием программ внеурочной деятельности в виде соревнований.
Игра как средство воспитания здорового образа жизни.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную игровую деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в процессе игры;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия в игре со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы в процессе игры.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Содержание внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
4 КЛАССа
1. Основы знаний о подвижных играх (1 час + включаются во все занятия). Что такое подвижные игры? Познакомить с правилами подвижных игр. Разбор и проигрывание игр с мячом. Понятие правил игры, выработка правил.
2. Подвижные игры без мячей.
Игры на развитие внимания: «Воробьи - вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка» и т.д.
Игры на координацию движений: «Вышибалы с картинками», «Охотники и утки», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д.
Игры на развитие ловкости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д
3. Эстафеты.
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.
Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.
Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.
4. Спортивные и подвижные игры с мячами. «Бомбардировка» (Правила игры, развитие основных навыков владения мячом). «Охотники и утки» (Правила игры, развитие основных навыков быстрого перемещения по площадке). «Братишка спаси» (Правила игры, основы перемещения, индивидуальные соревнования), «Пионербол» (Правила игры, подачи, прием мяча, тактика нападения и защиты) Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли).
Тематическое планирование «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Подвижные игры | 33 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» 4а класс 2019-2020 учебный год
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Подвижные игры (33ч) |
1 | Беседа по т.б., знакомство с правилами подвижных игр. | 1 | 2.09 | |
2 | «Часы пробили…», «Разведчики». | 1 | 9.09 | |
3 | «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки». | 1 | 16.09 | |
4 | «Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы» | 1 | 23.09 | |
5 | «Охотники и утки», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов» | 1 | 30.09 | |
6 | «Гонки крокодилов», «Вьюны». | 1 | 7.10 | |
7 | «Попади в мишень», «Зевака», «Квач». | 1 | 14.10 | |
8 | «Падающая палка», «Гуси», «Горелка». | 1 | 21.10 | |
9 | «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки». | 1 | 11.11 | |
10 | «Запрещенное движение», «Огонек», «Шумелка». | 1 | 18.11 | |
11 | «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» | 1 | 25.11 | |
12 | Подвижная игра «Лиса и цыплята» | 1 | 2.12 | |
13 | Игра «Бомбардировка» , «Перестрелка». | 1 | 9.12 | |
14 | «Охотники и утки», «Сумей догнать». | 1 | 16.12 | |
15 | Игры «Братишка спаси», «Перестрелка». | 1 | 23.12 | |
16 | Игра «Пионербол». | 1 | 13.01 | |
17 | Игра «Пионербол». | 1 | 20.01 | |
18 | Игра «Пионербол». | 1 | 27.01 | |
19 | Игра «Пионербол». | 1 | 3.02 | |
20 | Игра «Пионербол». | 1 | 10.02 | |
21 | Игра «Пионербол». | 1 | 17.02 | |
22 | Игра «Пионербол» . | 1 | 2.03 | |
23 | Эстафеты с скакалками, обручами, кеглями. | 1 | 16.03 | |
24 | Преодолением препятствий. | 1 | 6.04 | |
25 | Эстафеты. | 1 | 13.04 | |
26 | Эстафеты с бегом и прыжками. | 1 | 20.04 | |
27 | Игра «Пионербол». | 1 | 27.04 | |
28 | Игра «Пионербол». | 1 | 18.05 | |
29 | Игра «Бомбардировка», «Перестрелка». | 1 | 25.05 | |
30 | Игра «Пионербол». | 1 | 1.06 | |
31 | Игра «Пионербол». | 1 | 8.06 | |
32 | Игра «Бомбардировка», «Перестрелка». | 1 | 15.06 | |
33 | Игра «Пионербол». | 1 | 22.06 | |
34 | Игра «Пионербол». | 1 | 29.06 | |