СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Живая планета"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Живая планета" рассчитана на детей с8 до 11 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Живая планета"»

Управление образования Администрации города Димитровграда

Ульяновской области


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО СЮН

_____________ Н.Ф.Крупина

«____»_____________20_17__г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Живая планета»



Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации 1 год




Автор-составитель:

Пищулина Светлана Леонидовна, педагог дополнительного образования


г. Димитровград

2017


Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 1 год обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 8- 11 лет



Возрастной диапазон освоения программы: 8- 11 лет










Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________


Содержание:

1.

Пояснительная записка

стр.

2

Цель и задачи программы


3

Содержание программы



3.1 Учебный план



3.1.1 Учебный план 1года обучения



3.2 Содержание учебно-тематического плана 



3.2.1 Содержание учебно-тематического плана  1 года обучения


3.

Календарный учебный график



3.3 Календарный учебный график 1 года обучения группа 1



3.3.1 Календарный учебный график 1 года обучения группа 1



3.3.2 Календарный учебный график 1 года обучения группа 2



3.3.3 Календарный учебный график 1 года обучения группа 3



3.3.3 Календарный учебный график 1 года обучения группа 4


4

Планируемые результаты


5

Условия реализации программы


6

Формы аттестации 


7

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы


8

Методические материалы


9

Список литературы



9.1. Литература для педагога


.

9.2. Литература для обучающихся и родителей



1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живая планета» создана как авторская по степени участия в разработке .

Актуальность программы:

Воспитание экологической культуры детей – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала ХХI века.

Сохранение природы - главная задача всего человечества, поскольку человек – часть природы. Грамотно охранять природу, можно лишь зная её законы, поэтому естественнонаучное и экологическое образование необходимо каждому человеку. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а наоборот углубились и в наше время их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования единой программы дополнительного образования с экологической направленностью .


Отличительные особенности программы:

«Живая планета» как образовательная программа МБУ ДО СЮН несёт в себе большой развивающий потенциал: у учащихся создаются условия для саморазвития, формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.


Программа «Живая планета» является интегрированной, связана со школьными предметами естественно-научного цикла, психологией, русским языком, предметами искусства.

Основной формой организации учебного процесса при реализации программы» является учебное занятие. Теоретический материал излагается в форме бесед, лекций. Обычно занятие носит комплексный характер, включающий теорию и практику, выполнение творческих работ. Основное время уделяется практическим занятиям.

Обучение по программе позволяет детям заниматься проектной деятельностью: создавать исследовательские и творческие проекты.

В рамках программы учащиеся имеют возможность выражать свое отношение к природе посредством творческих работ: моделирование из бумаги ,изобразительное искусство, изготовление поделок из природного материала, сочинение экологических сказок, стихов и рассказов.

В программе используются инновационные методы обучения:

Изложение учебного материала носит проблемный характер.


Адресат программы: дети

1 года обучения: 8- 11 лет

психолого-педагогические особенности: при разработке программы «Живая планета» были учтены психолого – педагогические особенности детей младшего и среднего школьного возраста.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – образное мышление, идет интенсивное развитие интеллекта. В начальной школе ребёнок хочет знать, в его познании познавательные мотивы являются ведущими. Внимание детей становится концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает эмоциональное отношение у школьника. Эмоции активизируются, когда происходит вовлечение детей в жизненные ситуации, ситуации выбора. Младший школьный возраст – наиболее благоприятен для развития творческого потенциала личности. Для этого периода характерно развитие мотивации, самосознания, потребность в игровой деятельности, в оценке взрослого человека, свободе выбора и фантазии, стремлении к новым впечатлениям и др.

К средне школьному возрасту у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, формируется интерес к исследовательской деятельности. В средне школьном уровне у детей на первое место выходит общение, для них становится важнее, как их оценивают одноклассники. Для успешной познавательной деятельности детей важна атмосфера сотрудничества, и она создается, если учитывается и уважается мнение ребёнка, признаётся право каждого на ошибку, поощряется проявление самобытного отношения к окружающему миру.


Содержание и материал программы «Живая планета» соответствует стартовому уровню


Объем программы – 144 академических часа в год;


Срок освоения программы определяется содержанием программы.

Программа рассчитана на 1год обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)


Форма обучения : очная

формы организации образовательного процесса: групповая


Методы обучения

словесный,

наглядный

практический;

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский;

игровой

проектный


Методы воспитания

убеждение,

поощрение,

стимулирование

мотивация


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный


Формы проведения занятий:

акция, беседа, проблемный диалог, выставка, игра (игра-путешествие, игра-конкурс. ролевая игра и др.), КВН, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие, экскурсия, прогулка в природу.


педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология проектного обучения, технология коллективной учебно-познавательной деятельности, технология интерактивного обучения.


Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))


Формы подведения итогов реализации программы, социальные акции, выставка, презентации с использованием интернет- ресурсов ,защита проектов, викторина , открытое занятие , творческая работа, конкурс.


2. Цель и задачи программы.

Цель и задачи программы:

цель — содействие становлению экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавшей свое место

в природе. Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.


личностные - воспитание любви к родной природе;

-воспитание патриотизма, любви к своей малой родине;

- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

- способствовать обогащению социального опыта ребёнка, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими;

- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, умение довести начатое дело до конца.

- развивать наблюдательность, речь, мышление, внимание, память;

- развивать творческие способности каждого ребёнка.


метапредметные - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;

диагностирование причин успеха, неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях

-умение строить продуктивное взаимодействие, объединяться в группы для сотрудничества

- будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.


образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к изучению природы;

- выработать потребность в общении с природой;

-формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

-формировать умения наблюдать природные объекты, явления, взаимосвязь человека с природой;

- формировать практические умения и навыки по охране природы.

- помочь формированию простейших экологических понятий и навыков;

-формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.




3. Содержание программы


3.1.Учебный план


3.1.1 Учебный план программы 1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов


Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение (8ч.)

Вводное занятие

2

2


Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование

Опрос, анализ анкет

Игра по ПДД «Светофор»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устный опрос

Природа – наш дом

2

1

1

Обсуждение, экскурсия

Наблюдение, устный опрос

Судьба природы - наша судьба

2

2


Комплексное занятие

Викторина

Раздел 2. Осень – золотая пора (20ч.)

Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе»

2

1

1

Экскурсия

Кроссворд опрос


Деревья и кустарники нашего края.

2

1

1

Экскурсия, практическое занятие

дидактическая игра. наблюдение

Дикорастущие и культурные растения.

2

1

1

Комплексное занятие, практическая работа

Конкурс «Загадочный»

Путешествие к Грибу –грибовичу.

2

1

1

Комплексное занятие

Игра, кроссворд «Грибы»

Экскурсия «Станция Юннатов».

2

2


Экскурсия

Устный опрос

Практическая работа «Поделки из природного материала».

2


2

Практическое занятие

Анализ выполнения практических заданий,

выставка работ

Игра «Путешествие в город Огород»

2

2


Беседа,игра

Конкурс. кроссворд

Коллекция «Плоды и семена растений»

2


2

Практическая работа КТД

Наблюдение

Декоративные цветочные растения

2

1

1

Комплексное занятие

Опрос. кроссворд

Аппликация из засушенных растений

2

2


Практическое занятие

Выставка работ

Раздел 3 Птицы – наши друзья.(16 ч .)

Птицы, кто они есть ?

2

1

1

Беседа, практическое занятие

Наблюдение, опрос

Практическая работа «Птица счастья»

2


2

Практическое занятие

Выставка, анализ выполнения практических заданий


Зимующие птицы. Как им помочь?

2

1

1

Рассказ, беседа, практическое занятие

Кроссворд «Птицы»

Проект «Зимующие птицы»

4

1

3

Беседа, самостоятельная работа

Отчет, дневник наблюдений

Практическая работа «Кормушка»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение

Конкурс рисунка «Птицы наши друзья».

2


2

Творческая работа

Выставка работ

Викторина «Пернатые друзья».

2

2


Викторина

Ответы на вопросы

Раздел 4. Зимушка – зима.(14ч.) .

Неживая и живая

природа зимой

2

1

1

Рассказ, беседа, практическая работа

Опрос, наблюдение

Экскурсия «Деревья зимой»

2

1

1

Экскурсия

Отчет

Практическая работа «Снежинка –зимняя гостья»

2


2

Практическое занятие

Конкурс работ

Традиции празднования Рождества и Нового года

2

1

1

Рассказ, диалог, практическая работа

Викторина, выставка

Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!»

2


2

Творческая работа

Конкурс работ

Практическая работа «Елочка»

2


2

Практическая работа

Наблюдение, выставка

Новогодняя игротека

2

2


Игра, интеллектуально-игровые задания

Опрос

Раздел 5. Наши питомцы (10 ч.)

Собака и кошка - друзья человека

2

2


Беседа, устный журнал

Наблюдение, опрос

Животные в доме

2

1

1

Беседа, практическое занятие

Наблюдение

Декоративные птицы в доме.

2

1

1

Комплексное занятие

Выставка работ

Аквариум и его обитатели.

2

1

1

Комплексное занятие

Творческая работа

Мой любимый питомец

2

2


Сообщения о домашних питомцах

Конкурс творческая работа

Раздел 6.Место человека в природе.(8 ч)

Далёкое прошлое Земли. Почему вымерли динозавры?

2

1

1

Рассказ, обсуждение,практическая работа.

Выставка работ

Как человек изменил Землю.

2

2


Диалог. рассказ

Опрос, кроссворд

Природа в опасности. Охрана природы.

2

2


Рассказ, аналитическая беседа

Опрос

Охраняемые природные территории.

2

2


Аналитическая беседа, игра

Кроссворд

Раздел 7 Зелёный уголок в доме.(10ч.)

Комнатные растения в доме. Основные группы комнатных растений.

2

1

1

Диалог, практическая работа

Опрос, наблюдение

Уход за комнатными растениями.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение

Размножений комнатных растений.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение

Аптека на подоконнике.

2

1

1

Беседа, практическое занятие

Наблюдение

Итоговое занятие по теме «Зелёный уголок в доме».

2

2


Сообщения «Мое любимое комнатное растение»

Творческая работа

Раздел 8. Весна в природе.(20ч.)

Весенний календарь природы. Экскурсия «Весна в природе»

2

2


Комплексное занятие, экскурсия

Наблюдение, устные ответы

Акция «Посади дерево»

2


2

Практическое занятие

Наблюдение

В мире пернатых

2

2


Комплексное занятие

Викторина, кроссворд

Охрана и привлечение птиц.

2

1

1

Комплексное занятие


Игра – путешествие « В страну птиц».

2


2

Игра – путешествие

Наблюдение

Выпуск газеты «Окно в природу»

2


2

Коллективное творческое дело

Творческая работа

Проект «Маленький огород на подоконнике»

6

1

5

Практическая работа, наблюдения учащихся

Отчет,наблюдение

Растения – первоцветы.

2

1

1

Творческая работа

Обсуждение

Охрана растений – первоцветов.

2

1

1

Творческая работа

Конкурс

Турнир знаек «Что? Как? Почему?»

2

2


КВН

Конкурс

Раздел 9 . В царстве Берендея (10ч.)

Лес-сообщество организмов. Растительный мир леса нашего края.

2

1

1

Диалог, составление цепей питания

Кроссворд, устный опрос

Животный мир леса родного края.

2

1

1

Диалог. конкурс рисунков, презентация по теме ИКТ


Кроссворд. викторина

Памятка «Как вести себя в лесу»

2


2

Коллективная творческая работа

Тесты

Растения и животные Красной книги Ульяновской области

2



Рассказ, ,презентация с применением ИКТ

Опрос

Лесной КВН

2

2


КВН

Ответы на вопросы

Раздел 10 . Тайны царства насекомых (10ч.)

Насекомые, кто они?

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

Насекомые Красной книги Ульяновской области

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

Экскурсия «Насекомые города»

2


2

экскурсия

фотоотчёт

Викторина «Знатоки насекомых»

2

2


викторина

Ответы на вопросы

Экологическая игра «Веселый муравейник»

2

2


игра


Наблюдение, устные ответы

Раздел11. Мы - друзья природы(14ч.)

Экология как наука. Мы – за экологические поступки

2

2


Проблемный диалог

Тесты устные

Игра «Экологический светофор»

2

2


Игровая

Наблюдение

Экологические знаки

2

1

1

Проект «Экологический знак»

Защита разработок

Мой город Экоград

2

2


Обсуждение, ,проблемный диалог

Опрос

Летние задания

2

2


Обсуждение


Операция «Чистый двор»

2


2

Социальная акция

Наблюдение

Открытое итоговое занятие. Турнир»Полна загадок чудесница природа»

2

2


Игра

Наблюдение


ИТОГО:

144

77

67



3.2.1 Содержание учебно-тематического

плана 1 года обучения


Раздел 1. Введение (8 ч.)

Тема:

  • Вводное занятие

  • Игра по ПДД «Светофор»

  • Природа – наш дом

  • Судьба природы - наша судьба

Теория:

Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с программой. Связь содержания программы со школьными предметами естественнонаучного цикла. Анкета “Что я знаю о природе?” Инструктаж» Правила техники безопасности» и правила поведения на занятиях. Повторение правил дорожного движения. Беседа, чтение и обсуждение экологической сказки. Составление правил «Помощь природе». Обсуждение и составление схемы »Природа и человек». Примеры положительного и отрицательного влияния людей на природу. Материально-техническое и методическое обеспечение работы объединения.


Практика:

1. Игра по ПДД “Светофор”.

2.Экскурсия «Сбор природного материала на пришкольном участке школы»



Раздел 2. Осень - золотая пора(20ч.)

Тема:

  • Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе».

  • Деревья и кустарники нашего края.

  • Дикорастущие и культурные растения.

  • Путешествие к Грибу – грибовичу.

  • Экскурсия «Станция Юннатов».

  • Практическая работа «Поделки из природного материала».

  • Игра «Путешествие в город Огород»

  • Коллекция «Плоды и семена растений»

  • Декоративные цветочные растения

  • Аппликация из засушенных растений

Теория: Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе». Отличие парка от леса. Гербаризация целых растений и их частей . Сбор семян цветочных растений ,их сушка и хранение . Грибы. Грибы съедобные и ядовитые Составление и обсуждение правил сбора грибов. Познавательная игра «Грибы нашего леса». Игра «Путешествие в город Огород».

Составление экологических правил по охране урожая . Комммуникативная игра»Аукцион приветствий».



Практика:

1.Сбор семян цветочных растений на пришкольном участке.

2 Изготовление поделок из природного материала.

3.Упаковка семян растений.

4.Изготовление коллекции «Семена овощных растений».

5Аппликация из засушенных растений.

6Составляем кроссворд «Растения»

7.Рисунок «Гриб».

8. Составление правил сбора грибов.

9. Кроссворд «Овощи».


Раздел 3 Птицы – наши друзья.(16 ч .)

Тема:

  • Птицы, кто они есть ?

  • Практическая работа «Птица счастья»

  • Зимующие птицы. Как им помочь?

  • Проект «Зимующие птицы»

  • Практическая работа «Кормушка»

  • Конкурс рисунка «Птицы наши друзья».

  • Викторина «Пернатые друзья».

Теория: Птицы ,.разнообразие птиц. Что позволяет птицам летать? Обсуждение. Птицы оседлые ,кочующие ,перелетные.

Экологический праздник «Синичкин день « . Зимующие птицы, как им помочь?

Исследовательский проект «Наблюдения за зимующими птицами» , ведение дневника .

Викторина «Пернатые друзья».

Практика:

1.Практикум: рассмотреть и зарисовать перо птицы.

2.Кормушка из подручного материала.

3Работа из бумаги «Птица счастья».

4 Рисунок «Птицы наши друзья»

5.Развешивание кормушек на пришкольном участке

6. Проект «Зимующие птицы» Ведение дневника наблюдений.




Раздел 4. Зимушка – зима.(16ч.) .

Тема:

  • Неживая и живая природа зимой

  • Экскурсия «Деревья зимой»

  • Практическая работа «Снежинка –зимняя гостья»

  • Традиции празднования Рождества и Нового года

  • Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!»

  • Новогодняя игротека


Теория:

Как животные готовятся к зиме. Школа следопыта :следы животных на снегу.. Презентация «Животные леса» с использованием ИКТ. Дидактические игры. Традиции празднования Рождества и Нового года: беседа и викторина. Новогодняя игротека. Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!» в защиту хвойных насаждений.




Практика:

1.Практикум »Определение деревьев и кустарников по веткам и плодам».

2. Практическая работа «Снежинка –зимняя гостья»

3. Работа «Елочка» в различной технике.

4. Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!»

5 . Экскурсия «Деревья зимой» ,рисунки «Силуэты деревьев»

Раздел 5. Наши питомцы (10 ч.)

Тема:

  • Собака и кошка - друзья человека

  • Животные в доме

  • Декоративные птицы в доме.

  • Аквариум и его обитатели

  • Мой любимый питомец


Теория:

Животные в доме. Мы в ответе за тех, кого приручили. Устный журнал» Собака и кошка - друзья человека

Животные живого уголка: морские свинки , кролики ,хомячки ,хорьки и другие. Декоративные птицы: попугаи, голуби, канарейки и др. Содержание и уход за птицами. Аквариум. Устройство и уход за аквариумом. Виды аквариумов. Кормление аквариумных рыбок. Наблюдение за поведением животных. Домашнее задание: подготовить рассказ по плану «Мой любимый питомец».


Практика:

  1. Творческая работа:. рассказ « Мой любимый питомец».

  2. .Модели птиц из бумаги в стиле оригами.

  3. Работа «Подводный мир».

  4. Рисунок »Четвероногий друг»


Раздел 6.Место человека в природе.(8 ч)

Тема:

  • Далёкое прошлое Земли. Почему вымерли динозавры?

  • Как человек изменил Землю.

  • Природа в опасности. Охрана природы.

  • Охраняемые природные территории.


Теория: Далёкое прошлое Земли. Зарождение и развитие жизни на Земле. Обсуждение «Почему вымерли динозавры?». Происхождение и эволюция человека. Связь судьбы человечества и судьбы природы.Чтение и обсуждение экологической сказки «Жила-была река». Необходимость охраны природы и способы её охраны. Охраняемые территории и памятники природы. Игра: брейн-ринг “Природа и мы”.


Практика:

1.Рисунок «Динозавр».

2.Решение кроссворда «Красная книга»



Раздел 7 Зелёный уголок в доме.(10ч.)

Тема:

  • Комнатные растения в доме. Основные группы комнатных растений.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Размножений комнатных растений.

  • Аптека на подоконнике.

  • Итоговое занятие по теме «Зелёный уголок в доме».

Теория: Комнатные растения. Значение комнатных растений для человека. Основные группы комнатных растений. Осторожно! Ядовитые комнатные растения. Посадка растения. Требования растений к условиям жизни .Инструктаж по ТБ. Уход за домашними растениями: полив, рыхление почвы, пересадка, обрезка, опрыскивание, мытьё листьев и т. д. Сообщения детей «Мое любимое комнатное растение»


Практика: 1. Написание этикеток и паспортов комнатных растений и прикрепление к горшкам.

2.Уход за растениями в живом уголке класса.

3.Размножение черенками пеларгонии, традесканции и колеуса.

4.Рисунок »Мой любимый цветок».


Раздел 8. Весна в природе.(20ч.)


Тема:

  • Весенний календарь природы. Экскурсия «Весна в природе»

  • Акция «Посади дерево»

  • В мире пернатых

  • Охрана и привлечение птиц.

  • Игра – путешествие « В страну птиц».

  • Выпуск газеты «Окно в природу»

  • Проект «Маленький огород на подоконнике»

  • Растения – первоцветы.

  • Охрана растений – первоцветов.

  • Турнир знаек «Что? Как? Почему?»


Теория: Весенний календарь природы. Ведение дневника наблюдений Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья-домики .Праздник «День птиц». Игра – путешествие « В страну птиц».

Понятие о фенологии. Растения – первоцветы .

Охрана растений – первоцветов. Посев семян цветов для школьной клумбы.


Практика:


  1. Акция «Посади дерево».

  2. Опыт “Распускание почек на ветках тополя, березы и сирени”.

  3. Опыт» Выращивание петрушки и кресс-салата»

  4. Работа »Посев семян бархатцев»

  5. Рисование листовки и сочинение слоганов в защиту растений –первоцветов.


Раздел 9 . В царстве Берендея (10ч.)

Тема:

  • Лес-сообщество организмов. Растительный мир леса нашего края.

  • Животный мир леса родного края.

  • Памятка «Как вести себя в лесу»

  • Растения и животные Красной книги Ульяновской области

  • Лесной КВН


Теория: Лес – природное сообщество. Ярусы леса. Понятие об экологической нише организма. Значение лесов в природе. Составление цепей питания . Презентация с использованием ИКТ. Растения и животные Красной книги Ульяновской области. Викторина «Мой родной край». Игра : »Лесной КВН».


Практика:

1. Составление памятки «Как вести себя в лесу»

2. Составление цепей питания .

3.


Раздел 10 . Тайны царства насекомых (10ч.)

Тема:

Насекомые, кто они?

Насекомые Красной книги Ульяновской области

Экскурсия «Насекомые города»

Викторина «Знатоки насекомых»

Экологическая игра «Веселый муравейник»



Теория: Насекомые, кто они? Многообразие насекомых. Одомашненные насекомые. Насекомые-вредители сада и огорода.

Насекомые Красной книги Ульяновской области. Экскурсия «Насекомые города» на пришкольный участок. Викторина «Знатоки насекомых». Экологическая игра «Веселый муравейник».

Практика:

1.Моделирование из бумаги «Насекомое».

2.Рисунок «Бабочка»


Раздел11. Мы - друзья природы(10ч.)

Тема:

Экология как наука. Мы – за экологические поступки

Игра «Экологический светофор»

Экологические знаки

Мой город Экоград

Летние задания

Операция «Чистый двор»

Открытое итоговое занятие. Турнир» Полна загадок чудесница природа»

Теория: Экология как наука. Мы – за экологические поступки . Проект «Экологический знак».Зашита своих разработок.

Летние задания. Операция «Чистый двор» Открытое итоговое занятие: Турнир»Полна загадок чудесница природа»


Практика:

1.Рисунок» Экологический знак».

2. Зашита проекта «Экологический знак».




3. Календарный учебный график

3.3.1 Календарный учебный график 1 года обучения группа № ____

п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование

2

Вводное занятие

Класс

Опрос, анализ анкет




Комплексное занятие

2

Игра по ПДД «Светофор»

Класс

Наблюдение, устный опрос




Обсуждение, экскурсия

2

Природа -наш дом

Класс

Наблюдение, устный опрос




Комплексное занятие

2

Судьба природы -наша судьба

Класс

Викторина




Экскурсия

2

Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе»

Парк

Кроссворд ,

Кроссворд




Экскурсия, практическое занятие

2

Деревья и кустарники нашего края. .

Пришкольный участок

дидактическая игра. наблюдение


10


Комплексное занятие, практическая работа

2

Дикорастущие и культурные растения

Класс

Конкурс «Загадочный»




Комплексное занятие

2

Путешествие к Грибу-грибовичу

Класс

Конкурс, кроссворд «Грибы»



13

Экскурсия

2

Экскурсия «Станция юннатов»

МБУ ДО СЮН

Устный опрос



17

Практическое занятие

2

Практическая работа «Поделки из природного материала»

Класс

Выставка



20

Беседа,игра

2

Игра «Путешествие в город Огород»

Класс

Конкурс. Кроссворд



24

Практическая работа КТД

2

Коллекция «Плоды и семена растений»


Класс

Наблюдение



27

Комплексное занятие

2

Декоративные цветочные растения

Класс пришкольный участок

Кроссворд, опрос


10

31

Практическое занятие

2

Аппликация из засушенных растений

Класс

Выставка



3

Беседа, практическое занятие

2

Птицы, кто они есть?

Класс

Опрос, игры



7

Практическое занятие

2

Практическая работа «Птица счастья»

Класс

Наблюдение



10

Рассказ, беседа, практическое занятие

2

Зимующие птицы

Класс

Кроссворд



14

Беседа, самостоятельная работа

2

Проект «Зимующие птицы»

Школьный двор

Дневник наблюдений



17

Беседа, самостоятельная работа

2

Проект «Зимующие птицы»

Класс

Отчет



21

Комплексное занятие

2

Практическая работа «Кормушка»

Класс

Наблюдение



24

Творческая работа

2

Конкурс рисунка»Птицы-наши друзья»

Класс

Выставка работ


11

28

Викторина

2

Викторина »Пернатые друзья»

Класс

Ответы на вопросы


12

1

Рассказ, беседа, практическая работа

2

Неживая и живая

природа зимой

Класс

Опрос, наблюдение




Экскурсия

2

Экскурсия «Деревья зимой»

Пришкольный участок

Отчет



5

Практическое занятие

2

Практическая работа «Снежинка-зимняя гостья»



гостья»

Класс

Выставка работ



8

Рассказ, диалог, практическая работа

2

Традиции празднования Рождества и Нового года

Класс

Викторина. выставка



12

Творческая работа

2

Конкурс листовок и плакатов »Елочка, живи!»

Класс




19

Практическая работа

2

Практическая работа «Елочка»

Класс

Выставка работ



22

Игра, интеллектуально-игровые задания

2

Новогодняя игротека

Класс

Наблюдение



26+

Беседа, устный журнал

2

Собака и кошка - друзья человека

Класс

Наблюдение, опрос



29

Беседа, практическое занятие

2

Животные в доме

Класс

Наблюдение


01


Комплексное занятие

2

Декоративные птицы в доме.

Класс

Выставка работ




Комплексное занятие

2

Аквариум и его обитатели.

Класс

Творческая работа




Сообщения о домашних питомцах

2

Мой любимый питомец

Класс

Конкурс творческих работ.




Рассказ, обсуждение, практическая работа.

2

Далёкое прошлое Земли.Почему вымерли динозавры?

Класс

Выставка работ




Диалог. рассказ

2

Как человек изменил Землю

Класс

Опрос, кроссворд




Рассказ, аналитическая беседа

2

Дикорастущие и культурные растения

Класс

Опрос




Аналитическая беседа, игра

2

. Охраняемые природные территории.

Класс

Кроссворд




Диалог, практическая работа

2

Комнатные растения в доме. Основные группы комнатных растений.

Класс

Опрос, наблюдение


02


Комплексное занятие

2

Уход за комнатными растениями .

Класс

Наблюдение


02


Комплексное занятие

2

Размножений комнатных растений.

Класс

Наблюдение




Беседа, практическое занятие

2

Аптека на подоконнике.

Класс

Наблюдение




Сообщения «Мое любимое комнатное растение»

2

Итоговое занятие по теме «Зелёный уголок в доме».

Класс

Опрос, наблюдение




Комплексное занятие, экскурсия

2

Весенний календарь природы. Экскурсия «Весна в природе»

Класс, пришкольный участок

Наблюдение


Класс




Практическое занятие

2

Акция «Посади дерево»

Пришкольный участок

Наблюдение




Комплексное занятие

2

В мире пернатых

Класс

Викторина, кроссворд




Комплексное занятие

2

Охрана и привлечение птиц

Класс, пришкольный участок



03


Игра – путешествие

2

Игра – путешествие» В страну птиц».

Класс

Конкурс




Коллективное творческое дело

2

Выпуск газеты «Окно в природу»

Класс

Творческая работа


0март3


Практическая работа, наблюдения учащихся

2

Проект «Маленький огород на подоконнике

Живой уголок класса

Дневник наблюдений.анализ




Практическая работа, наблюдения учащихся

2

Проект «Маленький огород на подоконнике

Живой уголок класса

Дневник наблюдений





2

Проект «Маленький огород на подоконнике»

Живой уголок класса

Дневник наблюдений




Творческая работа

2

Растения – первоцветы.

Класс





Творческая работа

2

Охрана растений – первоцветов.

Класс

Конкурс




КВН

2

Турнир знаек «Что? Как? Почему?»

Класс

Конкурс




Диалог, составление цепей питания

2

Лес-сообщество организмов. Растительный мир леса нашего края.

Класс



04


Диалог. конкурс рисунков, презентация по теме ИКТ


2

Животный мир леса родного края.

Класс

Кроссворд, викторина




Коллективная творческая работа

2

Памятка «Как вести себя в лесу»

Класс

Тесты


04


Рассказ, ,презентация с применением ИКТ

2

Растения и животные Красной книги Ульяновской

Класс





КВН

2

Лесной КВН

Класс

Ответы на вопросы




Комплексное занятие

2

Насекомые, кто они?

Класс

Наблюдение, устные ответы




Комплексное занятие

2

Насекомые Красной книги Ульяновской области

Класс

Наблюдение, устные ответы




экскурсия

2

Экскурсия «Насекомые города»

Пришкольный участок

Фотоотчет




викторина

2

Викторина «Знатоки насекомых»

Класс

Ответы на вопросы




игра

2

Экологическая игра «Веселый муравейник»

Класс

Наблюдение, устные ответы




05


Проблемный диалог

2

Экология как наука. Мы – за экологические поступки

Класс

Наблюдение,устный опрос


05


Игровая

2

Игра «Экологический светофор»

Класс





Проект «Экологический знак»

2

Экологические знаки

Класс

Защита разработок




Обсуждение, проблемный диалог

2

Мой город Экоград

Класс





Обсуждение

2

Летние задания

Класс





Социальная акция

2

Операция «Чистый двор»

Двор школы

Наблюдение




Игра

2

Открытое итоговое занятие. Турнир»Полна загадок чудесница природа»

Класс

Наблюдение










4.Планируемые результаты.


В результате обучения по программе ребенок:

В результате обучения по программе у ребенка:

- будет знать…

- будет уметь…

- будет иметь представление…

- будет сформирована устойчивая потребность…

- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества…

- будет стремиться…

- будет обучен…

- овладеет понятиями…

- получит навыки…

- расширит

представления…

- научится делать…

- будет развита устойчивая потребность к

самообразованию…

- будет сформирована активная жизненная

позиция…

- будут развиты творческие способности…

- будет воспитано уважение к нормам

коллективной жизни…


в планируемых результатах необходимо сформулировать:

а) требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

б) компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

в) личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.


Требования к результатам освоения программы дополнительного образования детей отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей. Существенным отличием программ дополнительного образования детей является то, что результаты выступают в качестве целевых ориентиров для педагога при разработке программы. За основу целевых ориентиров педагог может взять виды результатов основного образования, с учетом специфики программ дополнительного образования.

Так в качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников.

Предметные результаты невозможны без метапредметных, в качестве которых могут быть способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях.

Развитие творческого потенциала связано с познанием своих возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Личностный результат обучающегося во многом формируется под воздействием личности педагога дополнительного образования, родителей, ближайшего окружения.

Личностными результатами в результате освоения детьми программы »Живая планета» будут:

  • адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

  • удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализация его;

  • повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

  • формирование ценностных ориентаций;

  • формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

  • получение навыков в изложении своих мыслей, взглядов;

навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, патриотизм и гражданская позиция; культура целеполагания, умение «презентовать» себя и свои проекты.

В результате обучения по программе ребенок будет знать:

- значение природы в жизни человека;

- связь живой и неживой природы;

- Земля – единственная планета, на которой существует жизнь;

- Солнце – источник света и тепла;

- место нахождения России на карте и глобусе;

- отличие человека от животных;

- виды животных, которых можно содержать дома;

- разнообразие птиц, в связи с типом питания (перелётные, зимующие, кочующие);

- свойства живых организмов;

- сезонные явления в природе и их признаки;

- что такое фенология;

- правила поведения в природе и способы её охраны;

- разнообразие растений, основные группы растений;

- разнообразие комнатных растений и их деление на группы;

-что грибы это особое царство природы

- некоторые виды съедобных и несъедобных грибов;

-правила сбора грибов;

около 15 видов комнатных растений;

- правила посадки и пересадки комнатных растений;

- виды ухода за комнатными растениями;

- отличие дикорастущих растений от культурных растений;

- названия распространённых растений леса, луга, сада;

- около 15 видов лиственных и хвойных деревьев;

- назначение охраняемых территорий, заповедников, национальных парков;

- что такое Станция юных натуралистов и её назначение;

- назначение пришкольного участка;

Предметными результатами изучения курса 32рограммы являются

следующие умения:

умение применять полученные знания в самостоятельной и практической деятельности по охране

- вести дневник наблюдений и календарь природы;

определять растения и животных с помощью определительных карточек;

- различать наиболее распространенные в нашей местности деревья и кустарники

- вести дневник наблюдений и календарь природы;

определять растения и животных с помощью определительных карточек;

- различать наиболее распространенные в нашей местности деревья и кустарники;

- посадить комнатное растение и ухаживать за ним;

- проводить простейшие опыты и обрабатывать полученные результаты;

- соблюдать правила по технике безопасности при проведении практических и исследовательских работ;

- изготавливать кормушки для птиц из бросового материала;

- подкармливать птиц и развешивать кормушки;

- собирать семена культурных растений;

- ухаживать за домашними питомцами;

- узнавать птиц встречающихся в городе;

- подготовить растение или его части для создания гербария или коллекции;

-- составлять и рисовать экологические знаки ;

-представить свою творческую работу

получит навыки ведения активной агитационной деятельности по защите природы, опыт коллективной общественной социально значимой деятельности по охране природы.

В результате обучения по программе у учащегося будет сформирована устойчивая потребность в самообразовании: чтению прородоведческой литературы, просмотру телепередач о природе, поиску необходимой информации в интернете.

- учащийся будет обучен оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.


Личностным результатом обучения данному курсу является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения по программе «Живая планета»:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

- осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

- патриотизм, любовь к своему городу, своему региону, своей стране..

Средством развития личностных результатов служит учебный материал программы., нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать экологические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса программы

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

В диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством экологического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.

-выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания программы

– осознание роли экологии и краеведения в познании окружающего мира;

– использование экологических знаний для анализа, оценки, прогнозирования

современных социальных и природных проблем;

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения данного курса являются

следующие умения:

– понимать роль различных источников экологической информации;

анализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории города и района и возникающие при этом экологические проблемы;

– знать особенности природы Мелекесского района

– определять причинно-следственные связи при анализе экологических проблем;

- знать обычаи и традиции народов, проживающих на территории области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по экологии и охране природы;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать экологические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Мелекесского района и Ульяновской области.


5.Условия реализации программы

Помещения: учебный класс

Площадки: пришкольный участок , МБУ ДО СЮН

Оборудование:

таблицы по ПДД, кружки из картона трёх цветов светофора.

иллюстрации, фотографии и рисунки растений, репродукции картин,

карта полушарий, глобус, карточки, задания для групповых наблюдений учащихся, определительные карточки деревьев и кустарников,определители растений .птиц, грибов, таблицы “ Птичье кормушка»,»Цикл развития бабочки», коллекция видов кормов для птиц, бросовый материал: баночки, коробки, верёвки и т.д.стаканы с водой, лезвия, кормушка, иллюстрации, фотографии и рисунки животных, цветная бумага, ножницы ,клей, картон, окаменелости, коллекции насекомых ,раковин моллюсков. полезных ископаемых ,гербарная папка.

Приборы: лупа, термометр, микроскоп

Информационные ресурсы: интернет, библиотека


Формы аттестации—устный опрос. творческая работа, проект, выставка, конкурс, открытые уроки, викторина,


6.Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.

В результате освоения программы детьми должен быть достигнут определённый уровень знаний, умений и навыков.


Для этого используются основные виды диагностики результата

  • Входной контроль – проводится в начале года, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка;

  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии ( акцентирование внимания, просмотр работ, устные ответы);

  • Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем или раздела (дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, викторины, выставки);

  • Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.


Мониторинг результатов образовательного процесса

Показатели результативности

Чем будет измеряться

Как будет измеряться

Сроки проведения

Обученность

Знаки – «звездочки» жёлтого, синего и зелёного цветов.

Контрольные срезы на актуальный уровень знаний (устные ответы, тесты)

Сентябрь и далее по разделам

Обучаемость

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Контрольные срезы (тесты), практические работы и творческие задания

Два раза в год

Уровень саморазвития ребёнка

Карточка индивидуального развития ребёнка

Наблюдения на занятиях

Сентябрь, январь, май.

Уровни обучаемости:

1-й уровень – общекультурный;

2-й уровень – прикладной;

3-й уровень – творческий.


Диагностика воспитательного компонента программы

Диагностика экологической ориентации воспитанников будет проводиться с помощью метода анкетирования, предназначенного для выявления ведущих отношений к природным объектам, степени выраженности эмоциональных, познавательных и практических отношений к природным объектам. Основной формой контроля результативности воспитательного компонента ожидаемых результатов является наблюдение при проведении экскурсии,практических работ.

Диагностика саморазвития ребёнка будет проводится с помощью методики ОССР – методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребёнка.

Диагностический материал

  • Анкета «Моё отношение к природе»;

  • «Карточка индивидуального развития ребёнка»;

  • Тесты по темам и разделам программы;

  • Кроссворды по темам и разделам программы.

  • Викторины по разделам программы.



Педагогический мониторинг

Уровень знаний умений и навыков определяется в следующих измерениях:

Уровень обучаемости:

1-й уровень – общекультурный (демонстрирует ученик, который понимает основные положения программы, умеет правильно объяснить, отвечает на вопросы репродуктивного уровня, умеет изготовить модель по образцу). О

2-й уровень – прикладной (требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнять задания в изменённой ситуации, умения демонстрировать понимание системности понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки) .П

3-й уровень – творческий (демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки программы, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике). Т

Предусматривается проводить срезы 2 раза в год по итогам тестов и выполненных творческих заданий.

Уровень обученности:

1-й уровень – высокий (если тестируемый правильно ответит на 80 – 90 % вопросов задания).

2-й уровень – достаточный (если тестируемый правильно ответит на 60 – 80 % вопросов задания).

3-й уровень – ниже среднего (если тестируемый правильно ответит на 40 – 50 % вопросов задания).

Предусматривается проводить срезы на начало учебного года и далее по разделам программы. Срезы знаний рекомендуется проводить в виде тестов (желательно открытые), вопросов-ответов, кроссвордов, викторин и т.д.


Список воспитанников

Уровень учебной деятельности

Уровень обученности

сентябрь

май

Раздел

Раздел

Раздел

Раздел

1Волкова Ольга

О

П





2







3







4 и т.д.








В конце каждого полугодия высчитывается средний % обученности воспитанников в группе в целом.

Анализ педагогического мониторинга учебного года делается в виде диаграмм и графиков.


  • Возможно использование следующих методов отслеживания результативности : педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования. тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.


мониторинг для отслеживания результативности: используются дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося

Педагогический мониторинг

Мониторинг

образовательной

деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка воспитанника

анкетирование

ведение творческого

дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

введение оценочной системы

оформление фотоотчетов


8.Методические материалы


.

Методическое обеспечение программы

Раздел или

тема

программы

Формы

занятии

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидакти ческий

материал

Техническое

оснащение

занятия

Формы

подведения

итогов

Введение

Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование, комплексное занятие, обсуждение, экскурсия

Словесный, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный

Методическая разработка: игра «Светофор» по правилам дорожного движения, экологическая сказка, инструкция по ТБ

по ПДД, кружки из картона трёх цветов светофора. Рисунок »Ель и все вокруг нее». Гербарные сетки

Опрос, анализ анкет, наблюдение, устный опрос, викторина

Осень -золотая пора



Экскурсия, практическая Работа,

комплексное занятие, игра беседа,

Словесный, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный

Методические разработки: экологическая игра « Путешествие в город Огород»

и познавательная игра «Грибы нашего леса»

Кроссворд «Овощи»

Географическая карта мира, гербарные сетки

плакат «Грибы», образцы поделок, образцы овощей, иллюстрации дикорастущих и культурных растений,

иллюстрации овощных растений,

рисунки и фотографии цветов

Выставка работ Кроссворд опрос, дидактическая игра, анализ выполнения практических заданий, наблюдение, конкурс

Птицы – наши друзья


Комплексное занятие, беседа, практическое занятие, рассказ, викторина

словесный,

наглядный,

практический;

объяснительно-иллюстративный,

Методические рекомендации: исследовательская работа «Наблюдения за зимующими птицами»

Кроссворд «Птицы» Плакат«Виды кормушек»

Иллюстрации птиц, рабочая тетрадь,кормушка

Наблюдение, опрос, выставка, анализ выполнения практических заданий, дневник наблюдений

Зимушка – зима

Рассказ, беседа, практическая работа, творческая работа, экскурсия, игра, интеллектуально-игровые задания

словесный,

наглядный,

практический;

объяснительно-иллюстративный,

игровой

Презентация «Животные леса» с использованием ИКТ.

Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы поделок

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

Наши питомцы

Беседа, устный журнал, комплексное занятие. Сообщения о домашних питомцах

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Методические указания: план рассказа о своем питомце.



Фотографии и рисунки животных, видов аквариумов, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Место человека в природе


Рассказ, обсуждение, практическая работа, аналитическая беседа

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический;


Разработка игры: «Брейн-ринг «Природа и мы»,

Кроссворд«Красная книга»

Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Зелёный уголок в доме

Диалог. практическая работа, комплексное занятие,

Словесный наглядный, практический

Методические указания «Алгоритм посадки растения»


Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

Весна в природе.


Комплексное занятие, игра- путешествие, практическая работа, коллективное творческое дело,

Исследовательский; практический,

словесный наглядный,

Методическая разработка: Турнир знаек «Что? Как? Почему?»

Методическое описание: опыт “Распускание почек на ветках тополя, березы и сирени”.

Методическая разработка : игра – путешествие « В страну птиц».



Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

В царстве Берендея


Комплексное занятие, беседа, презентация по теме ИКТ,

конкурс рисунков, КТД,

КВН, составление цепей питания


Презентация по теме с использованием ИКТ

Методическая разработка: Викторина «Мой родной край».


Фотографии и рисунки животных, творческая работа, образцы, цветная бумага, иллюстрации

Ответы на вопросы, отчет, наблюдение,

Тайны царства насекомых


Комплексное занятие, игра, экскурсия, викторина

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,игровой

Методические разработки: викторина «Знатоки насекомых» » и игра : »Лесной

КВН».


Цветная бумага, иллюстрации насекомых, рисунок «Муравейник»

Наблюдение, устные ответы,

фотоотчет, ответы на вопросы

Мы - друзья природы

Проблемный диалог, обсуждение, ,проблемный диалог, социальная акция, игра

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,игровой

Методическая разработка :Турнир»Полна загадок чудесница природа»



Фотографии и рисунки животных

Защита разработок, устные ответы


9.Список литературы


9.1. Литература для педагога

  1. Головкин Б.Н. Энциклопедия комнатного цветоводства.- М.:Колос, 1993.

  2. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология для всех: Рыбы.- М.:Педагогика-Пресс, 1997.

  3. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике.- Смоленск:Русич, 2001.

  4. .

  5. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды).- Волгоград: Учитель,2004.

  6. Комнатные растения/Иллюстрированная мини-энциклопедия.- М.:АСТ:Астрель, 2001.

  7. . Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий.- Волгоград:Учитель, 2007.

  8. . Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград:Учитель. 2007.

  9. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга.-М.: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС ,2010.-240 с.

  10. Тихонов А.В.Растения России .Красная книга.-М.: .: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС ,2010.-172с.;ил.


9.2 литература для обучающихся и родителей

1.Бианки В.В. Лесная газета.-Клуб колумбов./ Ил.Л.Т.Кузнецова,-М.:Правда, 1986.-480 с.,ил.

2. Цингер Я.А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных. Пособие для учащихся средней школы.- М.: Гос. учебно-педагог. Мин. Просв. РСФСР, 1963..

3. 1001 загадка для бабушек и дедушек, родителей и педагогов.-М.: Развитие таланта, 2008.

4. . Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Книга для учащихся.- 1993.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!